Проектная деятельность в подготовительной группе "Моя малая Родина"
проект по окружающему миру (подготовительная группа)
Предварительный просмотр:
Педагогический проект по патриотическому воспитанию дошкольников
«Моя малая Родина»
Подготовила: Комарова А. А.
Воспитатель
Озерск 2022
Любовь к родному краю, родной речи начинается с малого-
любви к своей семье, к своему жилищу, к своему детскому саду.
Постепенно расширяясь, эта любовь переходит в любовь
к родной стране, к её истории, прошлому и настоящему,
ко всему человечеству.
Д. С. Лихачёв
Паспорт проекта
Тема: «Моя малая Родина»
Участники проекта: воспитатели, родители, воспитанники подготовительной группы
Тип проекта: краткосрочный
Вид проекта: познавательно - исследовательский
Срок реализации: ноябрь 2022 г.
Актуальность проекта:
Воспитание патриотических чувств у детей дошкольного возраста – одна из самых актуальных задач нашего времени, включает в себя воспитание любви к близким, детскому саду, родному городу, родной стране. В детском возрасте формируются основные качества личности человека. Поэтому так важно вложить в восприимчивую душу ребёнка высокие человеческие ценности, зародить интерес к истории страны и родного города. Если процесс патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста строить с учётом принципов системного интегрирования, сотворчества детей, родителей, педагогов совместном процессе освоения регионального культурно – исторического наследия, ориентированного на эмоционально – чувственную сферу ребёнка, то у детей будет развито чувство гордости за свою страну, родной город, бережное отношение к земле, культурно – историческим и духовным ценностям.
Цель проекта: Познакомить детей с родным городом и его достопримечательностями. Воспитывать чувство гордости за свою малую Родину, желание сохранить и приукрасить его .
Задачи проекта:
1. Познакомить детей с историей родного города. Познакомить с именами, значимых для города людей.
2. Познакомить детей с улицами города, историей их названий.
3. Способствовать развитию познавательной активности, любознательности дошкольников.
4. Воспитывать интерес и любовь к родному городу, умение видеть
прекрасное, гордиться им.
Планируемые результаты и продукты проекта:
1.Дети знают и называют место проживания: город, область, некоторые предприятия родного города и их значимость; символику города, его достопримечательности.
2. Дети знают и называют свой домашний адрес; испытывают любовь к родному дому, семье, детскому саду.
3. Дети знают и называют место работы родителей, значимость их труда; уважают труд взрослых; проявляют внимание и уважение к пожилым людям, оказывают посильную помощь.
Итоговый продукт: выставка рисунков.
Этапы работы над проектом:
Подготовительный этап:
1.Создание предметно – развивающей среды в детском саду.
2.Организация прогулок, занятий, игр, бесед. Рассматривание рисунков, фотографий о своей малой Родине. Знакомство с литературными произведениями.
3. Повышение компетентности родителей по вопросам касающихся патриотического воспитания.
Основной этап:
- Чтение «Сказы Бажова»
- Беседа «Моя Родина- Россия»
- Беседа «История родного города»
- «Моя семья» - рисование
- «Сказы Бажова» - раскраска
- Рассматривание изображений родного города
- Тематическое занятие в центральной городской библиотеке
- Прослушивание аудиозаписей: «Гимн России»
- Игры «Дом», «Дочки-матери»
- Целевая прогулка «Достопримечательности нашего города»
Работа с родителями
- Изготовление семейных книг.
Анкетирование родителей по теме «Патриотическое воспитание»
Заключительный этап:
Выставка рисунков «Край родной».
Итог проекта:
В ходе реализации проекта дети приобретут знания об истории родного города, его гербе, достопримечательностях, будут знать имена тех, кто основал наш город, начнут проявлять интерес к событиям городской жизни и отражать свои впечатления в продуктивной деятельности.
Приложения
Беседа : «Моя Родина – Россия»
Цель: воспитание у детей чувства уважения к своей Родине.
Задачи: ознакомление детей с такими понятиями, как «Россия», «Родина», «Отечество»; обзорное ознакомление с символикой и Гимном России; закрепление полученной информации (рисунок, аппликация, игра).
Ход беседы
Вопросы:
1. Как называется город, в котором ты живешь?
2. Расскажи о своем доме и своей семье.
Воспитатель. В нашей стране очень много больших и малых городов, деревень и сел. Все они по-своему красивы. Но самым большим городом считается город Москва. Москва – столица нашей страны.
(Воспитатель показывает иллюстрации с видами Москвы.)
В России проживают люди самых различных национальностей (казахи, калмыки, татары, чуваши, таджики, башкиры, удмурты и многие-многие другие), но большая часть россиян – русские.
Вопросы:
1. Вспомните, какие города России вы знаете, перечислите их.
2. Как называют людей, чья Родина – Россия? (Россияне.)
Россия является и нашим Отечеством – местом, где жили наши предки, деды, где живут наши отцы, где живем и мы. Каждый человек должен любить и уважать свою Родину. Она вырастила и воспитала многих великих и известных всему миру людей. (Воспитатель показывает портреты известных деятелей науки, искусства, оставивших свой след в истории нашего государства.)
Мы должны гордиться тем, что нашими соотечественниками были Ломоносов – ученый, чьи открытия и труды принесли много пользы всему человечеству; Чайковский – великий русский композитор, чье имя знает весь мир. Первый человек, покоривший космос, был русским – Юрий Алексеевич Гагарин. Эти и многие-многие другие люди прославили наше Отечество своими делами и подвигами.
У каждой страны мира есть своя символика, то есть знаки отличия – свои флаг, герб и гимн.
Российский флаг трехцветный, то есть бело-сине-красный. Каждый цвет имеет свое значение. Синий цвет означает верность, ум и честность. Красный –смелость, любовь и красоту. Белый – чистоту и ясность, миролюбивость.
Герб России – двуглавый орел – символ мудрости и бесстрашия, ума и великодушия. Он зорко смотрит по сторонам, охраняя Россию от неприятеля.
Гимн – самая главная песня России. Гимн исполняется в особо торжественных случаях. Исполняется и слушается гимн стоя. (Дети прослушивают в записи российский гимн, беседуют о его содержании, воспитатель знакомит с авторами гимна.)
Государственный гимн Российской Федерации
Слова С. Михалкова Музыка А. Александрова
Россия – священная наша держава,
Россия – любимая наша страна.
Могучая воля, великая слава –
Твоё достоянье на все времена!
Припев: Славься, Отечество наше свободное,
Братских народов союз вековой,
Предками данная мудрость народная!
Славься, страна! Мы гордимся тобой!
От южных морей до полярного края
Раскинулись наши леса и поля.
Одна ты на свете! Одна ты такая –
Хранимая Богом родная земля!
Припев.
Широкий простор для мечты и для жизни
Грядущие нам открывают года.
Нам силу дает наша верность Отчизне.
Так было, так есть и так будет всегда!
Слова к российскому гимну написал известный писатель, поэт – Сергей Михалков. Его произведения знают и любят дети потому, что почти все свое творчество он посвятил детям.
Музыку к гимну написал известный композитор – А. Александров.
Множество прекрасных песен и стихов посвящено России. В них прославляется наша Родина, ее леса и поля, реки, рассказывается о любви и гордости за свою страну, маленькую и большую Родину. У русского народа есть множество пословиц и поговорок об этом.
Пословицы и поговорки
Одна у человека родная мать – одна у него и Родина.
Родина – мать, умей за нее постоять.
Русь богатырская.
Где кто родился, там и пригодился.
Родная сторона – мать, чужая – мачеха.
Наша малая родина называется Челябинская область. В её состав входит 43 населенных пункта, один из которых наш родной город Озерск. Столица области – город Челябинск.
Вопросы:
1. Назови страну, в которой проживаешь. (Россия.)
2. Назови область, в которой ты живешь. (Челябинская)
2. Как называется город, в котором ты живешь?
3. Как называется город, который является столицей нашей Родины?
(Москва.)
Творческие задания:
Аппликация российского флага. (Для этого понадобятся бумага белого, синего и красного цветов, картон, клей, ножницы.)
Беседа: История родного города.
Общая информация об истории родного города, его достопримечательностях и значимых людях.
Целевая прогулка к Памятнику Великой Отечественной Войны
Цель: Показать детям, где в нашем городе находится памятник «Воинам Великой Отечественной войны». Развивать речевую компетентность детей посредством введения новых понятий, терминов. Формировать патриотические чувства, интерес к прошлому России, формировать представления о героизме. Воспитывать уважение к ветеранам Великой Отечественной войны.
Активизация словаря: памятник, отечество, патриотизм, ветеран.
Ход прогулки:
Воспитатель и дети подходят к памятнику.
Воспитатель: Ребята, куда мы с вами пришли?
Дети: К памятнику воинам погибшим в ВОВ.
Воспитатель: Правильно. В нашем городе воздвигнут памятник «Воинам Великой Отечественной войны».
Воспитатель: Давайте подойдём поближе и рассмотрим его.
Воспитатель: Да, этот памятник посвящен солдатам, офицерам, которые ушли на войну и не вернулись. Они отдали свою жизнь за наше будущее.
Воспитатель: 22 июня 1941 года - одна из самых печальных дат в истории России, день, который нельзя забыть. В тот далёкий летний день люди занимались обычными делами. 22 июня самая короткая ночь в году. Летняя ночь была наполнена запахами трав, пением птиц и весёлой музыкой. В этот день во всех школах страны проводили последний выпускной бал. По традиции выпускники школ встречали рассвет, они пели, смеялись, мечтали
о будущем. Никто не подозревал, что и приятные хлопоты, и задорные игры, и многие жизни перечеркнёт одно страшное слово - война. 22 июня напоминает нам обо всех погибших, замученных в тылу от голода и лишений.
Художественное слово:
« Ночь перед войной»
Раскрыты были окна школы,
Сирень цвела,
Звенел над садом смех весёлый,
Светлела мгла.
Уже порозовели дали и гладь реки,
И радостно рассвет встречали
Выпускники.
Улыбки, светлые одежды,
Кругом цветы.
Прекрасны юности надежды-
Любовь, мечты.
Казалось, что волною льётся
Бал выпускной,
Но кто мог знать,
Что мир взорвётся
В ту ночь войной?
(О. Волков)
Стелются тёмные тучи,
Молнии с неба снуют,
В облаке пыли летучей
Трубы тревогу поют.
С бандой фашистов
сразится
Смелых Отчизна зовёт.
Смелого пуля боится,
Смелого штык не берёт.
( А. Сурков)
Воспитатель: Ребята, кого можно назвать защитниками Отечества?
(ответы детей).
-Да, тех, кто защищает свою Родину от врагов. Народ помнит о тех, кто погиб, защищая свою страну.
Воспитатель: Как он о них помнит?
(Слагает песни, стихи, возводит памятники, хранит материалы о
защитниках Отечества в музеях)
Воспитатель: Ребята, посмотрите на памятнике есть надписи. Там написаны фамилии и имена тех солдат, которые ушли на войну из нашего города и не вернулись.
Воспитатель: Но есть люди, которые прошли всю войну. Вернулись домой с фронта. Как мы их называем?
Дети: Ветераны.
Воспитатель: Правильно, это наши ветераны. Давайте о них тоже никогда не будем забывать. 9 мая у нас в городе на площади каждый год проходит парад посвященный победе в Великой Отечественной войне. Мы поздравляем наших ветеранов. Проходит торжественное возложение цветов к памятнику.
Воспитатель: Мы с вами знаем много пословиц о Родине.
Дети: Нет ничего краше, чем Родина наша.
Жить - Родине служить.
Родина - мать, умей за неё постоять.
Смелость города берёт.
Воспитатель: 7 мая 1945 года немецкие главнокомандующие подписали соглашение о своём поражении в войне. Вот и закончилась война. И шла она 4 года. За эти годы погибло 20 миллионов людей - солдат, офицеров, стариков, женщин и детей.
Заключительная часть: Сегодня ребята мы с вами узнали, что в нашем городе есть памятник, посвящённый «Воинам Великой Отечественной войны». О том, когда началась война и какой ценой досталась нашему народу Победа.
Расскажите своим близким и друзьям о нашей прогулке.
Анкета для родителей
1.Что Вы понимаете под термином «патриотическое воспитание»?
воспитание любви к Родине;
воспитание уважения к старшему поколению;
воспитание уважения к традициям и обычаям своего народа;
знание истории своей страны;
другое;
затрудняюсь ответить.
2.Возможно ли патриотическое воспитание в детском саду?
да;
нет;
затрудняюсь ответить.
3.Как, по Вашему мнению, следует сформулировать цель патриотического воспитания детей дошкольного возраста?
прививать детям уважение к людям своей страны;
познакомить с обычаями и традициями своего народа;
формировать бережное отношение к природе и всему живому;
расширять представления о родной земле, её столице, городах;
ознакомление с историческим прошлым России;
воспитание эстетически нравственных норм поведения и моральных качеств ребёнка.
4.Как Вы считаете, кто несёт ответственность за патриотическое воспитание детей ?
педагоги
родители
затрудняюсь ответить
5.Как Вы считаете, следует ли знакомить детей дошкольного возраста с символикой государства, традициями, памятными датами?
да;
нет;
затрудняюсь ответить.
6.Как Вы считаете, актуальна ли в современном обществе тема ознакомления с родословной семьи? Есть ли в Вашем доме семейные традиции?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект непосредственно – образовательной деятельности по познанию в подготовительной группе: «Моя малая Родина»
Цель:Продолжать формировать элементарные представление детей о малой Родине - Козловка на основе ознакомления с ближайшим окружением и достопримечательностями городаЗадачи:-дать представле...
Конспект непосредственно образовательной деятельности для детей подготовительной группы «Моя малая Родина – город Пермь»
Конспект непосредственно образовательной деятельности для детей подготовительной группы «Моя малая Родина – город Пермь»...
Конспект напосредственно-образовательной деятельности с детьми подготовительной группы "Моя малая родина -Вязники"
Конспект НОД для детей подготовительной группы с использованием регионального компонента...
Проектная деятельность по нравственно- патриотическому воспитанию « Малая Родина»
В.А. Сухомлинский утверждал, что «детство- каждодневное открытие мира, и поэтому надо делать так, чтобы оно стало, прежде всего, познанием человека и Отечества, их красоты и величия»...
Непосредственно - образовательная деятельность в подготовительной группе "Моя малая родина"
Создание условий для закрепления знаний у детей о своей малой родине....
Опыт работы на тему «Приобщение дошкольников к истории, культуре и традициям малой Родины через разные виды деятельности», в рамках проектной деятельности в подготовительной группе «Капелька»
формирование у детей нравственно-патриотических чувств отражены в нашем проекте "Россия - Родина моя!"который реализовывался с 30.10.22 - 16.11.22...
Организованная образовательная деятельность по нравственно-патриотическому воспитанию в подготовительной группе «Моя малая Родина»
Организованная образовательная деятельность по нравственно-патриотическому воспитанию в подготовительной группе «Моя малая Родина»...