Опытно-экспериментальная деятельность
опыты и эксперименты по окружающему миру
Предварительный просмотр:
Посадка лука
Задачи:
-Систематизировать знания детей о: полезных свойствах лука, условиях необходимых луку для роста, процессе его посадки в домашних условиях, подборе инструментов и материалов для работы и последовательности трудовых действий.
- Совершенствовать диалогическую речь.
- Воспитание трудолюбия, желания быть полезным.
Материал: луковицы, земля, вода.
Оборудование: ящик, совочки, майонезная банка, лейка.
Ход занятия-экспериментирования
1. Постановка исследовательской задачи.
Воспитатель. Дети, сегодня я получила посылку от нашего дедушки. Хотите посмотреть, что там? Тогда давайте откроем.
2. Уточнение правил безопасности.
Во время занятия:
- не брать лук и землю в рот;
- не брать грязные пальцы в рот и не тереть ими глаза.
3. Выполнение первой части эксперимента. (Лук твердый, круглый, горький, заставляет плакать.)
Воспитатель показывает луковицы.
Воспитатель. Что это? (Лук.)
- Это луковица.
Возьмите каждый себе по луковице. (Дети выполняют.)
- Скажите, какого цвета лук? (Ответы детей.)
- Какой он формы? (ответы детей.)
- Потрогайте его пальцем и скажите: лук твердый или мягкий? (Ответы детей.)
- Вот сейчас я разрежу луковицу, понюхайте лук. Чем он пахнет? (Ответы детей.)
- А почему вы плачете? (Ответы детей.)
- Да, лук щиплет глаза и заставляет всех плакать.
- Кто хочет угоститься луком? Какой лук на вкус? (Воспитатель даёт попробовать лук на вкус и чем-нибудь заесть его.)
- Лук горький, но он очень полезный, в нем много витаминов. Это луковица. Если её посадить, то из неё вырастут зелёные листики, зеленый лук. В зеленом луке тоже много витаминов.
4. Выполнение 2-й части эксперимента. (Посадка лука в воду.)
- У лука есть верх (воспитатель показывает его), вот отсюда растет зеленый лук.
- Покажите, откуда будет расти зеленый лук? ( Дети показывают.)
- А вот низ у луковицы – донце (воспитатель показывает). Давайте скажем все вместе: “Донце”. (дети повторяют.) Покажите, где донце у вашего лука? (дети показывают донце.)
- Лук надо сажать донцем вниз. Давайте посадим одну луковицу в банку с водой.
Воспитатель просит одного ребёнка подать баночку, другого – подать лейку с водой.
- Смотрите, я наливаю в баночку из лейки воду. Теперь надо посадить лук. Как я буду сажать лук? (Донцем вниз.) Покажите, где у него донце? (Дети показывают.)
Воспитатель предлагает ребёнку посадить лук в баночку.
- Но лук можно посадить и в землю.
- Давайте с вами поиграем в игру “Расти, расти лучок”.
Подвижно-развивающая игра
“Расти, расти лучок”.
Воспитатель. Вы будете луком. Я сажаю лук в землю, донцем вниз. Все присели. (Дети присаживаются на корточки.)
Теперь я беру лейку и поливаю его водой. Вот лук начинает расти, у него появляются зеленые листики. (Дети медленно приподнимаются.) Лук все растет и растет. Зеленый лук становится большим-большим. Вот и вырос наш зеленый лук. (Дети выпрямляются.)
5. Выполнение 3-й части эксперимента. (Посадка лука в землю.)
Стук в дверь. Приходит дедушка.
Дед. Здравствуйте, дети! Вы получили мой подарок?
Воспитатель. Спасибо тебе, дедушка, за лук. Мы хотим его посадить, чтобы вырастить из него зеленый лук себе на обед.
Дед. Ну пойдемте, я вам помогу. Я ведь умею выращивать лук.
Воспитатель. Дети, подойдите к ящику с землей, возьмите по луковице. Найдите у лука донце. Сажать лук в землю надо донцем вниз.
Показ воспитателем приема посадки лука. Дети по очереди сажают каждый свою луковицу.
Дед. Ну и молодцы. Правильно, донцем вниз сажаете.
Воспитатель. Дедушка, а что же теперь надо делать?
Дед. А теперь, чтобы лук вырос, его надо полить водой из лейки.
Воспитатель. Полейте лук. Поливайте осторожно, много воды не лейте.
Дед. Все хорошо справились с посадкой лука, просто молодцы. Ну а мне пора, до свиданья, детвора.
Воспитатель. Ребята, у меня есть игрушка “Луковка”. Давайте поставим её рядом с нашим луком и посмотрим, что из них быстрее вырастет.
6. Фиксирование результатов эксперимента.
Наблюдение за ростом лука.
Вывод. Лук круглый, твердый, горький, заставляет плакать. Для роста зелени нужна вода.
7. Итог занятия.
Воспитатель. Что мы рассматривали? (Луковицу.)
- Какой формы луковица? (Круглой.)
- Какая она: твёрдая или мягкая? (Твердая.)
- Какой лук на вкус? (Горький.)
- Как правильно сажать лук? (Донцем вниз.)
- Какие условия необходимы для роста зелени? (Вода.)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект познавательной опытно-экспериментальной исследовательской деятельности с детьми подготовительной группы на тему «Из чего изготавливают дрожжевое тесто. Выпекаем хлеб». Презентиция "Путь хлеба"
Материал содержит конспект познавательной опытно-экспериментальной деятельности и презентацию....
Конспект непосредственно опытно-экспериментальной образовательной деятельности Тема "Ах, картошка!"
Сюрпризный момент - приглашение Степашки в овощной магазин. Беседа о картофеле. Дидактическая игра "Про что я говорю". Загадки про овощи. Исследование картофеля. Игра-эстафета "Посади к...
опытно-экспериментальная образовательная деятельность в подготовительной группе "Воздух-невидимка"
формировать представления детей о воздухе и его свойствах...
Перспективное планирование опытно – экспериментальной исследовательской деятельности в старшей группе по теме «Вода в жизни человека».
Цель проекта: формирование знаний у детей о значении воды в жизни человека, животного и растительного мира; формирование наблюдательности у детей старшего дошкольного возраста через опыты, игры с водо...
Конспект опытно-экспериментальной образовательной деятельности с детьми подготовительной группы "Мы изучаем свет" с использованием цифровой лаборатории «Наураша в стране Наурандии»
Занятие направлено на знакомство со свойствами света, на уточнение представлений об источниках света, на развитие у детей познавательной активности, любознательности с использованием цифровой лаборато...
Технология опытно экспериментальной детской деятельности
В период дошкольного детства происходит зарождение первичного образа мира благодаря познавательной активности ребенка, имеющей свою специфику на каждом возрастном этапе....
Конспект опытно-экспериментальной организованной деятельности «В стране волшебной манки»
Детское экспериментирование является одним из методов обучения и развития естественнонаучных представлений дошкольников. В ходе опытной деятельности дошкольник учится наблюдать, размышлять, сравниват...