Беседы на тему «Солнце, воздух и вода – наши лучшие друзья»
картотека по окружающему миру

Бочкарева Наиля Гильмуллаевна

Беседа

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon 11_solntse_vozduh_i_voda_-_nashi_luchshie_druzya.doc134.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

города Нижневартовска детский сад № 66 «Забавушка»

 

 

 

Беседы на тему

«Солнце, воздух и вода – наши лучшие друзья»

                                                                                  Подготовила: Бочкарева Н.Г.

г. Нижневартовск

 

                                       

                           

                            БЕСЕДА О ВОЛШЕБНИЦЕ ВОДЕ.

         Цель:

 рассказать о значении воды в нашей жизни, показать, где, в каком виде существует вода, рассказать о разнообразии состоянии воды.

Содержание: Воспитатель читает стихотворение Н. Рыжовой: Вы слыхали о воде? Говорят, она везде! В луже, в море, в океане И в водопроводном кране. Как сосулька, замерзает, В лес туманом заползает. На плите у вас кипит. Паром чайника шипит, Без нее вам не умыться, Не наесться, не напиться! Смею вам я доложить: Без воды нам не прожить!

— Где и какую, дети, вы сегодня видели воду? Для чего нужна вода, как мы ее используем? (Пьем, моем руки, купаемся, стираем, моем пол, поливаем цветы). Откуда берется вода в кране? Мы каждый день пользуемся этой водой, а она все течет и течет, не кончается. В кране вода реки. Те капельки, которыми мы моем руки, проделали большой путь. Сначала они плавали в реке, потом человек направил их в трубы. К воде, дети, надо относиться бережно, не оставлять без надобности открытые краны. – А как же «рождается речка»? Хотите узнать? (приглашает к себе, кладет самую широкую и длинную голубую полоску ткани.) На земле много разных рек, больших и маленьких, все они куда-то бегут. Большая река образуется из множества маленьких речек и ручейков. – Хотите сделать свою большую речку? Самая широкая полоска ткани превратится в главную речку, остальные в ручейки. Расположите голубые ленточки так, чтобы ручейки впадали в большую реку. Вот как много воды, но надо ее беречь, даже краны не оставлять открытыми. – Воспитатель предлагает детям подойти к столику, на котором стоят 2 стаканчика: 1 с водой, другой с молоком. В оба стаканчика положить ложечки. В каком стаканчике ложка видна, а в каком нет? Почему? Сделать вывод: вода прозрачная, а молоко нет. – Предложить попробовать воду через соломинку. Есть ли у нее вкус? Дать попробовать молоко или сок. Доказать, что у воды нет вкуса. – Вода может быть теплой, холодной, горячей. Предложить опустить пальчик в теплую и холодную воду. В реках, озерах и морях тоже бывает вода и теплая, и холодная. Некоторые рыбы, звери, растения могут жить только в теплой воде, другие – в холодной.

Игра. 

Воспитатель мама Тучка, а детки – Капельки, и им пора отправляться в путь. Звучит музыка, напоминающая звуки дождя. Капельки прыгают, разбегаются, танцуют. Мама Тучка подсказывает, что им надо делать. Полетели капельки на землю. Попрыгали, поиграли. Скучно им стало поодиночке прыгать. Собрались они вместе и потекли маленькими, веселыми ручейками (взявшись за руки). Встретились ручейки и стали большой речкой (капельки соединяются в одну цепочку). Плывут капельки в большой реке, путешествуют. Текла-текла речка и попала в большой-пребольшой океан (дети перестраиваются в хоровод и двигаются по кругу). Плавали-плавали Капельки в океане, а потом вспомнили, что мама Тучка наказывала домой вернуться. А тут как раз Солнышко пригрело (появляется Солнышко, танцует). Стали Капельки легкими, потянулись вверх (присевшие Капельки поднимаются, затем вытягивают руки вверх). Испарились они под лучами Солнышка, вернулись к маме Тучке. Молодцы Капельки, хорошо себя вели, прохожим за воротник не залезали, не брызгались. Теперь со мной побудьте, я без вас соскучилась. А потом опять вас отпущу погулять (Туча и Капельки уходят).

«Игра-беседа "Чем опасно солнце"

Цель: учить детей правилам поведения в жаркие летние дни.

Предварительная работа: беседы о природе, рассматривание иллюстраций.

Словарная работа: солнечный ожог, тепловой удар.

Материалы и оборудование: картинки (солнечные очки, шуба, полотенце, шарф, сок, шляпа, лыжи, купальник, защитный крем, зонт).

Ход игры

Педагог. Дети, отгадайте загадку:

Ты весь мир обогреваешь

И усталости не знаешь,

Улыбаешься в оконце, и зовут тебя все … (солнце).

Ребята, чем солнце полезно людям?

Дети. Солнце греет, светит, под солнцем можно загорать.

Педагог. Чем солнце опасно для людей?

Дети. Солнце ослепляет, можно получить солнечный ожог, тепловой удар, перегреться.

Педагог. В первые жаркие дни детям нужно постепенно привыкать к прямым солнечным лучам. Облачные дни могут быть обманчивы, потому что, пробившись сквозь облака, солнечные лучи способны все же вызвать ожог. А еще слишком долгое пребывание под прямыми солнечными лучами может вызвать тепловой удар. Если в тени нет места для игр, дети должны быть защищены от солнца легкой одеждой и панамками. В очень жаркие дни нужно намазать тело защитным кремом от загара.

                            Игра «Что Катя должна взять с собой на пляж». 

Дети рассматривают картинки и выбирают нужную, объясняя, почему Кате на пляже понадобится данный предмет.

Беседа о солнце

Программное содержание: 

Формирование у детей реалистического представления о природных явлениях подвести детей к пониманию зависимости сезонных изменений в живой природе от солнечного света и тепла. Расширять и активизировать запас слов детей, приучать пользоваться словом в правильной грамматической форме. Учить понимать произведение искусств, высказывать свое отношение, сравнивать. Воспитывать эстетический вкус.

Активизация словаря: оттепель, небосвод, закат, проталина, отрывок, великолепными коврами.
Предварительная работа: С детьми ходили на экскурсии в природу: в парк, рощу, к озеру. Обращали внимание на красоту природы, на сезонные изменения, происходящие в зависимости от расположения солнца. Наблюдали за цветом неба в солнечный день, в пасмурный день и сравнили. Рисовали на тему: «Солнечный денек»; «Пришла весна». Учили пословицы, стихи, песни о солнце, слушали произведения Чайковского «Времена года». Рассматривали картины.
Материалы: Картина с изображением одного пейзажа в разные времена года.


Ход занятия:
Дети, сегодня мы с вами поговорим о солнце. Самое лучшее в мире смотреть, как рождается день. Сейчас послушайте рассказ о том, как лучи солнца разбудили зверей, птиц, насекомых.
«Выплыло на небе красное солнце и стало рассыпать повсюду свои золотые лучи – будить землю.
Первый луч полетел на жаворонка. Встрепенулся жаворонок, выпорхнул из гнездышка, поднялся высоко-высоко и запел свою серебряную песенку: «Ах, как хорошо в свежем утреннем воздухе! Как хорошо! Как привольно!»

Второй луч попал на зайчика. Передернул ушами зайчик и весело запрыгал по росистому лугу: побежал он добывать себе сочной травки на завтрак. Третий луч попал в курятник. Петух захлопал крыльями и запел: «ку-ка-ре-ку!». Куры слетели с нашестов, закудахтали, стали разгребать сор и червяков искать.
Четвертый луч попал в улей. Выползла пчелка из восковой кельи, села на окошечко, расправила крылья и зум-зум-зум! – полетела собирать медок с душистых цветов».
Вос.: - Дети, во все ли времена года светит солнце, и в какое время года мы чаще всего видим солнце?
Дети: - Солнце светит во все времена года, но чаще всего оно светит летом, весной и ранней осенью.
Вос.: - Какое у вас настроение в солнечный день и что вам (приходится) хочется делать в такую погоду?

Дети: - В солнечную погоду настроение веселое, радостное, бодрое, задорное, хочется прыгать, скакать, кувыркаться, веселиться, петь песни.
Вос.: - Как вы думаете, на что влияет солнечный свет и его тепло?
Дети: - Солнечный свет и его тепло влияет на рост деревьев, кустарников и травы, согревает землю, на настроение людей и животных; когда станет тепло, светло после зимней стужи просыпаются медведи, барсуки, ежи, у них появляются детеныши, прилетают птицы, выводят птенцов.
Вос.: - Не даром говорят в народе «Солнышко, что мать родная и согреет и приласкает».
Вос.: - Как вы понимаете эту пословицу?
Дети: - Солнце сравнивается с родной матерью, греет и ласкает солнышко, как родная мать.
Вос.: - а в какой пословице еще солнце сравнивается с матерью?
Дети: - «При солнышке тепло, при матери добро».
Вос.: - А какие вы еще пословицы знаете о солнце?
Дети: - «Взойдет красное солнышко, прощай, светел месяц?»
Дети: - «В октябре с солнцем прощайся, ближе к печке подвигайся».
Дети: - Всякий день солнце всходит.
Вос.: - ребята, вспомните произведение Чуковского «краденое солнце», когда не стало солнышка, не только зверям, даже маленьким воробушкам было плохо. 
Дети: - Плачет серый воробей,
Выйди солнышко скорей
Нам без солнышка обидно
В поле зернышка не видно.

Вос.: - Да, видите, как плохо без солнца, даже не видно ничего на земле.
Вос.: - А какие вы еще стихи знаете о солнышке?
Д. 1. - День пришел! Лишь только
Первый лучик
Ударит мне в окно.
Лишь только солнце встанет
А в комнате светло.
Погаснут звезды – крошки
И ночь уйдет домой
И спрячет месяц рожки
За тучей грозовой
А в городе машины
Стучат, гремят, бегут
Как будто что-то новое
Счастливое везут.
Д. 2.: - Д. Кикин «Закат»
Раз березы сеть связали,
Рыбу – солнышко поймали,
Хороша была, кругла,
Да немножко тяжела
Даже сети порвала
А как сети порвала
За сугробы уплыла.
Д. 3. – Я. Колос.
Солнце ласково смеется,
Светит ярче, горячей,
И с пригорка звонко льется
Разговорчивый ручей.
Вос.: - Молодцы ребята, хорошие вы стихи знаете о солнце.
Вос.: Даже в январские морозы, когда солнышко низко над землей и его

лучи только скользят по поверхности земли, стоит взглянуть солнышку и становится все сказочно, красиво.
Вос.: - Вспомните дети, в каком стихотворении Пушкин говорит о красоте природы, когда светит солнце?
Дети: - Пушкин о красоте природы говорит в стихотворении «Зимнее утро»
«Под голубыми небесами
Великолепными коврами
Блестя, на солнце снег лежит.
Прозрачный лес один чернеет
И ель сквозь иней зеленеет
И речка надо льдом блестит».
Вос.: - А какие изменения происходят в природе весной?
Дети: - С каждым днем солнышко все выше и выше, дни становятся длиннее, теплее, начинаются оттепели, звенят капели, бегут веселые ручейки, веселее щебечут птицы.
Вос.: - Какие еще признаки весны вы можете добавить?

Дети: - Улыбчивым смотрит солнце с чистого небосвода, вся природа преображается, земля покрывается нежным зеленым ковром.
Вос.: - Дети, когда особенно солнышко поднимается высоко, а его жаркие лучи льются на нашу землю? 
Дети: - Летом, в садах поспевают плоды, ягоды, на полях зреет пшеница, рожь, овес.
Вос.: - А кто помнит небольшое стихотворение о солнечном луче?
Дети: - Теплый лучик солнечный
Золотой иголочкой
Сарафаны вышил
Ягодками вишен.
Вос.: - Дети, вспомните, что мы с вами наблюдали после дождя, когда выглянуло солнце и ярко светило?
Дети: - Когда солнце светило ярко после дождя, то мы видим радугу-дугу.
Вос.: - Всю эту красоту мы видели благодаря солнышку. А кто помнит стихотворение о радуге-дуге.
Дети: -Радуга-дуга
Не давай дождя,
Давай солнышко
Из-под бревнышка.
Солнышко-солнышко
Выгляни на бревнышко
Сядь на пенек
Погуляй весь денек.
Физкультминутка
Вос.: - Сейчас я вам покажу картины, где художник изобразил солнце в разные времена года.
Вос.: - Расскажите, что художник изобразил на этой картине?
Дети: - Здесь художник изобразил лето, солнце светит ярко, жаркие лучи падают на землю. Все цветет, растет, зреет.
Вос.: - Какое время года на этой картине?
Дети: - Осень. Подул ветер, набежали тучи и закрыли небо и солнце, пошел сильный дождь, стало холодно, падают листья.
Вос.: - Что вы видите на этой картине?
Дети: - Зимний пейзаж. Солнце светит, но не греет, небосвод оранжевого цвета, холодный, отражается на снегу.
Вос.: - Расскажи, Саша, об этой картине.
Саша: - Весна, солнце стало светить ярче, землю пригревать жарче, сошел снег с полей. Появились проталины, на реке растаял лед, ледоход. Появляется зеленая трава.
Вос.: - Не только художники, но и композиторы отражают красоту солнечного тепла и света. Послушайте, как композитор в своей музыке передал красоту русской природы.
Слушанье
Вос.: - Кто написал музыку и как она называется?
Дети: - Музыку написал Чайковский, называется она «Подснежник»

Вос.: - Что рассказал композитор в своей музыке?
Дети: - Весна, солнце поднимается высоко, ярко светит, растаял снег, появились проталины, журчат ручьи, на проталинах появились первые подснежники, птицы весело щебечут.
Вос.: - Послушайте музыкальное произведение об осени. 
Вос.: - А что вам сейчас представилось?
Дети: - Хмурый день, солнце не видно, дует холодный ветер, моросит дождь.
Вос.: - А сейчас, давайте ребята, споем песню «О солнышке» (муз. Филлипенко)
Анализ:
Вос.: - О чем мы сегодня беседовали?
Дети: - Мы сегодня беседовали о солнце. Вспомнили, что солнце необходимо для жизни на земле, когда греет солнце, то тает снег, растет трава, появляются листья на деревьях, весело щебечет птицы – все радуются лучам солнца. Читали стихи о солнце, вспомнили пословицы, слушали, как композитор Чайковский изобразил солнышко в музыке, пели песню о солнышке.

                     «Солнце, воздух и вода - наши лучшие друзья! »

Цель: Способствовать формированию основ здорового образа жизни. Развивать у детей понимание значения и необходимости закаливающих процедур, расширять представления о важных компонентах здоровья – солнце, воздухе и воде, формировать знания о том, что природа является источником здоровья.

Задачи:

- расширять представления детей о неживой природе: солнце, воздухе и воде; - познакомить со свойствами воздуха, воды и их ролью в жизни человека. - воспитывать у дошкольников потребность в здоровом образе жизни.

                                   Ход: 1. Организационный момент.

Воспитатель: Ребята, отгадайте загадки для того, чтобы узнать, о чём мы сегодня будем говорить.

Большой подсолнух в небе,

Цветет он много лет,

Цветет зимой и летом,

А семечек все нет. (Солнце.)

Если руки наши в ваксе,

Если на нос сели кляксы,

Кто тогда нам первый друг,

Снимет грязь с лица и рук? (Вода.)

Через нос проходит в грудь

И обратный держит путь.

Он невидимый, и все же

Без него мы жить не можем. (Воздух.)

 

 

Беседа Воспитатель: Вспомните поговорку, в которой есть эти слова.

Верно. Солнце, воздух и вода - наши лучшие друзья. Это и есть тема сегодняшнего занятия.

Ребята, сегодня у нас будет необычное занятие. Я приглашаю вас в интересное путешествие. В волшебную страну "Валеология«.Пригласила я Доктора ЗОЖ. Но, вот беда, он не смог прийти. Но на адрес нашей школы прислал электронное письмо.

Дорогие ребята! Я не могу присутствовать на вашем занятии. Но с нетерпением буду ждать встречи. Высылаю вам посылку. В ней вы найдете верных друзей, которые помогут вам скорее
прибыть сюда.

Ваш Доктор ЗОЖ.

                                                                                               

          Ребята, это посылка от Доктора ЗОЖ. Давайте посмотрим, что в ней? (открываю посылку и достаю: фонарик, шарик надутый воздухом, бутылку с водой)

— Какие интересные предметы. А ведь Доктор ЗОЖ говорит, что они верные друзья? Кто они?

— Достаю фонарик, включаю и выключаю его. Зачем нам нужен фонарик? Что имел ввиду Доктор ЗОЖ. Зачем нам нужен фонарик, ребята? Он светит. Какие предметы еще светят? Луна, лампочка, солнышко .А солнышко что ещё может делать? Оно греет. Даёт тепло.

Иллюстрация солнца на доске.

А кому оно даёт свет и тепло? Животным, растениям, людям.

— А мы сможем прожить без света и тепла солнечного? Что с нами произойдёт?

Мы замёрзнем, станет холодно, будем натыкаться друг на друга.

— Что мы любим делать на солнышке?

Загорать
2. Греться.
3. От солнышка всем светло и тепло.

Почему мы так говорим. Куда часто заходит солнце, туда редко приходит врач. Значит солнце можно назвать лекарством. Оно лечит. Предупреждает многие болезни. Но любое лекарство требует меры.

Какой вред может принести нам солнышко?

(обратить внимание на слайды)

1. Ожог кожи.                                 
2. Солнечный удар.                       
3. Гибнут растения, животные.    

1. Даёт тепло растениям и животным.

2. Загораем.

3. Солнце, как лекарство.

— Ребята, давайте все закроем глаза и представим, что мы находимся на берегу водоёма. Светит солнышко. Его лучики ласкают наши щёчки, носик, руки и ноги. Прилетел ветерок, который обдувает нас со всех сторон. Нам становится приятно от его прикосновений. Мы чувствуем себя хорошо. У вас отличное настроение. Открыли все глазки.

— Беру шарик и рассматриваю его. Вдруг он спускает. Ребята, что с ним случилось? Он сдулся, спустил. Что внутри его было? Воздух.

Что мне нужно сделать, чтоб он снова был надут? Надуть.(надуваю).

На доске вывешивается картинка с изображением воздуха.

— Расскажите, что вы знаете о воздухе? Вы можете показать его пальчиком, обнять? Какой он? Невидимый. Давайте понюхаем. Пахнет? Нет. Он только переносит другие запахи. Давайте попробуем? Есть вкус? Нет вкуса.

Где мы можем его ощутить. Везде. В классе, в мяче, воздушном шаре.

Показываю детям веер. — Что это? Веер. Для чего он нам нужен. Кто догадался? Давайте помашем нашим веером на себя, на друга, на наших гостей. Что мы почувствовали? Ветерок. Ветер, это воздух, который мы привели в движение.

— Зачем нам нужен воздух?

— Чтобы дышать. Можем прожить без воздуха? Нет!

— Давайте проведём опыт. Зажмите все — нос и рот. Ваши ощущения. Стало тяжело. Нам не хватает воздуха. А каким воздухом мы должны дышать? Чистым. Свежим.

 

                                                           Опыт.

 У меня есть мешочки, я вам предлагаю подышать в этот мешочек. (дети дышат в мешочек, крепко зажав его вокруг рта и носа )

— Почему стало трудно дышать? Мало воздуха.

— Кто из вас знает, чем мы дышим? Кислородом.

— Тот кислород, который был в мешочке истратился, осталось мало и нам стало очень трудно дышать. Но в нем собрался углекислый газ, который нам вреден. И для дыхания не пригоден.

— Посмотрите, сколько нас сегодня много в этом классе, все мы дышим, становится душно. Почему? Мало кислорода. Где взять его? Что нужно сделать, чтобы комната наполнилась свежим воздухом?

— Должны проветривать помещение.

— Открыть окно, двери.

Настежь дверь, окно иль форточку открыть,
Поскорее свежий воздух в дом пустить.
(Дети проходят и садятся за столы)

— Чистый воздух богат кислородом. Как воздух влияет на наше здоровье?

— Чистый воздух оберегает от болезней. А вот загрязненный наоборот- вредит. (обратить внимание детей на слайды)

1.Черный дым из труб                      2.Выхлопные газы от машин        3.Гниениемусора                                           

1. Дышать свежим воздухом

2. Сажать деревья

3. Строить очистительные сооружения             

— Воздух — это ещё один помощник, который помогает нам добраться в волшебную страну.

— Ребята, причём тут бутылка. Я не знаю. Может вы мне подскажете?

— Это вода!

— Вы слыхали о воде?
— Говорят она везде.
— В луже, море, океане.
— И водопроводном кране.

— Ребята, посмотрите на глобус. Это макет нашей планеты Земля. Почему её называют голубой планетой. Много голубого цвета. Что означает голубой цвет? Это вода! Зачем нам нужна вода? Расскажите.

— Какая бывает вода? Чистая, солёная, горькая, грязная, питьевая.

На нашей планете много воды, но не вся вода питьевая. Много солёной воды, а вот пресной очень мало. Если её мало, что нужно делать? Её нужно экономить. Что значит экономить? Закрывать краны, брать столько воды, сколько нужно, оберегать её. От чего оберегать? От загрязнений.

— Что ещё можете рассказать о воде? Не помните? Тогда давайте проведём опыты.

                                                       4.Опыт.

У вас на столах стоят стаканчики. В каждом есть вода. Возьмите каждый стакан и загляните в него.

— Вы видите дно. Значит какая вода? Прозрачная.

— Какого она цвета? Безцветная.

— Давайте понюхаем, пахнет? Нет. Значит не имеет запаха.

— Давайте попробуем её. Есть вкус? Нет. А когда она может поменять вкус?

— Посмотрите, что я делаю.Переливаю.Какая она. Жидкая.

Какой еще бывает вода? Твёрдой. Показываю детям лёд. Если лед подержать в руке, во что он превратится? В воду.

                                                     5.Опыт.

— Чай любите пить? Как приготовить чай? Нужно скипятить воду.

— Что выходит из кастрюльки или чайника? Это пар! Что мы можем сказать о воде? Что она при кипячении превращается в пар. Вода газообразная.

Ребята, а вода влияет на наше здоровье?

(обратить внимание детей на слайд)

1.Экономить воду

2. Не засорять воду

1. Пить чистую воду
2. Соблюдать правила личной гигиены

— Вода ещё один помощник, который помогает нам добраться в страну «Валеология».

6.Физкультминутка

Солнце, воздух и вода Наши верные друзья         (шагают на месте)

Рано утром мы проснулись И до солнца дотянулись (Потягиваются на носочках)

Чтоб здоровым быть всегда Помогает нам вода (Показывают, что плывут)

На прогулку мяч бери Прыгай, бегай, не грусти! (Прыгают, изображая отбивание мяча)

Вот как Солнышко встает Выше, выше, выше. Дети поднимают руки через стороны вверх, поднимаясь на носочки.

К ночи Солнышко зайдет Ниже, ниже, ниже. Дети приседают, опуская руки вниз.

Хорошо, хорошо Солнышко смеется, А под Солнышком нам

Весело живется. Дети шагают на месте, хлопая в ладоши.

 

— Ребята, в посылке ещё что-то лежит. Достаю картину. Какая она красивая. Показываю детям картину. Доктор ЗОЖ прислал нам картину страны «Валеология». Посмотрите, какая она светлая, чистая. Кто же помог нам добраться до волшебной страны «Валеология»? Это солнце, воздух и вода.

7.Итог:

Сейчас на улице зима, холодно, поэтому я предлагаю вам взять яркие краски и нарисовать лучистое солнышко, чтобы в группе у нас стало немного теплее

                                                   «Берегите воду».
Цель: Учить детей беречь водопроводную воду. Доходчиво объяснять детям, что для получения чистой воды людям приходится затрачивать много сил и средств. 
Ход беседы: 
- Ребята, любите ли вы купаться в ванне и под душем?
- А умеете ли вы плотно закрывать кран? 
-Понимаете, только тот умеет правильно пользоваться водопроводной водой, кто следит, чтобы кран, когда вода уже не нужна, был плотно закрыт.
- Ребята, вспомните, для чего мы используем воду?
- А случалось ли так, что в кране не было воды?
-Вот видите, как трудно приходится, если в кране нет воды. Ведь возможность пользоваться ванной, душем -это большое благо. И чтобы в кране всегда была чистая вода, многие люди затрачивают большой труд. Мы с вами уже говорили о том, что в реки и озера попадают грязные стоки, поэтому вода в них перестала быть чистой, и прежде чем она попадет к нам в кран ее приходится очищать. Помните, какие специальные приспособления для этого используют? Правильно, очистные сооружения.
-А если кран останется открытым, то текущая из него чистая вода смешивается с грязной и тоже попадает в очистные сооружения, так что они вынуждены перерабатывать еще большее количество воды. С каждым годом качество чистой воды ухудшается, поэтому воду надо беречь и один из способов не тратить воду попусту, плотно закрывать кран.

                                                 Беседа «Воздух»

Цель: познакомить с «воздухом» как фактором, влияющим на здоровье человека.

Задачи: познакомить со свойством воздуха, рассказать, какую роль он играет для человека, как можно использовать его для закаливания; развивать речь, мышление, память, внимание; воспитывать любознательность.

- Ребята, в последнее время мы много говорим о таких наших друзьях, как «солнце»«воздух» и «вода». Давайте побеседуем о воздухе! Как вы думаете, зачем он нам нужен?. (воздух- это кислород. Мы им дышим.) Правильно! А раз мы им дышим, значит, нам нужен чистый, свежий воздух, правда?.

- Где же находится этот свежий, чистый воздух?. Что помогает очищать воздух?. (растения) Значит, самый чистый воздух – в лесах и садах, так как там много растений. А в городе что загрязняет воздух?. (транспорт, заводы…)

- Друзья мои, а когда мы в помещении находимся, мы дышим свежим воздухом?. что следует делать, чтобы воздух был свежее?. (проветривать) Верно! Только проветривать помещения следует тогда, когда в нем нет людей. Как вы думаете, почему?. (может продуть)

- Все верно, ребята! Мы дышим воздухом, поэтому надо чаще гулять на улице, проветривать помещения и стараться хотя бы иногда бывать в лесу или саду, парке…где много растений. И подальше стараться находиться от дорог, где много транспорта.

- Ребята, а вы знаете, что мы дышим не только носиками, но и кожей?. если присмотреться к нашей коже, мы увидим маленькие отверстия. Это – поры. Через

них кожа дышит. Мы должны помнить об этом и давать ей возможность каждый день дышать. Что это значит? Например, перед тем, как вы ложитесь вечером спать, не спешите кофточки с рукавами и штанишки или колготочки поменять на плотную пижаму с рукавами и длинными штанинами. Можно несколько минут, или даже час побыть в легкой одежде, например, маечке на лямочках и шортиках, босиком. Это тоже закаливание. Кожа открыта и ей легко дышать.

- Вот, оказывается, как важен для всего организма воздух! Давайте еще раз повторим, чем он полезен для организма….) Что нового вы сейчас узнали о воздухе….) Молодцы, ребята!

 

Обобщающая беседа с детьми средней группы

«Воздушная среда обитания»

Тема: Воздушная среда обитания.

Цель: Углубить понятия о среде обитания, её факторах и их влиянии на живые организмы .

Задачи: Учить детей делать обобщающие выводы.

Формировать умение классифицировать.

Развивать логическое мышление и монологическую речь.

Прививать любовь к природе, всему живому, что нас окружает.

Предварительная работа: Наблюдение на прогулке за птицами. Просмотр презентаций и видеороликов о животных, птицах и рыбах.

Оборудование: Схемы с изображением водной, воздушной, наземной среды обитания; карточки с изображением вороны, воробья, голубя, ласточки, волка, лисы, зайца, белки, щуки, карася, ерша, налима; веер, перо птицы, изображение летящей птицы; игрушка Обезьянка, стакан с водой, тонкий лист бумаги, трубочка, воздушный шар.

Ход занятия:

Здравствуйте, ребята! Сегодня на занятии нас ожидают необычные животные. Посмотрите пожалуйста на рисунки и расскажите к какой среде обитания они относятся. (водная, наземная, воздушная).

– водная: голубая вода на дне камешки , водоросли.

– наземная: зеленый лес, деревья, кусты, трава.

– воздушная: голубое небо, белые облака, желтые лучи солнца.

Присаживайтесь за столы. На каждом столе есть изображение необычного животного. Вы должны определить, кто же спрятался за этой схемой. А сейчас, Костя, покажет вам свою схему и расскажет, кто спрятался в ней и где он будет жить (определяем среду обитания).

-птицы (ворона, воробей, голубь, ласточка)

-животные (волк, лиса, заяц, белка)

-рыбы (щука, ёрш, окунь, налим) Многие животные приспособились большую часть времени проводить в воздухе. Посмотрите на картинки и выберитеживотных, которые умеют летать по воздуху и ходить по земле. (ворона, бабочка, воробей, волк, щука…)

Мы наблюдали на прогулках за воронами, воробьями, голубями.

– Расскажите, что делает птица, когда ей надо взлететь? (расправляет крылья).

– Что делает крыльями, когда летит? (машет крыльями).

– Что делает крыльями, когда опускается на ветку? (складывает крылья).

Крылья у птиц складываются как веер. ( продемонстрировать веер).

Рассмотрите внимательно рисунок с изображением летящей птицы: у неё большие крылья и маленькое туловище.

– Чем покрыто туловище и крылья птицы? (перьями). Они очень лёгкие (продемонстрировать летящее перо).

Сравните, пожалуйста всех летающих животных. Что у них общего? (большие крылья и маленькое туловище).

– Смогли бы летать эти животные с маленькими крыльями и большим туловищем? (нет). Почему? (маленькие крылья не могут поднять в воздух большое туловище). Этих животных можно объединить в одну группу. Их назовем летающими, наземно – воздушными.

– Почему их называют наземно – воздушными? (летают по воздуху и ходят по земле).

– Для чего летают птицы? (ищут корм, место для жилья, спасаются от врагов).

– Только ли для этого нужен воздух? (еще нужен для дыхания).

Неожиданно появляется обезьянка и беспокойно что – то ищет.

Обезьянка: Где же они? Я скоро умру, я больше не могу жить. Я задыхаюсь без бананов.

– Что случилось? Что – то я не могу понять, почему ты не можешь дышать без бананов?

Обезьянка: А как же я дышу? Я только бананами и дышу.

– Впервые слышу. Давай спросим у ребят. Как вы думаете, дети, без чего не может дышать обезьянка?

Дети: Без воздуха.

Обезьянка: Что такое воздух? Где он? Я ни чего не вижу! А вот бананы я вижу хорошо.

– Воздух не имеет формы, он прозрачный его можно услышать, его можно почувствовать, воздух имеет силу.

Обезьянка: Да как же вас понять, то нельзя увидеть, то можно услышать?

-Мы откроем лабораторию и проведем опыты с воздухом ( готовим стакан с водой, трубочку, тонкий лист бумаги, воздушный шар).

– Ребята, как можно показать обезьянке невидимый воздух.

Дети: Дуть через соломку, опущенную в воду – идут пузырьки.

– Покажите, как можно услышать воздух.

Дети: Дуть на тонкий лист, поднесенный к губам и услышать звук.

– А как обнаружить силу?

Дети: Надавить на воздушный шар.

– Я не знаю, как можно взвесить воздух, но для опыта у меня есть пустой и надутый шары. Спросите своих родителей об этом и расскажите мне.

Итог: Ребята, вспомните, какой же воздух и кому он нужен.

 

Беседа: «Роль солнца, воздуха и воды в жизни растений»

Цель: 1. Закрепить знания детей о солнце, воздухе, воде, их свойствах, значении в жизни людей, растений.

Вызвать желание детей с помощью опытов узнать свойства солнца, воздуха, воды.

Закрепить знания о правилах здоровья и вызвать желание выполнять их.

Приобщить детей к здоровому образу жизни.

Материал: костюм Айболита, шапочка «солнце», семена огурца, прозрачные банки, фильтры, вода.

Предварительная работа: предварительное замачивание семян огурца. Проращивание семян на солнце и в тени.

Воспитатель: Ребята, сегодня к нам пришёл гость, а кто это, вы узнаете если отгадаете загадку: 
Лечит маленьких детей,
Лечит птичек и зверей,
Сквозь очки свои глядит
Добрый доктор .... (Айболит)

(Одеваю халат и шапочку)

Айболит: - Здравствуйте , дети, как ваше здоровье? Я вижу, что вы здоровы! Румяные щёчки, блестящие глаза, весёлые улыбки! А хорошо ли вы кушали? А спали? Вы группу свою проветриваете? Любите гулять на улице, когда светит солнце?

- Давайте сядем на ковре в кружок, а я вам загадаю загадку:

«Голубой платок, желтый колобок

По платку катается, людям улыбается».

- Правильно! Это солнышко. А что вы знаете о солнце? (Ответы детей)

- Солнце – это источник тепла и света. Что бы случилось, если б не было солнца?

Правильно, солнечный свет необходим всему живому: человеку, животным, растениям. Если человека на долгое время поместить в темноту, он ослепнет. А растение в темноте будет чахнуть и погибнет.

- Я знаю, вы делали опыт с семенами огурца, давайте посмотрим что получилось. В блюдечке, стоявшей на солнце, семена огурца проросли лучше, чем в том, что стояло в тени. Какой вы сделаете вывод? Для роста растений и живых организмов нужен солнечный свет.

- Скоро лето и вы будете много гулять, и загорать на солнце. Для детей полезно загорать, потому, что солнышко посылает в своих лучах нам витамин «Д», который делает наши руки и ноги крепкими и сильными. В сильную жару носить головной убор и долго не загорать на солнце.

Ребёнок: Мы на солнце полежали,

И друг друга не узнали.

Кто же мы – ребятки,

Или шоколадки.

- А сейчас я предлагаю вам поиграть в игру «Солнышко».

- Отдохнули? Давайте пройдём в «лабораторию» (За столы)

Отгадайте, пожалуйста, мою загадку.

Он нам нужен для того,

Чтобы сделать вдох и выдох.

А когда он очень пыльный

А когда он очень грязный

Говорим мы: Ах! Ох! Ух!

Очень нужен всем на свете

Свежий, чистый… (воздух)

- Что мы вдыхаем? Давайте вдохнём воздух, куда он попал? Воздух попадает в нос, после этого он спускается в горло, в дыхательную трубочку, затем через бронхи - в лёгкие.

- Какие свойства воздуха вы знаете?

- Мы его видим? Значит он прозрачный.

- У воздуха есть форма? Говорят, такой большой, что весь мир занимает; такой маленький, что в любую щель проникает.

-Воздух звучит? (дети надувают шары и со звуком выпускают воздух)

- У воздуха есть запах? (нет) Есть вес? (нет)

Предлагаю вам отдохнуть.

Дыхательные упражнения «Насос», «Надуваем шар»

- А что бы случилось, если б не было воздуха? (ответы детей)

- Правильно, без воздуха нет жизни. Запомним правило: Вдыхать воздух через нос, выдыхать через рот.

- Ребята, как вы думаете, откуда берётся чистый воздух? Чистый воздух нам дают растения. Мы вдыхаем кислород, выдыхаем углекислый газ; а листочки растений поглощают этот газ и насыщают воздух кислородом.

- А чтобы жили и росли растения, что ещё для этого им нужно? Правильно, вода!

- Ребята, вы знаете, откуда берётся чистая вода? Послушайте стихотворение Бунина «Родник».

В глуши лесной, в глуши зелёной  Всегда тенистой и сырой

В крутом овраге под горой  Бьёт из камней родник студёный:

Кипит, играет и спешит,  Крутясь хрустальными клубами,

Стеклом расплавленным бежит.

- Ребята, какие свойства воды вы знаете? (вода течёт, журчит, она прозрачная, может изменять цвет, бывает холодная и горячая, чистая и грязная и т. д.)

- А бывает твёрдая вода? Правильно, это – лёд.

- Бывает и газообразная – это пар.

- Дети, для чего нужна вода? (ответы детей)

- А можно пить грязную, не кипячёную воду? (нет, в ней микробы)

-Запомним правило: Пить только кипячёную воду.

- В природе самая чистая вода в роднике. А где ещё есть вода? Отгадайте загадки.

Течёт, течёт – не вытечет Бежит, бежит – не выбежит.  (река)

Кругом вода, а с питьём – беда. (море)

Бегу я как по лесенке По камушкам звеня,

Издалека по песенке Узнаете меня. (ручеёк)

- Ребята, сегодня мы с вами говорили о солнце, воздухе, и воде. Узнали, что все они очень полезны для вашего здоровья.

- Чем полезно солнце? А воздух? Вода? (ответы детей)

- Доктор Айболит советует вам чаще гулять на свежем воздухе, загорать и дружить с водой.

Запомните такие слова «Солнце, воздух и вода – наши лучшие друзья!»

(говорят хором)

- А чтобы вы были здоровы, угощаю вас витаминами. - До свидания, ребята


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей на тему: «Солнце, воздух и вода - наши лучшие друзья»

Консультация для родителей на тему:«Солнце, воздух и вода - наши лучшие друзья» ...

Консультация для родителей на тему: "Солнце,воздух и вода- наши лучшие друзья!"

В воспитании здорового ребёнка огромная роль отводится закаливанию....

Консультация для родителей на тему : "Солнце, воздух и вода - наши лучшие друзья"

Консультация для родителей о летнем закаливании детей....

Конспект образовательной деятельности в средней группе Тема: «Солнце, воздух и вода - наши лучшие друзья!»

Конспект образовательной деятельности в средней группеТема: «Солнце, воздух и вода - наши лучшие друзья!»Образовательные области: социально-коммуникативное развитие; познавательное развитие; речевое р...

Творческий проект на тему «Солнце, воздух и вода — наши лучшие друзья!» Для детей 3-4 года

Творческий проект на тему«Солнце, воздух и вода — наши лучшие друзья!»Для детей 3-4 годаСодержание проекта1. Название проекта2. Руководители проекта3. Интеграция образовательных областей4. Вид пр...

Беседа с детьми на тему "Солнце, воздух и вода - наши лучшие друзья"

Дать детям представление о том, какое большое значение имеют воздух, вода и свет для всего живого на земле.Показать влияние природных факторов на здоровье человека.Воспитывать бережное ...

Беседа в средней группе на тему «Солнце, воздух и вода- наши лучшие друзья»

МУНИЦИПАЛЬНОЕ  ДОШКОЛЬНОЕ  ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ  УЧРЕЖДЕНИЕ«ДЕТСКИЙ  САД № 48»КОПЕЙСКОГО  ГОРОДСКОГО  ОКРУГА(МДОУ «ДС № 48»)456652, Челябинская область...