Самоанализ педагогической деятельности по теме "Формирование экологических представлений у детей дошкольного возраста в процессе ознакомления с природным окружающим миром".
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)
Описание моей пед.деятельности за межаттестационный период по теме "Формирование Экологических представлений детей дошкольного возраста в процессе ознакомления с природным окружающим миром".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
samoanaliz.docx | 56.77 КБ |
zanyatie_ekolyata.docx | 29.03 КБ |
Предварительный просмотр:
Самоанализ педагогической деятельности
Плехотко Ольги Владимировны
воспитателя МКДОУ Решетовский детский сад Ручеёк
«Формирование экологических представлений
у детей дошкольного возраста
в процессе ознакомления с окружающим природным миром»
Актуальность
В соответствии с ФГОС ДО одной из задач познавательного развития дошкольников является формирование первичных представлений о свойствах и отношениях объектов окружающего мира, о планете Земля и об особенностях её природы. (Раздел II, п. 2.6.).
Актуальность данного направления заключается в том, что экология нашей планеты ухудшается с каждым годом, поэтому очень важно донести до каждого человека элементарные знания об особенностях природы и природных явлениях, понимание того, что окружающий природный мир нужно беречь и охранять.
А начинать работу по формированию экологических представлений следует уже с дошкольного возраста. Именно в детстве закладываются основы познания окружающей природы, развивается ценностное отношение к ней.
Необходимо максимально использовать данный период времени и сформировать у детей бережное отношение к природе для того, чтобы не допустить экологической катастрофы.
В связи с этим, в своей работе я уделила большое внимание формированию экологических представлений дошкольников в процессе ознакомления с окружающим природным миром.
Особенность моей деятельности по данной теме заключается в применении комплекса современных форм, методов и средств педагогической деятельности:
- игровых технологий;
- развивающего обучения;
- деятельностного подхода;
- индивидуально-личностного взаимодействия с детьми.
Все эти действия повлияли на результативность моей профессиональной педагогической деятельности.
Цель и задачи
Цель моей деятельности: формирование экологических представлений у детей дошкольного возраста в процессе ознакомления с окружающим природным миром.
Данную цель реализовала через следующие задачи:
1. Создать условия для экологического образования воспитанников.
2. Сформировать первичные представления об объектах окружающего природного мира, их свойствах и отношениях.
3. Сформировать экологическую культуру дошкольников.
4. Вовлечь родителей в образовательный процесс по формированию экологических представлений дошкольников в процессе ознакомления с окружающим природным миром.
Теоретическая база опыта работы
Свою профессиональную деятельность я выстраиваю в соответствии с основной образовательной программой дошкольного образования (Н.Е.Вераксы «От рождения до школы»), реализуемой в нашем МКДОУ Решетовский детский сад «Ручеёк», и с учетом следующих нормативно-правовых документов:
- Федеральным законом от 29.12.2012г. № 273-ФЗ (ред. от 31.07.2020) «Об образовании в Российской Федерации» (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2020).
- Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.10.2013 г. № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования».
- Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28 сентября 2020 года № 28 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи» (СП 2.4.3648-20).
Теоретической основой для реализации моего опыта являются следующие научно-методические разработки:
1. Теория развивающего обучения (Л.В. Выготский, В.В. Давыдов, Л.Г. Петерсон, И.С. Якиманская).
Эти исследователи внесли огромный вклад в создание данной теории. Они утверждали, что основой развивающего обучения является не столько формирование у ребенка определенного количества знаний, умений и навыков, сколько развитие высших психических функций, его способностей и раскрытие внутреннего потенциала ребенка.
2. Личностно-ориентированный подход. (И.С. Якиманская, Ш.А. Амонашвили, С.Н. Лысенко, И.П. Волков, В.Ф. Шаталов, Е.Н. Ильин).
Эти ученые разработали концепцию «индивидуализации образовательной деятельности», которая учитывает психологические и возрастные особенности каждого ребенка, его потенциальные возможности.
Применение личностно-ориентированного подхода стимулирует раскрепощенность, творческую самостоятельность и познавательную активность дошкольников. Тем самым я способствую ситуации успеха и эмоциональной вовлечённости детей в деятельность, создаю атмосферу доброжелательности и непринуждённой обстановки в группе.
3. Деятельностный подход. (Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, Д.Б. Эльконин, П.Я. Гальперин).
Благодаря работам данных авторов, я организую такое взаимодействие с детьми, при котором происходит не передача готовых знаний, а организация такой деятельности, в процессе которой дети самостоятельно узнают что-то новое путём решения доступных проблемных ситуаций. Они не пассивно воспринимают и запоминают информацию, а сами активно участвуют в процессе познания.
Этапы профессиональной деятельности
Работа по данному направлению включала три этапа:
I этап – организационный – сентябрь-октябрь 2018 года.
II этап – практический - ноябрь 2018- апрель 2021 года.
III этап – обобщающий - май 2021 года.
Задачи первого этапа:
- Изучить литературу по теме.
- Создать условия для экологического образования дошкольников, включающие психолого-педагогические условия, методическое обеспечение и организацию развивающей предметно-пространственной среды.
- Провести вводную диагностику с целью выявления уровня сформированности экологических представлений у дошкольников.
- Подобрать дидактический и иллюстративный материал, разработать образовательные ситуации, картотеки опытов и игр.
- Разработать комплексно-тематическое планирование.
Задачи второго этапа:
- Разработать и провести с детьми различные мероприятия, которые:
- формируют элементарные умения выявлять простейшие зависимости в природном мире;
- формируют представления об объектах окружающей природы, их свойствах и отношениях;
- формируют ответственное отношение к состоянию окружающей среды;
- развивают познавательный интерес к изучению природы;
- знакомят с природой родного края.
2. Провести с родителями консультации, мастер-класс, творческие мастерские по изготовлению игр и пособий, совместные развлечения.
Задачи третьего этапа:
- Провести итоговую диагностику с целью выявления уровня сформированности экологических представлений у детей.
- Оформить методическую папку «Формы и методы взаимодействия с дошкольниками по формированию экологических представлений в процессе ознакомления с окружающим природным миром».
- Проанализировать результаты опыта работы по теме и составить отчет.
Содержание деятельности
На первом этапе я изучила литературу и выбрала методическое обеспечение по теме:
- Николаева С.Н. Юный эколог. Система работы в средней группе детского сада. Для работы с детьми 4-5 лет: - М.: Мозаика-синтез, 2010.
- Николаева С.Н. Юный эколог. Программа экологического воспитания в детском саду. – М.: Мозаика-Синтез, 2010.
- Веракса Н.Е., Галимов О.П. Познавательно-исследовательская деятельность дошкольников - для работы с детьми 4-7 лет. - М.: Мозаика-Синтез, 2012.
- Воронкевич О. А., «Добро пожаловать в экологию!»; Перспективный план работы по формированию экологической культуры у детей младшего и среднего дошкольного возраста. - СПб.; ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2001.
- Гончарова Е. В. «Экология для малышей»: Методические рекомендации для педагогических работников ДОУ. Тюмень: Издательство РАН, 2000.
- Давидчук А.Н. Познавательное развитие дошкольников в игре. Методическое пособие. ФГОС ДО. - М.: Сфера, 2015.
- Дыбина О. В., «Неизведанное рядом»: Занимательные опыты и эксперименты для дошкольников., - М.: Издательство ТЦ Сфера, 2001.
- Егоренков Л. И., Экологическое воспитание дошкольников и младших школьников: Пособие для работников ДОУ и учителей начальной школы. -М.: АРКТИ, 2001.
- Миронов А.В. Экологическое образование дошкольников в контексте ФГОС ДО. – Волгоград, Учитель, 2016.
- Павлова Л.Ю. Сборник дидактических игр по ознакомлению с окружающим миром (4-7 лет) Методическое пособие. – М.: Мозаика-Синтез, 2011.
На основании указанных методических пособий разработала учебно-методический комплект:
- Комплексно-тематическое планирование.
- Программа дополнительного образования по познавательно- исследовательской деятельности детей 4-5 лет «Юные исследователи».
- Конспекты НОД «Путешествие с Колобком по лесу», « День Земли», «В гости к Зимушке-зиме», «Солнышко и дождик», «Природа родного края» , «Посвящение в эколята», «Экологическая игра «Мы защитники леса»», «Покормите птиц зимой», «Правила поведения в лесу», «Экологические знаки» и др.
- Картотеки:
- «Опыты по ознакомлению с окружающим природным миром»;
- «Дидактические игры экологического содержания для детей среднего возраста»;
- «Опорные схемы по ознакомлению с природными явлениями».
5. Проекты: «Разведка весенних примет», «Огород на окне», «Зимующие птицы», «Зелёный лук», «Спички детям не игрушки», региональный проект « Эколята – друзья и защитники природы».
6. Конкурс детских рисунков «Эколята – защитники природы», конкурс совместного творчества детей и родителей « Поделки из природного материала», принимали активное участие в региональном познавательном конкурсе «ЧиП (Человек и Природа)» по теме «Птицы», «Домашние животные».
7. Экологическая акция с родителями «Съедобные кормушки для птиц», «Посади дерево».
8. Паспорт «Экологической тропы».
9. Серию образовательных ситуаций на основе «Экологической тропы».
10. Сценарии развлечений: «Весёлый огород», «Волшебные превращения», «В мире животных».
11. Цифровые информационно-дидактические материалы для детей.
12. Демонстрационный материал с учетом возраста дошкольников: видеосюжеты, презентации «День заповедников», «Первоцветы», «Кто, чем питается?», мультфильмы «Эколята - Молодые защитники леса», «Уроки Тетушки Совы», виртуальные экскурсии по природному миру родного края и России.
По мере необходимости разрабатывала методические материалы в течение всех трех этапов работы по этой теме.
Так, в качестве средств обучающей направленности изготовила дидактические пособия:
- игра «Четвёртый лишний» про птиц; «Кто где живёт?»
- игровые макеты: «Животные нашего края», «Деревья нашего края», «Ферма», «Огород»;
- настольные пособия: «Что растёт на огороде?», «Накорми животное», «Цветочная полянка».
- теневое лото «овощи».
Создание психолого-педагогических условий для реализации темы
При взаимодействии с воспитанниками всегда создавала психологически комфортную образовательную среду.
Обязательно поддерживала доброжелательные отношения детей друг к другу. Применяла только те формы и методы работы, которые соответствовали возрастным и индивидуальным особенностям дошкольников. Использовала такие педагогические приемы как поощрение, похвалу, юмор, то есть поддерживала атмосферу непринуждённой обстановки.
Всё это позволяет испытать ребенку положительные эмоции в образовательной деятельности, стимулировать раскрепощенность, речевую и познавательную инициативу.
В нашей группе традиционными стали беседы о природе. Я предлагала детям поделиться своими впечатлениями о погоде, наблюдениями за природой, о домашних животных, которые живут дома у детей. Дети с удовольствием высказывали свое мнение, сообщали о погодных изменениях, о своих впечатлениях и эмоциях.
Такие беседы способствовали формированию у воспитанников умений общаться, слушать мнение других детей, а также рассказывать о своих впечатлениях.
Организация развивающей предметно-пространственной среды
На основе требований и рекомендаций ФГОС ДО создала развивающую предметно–пространственную среду в группе. Постаралась сделать ее содержательно-насыщенной, трансформируемой, полифункциональной, вариативной, доступной и безопасной.
Оформила развивающую экологическую зону в группе: «Экологический центр». В нем: комнатные растения (хлорофитум, герань, толстянка, и др.), природный материал, в том числе коллекция разных семян и камней, календарь погоды, оборудование для трудовой деятельности, мини-огород.
Внесла дидактические и настольные игры, различные пособия для наблюдений и экспериментирования: лупы, мерные стаканчики, различные ёмкости, схемы и таблицы для наблюдения за природой.
Организовала «Природный уголок родного края» и пополнила его дидактическими играми по ознакомлению с растительным и животным миром родного края, разнообразием растений, условиями обитания животных: «Животный мир», «Растения родного края», «Что где растет», «У бабушки на огороде».
В соответствии с планированием по образовательной области «Познавательное развитие», куда входит экологическое образование дошкольников, в «Экологическом центре» предусмотрены разнообразные материалы и оборудование для самостоятельных игр детей. Это: игрушки-модели представителей животного мира, муляжи овощей и фруктов, различные предметные и сюжетные картинки, альбомы («Времена года», «Бабочки», «Домашние животные и птицы», «Будь природе другом!», «Экологический альбом»), дидактические карточки «Правила поведения в природе», дидактическая игра «Четвёртый лишний» по теме «Птицы».
Все игровые материалы, пособия и атрибуты соответствуют требованиям по обеспечению надежности и безопасности их использования.
Пополнила видеотеку по ознакомлению с окружающим миром на основе произведений фольклора, мультфильмов, виртуальных экскурсий в природу.
На территории ДОУ, на участке нашей группы, я организовала «экологическую тропу», которая выполняет познавательную, развивающую, эстетическую и оздоровительную функции.
Чтобы ребята могли проводить опытно-исследовательскую деятельность, наблюдать за ростом различных растений и кустарников, организовывать наблюдения за погодой, делать выводы о взаимосвязях и взаимозависимостях в природе.
На тропе выделены наиболее интересные и актуальные объекты: огород с различными культурами; аптекарский огород с лекарственными растениями, такими, как мать-и-мачеха, тысячелистник, календула, подорожник, ромашки, а также цветочные клумбы с яркими цветами астры, петуньи, бархатцы, которые радуют глаз цветущими растениями с мая по октябрь.
В течение всего учебного года на тропе провожу с ребятами экскурсии и прогулки по разработанным маршрутам, которые знакомят детей с изменениями природы по сезонам (продолжительностью дня, погодой, изменениями в жизни растений и животных, трудом взрослых), а также игры и развлечения. Совместно с детьми проводим опытно-экспериментальную деятельность, наблюдаем с детьми за погодой, ростом различных деревьев и кустарников, травянистых растений.
На групповом участке дети имеют возможность экспериментировать с водой и песком, снегом и льдом.
Таким образом, были созданы все условия для формирования у воспитанников экологических представлений, обеспечена психологическая комфортность и доброжелательная атмосфера.
Вводная диагностика
В рамках первого этапа я провела диагностическое обследование детей с целью выявления уровня сформированности экологических представлений у детей. (Николаева С.Н. Юный эколог. Программа экологического воспитания в детском саду. – М.: Мозаика-Синтез, 2010).
Содержание данной педагогической диагностики было направлено на выявление следующего:
- в какой степени ребенок освоил экологические знания;
- какова степень освоения ребенком трудовых навыков и умений по уходу за живыми объектами;
- в какой степени у ребенка сформированы разные виды отношения к природе (природоохранного, эстетического, познавательного).
По результатам диагностики я определила уровень сформированности экологических представлений и экологически правильного отношения к природным явлениям и объектам.
Вся диагностика проводилась индивидуально с каждым ребёнком. Для получения дополнительной информации так же осуществлялось наблюдение за детьми в различных видах деятельности: игровой, трудовой, образовательной. Изучались творческие работы детей - рисунки, поделки.
Все диагностические задания сгруппированы по трём разделам:
1. Представления о природе:
2. Отношение к природе.
3. Трудовые навыки и умения по уходу за живыми объектами.
По результатам вводной диагностики был сделан следующий вывод:
Высокий уровень сформированности экологических представлений и отношения к природе отмечен у 14% детей.
У большинства дошкольников – у 42% - средний уровень. Например, были сформированы некоторые умения по уходу за живыми существами, дети имели представления о разнообразии растений, о многообразии животных в окружающем природном мире. Отличались любознательностью, однако не было сформировано отношение к природе.
У 44% детей низкий уровень: представления не были сформированы: они не имели представления о потребностях живых организмов, условиях, необходимых для жизни; не было сформировано экологически правильное отношение к природным явлениям и объектам; дети не знали о сезонных изменениях в жизни растений и животных. Не был развит познавательный интерес к окружающему природному миру.
На основании изученной литературы, ознакомления с опытом работы других педагогов, а также с учетом результатов диагностики был разработан рабочий план педагогических действий, который включал разнообразные формы и методы работы с детьми и родителями.
На втором этапе, особое внимание я уделяла такой форме взаимодействия как наблюдение.
Мы с моими воспитанниками наблюдаем за растениями на улице и в группе, за овощными культурами, которые выращиваем на окне: луком, огурцами, фасолью, помидорами, укропом, и др. Главная особенность «огорода на окне» – непосредственная близость его к детям, что позволяет мне организовывать наблюдение на протяжении всего года. Также наблюдали весной за первыми проталинами, первоцветами, бабочками и муравьями, скворцами и жуками и другими животными.
Полученные на прогулках и в группе знания о растениях закрепляли с детьми в процессе дидактических игр «Узнай растение по картинке», Узнай растение по описанию», «Чей листочек?», « Угадай птицу по описанию», и др.
Также использовала вопросы и задания, которые побуждают детей к сравнению, к установлению сходства и различия.
Проводила занятия по экологическим задачам, на которые дети с удовольствием высказывали свои предполагаемые ответы, делали выводы.
При организации образовательной деятельности ориентировалась на выбор тех развивающих технологий, которые в наибольшей степени соответствуют возрастным потребностям и интересам детей.
Отдавала предпочтение игровым технологиям. Они позволяют в игровой форме обогатить представления детей о природе, а также сформировать умение общаться со сверстниками в процессе деятельности.
Я всегда сама принимаю участие в играх, вместе с детьми, на правах игрового партнера.
Использовала разнообразные виды игр экологического содержания:
- дидактические: «Угадай животное?», «Что за птица?», «Что где растет?», «Похож – не похож», «Собери цветочек» и другие;
- творческие игры: «Это правда или нет?», «Хорошо – плохо», «Придумай животное» и другие;
- сюжетно-ролевые: «Теремок для зверей», «У бабушки в деревне», «На огороде» и другие;
- игры-эксперименты: «Волшебный песочек», «Воздушный шарик», «Водичка-водичка», «Магнитики» и другие;
- подвижные: «Расскажи и покажи», «Медведь и пчёлы», « У Медведя во бору», «Вороны и воробьи», «Солнышко и дождик», «Лиса и зайцы», «Не зевай!», «Гуси-гуси» и другие.
В рамках развивающего обучения и деятельностного подхода использовала игровые обучающие ситуации «Как мы кормили птичек», «Как мы помогли бездомной кошечке», «Что мы видели на экскурсии» и другие.
Подобрала развивающие игры на обобщение и классификацию природных явлений, картинки с проблемным сюжетом: «Почему это произошло?», «Разрешаем проблему», «Чем похожи …», «Чем отличаются …» и другие.
Разработала собственные экологические игры: «Следы на снегу», «Чего на свете не бывает?» «Составь чудо-дерево».
Активно применяла игры-инсценировки с поделками из пластилина , которые изготовили сами дети: «Животные зоопарка», сказочные герои эколята, «Осенний листопад», «Снежинки»; из солёного теста делали «Уточку» , «Петушка» и другие поделки.
Удачно совмещала игровые и проектные технологии. Были разработаны и реализованы игровые мини-проекты экологического характера: «Съедобная кормушка», «Природа нашего края», «Лук-защитник».
В процессе работы над проектами удалось сформировать более глубокие представления об окружающем природном мире не только у детей, но и у родителей.
Продуктами проектов стали:
- картотека «Игры по ознакомлению с окружающим природным миром»;
- выставки детских поделок и рисунков по теме каждого проекта;
- фотоотчёты и презентации по теме каждого проекта.
Проекты реализовала через разнообразные виды детской деятельности: игровую, коммуникативную, познавательно-исследовательскую, продуктивную.
Использование информационно-коммуникационных технологий было направлено на повышение результативности образовательного процесса по формированию экологических представлений у детей.
В связи с этим, я разработала цифровое обеспечение, включающее комплект дидактических игр, иллюстративные и ознакомительные материалы, видеоролики, тематические презентации: «Овощи и фрукты на нашем столе», «Корова и коза - домашние животные», «Для чего животным хвосты?», «Как лесные жители белка и медведь готовятся к зиме», «Наши четвероногие друзья», «Почему медведь лапу сосёт?», «Почему заяц меняет свою шубку?».
Сформировала видеотеку по ознакомлению с разнообразным природным миром: видеосюжеты, научно-познавательные фильмы, отрывки из мультфильмов, виртуальные экскурсии и наблюдения.
Грамотное использование современных информационных технологий позволило мне существенно повысить мотивацию детей к обучению, так как показывала им реальные природные объекты или явления в цвете, движении и звуке, а также в доступной форме, ярко, образно, преподносила дошкольникам материал.
Таким образом, как показала практика, внедрение и реализация развивающих технологий расширило образовательное пространство, дало возможность развить творческое мышление моих воспитанников. Дети стали самостоятельными, активными и инициативности в поиске ответов на вопросы. Благодаря технологиям у дошколят систематизировалась информация, а это позволило использовать полученные знания, умения и навыки в играх и практической деятельности.
Взаимодействие с родителями
На втором этапе было налажено тесное сотрудничество с семьями воспитанников. Родителям необходимо было показать значимость экологической культуры и экологических знаний для общего развития ребёнка, вооружить методическими рекомендациями, заинтересовать в развитии у дошкольника эмоционально-ценностного отношения к окружающей природе.
Я провела для них:
- консультации: «Знакомим с природой через игру», «Исследовательская деятельность с дошкольниками», «Как наблюдать за сезонными изменениями в природе»; «Огород на окне в домашних условиях», «Экологические игры дома», папки-передвижки по теме «Осень», «Зима», «Весна», «Лето».
Оформила информационный стенд « Эколята- Дошколята», где есть информационно- познавательные кармашки для родителей.
Совместно с родителями изготовили и развешали кормушки для птиц, посадили молодые деревья (берёзку, ель, дуб) и кустарник (можжевельник, рябину).
Регулярно привлекала родителей к подготовке и проведению различных мероприятий, оснащению развивающей среды, изготовлению костюмов и атрибутов к развлечениям.
Кроме того, приглашала их на утренники.
Таким образом, я постаралась включить каждого родителя в единый совместный процесс экологического образования своего ребенка, что позволило значительно повысить эффективность взаимодействия с семьями воспитанников и полностью реализовать все поставленные задачи.
Результаты деятельности по теме
В начале третьего этапа я провела итоговую диагностику. А для проверки эффективности методов, форм и содержания образовательного процесса провела сравнительный анализ вводной и итоговой диагностик.
Результаты итоговой диагностики показали, что у 73% детей высокий уровень сформированности экологических представлений. Это на 59% больше, чем показатели вводной диагностики.
Средние показатели – у 18% детей. По результатам вводной диагностики детей со средним уровнем было 42%. Значит, у 24% детей показатели повысились.
По результатам вводной диагностики у 44% детей был низкий уровень сформированности. В итоговой диагностике детей с низким уровнем было 9%. Причина – частые пропуски по болезни.
Тем не менее, я планирую для этих детей разработать индивидуальные образовательные маршруты и привлечь родителей для более активного сотрудничества. Результаты педагогической диагностики используются мною исключительно для индивидуализации образования и оптимизации работы с дошкольниками.
Данные сравнительного анализа позволяют сделать вывод о положительной динамике сформированности экологических представлений у детей моей группы.
Полученные результаты для детей:
1. Сформированы начальные представления об объектах и явлениях окружающего природного мира.
2. Сформировано понимание того, что природу надо беречь и сохранять.
3. Освоены элементарные трудовые навыки и умения по уходу за живыми объектами.
4. Сформированы элементарные знания о природе родного края.
5. Развит познавательный интерес к изучению природы.
Обобщая опыт работы с воспитанниками, я оформила методическую папку «Формы и методы взаимодействия с детьми дошкольного возраста по формированию экологических представлений в процессе ознакомления с окружающим природным миром».
В эту папку вошли все разработанные мной методические и дидактические материалы, конспекты занятий, сценарии развлечений, а также фотографии РППС и проведенных мероприятий с детьми.
Опыт работы в виде отчета я представила на заседании педагогического совета своего учреждения.
Таким образом, получены стабильные результаты по формированию экологических представлений у детей среднего и старшего дошкольного возраста в процессе ознакомления с окружающим природным миром.
Данные результаты подтверждают эффективность созданных условий по данному направлению, важность вовлечения родителей в образовательный процесс, а также мои профессиональные действия.
Предварительный просмотр:
Муниципальное казённое дошкольное образовательное учреждение
«Решетовский детский сад Ручеёк»
КОНСПЕКТ
Экологической игры на тему
«Мы- защитники леса»
в подготовительной группе
Подготовила:
воспитатель
Плехотко О.В.
Решёты 2020г.
Образовательная область: «Познавательное развитие»
Вид деятельности: непосредственно-образовательная, игровая
Тип: интегрированное
Интеграция образовательных областей:социально-коммуникативное развитие, речевое развитие, физическое развитие.
Возраст детей: 6-7 лет
Цель:систематизировать представления детей о многообразии природы и заботе о ней, расширение кругозора детей, формирование экологической культуры.
Образовательные задачи:
- Закрепить знания детей о природе, о бережном и заботливом отношении к ней.
- Способствовать осознанию необходимости сохранения, охраны и спасения природы леса и природного мира в целом.
- Закрепить правила поведения в природе.
- Расширить знания о живой и неживой природе.
Развивающие задачи:
- Развивать познавательную и исследовательскую активность, любознательность, кругозор, вариативное мышление, коммуникативные и творческие способности.
- Развивать творческое воображение.
- Развивать интонационную выразительность речи, речевое дыхание.
Воспитательные задачи:
- Воспитывать любовь к родной природе.
Предварительная работа: Просмотр мультфильма «Да здравствует природа», беседы о бережном отношении к природе; о животном и растительном мире; о взаимодействии человека с природой, презентация сказочных экологических героев «Эколят» и природоохранных социально-образовательных проектов «Эколята – дошколята». Привлечение семей воспитанников к проблеме экологического воспитания детей, к проблеме охраны окружающей среды путем организации выставки рисунков и поделок с образами «Эколят», участие родителей в субботнике на территории детского сада и др. Рассматривание иллюстраций, репродукций картин о природе, заучивание стихотворений о экологии, чтение произведений о природе.
Методические приёмы:
- Словесные: беседа, уточнения, напоминания, вопросы, загадки.
- Наглядные: использование мультимедийной наглядности;
- Игровые: дидактические игры
- Практические: физическая минутка.
Материалы и оборудование:
Демонстрационный материал:
- Куклы-эколята: Шалун, Умница, Тихоня, Елочка
- Картинки с изображением деревьев: береза, дуб, черемуха, рябина.
- Презентация «Осенний лес, деревья», «Проблемные ситуации в природе»;
- Дидактическая игра «Перелётные и зимующие птицы»
- Дидактическая игра «Кто, где живет?»
Раздаточный материал:
- Карточки красного и зеленого цвета
- Эмблемы эколят
Ход игры:
Организационный момент
Воспитатель:
Есть на земле огромный дом
Под крышей голубой.
Живут в нём солнце,
дождь и гром,
Лес и морской прибой.
Живут в нём птицы и цветы,
Весенний звон ручья,
Живёшь в том светлом доме ТЫ
И все твои друзья.
Куда б дороги не вели
Всегда ты будешь в нём.
ПРИРОДОЮ родной земли
Зовётся этот дом.
Друзья, я не просто так прочитала вам это стихотворение. Я предлагаю сегодня отправиться на природу - в лес. А какое сейчас время года?
Дети: Осень!
Значит мы отправимся в осенний лес, подышать свежим осенним воздухом опавших листьев, мокрой травы и земли.,. Вы поддерживаете мое предложение?
Дети:Да!
Тогда в путь!
(На экране изображение осеннего леса и фоном играет музыка леса)
Воспитатель:
Здравствуй, лес, осенний лес
Полон сказок и чудес!
Ты о чем шумишь листвою
Ночью темной грозовою?
Что там шепчешь на заре,
Весь в росе, как в серебре?
Кто в глуши твоей таится?
Что за зверь, какая птица?
Все открой, не утаи!
Ты же видишь, мы свои.
Ой, ребята! Тише! Тише!
Что-то странное я слышу! Кто- к нам спешит. Вносится кукла-эколенок Умница).
Эколенок-Умница: (входит с конвертом в котором находится задание.) Здравствуйте, ребята, вы меня узнали? (Эколенок – Умница)
Воспитатель: А вы знаете, кто такие эколята? (Это сказочные герои- защитники природы. Они родились в лесу и знают про него все, они уж точно знают, как нужно любить и беречь природу. Они помогут нам подружиться с природой и полюбить её.)
Умница – самая старшая из малышей-эколят и самая серьёзная, Умница много знает и рассказывает своим друзьям интересные истории, потому что любит читать.
Воспитатель:Умница, а что ты нам принесла?
Умница:Ребята, а вы хотите стать защитниками природы? Для этого мы должны выполнить задания из этого конверта. Давайте начинать? (Воспитатель достает задание:
Задание 1.Назовите правила поведения в лесу и покажите соответствующую карточку.
Для этого поиграем с вами в игру «Если я приду в лесок». Я буду говорить вам свои действия, а вы отвечать, если я буду поступать хорошо, говорим «да» и показываем зеленую карточку, если плохо, то все вместе говорим «нет» и показываем красную карточку.
1. Если я приду в лесок
И сорву ромашку? (нет)
2. Если съем я пирожок
И выброшу бумажку? (нет)
3. Если хлебушка кусок
На пеньке оставлю? (да)
4. Если ветку подвяжу,
Колышек подставлю? (да)
5. Если разведу костер,
А тушить не буду? (нет)
6. Если сильно насорю
И убрать забуду. (нет)
Всем:
Я люблю свою природу,
Я ей помогаю! (да)
Молодцы!
Воспитатель: наше лесное путешествие продолжается. Дети рассматривают изображения осеннего леса на слайдах).
Воспитатель:К нам спешит еще один гость Вы узнали, кто это?. Это подруга братьев- веселая и общительна Елочка. Она часто заходит к малышам в гости, чтобы поиграть, поговорить о том о сём. (У Елочки конверт с заданиями.)
Задание 2: Игра «Узнай дерево»
Узнайте по описанию знакомые вам деревья и найдите их на картинке:
– Это дерево веселое и нарядное в любое время года. Весной оно зацветает белыми душистыми цветами, летом шелестит резными листочками, а осенью обсыпают его ветки яркие гроздья ягод. Любят в зимнее время посещать его разные птицы: снегири, свиристели, тетерева, глухари, дрозды. (Рябина.)
– Это дерево называют красавицей русского леса. Сколько песен о нем сложено, сколько стихов написано! Стройная, с белой корой, с тонкими поникшими ветвями и говорливой листвой, она всегда вызывает восхищение и радость. А мелкую пернатую братию привлекают сережки с семенами. (Береза.)
– Каждый, кто проходит весной мимо этого дерева, восклицает: «Как хорошо пахнет!» Оно усыпано пушистыми кистями белых душистых цветков. Сильный его аромат не только приятен, но и полезен: он очищает воздух от микробов. (Черемуха.)
– Называют его могучим лесным богатырем: даже в сильные ураганы он крепко «сидит» в земле. Древесина его – прекрасный строительный материал; из коры изготавливают лекарства. Плод – орех в твердой оболочке. Этими плодами любят лакомиться кабаны, сойки и другая лесная живность. (Дуб.)
Воспитатель: молодцы, справились с заданием. А теперь давайте прогуляемся по лесу.
Физкультминутка «Мы идем во лесок»
Мы идем во лесок,
Будь внимателен, дружок. (Ходьба.)
Впереди ручеек,
Перейти – вот мосток. (На носочках.)
Пробирайся осторожно –
Промочить здесь ноги можно. (Высоко поднимают ноги.)
Мы попрыгаем немножко
По извилистой дорожке. (Прыжки.)
Как услышим в небе гром,
Спрячемся мы под кустом. (Приседают.)
Будем медленно идти –
Дождь настигнет нас в пути. (Легкий бег.)
Мы пришли с тобой, дружок,
Во дремучий во лесок. (Ходьба.)
Воспитатель: Кто - то к нам еще спешит. Да ведь это братишка-эколенок Шалун.! Самый озорной и шкодливый! Он любит веселые игры, знает их великое множество.Он все время стремится узнать что-то новое и неизвестное. У Шалуна тоже конверт с заданием.
Шалун. Я принес вам игру «Кто где живет». Подберите животным свои домики. (дети подбирают животным свое жилище)
А вот еще задание. Вы знаете какое сейчас время года? (осень). А что делают некоторые птицы осенью? (Улетают в теплые края.Они называются перелетные.). Все птицы улетают? (Нет многие остаются.Они называются зимующие). Я предлагаю вам игру: «Перелетные и зимующие птицы». (на столе картинки перелетных и зимующих птиц. Надо отделить перелетных птиц от зимующих. (Дети выполняют задание)
Воспитатель: (обращается к Эколятам) Мы ответили на все ваши вопросы, вы примите нас в помощники.
Елочка: Примем, если вы ответите на вопросы Тихони (появляется Тихоня с конвертом). А это кто? Узнали ребята? (Это Тихоня, самый младший братишка.Он и вправду довольно тихий и скромный, даже скорее стеснительный. Но это нисколько не мешает ему всячески поддерживать старшего брата – Шалуна – не только во всех его проказах, но и полезных делах. А ещё Тихоня очень любит цветы, поэтому перед домиком эколятон разбил чудесный цветник.)
Воспитатель: А вот здесь, ребята, вопросы о том, как вы поступите в той или иной ситуации. (Показ слайдов)
– Нашёл Лёша гнездо с яичками пеночки в траве. Маленькие яички ему очень понравились. Он их хотел взять домой. А пеночка кружилась над ними и кричала. Как правильно поступить Алёше? (Ответы детей)
– Дети пришли с воспитателем на лесную поляну. И в изумлении остановились: «Сколько цветов! Ромашки, колокольчики. Давайте нарвём большие букеты цветов», – предложили дети. А воспитатель сказала…Что сказала воспитатель? (Ответы детей)
– В воскресенье я решила пойти к озеру. Передо мной по тропинке шли два мальчика. Вдруг они увидели в траве маленькую лягушку. Давай её возьмём к себе, чтобы она не заблудилась» – сказал один мальчик. «Не трогай её, лягушка сама найдёт дорогу» – сказал другой. Кто из мальчиков был прав?
– Андрюша нашел в лесу ежа и решил подарить его своей подружке Насте. Но Настя сказала: «Отпусти его, пожалуйста!» «Ни за что! Я знаю, что некоторые люди ежей ловят и приносят домой, молоко им дают, кормят конфетами» - ответил Андрюша. «Так поступают только жестокие люди. Ежи не могут жить в неволи и часто погибают!» Почему так сказала Настя?
Воспитатель: Молодцы! Надо быть другом всему живому и правильно вести себя в лесу.
Дерево, цветок и птица
Не всегда умеют защититься.
Если будут уничтожены они
На планете мы останемся одни.
Детям вручаются эмблемы «Защитники природы!»
Дети произносят КЛЯТВУ «ЭКОЛЯТ – МОЛОДЫХ ЗАЩИТНИКОВ ПРИРОДЫ»
Клянусь всегда защищать братьев наших меньших.
Клянусь беречь растения, высаживать деревья и ухаживать за ними.
Клянусь беречь водоёмы от загрязнения.
Клянусь убирать за собой мусор всегда и везде.
Клянусь заботиться о природе, животных и растениях.
Клянусь! Клянусь! Клянусь!
Итог занятия
А теперь пришла пора, возвратиться нам из леса друзья. По тропинкам мы гуляли. (Ходьба по кругу.Останавливаются.) Что интересного, вы на занятии узнали? (Ответы детей.) А друзьями природе вы стали? (Ответы детей.) До свидания, добрый лес. Полон сказочных чудес! (Помахивание рукой. Повороты вправо-влево с вытянутыми руками. Ходьба.) Подружились мы с тобой, нам теперь пора домой.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Обогащение словаря детей младшего дошкольного возраста, в процессе ознакомления с природным миром»
Жизнь любого человека неразрывно связана с общением с другими людьми и огромную роль в этом играет речь. Наблюдение природных явлений, беседы, чтение художественных произведений о природе, использова...
Формирование экологических представлений у детей дошкольного возраста в процессе ознакомления с миром растений
Проблема экологического воспитания детей дошкольного возраста возникла, в первую очередь, в связи с внимательным исследованием современными учёными взаимодействия человеческого общества и природы. Воп...
Описание опыта педагогической деятельности по формированию валеологический представлений у детей дошкольного возраста
Описание опыта...
Рабочая программа «Формирование основных экологических понятий у детей дошкольного возраста в процессе ознакомления с насекомыми»
Формирование основ экологической культуры детей дошкольного возраста требует разработки системы экологического воспитания, важным звеном которого является ознакомление дошкольников с миром животных, в...
Формирование основ экологической культуры у детей дошкольного возраста в процессе ознакомления с домашним животными
За время работы в детском саду я, к сожалению, столкнулась с безразличием многих детей к маленьким и беззащитным существам - животным. Дет могут подойти и пнуть кошку. Дети не знают, почему нельзя гро...
Самоанализ.Тема " Формирование экологических представлений у детей дошкольного возраста в процессе ознакомления с окружающим природным миром"
Самоанализ педагогической деятельности по теме " Формирование экологических представлений у детей дошк.возраста в процессе ознакомления с окруж.природным миром"....
«Речевое развитие детей младшего дошкольного возраста в процессе ознакомления с природным и социальным миром родного края» (из опыта работы)
laquo;Речевое развитие детей младшего дошкольного возраста в процессе ознакомления с природным и социальным миром родного края» (из опыта работы)...