"Игры-экспериментирования и их влияние на развитие познавательной активности старших дошкольников"
презентация к уроку по окружающему миру (старшая группа)

Наталья Александровна Наумова

презентация

Скачать:

ВложениеРазмер
Office presentation icon 000c4dd0-d3baa293.ppt2.23 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

«Игры-экспериментирования и их влияние на развитие познавательной активности старших дошкольников . Наумова Н. А. Гр. ЗФ-209-072-4-1 ВУ

Слайд 2

«Расскажи- и я забуду, покажи- и я запомню, дай попробовать- и я пойму» Китайская

Слайд 3

Актуальность «Детское экспериментирование претендует на роль ведущей деятельности в период дошкольного развития» Н.Н. Поддьяков С введением Федеральных Государственных требований меняются требования к самому воспитателю и методам обучения и воспитания дошкольников. Позволяет объединить все виды деятельности и все стороны воспитания. Развивает наблюдательность и пытливость ума, стремление к познанию мира. Умение изобретать. Создает творческую личность.

Слайд 4

Цель: обеспечение условий для развития познавательной активности дошкольников через детскую экспериментальную деятельность и детское экспериментирование. Задачи: Обогащать представления детей об окружающем мире. Развивать умение пользоваться приборами помощниками. Совершенствовать мыслительную деятельность детей. Обеспечить личностное развитие каждого ребенка.

Слайд 5

Принципы работы 1.Научность 2.Наглядность 3.Доступность 4.Развивающее обучение 5.Индивидуализация 6.Последовательность 7. Комплексно-тематическое построение образовательного процесса

Слайд 6

1 этап работы- организационный Изучение литературы по проблеме. Создание условий в группе. Планирование работы. Первичный мониторинг .

Слайд 7

Структура проведения игры-экспериментирования Постановка проблемы. Предположения, отбор способов их проверки Проверка гипотез. Подведение итогов, вывод. Фиксация результатов. Вопросы детей .

Слайд 8

2 этап- обучающий Обогащение представлений детей об окружающем мире. Работа с приборами - помощниками. Учить сравнивать, наблюдать, делать выводы. Учить строить предположения и проверять их практически.

Слайд 9

Для положительной мотивации дошкольников используют различные стимулы : Новизна, необычность объекта Тайна, сюрприз. Мотив помощи. Познавательный мотив (почему так?) Ситуация выбора.

Слайд 10

Демонстрационные опыты, реализуемые педагогом совместно с детьми «Цветок лотоса» «Плавает – тонет» «Плавающее яйцо» «Озорные зубочистки»

Слайд 11

«Цветная капуста» (Длительность проведения 3 дня) Понадобится : 4 стакана с водой, пищевые красители, листья капусты или белые цветы. Опыт: Добавьте в каждый стакан пищевой краситель любого цвета (колер) и поставьте в воду по одному листу или цветку. Оставьте их на ночь. Утром вы увидите, что они окрасились в разные цвета. Объяснение: Растения всасывают воду и за счет этого питают свои цветы и листья. Получается это благодаря капиллярному эффекту, при котором вода сама стремится заполнить тоненькие трубочки внутри растений. Так питаются и цветы, и трава, и большие деревья. Всасывая подкрашенную воду, они меняют свой цвет.

Слайд 12

«Цветная капуста» (первый день) Подготовка к проведению эксперимента Демонстрационный материал

Слайд 13

«Цветная капуста» (первый день) Демонстрация педагогом проведения эксперимента Демонстрация педагогом проведения эксперимента

Слайд 14

«Цветная капуста» (первый день) Самостоятельная деятельность детей Самостоятельная деятельность детей

Слайд 15

«Цветная капуста» (третий день) Завершение эксперимента Окрашивание капусты

Слайд 16

«Растущие малютки» (длительность проведения 5 дней) Задачи: Выявить, что в продуктах есть мельчайшие живые организмы Материалы и оборудование : Стеклянные ёмкости с крышкой, молоко Ход: Дети предполагают, что мельчайшие организмы есть во многих продуктах. В тепле они разрастаются и портят продукты. Дети выбирают места (холодное и теплое), в которые помещают ёмкости. Наблюдают в течении нескольких дней. Замечают , что в тепле организмы развиваются быстрее, продукт портится. Вывод: Для хранения продуктов использовать холодные места (холодильник, погреб), потому что холод не дает организмам размножаться, продукты не портятся.

Слайд 17

«Растущие малютки» (первый день) Ёмкость в холодном месте Ёмкость в теплом (батарея)

Слайд 18

«Растущие малютки» (третий день) Сравнение по внешнему виду (появились белые хлопья в банке с батареи) Сравнение по запаху (появился запах в банке с батареи)

Слайд 19

«Растущие малютки» (пятый день) В банке выросли белые хлопья, запах усилился Молоко не изменило свой вид

Слайд 20

«Заплесневевший хлеб» ( длительность проведения 5 дней) Задачи: выяснить, что для роста мельчайших живых организмов (грибков) нужны определенные условия Материалы и оборудование: ломтики хлеба, полиэтиленовый пакет, лупа. Ход: Дети помещают хлеб в разные условия: в пакет и в теплое место, в пакет и в холодное место, без пакета Наблюдают в течении нескольких дней. Замечают: Во влажных теплых условиях появляется плесень, в холодном и сухом – плесень не образуется. Вывод: Хлеб нужно хранить в холодильнике, можно посушить сухари.

Слайд 21

«Заплесневевший хлеб» (первый день) Подготовка к проведению эксперимента Начало проведения деятельности детей под руководством педагога

Слайд 22

«Заплесневевший хлеб» (первый день) Хлеб в холодном месте (холодильник) Теплое место (батарея)

Слайд 23

«Заплесневевший хлеб» (пятый день) Сравнение по запаху Сравнение по внешнему виду

Слайд 24

«Фокус с водой» Материалы: 3 стакана, вода, пищевые красители, бумажные полотенца . Ход: Возьмите 2 цвета пищевых красителей (жёлтый и синий), размешайте в половине стакана воды. Возьмите пустой стакан и соедините все три сосуда двумя скрученными бумажными полотенцами (пустой стакан должен быть в центре). Замечают: Вода перемещается из полных стаканов в пустой, смешиваясь и наполняя пустой стакан водой совершенно нового оттенка! Вывод: Вода может перемещаться из одного сосуда в другой.

Слайд 25

«Фокус с водой» Подготовка к эксперименту Начало эксперимента

Слайд 26

«Фокус с водой» (первый день) Проведение эксперимента под руководством педагога Проведение эксперимента под руководством педагога

Слайд 27

«Фокус с водой» Вода поднялась по салфеткам вверх и опустилась в третий стакан. В нем произошло смешивание цветов и получился зеленый цвет.

Слайд 28

«Цветок Лотоса» Материалы : цветы с длинными лепестками, карандаш, вода? Задание: Вырежьте из цветной бумаги цветы с длинными лепестками. При помощи карандаша закрутите лепестки к центру. Вопрос: Как оживить цветок? Гипотеза: Опустите разноцветные лотосы на воду, налитую в таз. Буквально на ваших глазах лепестки цветов начнут распускаться. Вывод: Это происходит потому, что бумага намокает, становится постепенно тяжелее и лепестки раскрываются.

Слайд 29

«Цветок Лотоса» Начало опыта Деятельность детей

Слайд 30

«Цветок Лотоса»

Слайд 31

«Тонет – плавает» (опыт с яйцом ) Задачи: выяснить когда яйцо будет плавать, а когда тонуть. Материалы: Возьмите 2 банки, вода, яйцо. Ход: Одну банку наполните чистой водой и опустите в нее сырое яйцо. Во вторую банку налейте крепкий раствор поваренной соли (2 столовые ложки на 0,5 л воды). Опустите туда второе яйцо. Замечают: В первой банке яйцо утонет, а во второй (с солью) оно будет плавать. Вывод: Это объясняется тем, что соленая вода плотнее, поэтому и плавать в море легче, чем в реке.

Слайд 32

«Тонет – плавает» (опыт с яйцом ) Пресная вода Соленая вода

Слайд 33

«Тонет – плавает» (опыт с яйцом )

Слайд 34

«Тонет – плавает» Задачи: Выяснить какие предметы будут плавать, а какие утонут и почему? Разделить предметы на две группы. Выяснить из каких материалов они сделаны. Материалы: понадобиться чашка или таз с водой и предметы из различных материалов. Ход: По очереди опускать предметы, предполагая какой из них будет плавать , а какой опуститься на дно. Вывод: легкие предметы плавают, а тяжелые опускаются на дно. Бумага плавает, но намокая опускается тоже.

Слайд 35

«Тонет – плавает» (проведение опыта)

Слайд 36

«Тонет – плавает»

Слайд 37

«Убегающие зубочистки» Материалы: миска с водой, зубочистки, жидкость для мытья посуды Ход: Располагаем зубочистки по краю миски с водой. В центр миски капаем капельку средства для мытья посуды. Замечаем: Зубочистки молниеносно разбежались к краям миски. Вывод: В чем же причина? Средство для мытья посуды растекается по воде, увлекая за собой зубочистки.

Слайд 38

«Убегающие зубочистки» Подготовка опыта Проведение опыта

Слайд 39

«Убегающие зубочистки» Доливаем жидкость для мытья посуды Зубочистки «разбегаются»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Повышение компетентности родителей в организации работы по развитию познавательной активности старших дошкольников в процессе экспериментирования

В статье раскрывается взаимосвязь детского жкспериментирования и познавательной деятельности дошкольников....

Материал из опыта работы по теме:"Использование метода ТРИЗ в развитии познавательной активности старших дошкольников"

Творческие способности подразумевают   наличие подвижности мышления, быстрые ориентировки нестандартного подхода к решению больших и малых задач. Важнейшим здесь является  умение перено...

Доклад из опыта работы: «Развитие познавательной активности старших дошкольников посредством использования исследовательских методов обучения в группе компенсирующей направленности»

Актуальность избранной  мною темы на современном этапе очевидна.Современное общество нуждается в активной личности, способной к познавательно-деятельностной самореализации, к проявлению исс...

Развитие познавательной активности старших дошкольников на занятиях по ФЭМП

Развитие познавательной  активности старших дошкольников на занятиях по ФЭМП Познавательная активность детей до­школьного возраста выражается в за­интересованном принятии информа­ции...

Проект «Развитие познавательной активности старших дошкольников посредством использования исследовательских методов обучения в группе компенсирующей направленности»

Исследовательская активность помогает становлению субъектной позиции дошкольника в познании окружающего мира, тем самым обеспечивает готовность к школе. Именно в старшем дошкольном возрасте создаются ...

Коллекционирование как способ развития познавательной активности старших дошкольников.

В этой работе я постаралась собрать и объединить материал, который мог бы помочь воспитателям, родителям и главное- детям без особых усилий найти новое увлекательное занятие, к которому относится созд...

Сообщение из опыта работы "Коллекционирование как способ развития познавательной активности старших дошкольников"

Коллекционирование имеет огромные возможности для развития детей. Оно расширяет кругозор детей, развивает их познавательную активность. В процессе коллекционирования сначала происходит процесс накопле...