Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)
Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в подготовительной группе "12 ноября-Синичкин день"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sinichkin_den.docx | 18.02 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект занятия по окружающему миру в подготовительной группе
«Синичкин день»
Цель: Уточнить и расширить представление детей о зимующих птицах.
Задачи:
1.Расширить представления о зимующих птицах, их образе жизни, обогащать представления о многообразии птиц, конкретизировать представления о внешнем строении птиц, их образе жизни, познакомить с праздником «Синичкин день».
2. Развивать внимательность и наблюдательность.
3. Воспитывать экологическую культуру.
Оборудование: иллюстрации с изображением птиц, плакат «Строение птиц», «Строение крыла», «Какие бывают перья» перышки различных птиц, камни, вода.
Предварительная работа: беседа о зимующих птицах (синице); рассматривание иллюстраций, чтение, отгадывание загадок об этих птицах.
Ход занятия
Вводная часть.
Дружно за руки возьмемся
Мы друг другу улыбнемся
И отправимся гулять
Будем весело играть.
- Вот и отшумела золотая осень. Какие изменения произошли в природе? (Ответы детей: дни стали короче, а ночи длиннее. Деревья сбрасывают свои листья. Становится холоднее. Птиц стало мало.)
- Бывают птицы разными:
Одни боятся вьюг
И улетают на зиму
На добрый, тёплый юг.
Другие – те народ иной:
В мороз над лесом кружат,
Для них разлука с родиной
Страшнее лютой стужи.
- Как вы думаете, почему улетают птицы? (Ответы детей)
- Каких птиц называют зимующими?
Дети: те, которые не улетают с приходом зимы в теплые края, а остаются зимовать в своем краю.
- Каких зимующих птиц вы знаете? (Ответы детей)
- Как называются птицы, которые улетели в тёплые края? (перелетные птицы).
- Каких вы знаете перелетных птиц? (Грачи, Ласточки, Соловьи, Скворцы)
- Правильно, ребята! С наступлением холодов осенью начинается перелет птиц. Осень близиться к своему завершению. Вот и наступил последний осенний месяц.
- Назовите осенние месяца. (Ответы детей)
Основная часть.
В ноябре, 12 ноября, отмечают «Синичкин день», день встречи зимующих птиц. Люди в этот день готовили кормушки, читали стихи про птиц, загадывали загадки, играли и просто любовались зимними птахами. Они готовились к встрече зимних птиц. Для этого сооружаются кормушки и развешиваются в садах и парках. В них обязательно нужно положить лакомства для прилетевших гостей.
- Что можно положить в кормушки? (ответы детей: зерна пшена, риса, проса, гречки; хлебные крошки и сухарики; сушеные ягоды рябины и орешки; кусочки сала, но только несоленого)
- В народе говорят: «Не велика птичкасиничка, а праздник свой знает». Если птицы целыми стайками появлялись у дома, значит, вотвот грянут морозы.
- Вот и мы с вами в этот день поиграем, по отгадываем загадки, покормим птиц. Давайте с вами вспомним строение птицы
- У нас с вами тоже есть голова, но мы не птицы
- Зачем птицам клюв?
- У птиц есть глаза?
- Для чего птицам глаза?
- Глаза нужны птицам для того, чтобы видеть, замечать еду, своих врагов, например, кошек, машины.
- Что еще есть у птиц?
- У всех птиц есть крылья, для того, чтобы летать. Все тело птиц покрыто перьями, крылья тоже.
- Хорошо, а еще какие признаки характерны для птиц?
- У всех птиц 2 ноги, они нужны для того, чтобы передвигаться по земле, цепляться за ветки деревьев.
- Кроме этого у птиц есть хвост. А зачем птицам хвост?
- Хвост очень помогает птицам в полете, благодаря ему, они могут в полете поворачивать и не врезаться в здания и деревья.
- Молодцы, все особенности птиц рассказали. Птичья стая пролетала, пёрышки здесь разбросала. Перья с загадками:
1. Угадайте, что за птица.
Скачет по дорожке, словно кошки не боится – собирает крошки, а потом на ветку прыг и чирикает: «Чикчирик!».
2. Как лиса среди зверей. Эта птица всех хитрей, прячется в зеленых кронах, а зовут ее…
3. Кто присел на толстый сук и стучит: «Туктук, туктук!»?
4. Кто летает. Кто стрекочет – рассказать нам новость хочет?
5. Угадай, какая птица, бойкая, задорная, ловкая, проворная, звонко тенькает: «Теньтень! Как хорош весенний день!».
Игра «Четвертый лишний»
1.Воробей, ворона, синица, ласточка
2.Синица, воробей, голубь, грач
3.Снегирь, ворона, свиристель, соловей
4.Ласточка, воробей, скворец, грач
Игра на внимание «Какой птицы не стало?»
На доске — четыре – пять картинок с изображением зимующих птиц, незаметно для детей убирается одна из картинок и спрашивается: — Какой птицы не стало?
Физкультминутка «Шустрые синички»
Скачет шустрая синица, (прыжки на месте на двух ногах)
Ей на месте не сидится, (прыжки на месте на левой ноге)
Прыгскок, прыгскок, (прыжки на месте на правой ноге)
Завертелась, как волчок. (кружимся на месте)
Вот присела на минутку, (присели)
Почесала клювом грудку, (встали, наклоны головы влевовправо)
И с дорожки — на плетень, Тири тири, Теньтеньтень! (прыжки на месте на двух ногах)
- Сейчас, ребята, пройдём и присядем за столы. И проведем некоторые исследования. Вы готовы? Тогда начинаем. Во время проведения опытов, нужно соблюдать некоторые правила безопасности.
Какие? Не шуметь, не вертеться, не разговаривать, быть очень аккуратными при работе с предметами.
-У вас на столах лежат перья. Чем они отличаются? Перья бывают пуховые, которые расположены близко к телу птиц. Для чего они нужны? (они согревают тело птицы) Какое перо помогает лететь? Покажите эти перья. Они называются маховыми. Где они находятся? (На крыльях) Почему они так называются?
Опыт первый: «Легкое или тяжелое»
Найдите самое длинное перо. Это перо называется «маховое». Эти перья расположены по краям крыльев. Рассматриваем. Потрогайте перо. Какое оно? (плотное, жесткое, большое) Обследуем пальчиками.
Интересно, легкое оно или тяжелое? Дети кладут на одну руку перо, на другую – камень. Делают вывод – легкое. Закрепляем, что это перо «маховое»
- А какие перья лежат у вас ещё? Пуховое (маленькое, пушистое, тоненькое, волоски не сцепленные, стержень тоненький). Накладываем и сравниваем с маховым (водим по руке – мягкое, пушистое)
- Зачем такое перо птице? Пуховое перо служит птице для сохранения тепла. Находятся на туловище, голове, крыльях, лапах. Интересно, какое перо легче – пуховое или маховое? Дуем – какое улетит быстрее – пуховое или маховое?
Перья на хвосте называются «рулевые». Они помогают менять направление полета.
Так зачем птицам перья? Помогают взлететь, держаться на воздухе, предохраняют от ушибов, пересыхания, намокания.
- А как вы думаете, почему у водоплавающих перья не намокают? Потому что, у них есть специальная жировая железа и птицы сами клювом смазывают перья. Некоторые птицы не боятся дождя и даже могут плавать! В народе говорят «Как с гуся вода». Чтобы понять, почему некоторые перья не намокают, давайте проведем опыт. Опыт второй: «Перо сухое или мокрое»
Кусок картона натрем восковым мелком и капнем на него воду. Там где был восковой мел, вода стекла и не намочила картон, а в другом месте появилось мокрое пятно. Какой вывод можно сделать? (некоторые птицы умеют сохранять свои перья сухими) Что помогает птице летать?
У нее есть широкие крылья, хвост, легкие и жесткие перья, с помощью хвоста птица управляет полетом, как рулем, хвост и крылья похожи не веер: в полете птица их расправляет широко, а приземляясь, складывает.
Опыт третий с бумагой «Летает, не летает»
Дети пускают по воздуху листочки бумаги и наблюдают за парящим полетом. А потом комкают лист бумаги и пробуют запустить – он не летит. Какой вывод можно сделать? Дети: расправленный лист может долго парить в воздухе, а скомканный или сложенный лист быстро падает на пол.
Рефлексия
Что интересного вы сегодня узнали? Что вам понравилось?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в 1-ой младшей группе по теме: «Ознакомление детей с качествами и свойствами предметов»
Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миров в 1 младшей группе...
Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром и рисованию во второй младшей, средней группе Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром и рисованию во второй младшей, средней группе
Рисование красками. (пальчиками)...
Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром на тему: «Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников в процессе ознакомления с родным краем.»
Конспект НОД по ознакомлению с окружающим миром...
Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром во второй младшей группе "Кто живёт в лесу? (Ознакомление детей с животным миром родного края)"
Интересное занятие в игровой форме....
Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром во второй младшей группе "Кто живёт в лесу? (Ознакомление детей с животным миром родного края)"
Интересное занятие в игровой форме....
Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром во второй младшей группе "Кто живёт в лесу? (Ознакомление детей с животным миром родного края)"
Интересное занятие в игровой форме....
Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром во второй младшей группе "Кто живёт в лесу? (Ознакомление детей с животным миром родного края)"
Интересное занятие в игровой форме....