Домашние животные для детей младшего дошкольного возраста
консультация по окружающему миру (младшая группа)

Домашние животные для детей дошкольного возраста: как и кого выбрать для знакомства?

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл domashnie_zhivotnye.docx17.07 КБ

Предварительный просмотр:

ДОМАШНИЕ ЖИВОТНЫЕ ДЛЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА: КАК И КОГО ВЫБРАТЬ ДЛЯ ЗНАКОМСТВА?

Главная цель всех действий маленького ребенка – изучение окружающего мира, его законов, зависимости между одними и другими объектами. Этот процесс невозможно представить без изучения животного мира. С самого раннего детства малыша окружают всевозможные игрушки-зверята, изображения их в книжках, которые читает мама, а у многих еще и живут в доме пушистые или пернатые любимцы. Домашние животные для детей дошкольного возраста – тема весьма увлекательная. Как помочь им с ее изучением?

Картинки – самый доступный наглядный материал при изучении практически любой темы с дошкольниками. Для самых маленьких деток (примерно в возрасте года или даже чуть меньше) больше подойдут игрушки (можно приобрести специальные пластиковые наборы домашней серии). Но яркие, крупные картинки тоже вполне могут их заинтересовать, особенно если они красочные и без лишней пестроты. Ну а если есть возможность увидеть кого-то воочию – еще лучше. До года с животными детки знакомятся обычно именно так.

Для детишек 2–3 лет уже полезно уметь сопоставлять изображения «мультяшные» – в мультфильмах, детских книжках (или фигурки игрушек) – с реалистичными картинками или фотографиями. Такие карточки лучше изготовить из плотного картона с закругленными уголками и заламинировать. Это сделает их долговечными и позволит использовать во всевозможных играх с детками старшего дошкольного возраста. Например, можно написать возле каждого изображения букву или целое слово для обучения чтению.

Также для закрепляющих игр пригодятся картинки с изображением отдельных частей тела разных животных и разрезные карточки, состоящие из нескольких частей (в зависимости от возраста ребенка). Картинки можно купить в готовых наборах или скачать из интернета и распечатать.

КТО ПЕРВЫЙ В СПИСКЕ?

Здесь все индивидуально. Чаще всего первым в списке оказывается плюшевый котенок или щенок. Но это не аксиома. Возможно, в доме живет какой-то питомец или питомцы (не обязательно кошка или собака – это может быть попугай, морская свинка, хомяк, крыса). Тогда, скорее всего, первыми предметами в изучении животного мира станут они. Кроме того, на последовательность изучения влияет место проживания дошколенка: у деревенских детей больше шансов познакомиться с коровой, свиньей, другими обитателями домашнего подворья. Городским ближе кошки и собаки.

О КОМ ИЗ ДОМАШНИХ ЖИВОТНЫХ ВООБЩЕ МОЖНО РАССКАЗАТЬ МАЛЫШАМ?

Младшим дошкольникам лучше начинать знакомство с наиболее часто встречающихся из них. Например, верблюда, кролика, нутрию, перепела или индейку можно «приберечь» на некоторое время. А начать с тех представителей домашней фауны, которые на слуху и на виду (в книжках со сказками, стихами, песенками, в мультиках или телепередачах): кошка; собака; корова; лошадь; баран; коза; свинья. Сюда же можно подключить и домашних птиц: кур, уток, гусей. Только малышу необходимо объяснить разницу между птицей и зверем, если он сам пока ее не понимает.

Проводить обучение нужно в «системе координат» малыша: он знает, что все существа различаются внешне, по-разному называются, у них есть папы, мамы и малыши, они по-своему «разговаривают» и кушают разную пищу. Поэтому каждый рассказ нужно начинать с общего описания: как называется животное, как выглядит, какие звуки издает, как называются папы, мамы и детеныши разных животных, чем они питаются. В конце такого рассказа нужно добавить информацию о том, чем каждое из них полезно для человека.

ПОИГРАЕМ?

И, конечно же, незаменимый инструмент для этой цели – игра. Игр можно придумать множество. Вот несколько примеров:

Кто как «говорит»? Родители называют животное, а ребенок должен сказать, какие звуки оно издает, а затем продемонстрировать это: кошечка мяукает, (мяу); свинка хрюкает (хрю).

Кто что кушает? Малышу предлагают две стопки карточек. В одной – изображение животных, в другой – их пища. Он должен подобрать правильные варианты (сено – корова, косточка – собака, трава – баран).

Папа, мама, я. Можно предложить малышу изображения самок, самцов и детенышей, а он пусть разложит их по «семьям» и назовет (кошка-кот-котенок, лошадь-конь-жеребенок, баран-овца-ягненок, корова-бык-теленок). А можно показать кого-то одного, а ребенок пусть назовет остальных «членов семьи».

Где я живу? Мама показывает сыну или дочке картинку с изображением животного, а ребенок должен сказать, как называется его домик (у коровы – коровник, у лошади – конюшня, у собаки – конура). Деткам до 3 лет лучше предложить две стопки карточек и попросить подобрать нужные пары.

В чем польза? Взрослый показывает изображение, а дошкольник должен назвать, чем полезно данное животное (собака – охранник, кошка – ловит мышей, корова – дает молоко, баран, коза – шерсть).

Лапы, усы и хвосты. Задача маленького игрока – отгадать, кому принадлежит часть тела, изображенная на карточке. Это могут быть мордочки, лапы, рога, вымя, пятачок и т.д. Другой вариант игры – положить с двух сторон от ребенка карточки: с одной стороны – с частями тела, с другой – оставшиеся изображения без этих частей. Пусть попробует найти хозяев всех лап, усов или хвостов.

Зверопазлы. Картинки с целым изображением разрезают на несколько частей (чем старше малыш, тем частей больше) и предлагают ему собрать их. А затем пусть расскажет, что он запомнил о собранном животном.

Скажи ласково. Мама говорит: «собака», ребенок должен ответить: «собачка»; «овца» – «овечка», «лошадь» – «лошадка» и т. д.

Стало много. Принцип похож: перевести сказанное в форму множественного числа (свинья чавкает – свиньи чавкают, кот лакает – коты лакают).

Кто лишний? Задача игрока – выбрать из предложенных карточек лишнее изображение и назвать признак (например, положить среди 4 картинок с домашними животными одну с диким; или с животными – птицу, с рогатыми – безрогого, со взрослыми – детеныша…).

Изучать домашних животных с детьми всегда легко и увлекательно. Малыша не придется специально усаживать за изучение – он сам живо включится в процесс и, вероятно, начнет задавать множество уточняющих вопросов. Это – естественный процесс. Он говорит о том, что кроха развивается правильно. Задача взрослых – обязательно помочь ему в этом.

ЧТОБЫ ЛУЧШЕ ЗАПОМНИТЬ

Как известно, малыши гораздо легче усваивают информацию, которая преподносится в увлекательной форме, как сказка или игра. Когда мы изучаем со своими детьми домашних животных, мы учим их заботиться о питомцах, бережно к ним относиться, не обижать. То есть делаем своих чад не только умнее, но и добрее, ответственнее. Чтобы все эти знания не остались мертвым грузом, важно сделать закрепление изученной темы веселым и интересным. Помочь в этом могут: мультфильмы; сказки или рассказы о животных; стихи, песенки; загадки; пословицы, скороговорки; рисование или лепка.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект НОД «Домашние животные»для детей младшего дошкольного возраста.

Конспект НОД«Домашние животные».с использованием информационно – коммуникативных технологийдля детей младшего дошкольного возраста....

Проект "Дикие и домашние животные" для детей младшего дошкольного возраста.

Цель игры: Закрепление знания детей младшего дошкольного возраста о диких и домашних животных.Задачи: 1. Познавательная. Закреплять знания детей о диких и домашних животных. Формировать умение ра...

Презентация "Домашние животные" для детей младшего дошкольного возраста

Цель: - Познакомить детей с домашними животными.Задачи:- Познакомить детей с домашними животными, научить называть их детенышей.- Воспитывать любовь к животным....

Конспект организованной образовательной деятельности по познавательному развитию на тему «Домашние животные» для детей младшего дошкольного возраста.

Конспект организованной образовательной деятельности по познавательному развитию на тему «Домашние животные» для детей младшего дошкольного возраста...

Проект "Домашние животные" для детей младшего дошкольного возраста

Каждый маленький ребенок проходит в своем развитии стадию активного ознакомления с окружающим миром. Особую роль на этом этапе играют домашние животные....

«Формирование представлений о домашних животных у детей младшего дошкольного возраста посредством использования эффективных методов и приемов»

«Формирование представлений о домашних животных у детей младшего дошкольного возраста посредством использования эффективных методов и приемов» Дети – любознательный народ. Им интересно все в этом мир...

Конспект НОД по познавательному развитию с использованием интерактивной игры «Домашние животные» (для детей младшего дошкольного возраста)

Конспект НОД по познавательному развитию с использованием интерактивной игры «Домашние животные»...