Перелетные птицы
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)

Панферова Юлия Борисовна

Цель:продолжать развивать и закреплять знания о перелетных птицах родного края.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_zanyatiya_v_starshey_gruppe_pereletnye_ptitsy.docx15.67 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект занятия в старшей группе

Тема: «Перелетные птицы»

Цель: продолжать развивать и закреплять знания о перелетных птицах родного края.

Задачи:

Обучающие:

Дать знания о перелетных птицах  ( скворец, грач, кукушка): внешний вид, питание,  место обитания. Познакомить с новой птицей – трясогузкой.  Учить отгадывать птиц по голосу.

Развивающие:

Закрепить знание о видах  птиц(зимующие, перелётные). Развивать связную речь, умение образовывать однокоренные слова (грач-грачонок, скворец- скворчонок, кукушка-кукушонок)

Воспитательные:

Воспитывать любовь к природе родного края.

Оборудование: фонограмма с голосами птиц, дерево, зимующие птицы, картинки грача, скворца, кукушки, трясогузки, разрезные картинки, мяч, картинки раскраски, карандаши

Методы и приемы: игровая ситуация, отгадывание загадок, беседа, рассказы воспитателя и детей, дидактическая игра «Собери картинку», прослушивание звукозаписи с голосами птиц, подвижная игра «Перелетные, зимующие», словесная игра «Назови птенца», раскрашивание картинок, подведение итогов.

Ход занятия:

Воспитатель:  

- Ребята, что вы слышите? (пение птиц)

- Почему птицы так радуются? (потому что пришла весна).

-  Сегодня мы с вами поговорим о птицах.

- Посмотрите, все птицы собрались на дереве. Назовите их (дятел, воробей, синица, снегирь, клест, сорока).  

- Как одним словом назвать этих птиц? (зимующие)

- А вот еще одна птица прилетела. Что это за птица? (скворец)

- Чем она отличается от птиц на дереве? (она перелетная)

- Скворец принес нам письмо. Давайте его прочитаем.

«Дорогие ребята, пишут вам перелетные птицы. Мы не сможем  к вам прилететь, так как нас заколдовал злой волшебник. Помогите нам, расколдуйте нас. Выполните задания волшебника и злые чары исчезнут.  И тогда мы сможем к вам вернуться. Перелетные птицы»

- Ребята, поможем перелетным птицам?

- Волшебник спрятал конверты с заданиями в нашей группе. Давайте найдем конверт с первым заданием.(Дети находят конверт с цифрой 1)

- Мы с вами должны отгадать загадки  про перелетных птиц.

- Первая загадка: «Всех перелетных птиц черней, чистит пашню от червей»

(грач)

- Опишите грача, какой он? Где живет? Чем питается? Когда прилетает?

- Вторая  загадка: «Нам часто слышится в леску  между ветвей: - Ку-ку! Ку-ку!  Какая пёстренькая птичка в  чужом гнезде снесла яичко?» (кукушка)

- Расскажите, что вы знаете о кукушке (дети рассказывают, воспитатель дополняет)

Третья загадка   «Прилетели певцы – молодой весны гонцы.  Они в скворечнике живут,  песни звонкие поют» (скворцы)

Рассказ ребенка о скворце «Скворец – перелетная птица. Он  весь черный, клюв у него острый, грудка в белую блестящую крапинку, короткий хвост. Скворцы не вьют гнезд, а селятся в дупле дерева или в домиках – скворечниках. Питаются червяками, гусеницами, жуками.»

- С первым заданием справились. Найдите конверт с цифрой 2.

Второе задание - собрать картинку из частей. (Дети собирают разрезную картинку и называют птицу, изображенную на ней)

Воспитатель:

- Трясогузка небольшая  птица, ростом с воробья, но очень стройная.

- Какие перышки у этой птички?  (Оперение  светлое,  белых и серых тонов, на горле и груди большое черное пятно, а на темени черная шапочка,  белый  лоб  и щеки)

- Какие ноги? (длинные)

- Трясогузка быстро ходит, ловко и быстро бегает по земле, беспрестанно потряхивая хвостиком. Спокойно она сидит только тогда, когда поёт свою весёлую песенку цины-цури. Давайте споем песенку трясогузки.

-  Трясогузка – одна из самых полезных птиц. Она уничтожает мух, комаров, за которыми ловко гоняется в воздухе. Особенно велика польза этой птички в огороде, где она быстро бегает по грядкам и склёвывает с земли и растений насекомых.  Трясогузку  чаще всего её можно встретить около воды и жилища человека.

- Поиграем с трясогузкой

Птичка трясогузка весело живёт (хлопать руками по бокам)

Головой мотает (повороты головы в стороны)

Хвостиком трясёт.  (полуприсед)

Крылышки расправит, в небо упорхнёт, (руки в стороны)

Мошку в клюв поймает ( соединить ладони вместе)

И к Птенцам нырнёт.  (подняться на носочки)

- Найдем конверт с третьим заданием (дети находят конверт в группе)

- Вам необходимо отгадать птиц по голосу (воспитатель включает звукозапись, дети отгадывают птиц: кукушка, скворец, грач)

Физкультминутка

Проводится подвижная игра «Перелетные и зимующие птицы»

- Пора найти следующее задание волшебника. Четвертое задание – назвать птенцов перелетных птиц.

- Когда у птиц появляются птенцы? (весной) Я называю вам взрослую птицу, вы должны назвать её птенца.

У грача – грачонок, у скворца – скворчонок, у кукушки – кукушонок, у утки – утенок, у гуся – гусенок, у аиста – аистенок, у журавля- журавленок

(Игра проводится с мячом)

- Ребята, а как вы думаете, почему перелетные птицы из теплых стран возвращаются обратно? (У птиц здесь родина. Они здесь вылупились, научились летать, добывать пищу. Обратно птиц зовет любовь к родине)

- Мы с вами выполнили все задания злого волшебника. Где же птицы? Посмотрите, здесь ещё один конверт. Что же там? (Воспитатель открывает конверт, там нарисованные нераскрашенные птицы)

- Птиц мы расколдовали. Вот они. Но не понятно, где какая. Давайте их раскрасим. (Дети раскрашивают птиц и садят на дерево.)

Итог занятия.

С какими птицами познакомились? Что нового узнали?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Календарно-тематическое планирование (подготовительная группа) Тема "Мой дом, мой город" Лексическая тема "Перелетные птицы. Водоплавающие птицы.Подготовка к отлету"

Календарно-тематическое планирование (подготовительная группа) на тему:  Тема «Мой дом, мой город»  Лексическая тема «Перелетные птицы. Водоплавающие птицы. Подготовка...

Перелетные птицы. Рекомендации родителям по расширению и закреплению знаний детей о перелетных птицах.

Расскажите детям о перелетных птицах весной. На прогулках, по дороге в детский сад, послушайте пение птиц, проведите беседу, расскажите детям о их образе жизни, чем они питаются. Можно даже ...

Календарно-тематическое планирование на тему: «Перелетные птицы, водоплавающие птицы. Подготовка птиц к отлету»

Календарно-тематическое планирование на тему: «Перелетные птицы, водоплавающие птицы. Подготовка птиц к отлету»...

НОД : Речевая деятельность Тема : «Перелетные птицы» Цель: продолжать знакомство детей с перелетными птицами, развивать диалогическую речь детей, развивать навык составления описательного рассказа

НОД : Речевая деятельность Тема : «Перелетные птицы»Цель: продолжать знакомство детей с перелетными птицами, развивать диалогическую речь детей, развивать навык составления описа...