Проект «Юные исследователи»
проект по окружающему миру (младшая группа)

Добрыгина Людмила Александровна

Создание условий для формирования основного целостного мировидения ребенка среднего дошкольного возраста средствами исследования.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл проект47.25 КБ

Предварительный просмотр:

 

Проект  «Юные исследователи»

                                                                                                     

                                                                                                    Выполнила:  воспитатель

Л.А. Добрыгина

        

                                                          г. Урай

                                                               2022 г.

Прежде чем давать знания, надо

научить думать, воспринимать,

                                               наблюдать.

                                                                                                                                                                 В. Сухомлинский      

Актуальность проекта:    

Малыш – природный исследователь окружающего мира. Мир открывается ребёнку через опыт его личных ощущений, действий, переживаний.
«Чем больше ребёнок видел, слышал и переживал, тем больше он знает, и усвоил, тем большим количеством элементов действительности он располагает в своём опыте, тем значительнее и продуктивнее при других равных условиях будет его творческая, исследовательская деятельность»,- писал классик отечественной психологической науки Лев Семёнович Выгодский.
Содержание образовательной области «Познание» направлено на достижение целей развития у детей познавательных интересов, интеллектуального развития детей через решение задач: развитие познавательно-исследовательской и продуктивной деятельности; формирование целостной картины мира, расширение кругозора детей.
Развитие познавательных интересов дошкольников является одной из актуальных проблем педагогики, призванной воспитать личность, способную к саморазвитию и самосовершенствованию. Именно экспериментирование является ведущим видом деятельности у маленьких детей: «Фундаментальный факт заключается в том, что деятельность экспериментирования пронизывает все сферы детской жизни, все детские деятельности, в том числе и игровую».
Развитие познавательной активности у детей дошкольного возраста особенно актуальна на современном этапе, так как она развивает детскую любознательность, пытливость ума и формирует на их основе устойчивые познавательные интересы через исследовательскую деятельность. 
Для дошкольника характерен повышенный интерес ко всему, что происходит вокруг. Ежедневно дети познают все новые и новые предметы, стремятся узнать не только их названия, но и черты сходства, задумываются над простейшими причинами наблюдаемых явлений. Поддерживая детский интерес, нужно вести их от знакомства с природой к ее пониманию.  

Вид проекта:                                                                                                                        исследовательский                                                                                                                        творческий                                                                                                                                                                                                                  

Длительность:                                                                                                                      долгосрочный /сентябрь 2022г – май 2023г/

Возрастная группа:                                                                                                                            средний дошкольный возраст /4-5 лет/

 Образовательные области:  

Познавательное развитие;

Речевое развитие;

Социально-коммуникативное развитие;

Физическое развитие                                                                                            

 Цели:                                                                                                                                             

Создание условий для формирования основного целостного мировидения ребенка среднего дошкольного возраста средствами исследования.

 Развитие любознательности, желания сравнивать, анализировать, обобщать, проявлять интерес к исследовательской деятельности.

 Вызывать желание самостоятельно делать выводы, устанавливать связи, используя знакомые и новые способы, активно применяя все органы чувств.

Предпринимать  самостоятельные попытки планировать последовательность действий в своих исследованиях.

 Создание предпосылок формирования практических и умственных действий.

Задачи:

1. Расширять представление детей о физических свойствах окружающего мира:

2. Знакомить с различными свойствами веществ .

3. Развивать представления об основных физических явлениях

4. Развивать представления детей о некоторых факторах среды .

5. Расширять представление об использовании человеком факторов природной среды. Расширять представление детей о значимости воды и воздуха в жизни человека.

6. Знакомить детей со свойствами почвы и входящих в её состав песок и глину.

7. Формировать опыт выполнения правил техники безопасности при проведении физических экспериментов.

8. Развивать эмоционально-ценностное отношение к окружающему миру.

9. Развивать интеллектуальные эмоции детей: создавать условия для возникновения удивления по отношению к наблюдаемым явлениям, для пробуждения интереса к решению поставленных задач, для раздумья, для возможности радоваться сделанному открытию.

10. Формировать у детей разные способы познания.

Предполагаемый результат: 

Расширить и углубить знания и представления детей об окружающем мире; развивать познавательные способности и умения через исследовательскую деятельность, накопить опыт гуманного отношения к природе и живым существам; воспитать бережное отношение к природе.

                                               

                                           

                                         

                                        План работы с детьми

                                               Неживая природа

Объект

Название опыта

Цель опытно-исследовательской  деятельности

Материал и оборудование

1.

Вода

Узнаем, какая вода.

Выявить свойства воды: прозрачная, без запаха, льется, в ней растворяются некоторые вещества.

Три емкости: пустая, с чистой водой, окрашенная вода с добавлением ароматизатора; пустые стаканчики.

2.

Вода

Изготовление цветных льдинок.

Познакомить детей с тем, что вода замерзает на холоде, в ней растворяется краска.

Стаканчики, формочки, краска, ниточки.

3.

Снег

Снеговичок.

Подвести детей к пониманию того, что снег - это одно из состояний воды.

Снеговик, вылепленный из снега, емкость

4.

Воздух

Что в пакете?

Дать детям первоначальные представления о воздухе, его свойствах: невидим, без запаха, не имеет формы.

Полиэтиленовые пакеты, баночки с крышкой.

5.

Воздух

Игры по обнаружению воздуха.

Обнаружение воздуха в окружающем пространстве. Познакомить детей с тем, что человек дышит воздухом. Дать представления о том, что ветер – это движение воздуха.

Трубочки для коктейля, воздушные шары, ленточки, емкость с водой.

6.

Песок, глина

Мы – волшебники.

Продемонстрировать свойства песка и глины: сыпучесть, рыхлость; изменение их свойств при взаимодействии с водой.

Прозрачные емкости с песком и глиной, емкость с водой, палочки, сито.


Физические явления

 

Объект

Название опыта

Цель опытно-исследовательской  деятельности

Материал и оборудование

1.

Цвет

Волшебная кисточка.

Познакомить с получением промежуточных цветов путем смешивания двух основных.

Краски, палитра, кисточка, пиктограммы с изображением двух цветовых пятен, листы с тремя, нарисованными контурами воздушных шаров.

2.

Звук

Угадай, чей голосок?

Научить определять происхождение звука и различать музыкальные и шумовые звуки.

Металлофон, дудочка, балалайка, деревянные ложки,  металлические пластины, кубики, коробочки, наполненные пуговицами, горохом, пшеном, бумагой.

3.

Теплота

Горячо – холодно.

Научить определять температурные качества веществ и предметов.

Емкости с водой разной температуры, ванночка.

4.

Стекло.

Стекло, его качества и свойства.

Учить детей узнавать предметы, сделанные из стекла; определять его качества (структура поверхности, толщина, прозрачность) и свойства (хрупкость, теплопроводность).

Стеклянные стаканчики и трубочки, окрашенная вода, алгоритм описания свойств материала.

5.

Резина.

Резина, ее качества и свойства.

Узнавать вещи, сделанные из резины, определять ее качества (структура поверхности, толщина) и свойства  (плотность, упругость, эластичность),

Резиновые предметы: ленты, игрушки, трубки.

6.

Металл.

Металл, его качества и свойства.

Узнавать предметы из металла, определять его качественные характеристики (структура поверхности, цвет) и свойства (теплопроводность, металлический блеск).

Металлические предметы, магниты, емкости с водой.

Человек

 

Объект

Название опыта

Цель опытно-исследовательской  деятельности

Материал и оборудование

1.

Органы чувств

Наши помощники.

Познакомить детей с органами чувств и их назначением, с охраной органов чувств.

Коробочки с дырочками, лимон, бубен, яблоко, сахар, чайник с водой.

   

2.

Орган обоняния.

«Умный» нос.

Познакомиться с особенностями работы носа. Определить по запаху предметы.

Различные цветы, продукты с характерным запахом, емкости, содержащие пахучие вещества, картинки, с изображением соответствующих продуктов.

3.

Орган осязания.

Язычок – помощник.

Познакомить со значением языка, поупражняться в определении вкуса продуктов.

Набор разнообразных продуктов питания (горький, сладкий, кислый, соленый вкус).

                                                                Живая природа

Объект

Название опыта

Цель опытно-исследовательской  деятельности

Материал и оборудование

1.

Семена растений

У кого какие детки.

Выделить общее в строении семян (наличие ядрышка).

Побудить к называнию частей строения семян: ядрышко, оболочка.

Овощи, фрукты, ягоды, подносы, лупа, молоточек, изображения растений, коллекция семян.

2.

Растения

Что любят растения?

Выявить необходимость света в жизни растений.

Два комплекта растения, картонная коробка.

3.

Растения

Что любят растения?

Выявить значение влаги для роста и жизни растений.

Луковицы в сухой банке и в банке с водой.

4.

Растения

Хитрые семена.

Познакомить со способом проращивания семян.

Семена бобов, кабачков, две баночки с землей, палочка, лейка, салфетка из марли.

5.

Мех

Зачем зайчику другая шубка?

Выявить зависимость изменений в жизни животных от изменений в неживой природе.

Кусочки плотного и редкого меха, рукавички из тонкой, плотной ткани и меховые.

6.

Гнездо птиц (на дереве)

Из чего птицы строят гнезда?

Нитки, лоскутки, вата, кусочки мех

Выявить некоторые особенности образа жизни птиц весной.

                                                              Рукотворный мир

 

Объект

Название опыта

Цель опытно-исследовательской  деятельности

Материал и оборудование

1.

Бумага

Бумага, ее качества и свойства.

Научить узнавать вещи, сделанные из бумаги, определять некоторые ее качества (цвет, структура поверхности, степень прочности, толщина, впитывающая способность) и свойства (мнется, рвется, режется).

Бумага, ножницы,  емкость с водой.

2.

Древесина

Древесина, ее качества и свойства.

Научить узнавать вещи, изготовленные из древесины; определять ее качества (твердость, структура поверхности – гладкая, шершавая; степень прочности) и свойства (режется, не бьется, не тонет в воде).

Деревянные предметы, емкости с водой.

3.

Ткань

Ткань, ее качества и свойства.

Научить детей узнавать вещи из ткани, определять ее качества (толщина, структура поверхности, степень прочности, мягкость) и свойства (мнется, режется, рвется, намокает).

Образцы хлопчатобумажной ткани, ножницы, емкость с водой.

4.

Стекло.

Стекло, его качества и свойства.

Учить детей узнавать предметы, сделанные из стекла; определять его качества (структура поверхности, толщина, прозрачность) и свойства (хрупкость, теплопроводность).

Стеклянные стаканчики и трубочки, окрашенная вода, алгоритм описания свойств материала.

5.

Резина.

Резина, ее качества и свойства.

Узнавать вещи, сделанные из резины, определять ее качества (структура поверхности, толщина) и свойства  (плотность, упругость, эластичность),

Резиновые предметы: ленты, игрушки, трубки.

6.

Металл.

Металл, его качества и свойства.

Узнавать предметы из металла, определять его качественные характеристики (структура поверхности, цвет) и свойства (теплопроводность, металлический блеск).

Металлические предметы, магниты, емкости с водой.

                                                               Мониторинг

Мониторинг осуществляется воспитателями в начале и в конце учебного года со всеми детьми и имеет качественную оценку. Педагоги заполняют диагностические карты, отражающих уровни сформированности умений и навыков исследовательской деятельности дошкольников по следующим критериям: сформирован, не сформирован, формируется. Диагностика основана на методе наблюдений за действиями детей во время проведения исследовательской деятельности как на специально организованных занятиях, так и в свободной деятельности.

Диагностическая карта по выявлению исследовательских умений

1- умение слушать

2- умение видеть проблему

3- умение выдвигать гипотезу

4- умение обратиться с вопросом

5- умение отвечать на вопросы

6- умение осуществлять поиск информации, иллюстраций и другим материалов, необходимых для исследований

7- умение обрабатывать материал (делать выводы)

Критерии оценивания:

+ - сформировано;

- - не сформировано;

* - формируется.

Литература

1. Поддьяков А. И. Комбинаторное экспериментирование дошкольников с многосвязным объектом - «черным ящиком»// Вопросы психологии, 1990.

2. Поддьяков Н. Н. Творчество и саморазвитие детей дошкольного возраста. Концептуальный аспект. — Волгоград: Перемена, 1995.

3. Прохорова Л. Н., Балакшина ТА. Детское экспериментирование — путь познания окружающего мира//' Формирование начал экологической культуры дошкольников (из опыта работы детского сада № 15 «Подсолнушек» г. Владимира) / Под ред. Л. Н. Прохоровой. — Владимир. ВОИУУ, 2001.

4. Рыжова П. Игры с водой и песком/ Обруч, 1997. — № 2.

5. Рыжова П. Опыты с песком и глиной/ Обруч, 1998. — № 2.

6. Дыбина О. В Неизведанное рядом: занимательные опыты и эксперименты для дошкольников /Текст/ О. В. Дыбина, Н. П. Рахманова, В. В. Щетинина. - М.: ТЦ «Сфера», 2005.

7. Иванова А. И. Естественнонаучные наблюдения и эксперименты в детском саду. Растения. /Текст/: детская энциклопедия/ А. И. Иванова - М.: ТЦ «Сфера», 2004.

8. План-программа воспитательно - образовательной программы в детском саду /Текст/ сост. Н. В. Гончарова / и др. /; под ред. 3. А. Михайловой. - СПб:  Акцидент, 1997 г.

9. Рыжова Н. А. Волшебница - вода /Текст/ Н. А. Рыжова. - М.: Линка - Пресс. 1997 .

10. Дыбина О. В. Рахманова Н. П. Щетина В. В. Неизведанное рядом: занимательные опыты и эксперименты для дошкольников/ Под ред. О. В. Дыбиной. -  М.: ТЦ Сфера, 2004. - 64 с.

11. Соловьева Е. «Как организовать поисковую деятельность детей» / Дошкольное воспитание. 2005. №1.

12. Интернет ресурсы


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект "Юные исследователи"

Тип проекта:  Информационно – практико – ориентированный.Вид проекта:  Групповой.Цель проекта:   Развитие познавательных способностей детей, посредством опытно-эксперименталь...

Проект "Юный исследователь"

Цель проекта:развитие у детей познавательной активности, наблюдательности, любознательности и способности к самостоятельному экспериментированию....

ПРОЕКТ «ЮНЫЙ ИССЛЕДОВАТЕЛЬ» Опытно – исследовательская деятельность В старшей группе

Целью  проекта является развитие у детей познавательного интереса, наблюдательности, любознательности и способности к самостоятельному экспериментированию.   Задачи:Расширение пре...

ПРОЕКТ «ЮНЫЙ ИССЛЕДОВАТЕЛЬ» Опытно – исследовательская деятельность В старшей группе

Целью  проекта является развитие у детей познавательного интереса, наблюдательности, любознательности и способности к самостоятельному экспериментированию.   Задачи:Расширение пре...

Кокурс детских научно-исследовательских проектов "Юный исследователь"

Конкурс, проводимый среди воспитанников дошкольных организаций и учащихся начальной школы по защите своей исследовательской деятельности под руководством научных руководителей-воспитателей и учителей....

Проект «Юный исследователь»

На протяжении  дошкольного детства, наряду с игровой деятельностью огромное значение в развитии личности ребёнка имеет поисково-познавательная деятельность, которая нами понимается не тольк...

Экспериментальный проект «Юный исследователь»

Информационно -исследовательский проект с ребёнком старшей группы и его родителями....