Проектная деятельность в подготовительной группе "Моя малая Родина"
проект по окружающему миру (подготовительная группа)

Комарова Анастасия Александровна

Паспорт проекта, цикл бесед

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_moya_malaya_rodina.docx757.24 КБ

Предварительный просмотр:

Педагогический проект по патриотическому воспитанию дошкольников

«Моя малая Родина»

P-u0NaXlg5E.jpg

Подготовила: Комарова А. А.

Воспитатель

Озерск 2022

Любовь к родному краю, родной речи начинается с малого-

любви к своей семье, к своему жилищу, к своему детскому саду.

Постепенно расширяясь, эта любовь переходит в любовь

к родной стране, к её истории, прошлому и настоящему,

ко всему человечеству.

Д. С. Лихачёв

Паспорт проекта

Тема:  «Моя малая Родина»

Участники проекта: воспитатели, родители, воспитанники подготовительной группы

Тип проекта: краткосрочный

Вид проекта: познавательно - исследовательский

Срок реализации:  ноябрь  2022 г.

Актуальность проекта:

Воспитание патриотических чувств у детей дошкольного возраста – одна из самых актуальных задач нашего времени, включает в себя воспитание любви к близким, детскому саду, родному городу, родной стране. В детском возрасте формируются основные качества личности человека. Поэтому так важно вложить в  восприимчивую душу ребёнка высокие человеческие ценности, зародить интерес к истории страны и родного города. Если процесс патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста строить с учётом принципов системного интегрирования, сотворчества детей, родителей, педагогов совместном процессе освоения регионального культурно – исторического наследия, ориентированного на эмоционально – чувственную сферу ребёнка, то у детей будет развито чувство гордости за свою страну, родной город, бережное отношение к земле, культурно – историческим и духовным ценностям.

Цель проекта: Познакомить детей с родным городом и его достопримечательностями. Воспитывать чувство гордости за свою малую Родину, желание сохранить и приукрасить его .

Задачи проекта:

1. Познакомить детей с историей родного города. Познакомить с именами, значимых для города людей.

2. Познакомить детей с улицами города, историей их названий.

3. Способствовать развитию познавательной активности, любознательности дошкольников.

4. Воспитывать интерес и любовь к родному городу, умение видеть

прекрасное, гордиться им.

Планируемые результаты и продукты проекта:

1.Дети знают и называют место проживания: город, область, некоторые предприятия родного города и их значимость; символику города, его достопримечательности.

2. Дети знают и называют свой домашний адрес; испытывают любовь к родному дому, семье, детскому саду.

3. Дети знают и называют место работы родителей, значимость их труда; уважают труд взрослых; проявляют внимание и уважение к пожилым людям, оказывают посильную помощь.

Итоговый продукт: выставка рисунков.

Этапы работы над проектом:

Подготовительный этап:

1.Создание предметно – развивающей среды в детском саду.

2.Организация прогулок, занятий, игр, бесед. Рассматривание рисунков, фотографий о своей малой Родине. Знакомство с литературными произведениями.

3. Повышение компетентности родителей по вопросам касающихся патриотического воспитания.

Основной этап:

  • Чтение «Сказы Бажова»

  • Беседа «Моя Родина- Россия»

  • Беседа «История родного города»

  • «Моя семья» - рисование

  • «Сказы Бажова» - раскраска

  • Рассматривание изображений родного города

  • Тематическое занятие в центральной городской библиотеке

  • Прослушивание аудиозаписей: «Гимн России»

  • Игры  «Дом», «Дочки-матери»

  • Целевая прогулка «Достопримечательности нашего города»

Работа с родителями  

  • Изготовление семейных книг.

Анкетирование родителей по теме «Патриотическое воспитание»

Заключительный этап:

Выставка рисунков «Край родной».

Итог проекта:

В ходе реализации проекта дети приобретут знания об истории родного города, его гербе, достопримечательностях, будут знать имена тех, кто основал наш город, начнут проявлять интерес к событиям городской жизни и отражать свои впечатления в продуктивной деятельности.

Приложения

Беседа : «Моя Родина – Россия»

Цель:  воспитание у детей чувства уважения к своей Родине.

Задачи:  ознакомление  детей  с  такими  понятиями,  как  «Россия»,  «Родина», «Отечество»;  обзорное  ознакомление  с  символикой  и  Гимном  России; закрепление полученной информации (рисунок, аппликация, игра).

Ход беседы

Вопросы:

1. Как называется город, в котором ты живешь?

2. Расскажи о своем доме и своей семье.

Воспитатель.  В  нашей  стране  очень  много  больших  и  малых  городов, деревень  и  сел.  Все  они  по-своему  красивы.  Но  самым  большим  городом считается  город  Москва.  Москва  –  столица  нашей  страны.  

(Воспитатель показывает иллюстрации с видами Москвы.)

В  России  проживают  люди  самых  различных  национальностей  (казахи, калмыки,  татары,  чуваши,  таджики,  башкиры,  удмурты  и  многие-многие другие), но большая часть россиян – русские.

Вопросы:

1. Вспомните, какие города России вы знаете, перечислите их.

2. Как называют людей, чья Родина – Россия? (Россияне.)

Россия  является  и  нашим  Отечеством  –  местом,  где  жили  наши  предки, деды, где живут наши отцы, где живем и мы. Каждый человек должен любить и уважать свою Родину. Она вырастила и воспитала многих великих и известных всему миру людей.  (Воспитатель показывает портреты известных деятелей науки, искусства, оставивших свой след в истории нашего государства.)

Мы  должны  гордиться  тем,  что  нашими  соотечественниками  были Ломоносов  –  ученый,  чьи  открытия  и  труды  принесли  много  пользы  всему человечеству;  Чайковский  –  великий  русский  композитор,  чье  имя  знает  весь мир.  Первый  человек,  покоривший  космос,  был  русским  –  Юрий  Алексеевич Гагарин.  Эти  и  многие-многие  другие  люди  прославили  наше  Отечество своими делами и подвигами.

У  каждой  страны  мира  есть  своя  символика,  то  есть  знаки  отличия  –  свои флаг, герб и гимн.

Российский  флаг  трехцветный,  то  есть  бело-сине-красный.  Каждый  цвет имеет свое значение.  Синий цвет означает верность, ум и честность. Красный  –смелость, любовь и красоту. Белый – чистоту и ясность, миролюбивость.

Герб  России  –  двуглавый  орел  –  символ  мудрости  и  бесстрашия,  ума  и великодушия. Он зорко смотрит по сторонам, охраняя Россию от неприятеля.

Гимн  –  самая  главная  песня  России.  Гимн  исполняется  в  особо торжественных  случаях.  Исполняется  и  слушается  гимн  стоя.  (Дети прослушивают  в  записи  российский  гимн,  беседуют  о  его  содержании, воспитатель знакомит с авторами гимна.)

Государственный гимн Российской Федерации

Слова С. Михалкова Музыка А. Александрова

Россия – священная наша держава,

Россия – любимая наша страна.

Могучая воля, великая слава –

Твоё достоянье на все времена!

Припев:    Славься, Отечество наше свободное,

Братских народов союз вековой,

Предками данная мудрость народная!

Славься, страна! Мы гордимся тобой!

От южных морей до полярного края

Раскинулись наши леса и поля.

Одна ты на свете! Одна ты такая –

Хранимая Богом родная земля!

Припев.

Широкий простор для мечты и для жизни

Грядущие нам открывают года.

Нам силу дает наша верность Отчизне.

Так было, так есть и так будет всегда!

Слова  к  российскому  гимну  написал  известный  писатель,  поэт  –  Сергей Михалков.  Его  произведения  знают  и  любят  дети  потому,  что  почти  все  свое творчество он посвятил детям.

Музыку к гимну написал известный композитор – А. Александров.

Множество  прекрасных  песен  и  стихов  посвящено  России.  В  них прославляется  наша  Родина,  ее  леса  и  поля,  реки,  рассказывается  о  любви  и гордости  за  свою  страну,  маленькую  и  большую  Родину.  У  русского  народа есть множество пословиц и поговорок об этом.

Пословицы и поговорки

  Одна у человека родная мать – одна у него и Родина.

  Родина – мать, умей за нее постоять.

  Русь богатырская.

  Где кто родился, там и пригодился.

  Родная сторона – мать, чужая – мачеха.

Наша малая родина называется Челябинская область. В её состав  входит 43 населенных пункта, один из которых наш родной город Озерск. Столица области – город Челябинск.  

Вопросы:

1. Назови страну, в которой проживаешь. (Россия.)

2. Назови область, в которой ты живешь. (Челябинская)

2. Как называется город, в котором ты живешь?

3.  Как  называется  город,  который  является  столицей  нашей  Родины?

(Москва.)

Творческие задания:

 Аппликация  российского  флага.  (Для  этого  понадобятся  бумага  белого, синего и красного цветов, картон, клей, ножницы.)

Беседа:  История родного города.

Общая информация об истории родного города, его достопримечательностях и значимых людях.

Целевая прогулка к Памятнику Великой Отечественной Войны

Цель: Показать детям, где в нашем городе находится памятник «Воинам Великой Отечественной войны». Развивать речевую компетентность детей посредством введения новых понятий,  терминов. Формировать патриотические чувства, интерес к прошлому России, формировать представления о героизме. Воспитывать уважение к ветеранам Великой Отечественной войны.

Активизация словаря: памятник, отечество, патриотизм, ветеран.

Ход прогулки:

Воспитатель и дети подходят к памятнику.

Воспитатель: Ребята, куда мы с вами пришли?

Дети: К памятнику воинам погибшим в ВОВ.

Воспитатель: Правильно. В нашем городе  воздвигнут памятник «Воинам Великой Отечественной войны».

Воспитатель: Давайте подойдём поближе и рассмотрим его.

Воспитатель: Да, этот памятник посвящен солдатам, офицерам, которые ушли на войну и не вернулись. Они отдали свою жизнь за наше будущее.

Воспитатель: 22 июня 1941 года -  одна из самых печальных дат в истории России, день, который нельзя забыть. В тот далёкий летний день люди занимались обычными делами. 22 июня самая короткая ночь в году. Летняя ночь была наполнена запахами трав, пением птиц и весёлой музыкой. В этот день во всех школах страны проводили последний выпускной бал. По традиции выпускники школ встречали рассвет, они пели, смеялись, мечтали

о будущем. Никто не подозревал, что и приятные хлопоты, и задорные игры, и многие жизни перечеркнёт одно страшное слово  - война. 22 июня напоминает нам обо всех погибших, замученных в тылу от голода и лишений.

Художественное слово:

« Ночь перед войной»

Раскрыты были окна школы,

Сирень цвела,

Звенел над садом смех весёлый,

Светлела мгла.

Уже порозовели дали  и гладь реки,

И радостно рассвет встречали

Выпускники.

Улыбки, светлые одежды,

Кругом цветы.

Прекрасны юности надежды-

Любовь, мечты.

Казалось, что волною льётся

Бал выпускной,

Но кто мог знать,

Что мир взорвётся

В ту ночь войной?

(О. Волков)

Стелются тёмные тучи,

Молнии с неба снуют,

В облаке пыли летучей

Трубы тревогу поют.

С бандой фашистов

сразится

Смелых Отчизна зовёт.

Смелого пуля боится,

Смелого штык не берёт.

( А. Сурков)

Воспитатель: Ребята, кого можно назвать защитниками Отечества?

(ответы детей).

-Да, тех, кто защищает свою Родину от врагов. Народ помнит о тех, кто погиб, защищая свою страну.

Воспитатель: Как он о них помнит?

(Слагает песни, стихи, возводит памятники, хранит материалы о

защитниках Отечества в музеях)

Воспитатель:  Ребята,  посмотрите  на  памятнике  есть  надписи.  Там написаны  фамилии  и  имена  тех  солдат,  которые  ушли  на  войну  из нашего города и не вернулись.  

Воспитатель: Но есть люди, которые прошли всю войну. Вернулись домой с фронта. Как мы их называем?

Дети: Ветераны.

Воспитатель:  Правильно,  это  наши  ветераны.  Давайте  о  них  тоже никогда не будем забывать. 9 мая у нас в городе на площади каждый год проходит  парад  посвященный  победе  в  Великой  Отечественной  войне. Мы поздравляем наших ветеранов. Проходит торжественное возложение цветов к памятнику.

Воспитатель: Мы с вами знаем много пословиц о Родине.

Дети: Нет ничего краше, чем Родина наша.

Жить - Родине служить.

Родина - мать, умей за неё постоять.

Смелость города берёт.

Воспитатель: 7 мая 1945 года немецкие главнокомандующие подписали соглашение о своём поражении в войне. Вот и закончилась война. И шла она 4 года. За эти годы погибло 20 миллионов людей  -  солдат, офицеров, стариков, женщин и детей.

Заключительная часть: Сегодня ребята мы с вами узнали, что в нашем городе есть памятник,  посвящённый «Воинам Великой Отечественной войны». О том, когда началась война и какой ценой досталась нашему народу Победа.

Расскажите  своим  близким  и  друзьям  о  нашей  прогулке.

Анкета для родителей

1.Что Вы понимаете под термином «патриотическое воспитание»?

   воспитание любви к Родине;

   воспитание уважения к старшему поколению;    

  воспитание уважения к традициям и обычаям своего народа;

   знание истории своей страны;

   другое;

   затрудняюсь ответить.

2.Возможно ли патриотическое воспитание в детском саду?

   да;

   нет;

   затрудняюсь ответить.

3.Как, по Вашему мнению, следует сформулировать цель патриотического воспитания детей дошкольного возраста?

   прививать детям уважение к людям своей страны;

   познакомить с обычаями и традициями своего народа;

   формировать бережное отношение к природе и всему живому;

   расширять представления о родной земле, её столице, городах;

   ознакомление с историческим прошлым России;

   воспитание эстетически нравственных норм поведения и моральных качеств ребёнка.

4.Как Вы считаете, кто несёт ответственность за патриотическое воспитание детей ?

  педагоги

  родители

  затрудняюсь ответить

5.Как Вы считаете, следует ли знакомить детей дошкольного возраста с символикой государства, традициями, памятными датами?

   да;

   нет;

   затрудняюсь ответить.

6.Как Вы считаете, актуальна ли в современном обществе тема ознакомления с родословной семьи? Есть ли в Вашем доме семейные традиции?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственно – образовательной деятельности по познанию в подготовительной группе: «Моя малая Родина»

Цель:Продолжать  формировать элементарные  представление детей о малой Родине - Козловка на основе ознакомления с ближайшим окружением и достопримечательностями городаЗадачи:-дать представле...

Конспект непосредственно образовательной деятельности для детей подготовительной группы «Моя малая Родина – город Пермь»

Конспект непосредственно образовательной деятельности для детей подготовительной группы «Моя малая Родина – город Пермь»...

Конспект напосредственно-образовательной деятельности с детьми подготовительной группы "Моя малая родина -Вязники"

Конспект НОД для детей подготовительной группы с использованием регионального компонента...

Проектная деятельность по нравственно- патриотическому воспитанию « Малая Родина»

В.А. Сухомлинский утверждал, что «детство- каждодневное открытие мира, и поэтому надо делать так, чтобы оно стало, прежде всего, познанием человека и Отечества, их красоты и величия»...

Непосредственно - образовательная деятельность в подготовительной группе "Моя малая родина"

Создание условий для закрепления знаний у детей о своей малой родине....

Опыт работы на тему «Приобщение дошкольников к истории, культуре и традициям малой Родины через разные виды деятельности», в рамках проектной деятельности в подготовительной группе «Капелька»

формирование у детей нравственно-патриотических чувств отражены в нашем проекте "Россия - Родина моя!"который реализовывался с 30.10.22 - 16.11.22...

Организованная образовательная деятельность по нравственно-патриотическому воспитанию в подготовительной группе «Моя малая Родина»

Организованная образовательная деятельность по нравственно-патриотическому воспитанию в подготовительной группе «Моя малая Родина»...