Конспект НОД по окружающему миру в средней группе "Как животные и птицы к зиме готовятся"
план-конспект занятия по окружающему миру (средняя группа)
Предлагаю вам конспект непрерывной образовательной деятельности по реализации образовательной области «Познавательное развитие» на тему «Как животные и птицы к зиме готовятся». Данный материал подходит для возрастной категории детей дошкольного возраста 4-5 лет. Дети во время данной образовательной деятельности знакомятся и закрепляют знания о том, как перелетные птицы и дикие животные готовятся к зиме.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_nod_po_okruzhayushchemu.docx | 28.62 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект НОД по окружающему в средней группе «Как животные и птицы к зиме готовятся».
Цель: создание условий для расширения кругозора и представления детей об изменениях в жизни животных осенью.
Задачи:
1. Познакомить детей с тем, как готовятся кочевые птицы и дикие животные к зиме.
2. Закрепить полученные ранее знания.
3. Способствовать развитию речи, обогащению словарного запаса детей.
4. Развивать любознательность, наблюдательность, мышление.
Интеграция образовательных областей: речевая, познавательная, социально-коммуникативная, физическая.
Виды детской деятельности: речевая, игровая
Оборудование: аудиозапись, иллюстрации с изображением животных и птиц, презентация
Предварительная работа:
чтение художественной литературы о птицах и животных, наблюдение за птицами на прогулке, рассматривание иллюстраций птиц и животных.
Ход НОД.
Воспитатель зовет детей к окну и читает стихотворение.
За осенними тучами где-то Журавлиный затих разговор. На дорожки, где бегало лето, Разноцветный улёгся ковёр. Воробей загрустил за окошком, Непривычно притихли дома. По осенним ковровым дорожкам Незаметно приходит зима.
Воспитатель: О чем стихотворение? (об осени) Осень бывает ранняя и поздняя. А скоро наступит зима, это очень трудное, холодное время года, которое очень нелегко пережить. У животных и птиц это самая тяжелая пора. Они готовятся встретить зиму. А хотите узнать, как животные и птицы готовятся к зиме? А где мы это можем узнать? А как нам туда попасть?
Воспитатель: Мы в листочки превратились и тихонько закружились,
Покружились, полетели, на пенёчки тихо сели (дети садятся на свои стульчики)
Воспитатель: -Послушайте, как тихо в лесу, не слышно птиц.
-Почему?
-Чем питаются птицы летом? (мошками, жучками, ягодами, зелёными растениями).
-Что произошло осенью с растениями и насекомыми? (насекомые прячутся, растения увядают).
-С наступлением холодов не стало еды для птиц, вот и улетели они на юг, где тепло и сытно.
- Сначала улетели птицы, которые питаются насекомыми: ласточки и стрижи. Много комаров и мошек поедают они на лету. Есть такая примета: если быть дождю, то ласточки низко над землёй летают. Эти маленькие чёрные птички с раздвоенными хвостиками умеют в полёте не только насекомых ловить, но и пить и даже купаться. Коснулась белой грудкой и хвостом воды - искупалась. А стрижи - тоже очень интересные птицы. Они так хорошо летают, что даже могут спать в воздухе. В воздухе ловят комаров и мошек. Когда насекомые исчезают, стрижи тоже улетают в тёплые края. После ласточек и стрижей улетают птицы, которые кормятся, собирая свою пищу на земле- журавли и грачи. И последними улетают утки и гуси. Они обитают у нас пока не замёрзнут водоёмы.
Воспитатель: - Ребята как называют птиц, которые улетают в тёплые края? (перелётные)
-Почему перелётные? (перелетают)
Воспитатель:
-Во время перелётов много птиц погибает, выдерживают только сильные и крепкие, те, которые хорошо питались. Поэтому нельзя их пугать и гонять, не надо мешать птицам в поиске корма.
-А где же звери ?
Кто на ветке шишки грыз
И бросал объедки вниз?
Кто по ёлкам ловко скачет
И взлетает на дубы?
Кто в дупле орешки прячет,
Сушит на зиму грибы?
(белка)
Воспитатель: -Правильно. Это белка .
-Но посмотрите, раньше она была рыжая, а сейчас какая? (серая)
-Она шубку поменяла на более тёплую. А как вы думаете, почему цвет шёрстки стал другим ? (ответы детей)
-Так белка прячется от врагов (например , от хищной птицы-ястреба).
-Деревья зимой какие стоят? (голые ). Голые и серые.
-Какой цвет меньше заметен на фоне этих деревьев рыжий или серый?
- Какие запасы делает белка на зиму ? (грибы, орехи)
-Грибы белка сушит, натыкая их на острые ветки, а орехи в ямки прячет, которые выкапывает сама среди кустов. Если попадается вам такая кладовая, не трогайте её, белкам эти орешки нужнее.
-Скажите, какой у белки хвост? (пушистый)
-Хвост у белки как парашют. Прыгнет белка с ёлки на ёлку, распушит хвост и плавно опустится на ветку. А когда очень ветрено, садится спиной к ветру и хвостом закрывается. А какие у белки коготки? (острые, цепкие)
-Зачем белке острые коготки? (ловко бегать по стволам)
Колюч он, но не ёлочка,
В иголках, но не сосенка.
В клубок свернуться может.
Конечно - это … (ёжик)
Воспитатель:-Сколько листиков на нём. Скажите, как ёж листья на колючки собирает? (свернётся в клубок и катается)
-Правильно. Выберет место, где будет кататься по ним, свернувшись в клубок. Покатается так, соберёт листья на свои колючки, подбежит к ямке под пнём, избавится от листьев и снова за ними побежал. Дом себе на зиму готовит.
-А чем же ёж будет питаться зимой? ( ответы детей)
-Ягод, грибов, зелёных растений нет, насекомые тоже попрятались. Ёж зимой спит, а жир нагуливает летом и осенью, чтобы всю зиму сытным спать. А теперь ещё одна загадка. Угадайте, кто это?
Хозяин лесной просыпается весной,
А зимой под вьюжный вой
Спит в избушке снеговой (медведь
Воспитатель: -Чем медведь всё лето и осень питается?(ягодами, грибами, муравьями, жуками, рыбой)
-В голодное время может питаться и травой, и мхом, и древесной корой.
-Медведь делает запасы на зиму? Почему?
-Вот и приходится медведю, как ежу, наедаться и нагуливать жир на всю голодную и холодную зиму.
-Где всю зиму спит медведь? (в берлоге)
-Зимой берлогу закроет снежное одеяло, тепло будет в ней медведю.
Воспитатель: -А вот ещё один лесной житель.
Серый, страшный и зубастый
Произвёл переполох
Все зверята разбежались
Напугал зверят тех … (волк)
Воспитатель: -Волк тоже к зиме готовится. Шерсть у него за лето и осень отрастает и тоже становится очень густой и тёплой. Это волку необходимо, ведь он спит прямо на снегу, закрыв хвостом нос и лапы. Волки живут зимой семьями- это волчья стая. Днём они спят, а ночью охотятся.
Следующая загадка:
Комочек пуха,
Длинное ухо.
Прыгает ловко,
Любит морковку. (заяц)
Воспитатель: -Заяц так же, как и белка, шубку меняет. Какой он был летом, а сейчас к зиме? (белый)
-Интересно он меняет цвет шубки. Сначала белеет хвост, потом- задние лапы. Поглядишь на такого зайца, словно на нём белые штаны надеты. Потом белеет спина, за ней- уши , но не до самых кончиков: они остаются чёрными.
-Зачем зайцу шубу менять?
-Кого боится заяц, от кого прячется?
-Как заяц спасается? (быстро убегает, запутывает следы)
-Что помогает зайцу так быстро бегать? (длинные и сильные задние лапы)
-Где заячий дом? (ответы детей)
-Днём он спит в снежной ямке. В большие морозы зарывается в сугроб- там теплее. Ночью выходит заяц еду добывать.
-Какую? (ответы детей)
-Обгладывает кору с веток.
Музыкальная физминутка «Зайка беленький»
А вот новая загадка:
Хитрая плутовка,
Рыжая головка,
Хвост пушистый- красота,
А зовут её … (лиса)
Воспитатель: -Идёт лиса тихо, не слышно. Покажите, как она это делает.
-Зимой у лисы на лапках отрастает густая шерсть, она как в валенках, и лапы не мёрзнут.
-Чем питается лиса? (ответы детей)
-Она любит мышей из-под снега доставать. Слух у лисицы хороший, услышит она, как под снегом мыши возятся и пищат и начинает лапами разгребать. Воспитатель: -Ребята, мы все- таки испугали зверей и они разбежались. Теперь вот не могут найти свои домики. Поможем им? Д/и “Кто где живет? ” -Воспитатель: Молодцы, ребята! Всех зверей по своим домикам расселили. Дикие животные дома отдохнули и со своими детенышами решили прогуляться.
Как- то раз осенним днем Звери все пошли гулять гурьбой За мамой волчицей топал… Кто? (Волчонок.) За мамой лисицей крался… Кто? (Лисёнок.) За мамой ежихой катился… Кто? (Ежонок.) За мамой медведицей шёл… Кто? (Медвежонок.) За мамой бельчихой скакал… Кто? (Бельчонок.) За мамой зайчихой прыгал… Кто? (Зайчонок.) Воспитатель: -А теперь нам пора возвращаться в детский сад. Давайте закроем наши глазки и покружимся, как листочки. Листочки, листочки В деток превратитесь В детский сад вернитесь! Воспитатель: У меня есть вот такой мячик. Давайте поиграем… (или просто встали в круг)
Мяч красивый и волшебный, Будет в руки к вам скакать И вопросы задавать. Кому я брошу мяч, тот отвечает на вопрос.
1. Кого мы видели в лесу? ( В лесу мы видели медведя, волка, зайца, лису, ежика.)
2. Кто из животных спит зимой? ( Зимой спят медведь, ежик.)
3. Где спит медведь? (Медведь спит в берлоге).
4. Какие животные не делают себе запасов на зиму? (Не делают себе запасов на зиму волк, заяц, лиса).
5. Какие животные являются врагами для зайца? (Волк и лиса)
6. Где живет белочка? ( Белочка живет на дереве в дупле).
-Сегодня на занятии все старались. Молодцы!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия по окружающему миру в средней группе. Тема: "Зимующие птицы"
На данном занятии детям даётся представление о видах питания зимующих птиц. Закрепляются понятие «зимующие» птицы. Развивается воображение, внимание, мышление, целостное восприятие предметов. Ак...
Конспект занятия по окружающему миру в средней группе "Животные севера и жарких стран"
Конспект НОД "Животные севера и жарких стран"...
Конспект занятия по окружающему миру в средней группе. Тема: «Как дикие животные готовятся к зиме?».
Конспект занятия по окружающему миру в средней группе. Тема: «Как дикие животные готовятся к зиме?». Программное содержание: Дать детям представление о том, что ...
Конспект занятия по окружающему миру в средней группе по теме «Зимующие птицы»
Конспект занятия по окружающему миру в средней группе по теме «Зимующие птицы» разработан с целью закрепления представлений детей о зимующих птицах, и их образе жизни, о связи неживо...
План-конспект занятия по окружающему миру в средней группе «Животные средней полосы».
На данном занятии дети Средней группы закрепят представление о диких животных наших лесов: внешний вид, повадки, питание их признаках, приспособлении к условиям жизни. Закрепить знание названий детёны...
Конспект занятия по окружающему миру в средней группе «Животный мир осенью».
Цель: обогащение знаний детей об изменениях в живой природе осенью.Задачи:1. Развивающие:• развивать познавательный интерес к жизни леса и его обитателям,• развивать память, связну...
Конспект занятия по окружающему миру в средней группе на тему: «Птицы зимой».
Цель: формировать представления о зимующих птицах.Программные задачи:образовательная:-познакомить детей с зимующими птицами :синицы, воробьи, снегири и вороны.развивающая:-развивать мыш...