Умственное воспитание детей в процессе ознакомления с природой.
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)
Умственное воспитание детей в процессе ознакомления с природой.
Речевые логические задачи.
Речевая логическая задача – это рассказ-загадка о природе, ответ на которую может быть получен, если дети уяснили для себя определенные связи и закономерности природы.
Материал для составления задач вы нейдете в книгах: Д. Зуева «Времена года», Д.Кайгородова «Родная природа», В.Бианки «Вести из леса», Э.Шима «Лесные разговоры», Н.Сладкова «В лесах счастливой охоты», а также в книгах других знатоков и любителей природы, писателей-натуралистов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
umstvennoe_vospitanie_detey_v_protsesse_oznakomleniya_s_prirodoy.docx | 21.97 КБ |
Предварительный просмотр:
Умственное воспитание детей в процессе ознакомления с природой.
Речевые логические задачи.
Речевая логическая задача – это рассказ-загадка о природе, ответ на которую может быть получен, если дети уяснили для себя определенные связи и закономерности природы.
Материал для составления задач вы нейдете в книгах: Д. Зуева «Времена года», Д.Кайгородова «Родная природа», В.Бианки «Вести из леса», Э.Шима «Лесные разговоры», Н.Сладкова «В лесах счастливой охоты», а также в книгах других знатоков и любителей природы, писателей-натуралистов.
Разноцветные кораблики. (Д. Кайгородова)
Цель: развивать умение детей использовать непосредственный опыт при решении словесной задачи.
Пришла я на пруд. Сколько разноцветных корабликов сегодня на пруду: желтые, красные, оранжевые! Все они прилетели сюда по воздуху. Прилетит кораблик, опустится на воду и тотчас поплывет. Много еще прилетит их сегодня и завтра, после завтра. А потом кораблики больше не будут прилетать и пруд замерзнет. Расскажите, что за кораблики плавают на пруду, в какое время года бывают такие кораблики.
О чем рассказал ёжик?
Цель: развивать умение детей устанавливать зависимость между наступлением сезона и изменением жизни животных и рассказать об этом.
Каждый по-своему готовится к зиме. Прыгает непоседа-белка. Собирает орехи, желуди, рассовывает их по дуплам, по древесным щелкам, а если найдет на земле грибок, сорвет его и повесит сушить на дереве – зимой ей это очень пригодится. Целый день работает белка и все посматривает на соседа – старого ежа, который к осени ленивым стал, мало бегает по лесу, не ловит мышей, забирается в сухие листья да дремлет. «Что-то ты ёж совсем разленился? - спрашивает белка. – Почему к зиме не готовишься, еды не запасаешь? Зимой есть нечего будет». Рассмеялся ёж и что-то тихо сказал белке, так тихо что я не расслышала. Что ёж сказал белке? Почему засмеялся, услышав её вопрос?
Книжка про осень.
Мама купила Саше новую книжку. В ней были три картинки. На первой деревья стояли с желтыми листьям. Также листья покрывали землю. Светило солнце, деревья казались золотыми. Веселая была картинка. На второй картинке листьев на деревьях было меньше, небо затянули тучи, шел дождь. Грустная была картинка. А на третьей картинке почти все деревья стояли голые, только дуб не сбросил свою листву. Опавших листьев много на дорожках, под деревьями. В воздухе кружится и медленно падает на землю первый снег. «Как называется первая картинка?» - спросил Саша маму и показал первую картинку. «Осень», - прочитала мама. «А эта?» - показал Саша на вторую картинку. «Осень», - опять прочитали мама. «А эта?» - спросил Саша про третью картинку. «Осень», - опять прочла мама. Почему про осень нарисованы 3 разные картинки? Как разложить их по порядку: что раньше, что потом?
Кто где зимует? (составлено Е.И.Золотовой)
Собрались насекомые на лесной поляне и стали рассказывать друг другу, кто как зиму проводит. Бабочка-крапивница сказала: «Я буду зимовать под крышей старого сарая, там есть теплая уютная щель»; «А я, - сказал муравей, - …»; «А мы…» - зажужжали пчелы, жуки; «А я, - зашуршала гусеница, - …»
Что сказали насекомые? Где они будут зимовать?
Что бабушка рассказала Саше?
На Новый год маленький Саша поехал к бабушке в деревню. Он никогда не был в деревне зимой и поэтому не узнал деревни, где отдыхал летом. Не было травы и цветов, деревья стояли голые. Все было покрыто снегом. Удивился Саша, побежал скорее в лес, где собирал ягоды и грибы и слушал, как поют птицы. Но в лесу было тихо, не слышно было птиц, не видно зверей.
Тогда побежал Саша на речку, чтобы посмотреть, как резвятся рыбки, как прыгают лягушки и купаются утята. Но не нашел речки кругом была только белая поляна да снег.
Очень удивился Саша, стал спрашивать бабушку: «Куда делись цветы, трава, ягоды? Почему не поют птицы? Почему не видно зверей? Куда спряталась речка? Где все лягушки и рыбки?»
Бабушка посадила внука на колени и стала рассказывать Саше о зиме. Что же она ему рассказала?
Кто обедал в птичьей столовой?
Положил я в птичью кормушку ветку сушеной рябины. Прилетели маленькие серенькие птички (мы много видим их зимой в городе), хлеб склевали, а рябину не трогают. Смотрю, сели на кормушку другие птички. Грудка у них красная, хвост, концы крыльев и голова темно-синие, на крыльях по белой полоске. Ягод на ветке не осталось.
Что это были за птицы?
Что случилось?
Аленушка встала рано. Подбежала к окну, посмотрела на улицу. Что такое? Вчера земля была черная, грязная, в лужах. Крыши домов был разного цвета одна зеленая другая красная. А сегодня… все кругом белое: и земля, и крыши, и деревья. Что такое, что случилось?
Другой вариант (усложнение).
Шли ребята из детского сада домой, обходили лужи, чтобы ноги не замочить. А утром пошли в детский сад, лед под ногами хрустит, воды нет. Что случилось? Куда вода делась?
Где снежинки? (по рассказу Н.Калининой)
Леночке понравились снежинки. Она принесла их в детский сад: смотрите, какие красивые!
А на рукавицах блестят капельки воды. Где же снежинки?
Зимние братья.
Расскажу вам о зимних братьях. Их трое. Они очень похожи и все же не одинаковые.
Второй, средний, зимний брат начинает новый год. По его команде лютует стужа, трещат морозы, скрепит под ногами снег. Он разрисовывает окна разными узорами. Торопятся прохожие, боятся его проказ – он может обморозить нос, щеки, уши. Когда приходит второй брат, стоит ясная погода, на небе ни облачка, а в морозном воздухе сверкают колючие иголки сухих снежинок.
Третий, младший, зимний брат любит метели, бураны, сильные ветры. Крепкие морозы бывают только ночью, а днем начинает пригревать солнце. На солнечной стороне снег подтаивает, покрывается блестящей корочкой – наст. Третий брат тоже любит снег, но его снег не такой, как у его второго брата: мелькает, кружится пушистый снежок, будто одуванчики летят.
Угадайте, что это за зимние братья? Как их зовут? Расскажите о первом, самом старшем брате.
Книга зимы. В. Бианки
Белым ровным слоем покрыл снег всю землю. Поля и лесные поляны теперь как гладкие чистые страницы какой-то огромной книги. Днем идет снег. Кончится – страницы чистые. Утром придешь – белые страницы покрыты множеством таинственных знаков, точек, запятых. Как вы думаете, что это такое?
Волшебные льдинки.
Мой знакомый лесник рассказал мне про волшебные льдинки-сосульки.
Было ранее утро. Солнце только поднималось. Вышел лесник на крыльцо и увидел, что с крыши свисают сосульки, большие-большие, прозрачные, как стекло, льдинки.
До обеда был лесник по своим делам в лесу. Солнышко в это время высоко поднялось, ярко светит. Вернулся лесник, сел на крыльцо, на солнышке греется.
Вдруг ему за воротник… кап-кап, поднял он голову – нет сосулек. Только капельки воды с крыш капают. Удивился он, куда это сосульки делись. Подумал, покачал головой, да так и не придумал.
Расскажите что это за капельки. Откуда они появились? Куда сосульки делись? Увидит ли он снова сосульки вечером?
Когда это бывает?
Еще на полях лежит снег. Еще упрямится зима, посылая на землю снег, ветер, холод. Но уже длиннее становится день, звенят веселые капели, бегут ручейки. От солнечного тепла снег почернел, осел, начал таять. На крышах плачут сосульки, но почки еще не набухли.
Что здесь случилось?
Недалеко от реки жил в лесу заяц. Ночью он бегал по лесу, обгладывал кору деревьев, а днем спал под своим пеньком на опушке леса. Проснулся однажды заяц и видит, что кругом вода и лапы его мокрые. Забрался заяц на пенек, под которым спал, а вода все прибывает. Уже половина пенька в воде стоит. Побежал заяц искать сухого места, а когда оглянулся, увидел, что пенек совсем скрылся под водой.
- Откуда взялось столько воды? – подумал заяц, но так и не догадался.
Расскажите ребята, что случилось.
Первые цветы.
На лесных полянах зацветают первые весенние цветы. Они такие нежные, на длинных тонких ножках – голубые шапочки пробиваются из под снега. Знаете ли вы, как они называются?
Почему деревья белые?
Пришла я к знакомому садовнику в гости. Вышли мы с ним в сад, посидеть на скамеечке. А вокруг нас деревья белые-белые. Весна на дворе, солнце пригревает, а деревья, будто снегом покрыты – белые стоят.
Кто догадался, в какой сад мы попали? Почему деревья белые?
Из книги «Разговор деревьев»М. Пришвин
Сегодня с утра стали собираться к нам гости. Первая прибежала трясогузка, просто так, чтобы только на нас посмотреть. Прилетел к нам в гости журавль и сел на той стороне речки, в желтом болоте, среди кочек, стал там разгуливать.
Ещё скопа прилетела, рыбный хищник, нос крючком, глаза зоркие, светло-желтые, высматривала себе добычу сверху, остановилась в воздухе для этого и пряла крыльями. Коршун с круглой выемкой на хвосте прилетел, парил высоко.
Видно как птица поет на сучке и каждое перышко дрожит у нее от усилия. Но все-таки слова, как мы, они сказать не могут, и им приходится выпевать, выкрикивать, выстукивать.
Тэк-тэек! – чуть слышно постукивает огромная птица глухарь в темном лесу.
Шварк-шварк! – дикий селезень в воздухе пролетел над речкой.
Кряк-кряк! – дикая утка кряква на озере.
Гу-гу-гу! – красная птичка снегирь на березе…
Мы – охотники давно, с детства своего, слышим эти звуки и знаем х различаем. Мы радуемся и хорошо понимаем, над каким словом все они трудятся и не могут сказать. Вот почему мы, когда в лес придем на рассвете и услышим, так и скажем им, это слово: «Здравствуйте!»
И так будто они тогда тоже обрадуются, как будто тогда они тоже все подхватят чудесное слово, слетевшее с языка человеческого. И закрякают в ответ, и зачуфыкают, и затэтэкают, и зашваркают, закркают, стараясь всеми голосами этими ответить нам: «Здравствуйте, здравствуйте, здравствуйте!»
Летом: был солнечный день
На прогулке
«В понедельник мы поедем в лес», - сказала Елена Ивановна детям. Он очень обрадовались и с нетерпением ждали поездки. Погода в понедельник была чудесная: ярко светило солнце, было тепло. Стояло начало лета. деревья в лесу уже покрылись небольшими ярко-зелеными листочками.
Вдруг дети заметили на невысокой елочке гнездо. Можно было хорошо рассмотреть, что делается в птичьем домике. Там сидела небольшая птичка, серенькая, с тонким клювом и рыжей шапочкой. «Эта птичка называется славка»,- сказала Елена Ивановна. Увидев близко подошедших детей птичка забеспокоилась, закричала но не улетела.
Что такое? Почему птичка не улетела? Почему забеспокоилась, когда дети подошли близко к гнезду?
Удивительные капельки.
На даче дети встали рано и сразу побежали на участок, где росли красивые цветы и трава. На каждом листочке и цветке они увидели крупные прозрачные, как бусинки, капельки воды. Они блестели, переливались на солнце.
- Что это такое? – удивились дети и побежали спрашивать у Елены Ивановны.
А вы знаете, что это такое? Как называются эти капельки воды? В какое время дня они бывают? Останутся ли они на траве и цветах целый день?
Летом.
Погода стоит теплая, но большой жары нет. В садах цветут сирень, жасмин, акация, в лесу зацвела рябина. В воздухе вьется тополиных пух. Нарядны луга, лесные поляны. Все наряднее, крупнее, разноцветнее и душистее букеты лесных цветов: здесь колокольчики, и ромашки, и васильки. В лесу цветет земляника, но ягод еще нет. Из птичьих гнезд вылетают птенцы – учатся летать.
Когда это бывает, в каком месяце лета?
«Золотой луг» М. Пришвин
Мы жили в деревне, под окном у нас был луг, весь золотой от множества цветущих одуванчиков. Это было красиво. Все говорили: «Очень красиво! Луг – золотой». Однажды я рано встал удить рыбу и заметил, что луг был не золотой, а зеленый. Когда же я возвращался около полудня домой, луг опять был весь золотой. Я стал наблюдать. К вечеру луг опять позеленел.
Понаблюдайте в течение нескольких дней за одуванчиком. Прочитайте конец рассказа, подтверждающий правильность детских рассуждений.
Тогда я пошел, отыскал одуванчик, и оказалось, что он сжал свои лепесточки, как все равно, если бы у нас пальцы были со стороны ладони были желтые и, сжав кулак, мы закрывали бы желтое. Утром, когда солнце взошло, я увидел как одуванчики раскрывают свои ладони, и от этого луг становится опять золотым.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Доклад на педсовете Тема: «Умственное воспитание детей в процессе ознакомления с природой»
Начальной ступенью умственной деятельности ребенка являются ощущения и восприятия....
Обобщение опыта работы Тема: «Умственное воспитание детей в процессе ознакомления с природой».
Могучим фактором, способствующим интеллектуальной активности детей, является природа, поэтому возможна такая организация познавательной деятельности, где воспитание их познавательных интересов о...
Статья "Умственное воспитание детей в процессе ознакомления с природой"
Умственное воспитание детей в процессе ознакомления с природой...
"Умственное воспитание детей в процессе ознакомления с природой"
В своей консультации я кратко рассказала, как я использую различные методы и приемы в умственном воспитании и в разных видах деятельности в процессе ознакомления с природ...
"Умственное воспитание детей в процессе ознакомления с природой"
Ознакомление детей дошкольного возраста с природным окружением в различных видах деятельности и в разных возрастных группах....
Умственное воспитание детей в процессе ознакомления с природой
Умственное воспитание детей предусматривает развитие их речи и мышления. Вместе с развитием речи приобретаются навыки умственного труда. Для развития мышления и речи ребенку необходим бога...