Проект: «Путешествие в царство растений»
проект по окружающему миру (средняя группа)

Захарова Ирина Игоревна

Развитие познавательного интереса к различным областям знаний и видам деятельности является одной из составляющих, как общего развития дошкольника, так и дальнейшем успешности его обучения в школе. Интерес дошкольника к окружающему миру, желание освоить все новое - основа формирования этого качества. На протяжении всего дошкольного детства наряду с игровой деятельностью огромное значение в развитии личности ребенка имеет познавательная деятельность, как процесс усвоения знаний, умений, навыков.

Скачать:

ВложениеРазмер
PDF icon proekt_1_compressed.pdf2.2 МБ
Файл proekt_puteshestvie_v_tsarstvo_rasteniy.docx832.03 КБ

Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

МБДОУ «Детский сад №15»

Проект

«Маленькие исследователи»

Тема: «Путешествие в царство растений»

https://fntbndls.global.ssl.fastly.net/images/products/5fb1173fc41130e07e2372281acddd6b_resize.jpg

                                                      Воспитатели: Захарова И.И.

г. Зима

2018

Актуальность

Развитие познавательного интереса к различным областям знаний и видам деятельности является одной из составляющих, как общего развития дошкольника, так и дальнейшем успешности его обучения в школе. Интерес дошкольника к окружающему миру, желание освоить все новое - основа формирования этого качества. На протяжении всего дошкольного детства наряду с игровой деятельностью огромное значение в развитии личности ребенка имеет познавательная деятельность, как процесс усвоения знаний, умений, навыков.

Китайская пословица гласит: «Расскажи мне – и я забуду, покажи мне – и я запомню, дай попробовать и я пойму». Американский философ Ральф Уолд Эмерсон: «Самое лучшее открытие – то, которое ребенок делает сам». Ребенок усваивает все прочно и надолго, когда слышит, видит и делает сам.

При активном действии ребенка в процессе познания действуют все органы чувств. Учеными доказано, что чем больше органов чувств одновременно участвуют в процессе познания, тем лучше человек ощущает, запоминает, осмысливает, понимает, усваивает, закрепляет изучаемый материал.

В 1990 годы профессор - академик Академии творческой педагогики РАО Н.Н. Подъяков, проанализировав и обобщив свой богатейший опыт исследовательской работы в системе дошкольного образования, пришел к заключению, что в детском возрасте ведущим видом деятельности является экспериментирование.

Главное достоинство метода экспериментирования заключается в том, что он дает детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и со средой обитания. В процессе эксперимента идет обогащение памяти ребенка, активизируются его мыслительные процессы, так как постоянно возникает необходимость совершать операции анализа и синтеза, сравнения и классификации, обобщения и экстраполяции. Необходимость давать отчет об увиденном, формулировать обнаруженные закономерности и выводы стимулирует развитие речи.

Дошкольникам присуще наглядно-действенное и наглядно-образное мышление, поэтому экспериментирование, как ни какой другой метод, соответствует этим возрастным особенностям.

Таким образом,  проблема разработки системы мероприятий по организации экспериментирования для нас стала актуальной.

Проблема: недостаточно развитая предметно-пространственная среда для организации экспериментально-исследовательской деятельности.

Цель: создание необходимых условий для развития познавательного интереса детей среднего дошкольного возраста в процессе опытно – экспериментальной деятельности.

Задачи:

Развивать познавательный интерес детей в процессе эксперимента, установление причинно-следственной зависимости, умения делать выводы.

Развивать интерес к развитию и росту растений.

Развивать любознательность, умение сравнивать, анализировать, обобщать.

Развивать познавательный интерес детей к природе, желание активно изучать природный мир, самостоятельность в исследовательской деятельности.

Развивать эмоционально-ценностное отношение к окружающему миру.

Формировать опыт выполнения правил техники безопасности при проведении экспериментов.

Формировать эстетические чувства, связанные с красотой природного мира.

Заинтересовать и привлекать родителей воспитанников в процессы экспериментирования в ДОУ и дома.

Обогащать представления о жизни растений, их развитии.

Предполагаемый результат: 

- активно познавать окружающий мир;

-действовать согласно алгоритму;

-применять разные способы детского экспериментирования;

-ставить новые вопросы и искать на них ответы самостоятельно;

-объяснять полученный результат.

Тип проекта: познавательно-исследовательский, среднесрочный, групповой.

Срок реализации: февраль-март 2018 года.

Методы обучения: словесный, практический, наглядный.

Участники:

  • Дети
  • Родители
  • Воспитатели

Формы взаимодействия:

  • с детьми:

- Поисково-исследовательская деятельность;

- Опытно-экспериментальная деятельность;

- Продуктивная деятельность;

- Игровая деятельность.

  • с родителями:

- Консультация на сайте ДОУ;

- Презентация на сайте ДОУ;

- Папка-передвижка;

- Буклет.

  • с педагогами:

- Консультация;

- Презентация на сайте ДОУ;

- Отчет по проекту.

План реализации проекта


I Подготовительный этап:

  • Формирование цели и задач проекта;
  • Изучение и подбор методической и художественной литературы;
  • Составление плана деятельности;
  • Подбор и изготовление пособий для работы с детьми;

II Разработка проекта:

  • Оформление экспериментального уголка в группе;
  • Подбор необходимого дидактического материала, с учетом

возрастных особенностей детей;

  • Разработка конспектов занятий, бесед;
  • Организация совместной деятельности воспитателя и детей;
  • Разработка рекомендаций для родителей.

III Заключительный (обобщающий) этап

  • Итоговая беседа: «Что мы знаем о растениях»;
  • Оборудование уголка экспериментирования

План реализации проекта

Дата

Реализация проекта

Участники

08.02.18

«Как дышат растения?»

Воспитатели

Дети

05.02.18--09.02.18

Беседы: «Что такое опыты и для чего они нужны»

Чтение художественной литературы: Конышева Светлана «Науку я люблю»

Наблюдения: «Снег - друг или враг растениям?»

Дидактические игры: пазл «Собери цветок»

Рисование: «Зимний пейзаж» (использование нетрадиционной техники рисования – набрызг)

Воспитатели

Дети

Закрепление использования нетрадиционных технологий рисования дома

Воспитатели

Родители

Дети

15.02.18

«Лабиринт»

Воспитатели

Дети

12.02.18--16.02.18

Экспериментирование и наблюдения: «Картофельные корешки-ростки»

Чтение художественной литературы: Краева Ирина «Мне купили микроскоп!»

Чтение художественной литературы: «Вершки- корешки»

Дидактические игры: «Съедобное – не съедобное»

Рисование: «Натюрморт» (использование нетрадиционной техники рисования – картофельный штамп)

Воспитатели

Дети

Создание коллекции семян: «Овощи и цветы»

Воспитатели

Родители

Дети

22.02.18

«Узоры на листьях»

Воспитатели

Дети

19.02.18--22.02.18

Наблюдения

Свободная деятельность:

Беседы: «Зимой и летом одним цветом»

Чтение художественной литературы: Ерошин Алексей «Один профессор для развития науки…»

Дидактические игры: «С какого дерева лист?»

Рисование: «Листок» (использование нетрадиционной техники рисования – отпечаток листьев)

Воспитатели

Дети

Рассматривание комнатных цветов дома

Воспитатели

Родители

Дети

01.03.18

«Обезвоживание картофеля»

Воспитатели

Дети

26.02.18--02.03.18

Экспериментирование

Беседы: «Семена. Овощи»

Чтение художественной литературы: Татьяна Бокова

 «Липучка-почемучка»

Дидактические игры: «Съедобное - не съедобное»

Рисование: «Цветок» (использование нетрадиционной техники рисования – картофельный штамп)

Воспитатели

Дети

Проведение опытов и экспериментов дома с овощами и фруктами

Воспитатели

Родители

Дети

15.03.18

«Красим цветы»

Воспитатели

Дети

12.03.18--16.03.18

Экспериментирование: «Огород на подоконнике»

Беседы: «Семена. Цветы»

Чтение художественной литературы: Крюков Михаил

«В стекле увеличительном

Наблюдения: «Что растет на клумбе?»

Дидактические игры: пазл «Собери цветок»

Рисование: «Цветочная поляна» (использование нетрадиционной техники рисования – оттиск цветка)

Воспитатели

Дети

Пополнение коллекции семян: «Овощи и цветы»

Воспитатели

Родители

Дети

22.03.18

«Ростки рвутся на свободу»

Воспитатели

Дети

19.03.18--23.03.18

Наблюдения: «Проращивание лука»

Чтение художественной литературы: Наталья Иванова

«Бабушка – энциклопедия»

Дидактические игры: «Что, где растет?»

Экспериментирование: «Травянчики»

Лепка: «Лесовичок» (с использованием шишек)

Воспитатели

Дети

29.03.18

«Полезное ранение»

Воспитатели

Дети

26.03.18--30.03.18

Свободная деятельность:

Беседы: «Лекарственные растения»

Чтение художественной литературы: Светлана Цвейг-Райз «В почемучек мы играли»

Дидактические игры: «Что сначала, что потом?»

Лепка: «Ёжик» (с использованием семечек)

Воспитатели

Дети

Результат:

Созданы необходимые условия для развития познавательного интереса детей среднего дошкольного возраста в процессе опытно – экспериментальной деятельности, что позволяет нашим воспитанникам самим добывать информацию об изучаемых объектах или явлениях, а педагогу сделать процесс обучения максимально эффективным и более полно удовлетворяющим естественную любознательность дошкольников, развивая их познавательную активность.

Информационный источник:

  1. Савенков, А.И. Маленький исследователь: развитие познавательных способностей [Текст] / А.И. Савенков. – Ярославль: Академия развития, 2004 – 32 с.: ил.;
  2. Дыбина ,О.В. Ребенок в мире поиска: Программа по организации поисковой деятельности детей дошкольного возраста [Текст] / Под ред. О.В. Дыбиной. – М.: ТЦ Сфера, 2005. – 64 с.;
  3. Рыжова, Л.В. Методика детского экспериментирования [Текст]: книга для педагогов и родителей /Л.В. Рыжова. - Анжеро-Судженский городской округ, МБОУ ДОД «ДЭБЦ им. Г.Н. Сагиль», 2013. – 221 с.;
  4. Веракса, Н.Е. Познавательно-исследовательская деятельность дошкольников  [Текст] / Н.Е. Веракса, О.Р. Галимов. – М.: Мозаика – Синтез, 2016. – 80 с.;
  5. Ола, Ф. Занимательные эксперименты и опыты / [Текст] / Ф. Ола и др. – М.: Айрис-пресс, 2013. – 128 с.: цв.ил.;
  6. Рыжова, Н.А. Что у нас под ногами: Блок занятий «Песок. Глина. Камни» [Текст] / Н.А. Рыжова. - научн. консультант канд. Геол.-минерал. Наук И.Н. Рыжов; Текст публикуется в авторской редакции. – М.: «КАРАПУЗ – ДИДАКТИКА», 2005. – 224 с.: ил.;
  7. Дыбина, О.В. Неизведанное рядом: Опыты и эксперименты для дошкольников [Текст]  / О.В. Дыбина, Н.П. Рахманова, В.В. Щетинина.- Под ред. О.В. Дыбиной. – 2-е изд., испр. – М.: ТЦ Сфера, 2010. – 192 с.;
  8. Рыжова, Н.А. Воздух – неведимка. Пособие по экологическому образованию дошкольников. [Текст] / Н.А. Рыжова. - М.: ЛИНКА – ПРЕСС, 1998. – 128 с. илл
  9.  http://pandia.ru/text/80/120/48068.php;
  10.  https://solncesvet.ru/проект-опыты-и-эксперименты-в-детском/;
  11. https://infourok.ru/dolgosrochniy-proekt-v-sredney-gruppe-tema-rasteniya-1398137.html;
  12. http://ped-kopilka.ru/blogs/elena-vladimirovna-carkova/opytno-yeksperimentalnyi-proekt-po-5. formirovaniyu-znanii-o-komnatnyh-rastenijah-v-procese-uhoda-za-nimi-u-detei-pjatogo-goda-6. zhizni.html;
  13.  https://nsportal.ru/detskiy-sad/okruzhayushchiy-mir/2018/02/10/proekt-po-opytno-eksperimentalnoy-deyatelnosti-ogorod-na.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Детский экологический проект: «В царстве лекарственных растений»

Цель исследования:Формирование знаний о растительном мире, о мире лекарственных растений.Задачи: 1. Познакомить детей с лечебными свойствами растений, произрастающих на территории детского...

Проект "Царство растений"

Цель проекта: Создание благоприятных условий для  экологического воспитания детей через знакомство с жизнью растений, а также создание условий для всестороннего развития младших дошкольников...

Экологический проект "В царстве лекарственных растений"

Данный проект ориентирован на практическую деятельность детей на участке детского сада, который предусматривает разведение на экологической тропе зоны лекарственных трав....

Конспект интегрированной образовательной деятельности "Путешествие в царство растений: Деревья, кустарники, травы".

Конспект образовательной деятельности разработан в рамках экологического проекта «Растительный мир детского сада» для старшей группы....

Конспект интегрированной образовательной деятельности "Путешествие в царство растений: Деревья, кустарники, травы".

Конспект образовательной деятельности разработан в рамках экологического проекта «Растительный мир детского сада» для старшей группы....

Тема «Путешествие в царство Растений и Насекомых»

Конспект интегрированного занятия в подготовительной к школе группе для детей с ТНР...

Конспект занятия «Путешествие в царство растений» старшая группа

Тема:   Путешествие в мир растений. Цели: Ввести и обосновать классификацию растений.-Подвести к выводу, что    растения– это живая природа.-Закрепить знания о разн...