Рабочая программа «Формирование основных экологических понятий у детей дошкольного возраста в процессе ознакомления с насекомыми»
учебно-методический материал по окружающему миру
Формирование основ экологической культуры детей дошкольного возраста требует разработки системы экологического воспитания, важным звеном которого является ознакомление дошкольников с миром животных, в том числе насекомых.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma.docx | 61.78 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
Степноозерский центр развития ребенка – детский сад
«Золотая рыбка» Благовещенского района
Рабочая программа
«Формирование основных экологических понятий у детей дошкольного возраста в процессе ознакомления с насекомыми»
р.п. Степное Озеро
Содержание
- Введение
- Целевой раздел
- Пояснительная записка
- Цель и задачи
- Принципы и подходы в организации образовательного процесса
- Планируемые результаты
- Содержательный раздел
- Календарно-тематическое планирование
- Мониторинг освоения программы
- Организационный раздел
- Оформление предметно-пространственной среды
- Программно-методическое обеспечение
- Приложение
Введение
Насекомые весной
Вьются и порхают –
На полянке на лесной –
Всё благоухает!
Ног у насекомых шесть,
Голова есть, крылья.
И не прочь пыльцу поесть
(Но не путать с пылью!)
Пчёлке, бабочке, шмелю
Нужен сок цветочный.
Ест коровка божья тлю,
С зелени, с листочков.
Шмель гудит, оса звенит,
Стрекоза летает…
В ульях мёд в такие дни
Соты заполняет.
Насекомые являются одними из древнейших представителей животного мира нашей планеты. Они появились раньше, чем звери, птицы, рыбы. К тому же, насекомые – самые многочисленнее обитатели нашей земли, они составляют около 90% всех животных. Сегодня по подсчетам ученых число известных видов насекомых достигло уже почти двух миллионов различных видов. И каждый год в этот список добавляется около семи тысяч видов насекомых, о которых ранее зоологи даже не имели никакого представления. Существует около 5 000 разновидностей стрекоз, 2 000 богомолов, 20 000 кузнечиков, 170 000 бабочек и моли, 120 000 мух, 82 000 клопов, 360 000 жуков, и 110 000 пчел, ос и разновидностей муравьев, описанных до настоящего времени. Общее количество разновидностей, включая еще не изученных, составляет от двух до пятидесяти миллионов; в результате последних исследований одобрена более низкая цифра – приблизительно от шести до десяти миллионов. Активно участвуя в круговороте веществ, насекомые играют глобальную планетарную роль в природе.
Человек в своей повседневной жизни и практической деятельности постоянно сталкивается с различными насекомыми. Одни из них имеют для него положительное, а другие отрицательное значение.
Расселение насекомых постепенно, с течением времени, произошло по всей земле. Их можно встретить как в жарких странах Африки, так и в умеренных широтах Северной Европы. Даже в полярных областях и безводных пустынях насекомые смогли адаптироваться к жизни.
Любому человеку с детства известны такие типы насекомых как бабочки, пчелы, жуки, мухи, комары и многие другие. Каждый ребенок сталкивается с ними, выходя впервые в сад на прогулку. Пожалуй, это первые представители дикой природы, с которыми встречается в своей жизни малыш. Структура насекомого очень интересна маленькому ребенку, так как она разделена на три заметные части: голова, брюшко и грудь.
Каждое насекомое имеет три пары ног и одну, а иногда две пары крыльев. Также всем насекомым свойственны усики на голове, которые выполняют у них функции органов чувств.
По человеческим меркам жизнь насекомого очень коротка, а, следовательно, его развитие очень стремительно. Весь цикл формирования продолжается не более полутора месяцев и состоит из четырех периодов. Взрослые насекомые откладывают яйца, из которых в дальнейшем появляются личинки, а по прошествии некоторого времени из личинки формируется куколка. И только из куколки появляется уже взрослое, сформировавшееся, жизнеспособное насекомое.
Жизнь насекомых очень разнообразна и увлекательна для наблюдения, особенно приятно смотреть за такими насекомыми как пчелы и муравьи, деятельность которых, к тому же, являются полезной для человека.
Они привлекательны и удивительны, они малозаметны из-за своих крошечных размеров и разнообразны, наши знания о них, к сожалению, очень и очень скудны, но их влияние на нашу жизнь огромно - они насекомые.
2. Целевой раздел
2.1. Пояснительная записка
Богат, прекрасен и бесконечно разнообразен окружающий нас мир природы. Ввести ребенка в этот мир, раскрыть его красоту и уникальность, научить любоваться, восхищаться, любить и беречь эту красоту – задача взрослых.
Именно в дошкольном детстве закладываются основы личностной культуры. В этом возрасте ребенок открыт, любознателен, хочет знать все и обо всем. Экологические знания позволяют ребенку осмыслить, что рядом с ним находятся живые существа (растения, животные, насекомые и т. д) и все они в этом мире гармонично связаны.
С принятием Законов Российской Федерации «Об охране окружающей среды» и «Об образовании» созданы предпосылки правовой базы экологического образования населения, создание системы непрерывного экологического образования, первым звеном которого является дошкольное детство.
Проблема познания дошкольниками мира природы и формирования у детей основных экологических понятий рассматривалась в многочисленных исследованиях известных педагогов и психологов: А. В. Запорожец, Л. А. Венгер, Н. Ф. Виноградова, Н. Н. Подъякова, С. Н. Николаева и др., которые в своих работах отмечали, что в ходе целенаправленного развития у дошкольников основ экологической культуры формируются представления об основных экологических понятиях.
Формирование основ экологической культуры детей дошкольного возраста требует разработки системы экологического воспитания, важным звеном которого является ознакомление дошкольников с миром животных, в том числе насекомых.
2.2. Цель и задачи
Цель: способствовать формированию представления детей о мире насекомых п. Степное Озеро.
Задачи:
- Развитие познавательного интереса и поисковой деятельности в п. Степное Озеро о мире насекомых, их строении, способах передвижения.
2. Содействие активизации совместной деятельности со сверстниками, родителями и педагогами.
3. Развитие эмоционально-чувственного отношения у детей к окружающему средствами регионального компонента.
4. Развитие творческих способностей в продуктивных видах деятельности.
5. Воспитание бережного экологически грамотного отношения к природе.
6. Развитие умения наблюдать, анализировать, сравнивать, выделять характерные, существенные признаки предметов окружающего мира.
- Принципы и подходы в организации образовательного процесса
Принципы:
- Научной обоснованности и практической ориентации содержания. Совокупность элементарных экологических знаний, которые служат основой формирования мотивирующих действий ребёнка, развитие познавательного интереса.
- Доступности. Крайне важным и тесно сопряжённым с принципом научности является принцип доступности материала для ребёнка определённого возраста.
- Наглядности и практического применения.
- Индивидуального подхода помощи и поддержки: максимально учитываются индивидуальные особенности ребенка и создание наиболее благоприятных условий для их реализации.
- Гуманистичности. Ребенок рассматривается как активный субъект совместной с педагогом деятельности. Формирование человека с новыми ценностями, владеющего основами культуры потребления, заботящегося о своём здоровье и желающего вести здоровый образ жизни.
- Прогностичности. Формирование элементарных представления о существующих в природе взаимосвязях и на основе этих представлений – умение прогнозировать свои действия по отношению окружающей среде во время отдыха, труда в природе и бытовых условиях.
- Деятельности. Осознание ребёнком необходимости сохранения окружающей среды.
- Интеграции. Рассмотрением экологического образования с точки зрения всестороннего развития личности ребёнка.
- Целостности. Отражение целостного восприятия ребёнком окружающего мира и его единство с миром природы.
- Регионализма. Проявляется в отборе для изучения объектов живой и неживой природы, прежде всего своего края. Опора на содержание национально - регионального компонента стандарта общего образования.
- Системности. Последовательность усвоение знаний детьми, в различных видах деятельности.
Приемы и методы организации учебно-воспитательного процесса.
В организации знакомства с насекомыми широко используются практические методы обучения: проблемные вопросы, самостоятельное и коллективное наблюдение; наглядные: театральное представление, тактильно–мышечная наглядность. Из словесных методов применяются рассказ, чтение воспитателя, рассказ детей, беседы, разучивание произведений устного народного творчества.
Все методы и приемы используются в комплексе, чередуются и дополняют друг друга, позволяя воспитателю дать детям знания, помочь освоить умения и навыки, развить внимание память, воображение, творческое воображение.
- Планируемые результаты
Сформированная база знаний у детей о мире животных (насекомых)
Сформированное индивидуально-ценностное отношение к миру природы у каждого ребенка
Развитие у детей познавательной активности через ознакомление с насекомыми.
Повышение уровня заинтересованности родителей проблемой.
- Содержательный раздел
3.1. Календарно-тематическое планирование
Младшая группа
Сроки реализации | Тема месяца | Содержание деятельности. Мероприятия с детьми и родителями. |
Сентябрь | Бабочка - капустница | Экскурсия по территории детского сада. Наблюдение за бабочкой на клумбе. Беседа «Почему так назвали бабочку: бабочка – капустница?» Игровое упражнение у мольберта «Посади бабочку на цветок». Рассматривание бабочки – капустницы( (внешний вид, строение, передвижение). Чтение К.Ушинского «Капустная белянка». Игровое упражнение «Дорисуем бабочке ножки». Предложить родителям сделать фотографии бабочки – капустницы. |
Октябрь | «Божья коровка улети на небо…» | Наблюдение за божьей коровкой на участке детского сада. Исследование и рассматривание божьей коровки через лупу(внешний вид, строение, передвижение). Беседа о божьей коровке. Чтение художественной литературы и стихов . Игровое упражнение «Нарисуй божью коровку по точкам». Игра «Разрезные картинки». |
Ноябрь | Насекомые нашего участка | Презентация «Насекомые нашего участка». Чтение художественной литературы и стихов о насекомых. Игровое упражнение «Найди насекомое и назови»(картинки). Игровое упражнение «Составь насекомое» (из пазлов). Игра – этюды «Бабочки летают, бабочки садятся на цветок». Совместно с родителями сделать в группе мини – музей «Насекомые нашего посёлка» |
Декабрь | Подготовка насекомых к зиме | Рассказ воспитателя «Как насекомые готовятся к зиме». Знакомство с народными приметами. Беседа: Что будет, если исчезнут насекомые». Игровое упражнение «Найди самое большое насекомое, самое маленькое». |
Январь | Правила друзей природы | Беседа «Почему нельзя уничтожать насекомых?» Рассматривание сюжетных картинок. Игра рассуждение: «Кто виноват?» Игра «Кто живет на полянке?» ( мольберт, насекомые на магнитах). Д / игра: «Хорошо – плохо». Совместно с родителями сделать знаки «Друзья природы». |
Февраль | «Чем похожи насекомые» | Знакомство с моделью существенных признаков насекомых. Сравнить бабочку и божью коровку. Игра «Что сначала, что потом». (с использованием иллюстраций о развитии насекомых). Игра – имитация «Изобрази насекомое» Игра упражнение: « Каких зверей напоминают эти насекомые ?» (жук – олень, жук – носорог, жук – слоник). |
Март | « Стрекоза» | Презентация « Стрекоза». Исследование «Что есть у стрекозы?» Игровое упражнение «Дорисуй крылышки у стрекозы». Чтение художественной литературы и стихов о стрекозе. Создание совместно с родителями фото – альбома «Насекомые». |
Апрель | «Майский жук» | Наблюдение на участке д /сада. Рассматривание через лупу (внешний вид, строение, передвижение). Игровое упражнение «Дорисуй жука по точкам». Д /игра «Что лишнее». П /игра «Летают, порхают, ползают». |
Май | «Мир насекомых» | Викторина в музыкальном зале (стихи, песни, загадки, танцы, разгадывание кроссвордов). |
Средняя группа
Сроки реализации | Тема месяца | Содержание деятельности. Мероприятия с детьми и родителями. |
Сентябрь | «Муравьишки - торопышки | Наблюдение за муравьями на участке детского сада. Беседа «Куда спешат муравьи?» Рассмотреть муравейник на территории детского сада. Зарисовка муравейника в уголке природы Предложить мамам рецепт приготовления торта «Муравейник». Чтение стихотворения А. Бабаджан «Муравьи», В. Бианки «Приключения муравьишки». Слушание песни Л.Абелян «Про меня и муравья». |
Октябрь | «Волшебный мир насекомых» | Экскурсия к школе: наблюдение за насекомыми на клумбах. Беседа «Что ты знаешь о насекомых?» Исследование: внешний вид, строение, передвижение. Коллективная работа «Бабочки на цветах» (аппликация). Настольные игры: домино, лото, пазлы (насекомые). Консультация для родителей «Насекомые нашего посёлка». |
Ноябрь | « Как насекомые готовятся к зиме?» | Беседа «Почему зимой нет насекомых?» Презентация «Как насекомые готовятся к зиме?» Эксперимент: принести в группу землю с огорода , поставить в тёплое место и рассмотреть через лупу: «Проснутся ли насекомые?» |
Декабрь | Правила друзей природы | Беседа «Так нельзя, а так можно» (отношение к насекомым). Игра «Угадай правило». Рассматривание сюжетных картинок о правилах поведения в природе. Презентация «Знакомство со знаками правил друзей природы» Предложить родителям приобрести плакаты о правилах друзей природе. |
Январь | Насекомые - опылители | Беседа: Что такое опыление?» Презентация: «Насекомые – опылители». Чтение художественной литературы и стихов. Рисование «Обведи насекомое по трафарету и раскрась». |
Февраль | «Чем похожи насекомые?» | Д /игра «Что сначала, что потом?» (знакомство с моделью существующих признаков насекомых). Экологический тренинг. Д /игра «Угадай насекомое по силуэту» Коллективная работа «Насекомые» (лепка). Вечер загадок. |
Март | Насекомые на территории детского сада | Опытно – поисковая деятельность на участке: «Какие насекомые появились первые?. Рассмотреть через лупу кору деревьев тополя и берёзы «Какие насекомые спрятались в коре?» Беседа «Почему нельзя брать в руки гусениц и насекомых?» ( опасные и ядовитые). |
Апрель | « Где ещё можно увидеть насекомых?» | Экскурсия к строительному техникуму (клумбам). Наблюдение и рассматривание насекомых через лупу. Исследование: рассмотреть крылышки у бабочки и стрекозы Д /игра «Угадай по описанию». Разгадывание кроссворда (насекомые). П / игра «Бабочки и жуки». Создание совместно с родителями фото – альбома «Насекомые» |
Май | «Таинственный мир насекомых» | Развлечение в музыкальном зале детского сада (игры, песни, танцы, загадки, стихи). |
Старшая группа
Сроки реализации | Тема | Содержание деятельности. Мероприятия с детьми и родителями. |
Сентябрь | Эти удивительные насекомые | Беседа «Путешествие в страну насекомых», «Для чего нужны насекомым цветы?»» Рассматривание иллюстраций, энциклопедии, фотографий с изображением насекомых. Наблюдения за полётом мухи (узнать длину перелёта) на участке д. сада «Золотая рыбка». Художественная литература. Знакомство с творчеством поэтов Благовещенского района (о насекомых) Экскурсия к цветнику п. Степное Озеро (наблюдение за пчелой) Совместно с детьми Рисование «Насекомое по выбору» Совместно с родителями Наблюдение с детьми за насекомыми на даче, во дворе Привлечь родителей к созданию фотоальбома о насекомых |
Октябрь | В траве сидел кузнечик «Кузя» | Беседа «Насекомые нашего посёлка». Беседа о пользе кузнечика Художественная литература Чтение произведений и стихотворений из сборника З.Ф.Уткиной Игра «Сложи насекомое» Экскурсия к Озеру Селитренному Наблюдение за кузнечиком (зачем кузнечику ноги-послушать стрекотание) Совместно с детьми: - создание фотоальбома «Наши маленькие помощники». Совместно с родителями: - изготовление шапочек с изображением кузнечика для игр). |
Ноябрь | Трудолюбивая пчёлка | Беседа «Как насекомые готовятся к зиме?» Беседа «Знакомство с пчелой Майей », Беседа «Как пчёлы спасаются от врагов?» Игра «Помоги пчёлкам» Презентация о пчёлах Подвижная .игра «Медведь и пчёлы» Исследование «Сколько глаз у пчелы –на муляже пчелы»,рассказ из личного опыта детей летом «как пчела собирает нектар?» Совместно с детьми Изготовление пчёлок из пластилина. Совместно с родителями Консультация «Здоровье от пчелы». Изготовление пчёлок из бросового материала |
Декабрь | Встреча с божьей коровкой | Рассматривание иллюстраций различных видов божьей коровки Беседа « Полезное насекомое божья коровка» Презентация «божья коровка-помощник в борьбе с тлёй» Придумывание загадок о божьей коровке Опыт (с помощью лупы посчитать сколько точек у божьей коровке) Совместно с детьми Изготовление божьих коровок из ореховой скорлупы Рисование «божья коровка на листочке» Совместно с родителями Консультация «Польза или вред божьей коровки» Подбор иллюстраций о разных божьих коровках. |
Январь | Встреча с комаром Пискуном | Беседа « Откуда прилетел комар?», «Почему комаров называют вредными» Презентация «Насекомое — комар» Художественная литература Чтение стихотворений о комарах Игра «Поймай комара» Опыт «Почему комар не тонет «(из фольги сделать 2 насекомых с широкими и узкими лапками) Игра «Хорошо – плохо» Рисование Комара Совместно с детьми Ручной труд «Комар из природного материала» Совместно с родителями Подобрать к данной теме приметы |
Февраль | Стрекоза - зелёные глаза | Беседа «Где обитают стрекозы?» Презентация «Сходство стрекозы и вертолёта» (рассмотреть засушенное насекомое с помощью лупы) Пазлы «Насекомые» Игра «Угадай по описанию» Совместно с детьми Конструирование из природного материала «Стрекоза» Совместно с родителями Создание уголка «Насекомые» |
Март | Встреча с муравьём Кузей | Беседа «Из жизни муравьёв» Игра «Найди различия и сходство» Отгадывание загадок Выкладывание из палочек и камешков понравившихся насекомых Игры с игрушками- насекомыми «Ловишки – муравьишки» Совместно с детьми Лепка «Муравьишки в муравейнике» Сочинение с детьми сказок и историй Совместно с родителями Изготовление шапочек стрекозы и муравья к инсценированию басни «Стрекоза и муравей» |
Апрель | Муха - цокотуха | Беседа -обсуждения: Вредные насекомые ». Рассматривание альбома «Эти вредные насекомые» Игра «Кто лишний» Экскурсия по территории д.сада п. Степного Озера (наблюдение за мухой - Как переносит пыльцу?) Лепка «Мы ходили в парк» Совместно с детьми Игра – драматизация «Муха-цокотуха» Совместно с родителями Консультация « Какой вред наносит муха?» |
Май | Встреча с бабочкой - красавицей | Наблюдение за бабочками на цветочной клумбе д.сада»Золотая рыбка» (для чего бабочке нужны на крыльях кружочки?») Экскурсия в мини-музей «Бабочки» (Шевчук Т.Т.) Составление рассказа по этапам развития бабочки Игра « Найди отличия бабочки стрекозы» Игра «Соедини точки и узнай во что превратится гусеница» Викторина « Что мы знаем о насекомых» Совместно с детьми Составление альбома из рисунков« Насекомые посёлка» Совместно с родителями Создание коллекции «Насекомые» |
Подготовительная к школе группа
Сроки реализации | Тема | Содержание деятельности Мероприятия с детьми и родителями. |
Сентябрь | Вредные насекомые | Беседа «Вредные насекомые» Экскурсия на огород д.сада «Золотая рыбка») Наблюдение за бабочкой – капустницей. Наблюдение за колорадским жуком. Рассматривание насекомых с помощью лупы Игра «Мы спасатели » Совместно с детьми: - изготовление из природного материала поделки бабочки и колорадского жука; Совместно с родителями: - оформление фотоальбома «Вредные насекомые». |
Октябрь | Старичок-паучок | Беседа «Пауки –хищники.» Беседа «Какие насекомые приносят пользу?» Экскурсия в лесополосу п. Степного Озера (наблюдение за паутиной) Рассматривание с помощью лупы паучка Составление описательного рассказа по опорной схеме «Насекомые» Игра «Паук и мухи» « Летает не летает» Совместно с детьми (создание фотоальбома»Встреча с паучком» (зарисовка паутинки) Совместно с родителями Подобрать приметы к данной теме |
Ноябрь | Бабочка - крапивница | Беседа «Жизнь насекомых осенью» Беседа о бабочке –крапивнице Игра «Собери бабочку из геометрических фигур», «Собери цветок» Придумывание загадок о бабочках Презентация «Как появляется бабочка?» Совместно с детьми (Найти в начале осени в траве крыло бабочки Рассматривание крылышка бабочки под микроскопом) Совместно с родителями Составить кроссворд о насекомых. |
Декабрь-Январь | Шмель мохнатый Зажужжала тут Оса | Беседа «Как насекомые спасаются от врагов?» Беседа «Чем полезны пчёлы, шмели и осы?» Презентация «Пчёлы ,шмели ,осы в цветнике п. Степного Озера» » Игра «Угости сладким» Прослушивание на диске «Звуки природы» Игра «Летает, прыгает, ползает» Рассматривание «Как пчела собирает нектар» Сюжетно-ролевая игра «Больница»(оказание первой помощи при укусах насекомых) Совместно с детьми Конструирование из бумаги поделок ,подвешенных на нитке Совместно с родителями Консультация «Первая помощь при укусах насекомых» |
Февраль | Дружное муравьиное семейство | Беседа «Кто на Земле самый сильный?» Презентация Всё о муравьях Отгадывание загадок о муравьях Сюжетно-ролевая игра «Муравьиная семья» Совместно с детьми (обследование через лупу строение фигурки муравья) Создание альбома «Муравьи –помощники» Совместно с родителями Изготовление макета «муравейник» |
Март | Таракан - тараканище | Беседа о вреде тараканов для человека «Почему тараканы боятся света?» Презентация «Таракашечка» Игра –викторина «Мир насекомых» Работа с детьми: (обследование лапок таракана на картинке с помощью лупы) Работа с родителями Информация в уголок «Какую пользу и вред приносит таракан» |
Апрель | В гости к насекомым | Беседа «Первые насекомые весны» Экскурсия к цветникам в посёлке Степное Озеро. Рассматривание иллюстраций о появлении бабочек. Рассматривание появление гусеницы бабочки-крапивницы Игра «Узнай насекомых по силуэтам» Работа с детьми (зарисовка схемы «Как появляется бабочка?» Работа с родителями (составление экологических знаков) |
Май | Эти разные шестиногие | Беседа - «Эти разные шестиногие» Презентация «Опасные насекомые – клещи» Рассматривание в Красной книге насекомых Алтайского края(пчела-плотник, жужелица Геблера) Экскурсия в степь Наблюдение за клещом . Рассматривание клеща с помощью лупы Решение проблемной ситуации «Что бы произошло, если бы исчезли все насекомые» Посещение выставки «Насекомые Кулундинской степи» Работа с детьми Выставка детских работ «Насекомые Кулундинской степи» Работа с родителями Создание макета «Насекомые Кулундинской степи» |
- Мониторинг освоения программы
Система мониторинга достижения детьми планируемых результатов освоения экологического содержания строится на комплексном подходе оценки первичных, промежуточных и итоговых результатов освоения Программы.
Периодичность мониторинга.
Первичный | Текущий | Итоговый |
сентябрь | Декабрь-январь | май |
Периодичность мониторинга обеспечивает возможность оценки динамики достижений детей, сбалансированность методов и не приводит к переутомлению детей.
- Организационный раздел
- Оформление предметно-пространственной среды
Одним из важных условий реализации системы экологического образования в дошкольном учреждении является правильная организация и эколого- развивающей предметной среды.
Главными задачами при этом являются:
• создание условий для формирования у ребенка экологической культуры;
• экологически грамотное поведение в природе, безопасное как для самой природы, так и для ребенка;
• создание условий для ознакомления и общения ребенка с природой ближайшего окружения.
Экологически развивающая среда в детском саду должна способствовать:
· познавательному развитию ребенка;
· эколого-эстетическому развитию ребенка;
· оздоровлению ребенка;
· формированию нравственных качеств детей;
· формированию экологически грамотного поведения;
· экологизации различных видов деятельности.
Экологический уголок в группе содержит: мини-лабораторию, коллекции насекомых, фото альбомы, познавательную и художественную литературу и т.д.
- Программно-методическое обеспечение
- Алябьева, Е. А. Тематические дни и недели в детском саду. Планирование и конспекты (Текст) Е. А. Алябьева.: - М.: Сфера, 2005. – 160 с.
- Бондаренко, Т. М. Экологические занятия с детьми 5-6 лет. (Текст) Т. М. Бондаренко. – Воронеж: Учитель, 2007. 159 с.
- Веретенникова С.А. «Ознакомление дошкольников с природой» М: Просвещение 1973
- Горькова, Л. Г., Кочергина А. В., Обухова Л. А. Сценарии занятий по экологическому воспитанию (Текст) Л. Г. Горькова, А. В. Кочергина, Л. А. Обухова. - М.: . Вако, 2008. – 240 с.
- Журнал «Педагогическое творчество» №6 1999; №6 2000; №3 2003; №3 2004.
- Журнал «Дошкольная педагогика» №5 2008 год.
- Компанцева Л.В. «Поэтический образ природы в детском рисунке» М: «Просвещение» 1985
- Маханева, М. Д. Экологическое развитие детей дошкольного и младшего школьного возраста. Методическое пособие для воспитателей ДОУ и педагогов начальной школы [Текст] / М. Д. Маханева. - М.: Аркти, 2004. – 320 с.
- Саморукова Т.Г. «Как знакомить детей с природой» М: «Просвещение», 1983
- Т.А. Шорыгина «Насекомые. Какие они?». М., 2003.
- О.А. Скоролупова «Весна. Насекомые. Перелётные птицы». М., 2008.
Интернет- ресурсы:
Приложение
Кто такие насекомые?
Порой природа поражает нас красочностью и разнообразием своих творений. И любой живой организм в ней – есть великая красота, тайна и великая загадка. И некоторые загадки, быть может, никогда не найдут себе ответа.
Науке на настоящий момент известно около 1 миллиона видов насекомых, причем ежегодно описывается от 3 до 10 тысяч новых видов. Таким образом, насекомые - самая крупная группа организмов из обитающих ныне на Земле. Их больше, чем остальных животных и растений вместе взятых. Предполагаемое число видов насекомых еще внушительнее. По разным оценкам оно составляет от 3 до 30 миллионов видов. Насекомые появились на свете очень давно и за такое долгое время разделились на множество видов. Насекомые — существа мелкие и очень хорошо приспосабливаются к любой среде.
Ученые энтомологи установили для определения насекомых два признака:
1. Тело насекомого состоит из 3 отделов: голова, грудь, брюшко.
2. На голове имеются пара усиков и фасеточные глаза. На грудной части часто имеются 3 пары ног и 2 пары крыльев.
Однако есть насекомые, которые имеют всего 1 пару крыльев, как мухи и москиты. У некоторых, как у вшей и блох, крылья постепенно отмерли за ненадобностью.
Слово "насекомое" произошло от слова "насечка", т.е. оно указывает на то, что насекомые разделены насечками на части.
Насекомые относятся к типу членистоногих. Членистоногие - это крупнейший тип царства животных, который объединяет насекомых, ракообразных и паукообразных. Членистоногие имеют наружный скелет. Он покрывает тело, как панцирь, но состоит из отдельных твердых члеников. Членики подвижно соединены друг с другом, как латы рыцаря.
Сезонные изменения в поведении насекомых
Жизнь насекомых находится в непосредственной зависимости от многих факторов — температуры, влажности, пищи, света и т.д. Будучи экологически пластичными, насекомые легко приспосабливаются к любым условиям местообитания. В нашем умеренном климате с резкими колебаниями важнейших факторов среды в течение года в процессе эволюции у насекомых выработались приспособительные реакции на смену сезонов. Благодаря им эти существа могут жить и развиваться при разных погодных условиях. А это, в свою очередь, нашло отражение в сезонных циклах, специфичных для каждого вида.
Поведение осенью.
Осень — не самая благоприятная пора для жизни насекомых, с одной стороны, из-за погодных условий, с другой, — из-за отсутствия корма. Неустойчивая погода с резкими перепадами температуры — от теплых дней до заморозков, а также заливные дожди отрицательно влияют на их активность. К тому же осенью у растений прекращается рост и развитие, и они становятся непригодными для питания. Поэтому у многих насекомых активная жизнь приходится на весну и первую половину лета, когда растения содержат большое количество питательных веществ.
А к концу осени в состоянии зимнего покоя находится уже большинство насекомых. Но у отдельных, особенно холодостойких видов (зимняя пяденица, рыжий сосновый пилильщик, зимний комарик и некоторые другие), активная жизнь может продолжаться до глубокой осени и даже до начала зимы. Осенью можно увидеть таких насекомых: тли , бабочки , осы, пчелы, цветочные мухи, гусеницы бабочек, личинки пилильщиков, божьи коровки, жужелицы. комары и мошки и другие.
В зависимости от поведения осенью, насекомые делятся на 2 группы:
1. Взрослые формы погибают, а остаются зимовать личинки, куколки, яйца.
2. Остаются зимовать во взрослом состоянии: бабочка крапивница, траурница, павлиний глаз , божьи коровки, жужжалицы, жуки навозники, муравьи).
Поведение зимой.
Зимой насекомые находятся в состоянии покоя, что позволяет им пережить неблагоприятный период. Их активная жизнь (рост, развитие, размножение) приходится на теплое время года и продолжается с начала весны до поздней осени — 6—7 месяцев. Но на этом подготовка к зиме у насекомых не заканчивается. Им еще предстоит решить целый ряд жизненно важных вопросов — где, в каких местах и в каких укрытиях они будут зимовать.
При этом условия, благоприятные для зимовки, должны быть созданы именно для зимующей фазы, а зимовать у разных насекомых могут яйца, личинки, куколки и даже сами взрослые насекомые. Способы защиты от зимних холодов у этих маленьких существ настолько разнообразны и многочисленны, что их изобретательности порой просто удивляешься.
Очень ответственным моментом является выбор места зимовки. Где только не зимуют насекомые! Это могут быть деревья и кустарники, сухие растения, стены различных построек, изгороди, поверхность почвы и сама почва. У одних видов зимующие фазы располагаются на стволах и ветвях деревьев на коре и под корой, в трещинах коры, под чешуйками почек и у их основания. Так зимуют яйца тлей, медяниц, непарного и кольчатого шелкопрядов, зимней пяденицы; гусеницы вишневой моли, боярышницы, яблонной плодожорки, куколки капустной и репной белянок и т.д.
На поверхности почвы в подстилке, под опавшими листьями, комками земли и в верхних ее слоях прячутся крестоцветные клопы, яблонный цветоед, долгоносики (малинно-земляничный и др.), крестоцветные блошки, крыжовниковая пяденица, желтый крыжовниковый пилильщик, капустные мухи и многие другие. Некоторые виды уходят на большую глубину — до 15 см и глубже (яблонный пилильщик, малинный жук и др). Колорадский жук может находиться даже на глубине 20—30 см.
Поведение весной.
Насекомые , зимующие во взрослом состоянии начинают пробуждаться. Первыми просыпаются мухи и бабочки.
ЗАГАДКИ О НАСЕКОМЫХ
Шевелились у цветка все четыре лепестка.
Я поймать его хотел - он вспорхнул и улетел (бабочка).
Над цветком порхает, пляшет,
Веерком узорным машет (бабочка).
Голубой аэропланчик сел на белый одуванчик (стрекоза)
Не солнце, не огонь, а светит (Светлячок)
Кто в лесу без топоров строит избу без углов (муравей)
На поляне возле ёлок
Дом построен из иголок.
За травой не виден он,
А жильцов в нём миллион (Муравьи)
Самого не видно, а песню слышно;
Летит, пищит, случай не упустит:
Сядет и укусит (Комар)
На лугу живёт скрипач,
Носит фрак и ходит вскачь (Кузнечик)
Он сети, как рыбак, готовит,
А рыбы никогда не ловит (Паук)
Восемь ног, как восемь рук,
Вышивают шёлком круг.
Мастер знает в этом толк.
Покупайте, мухи, шёлк! (Паук)
Не жужжу, когда сижу,
Не жужжу, когда хожу,
Не жужжу, когда тружусь,
А жужжу, когда кружусь (Жук)
Рогат, да не бык, шесть ног без копыт, летит — воет, сядет — землю роет. (Жук).
Кто над нами вверх ногами
Ходит - не страшится,
Упасть не боится, целый день летает,
Всем надоедает? (Муха)
Домовитая хозяйка
Пролетела над лужайкой,
Похлопочет над цветком -
Он поделится медком (Пчела)
Лежит кучка поросят, только тронешь - завизжат (пчелы)
Мой хвост не отличишь от головы.
Меня всегда в земле найдете вы (Червяк)
Волосата, зелена,
В листьях прячется она.
Хоть и много ножек,
Бегать все равно не может (Гусеница)
Сивую буренушку и дома не любят, и на базаре не купят (таракан)
Не моторы, а шумят,
Не пилоты, а летят,
Не змеи, а жалят (Осы)
Вдруг зажегся на травинке
Настоящий огонек.
Это с лампочкой на спинке
Сел на травку ...(светлячок)
Пословицы и поговорки
- Муравей не велик, а горы копает.
- Муравью роса – ливень.
- Самую злую змею может одолеть куча муравьёв.
- На муравейнике долго не усидишь.
- Лучший подарок муравью – ножка кузнечика.
- Спотыкаются не о гору, а о муравейник.
- Одна пчела много мёду не наносит.
- Пчёлка маленькая, да мёд её сладок.
- Яблоньку за яблоки любят, а пчёлку – за медок.
- Пчела знает, где мёд брать.
- У кого пчела, тому жизнь весела.
- Приходи к пчеле с кротким словом, береги пчелу добрым делом.
- Жужжала муха, дождалась паука.
Народные приметы
- Комары и мошки столбом – к хорошей погоде.
- Когда пчелы летят к своим ульям, то скоро будет дождь.
- Перед засухой пчелы становятся злее, чаще жалят.
- Пчелы сидят на стенках улья – к сильной жаре.
- Если муравьи прячутся в кучке - жди сильного ветра, дождя, грозы.
- Паук не раскидывает сетей перед бурей или перед дождем.
- Перед непогодой пауки сами уничтожают сотканную ими паутину и забираются в щели.
- Если паук принимается за работу над новой сетью, то погода скоро переменится к лучшему.
- Если много комаров – готовь короб для ягод.
- Если много мошек – готовь по грибы лукошек.
- Если муравьи увеличивают муравейник – жди холодной зимы.
- Много паутинок на бабье лето – к ясной осени и холодной зиме.
- Если лист с деревьев сыпется густо, пора улья с пасек убирать.
- Светляки ярко горят в траве – на хорошую погоду.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Формирование экологических представлений у детей дошкольного возраста в процессе ознакомления с миром растений
Проблема экологического воспитания детей дошкольного возраста возникла, в первую очередь, в связи с внимательным исследованием современными учёными взаимодействия человеческого общества и природы. Воп...
Формирование начал экологической культуры у детей дошкольного возраста в процессе реализации ФГОС ДО.
Система работы МБДОУ г.Керчи РК «Детский компенсирующего вида для детей с нарушениями зрения № 46 «Солнышко» по формированию начал экологической культур...
Представление опыта работы по теме: «Формирование предпосылок экологической культуры у детей дошкольного возраста в процессе познавательно-исследовательской деятельности»
Материал был представлен на городской августовской конференции педагогических работников. ...
Формирование основ экологической культуры у детей дошкольного возраста в процессе ознакомления с домашним животными
За время работы в детском саду я, к сожалению, столкнулась с безразличием многих детей к маленьким и беззащитным существам - животным. Дет могут подойти и пнуть кошку. Дети не знают, почему нельзя гро...
Опыт работы по теме «Формирование предпосылок экологической культуры у детей дошкольного возраста в процессе познавательно-исследовательской деятельности»
laquo;Воспитывая себя и детей, не забывайте, что формирование экологической культуры будет эффективнее, если вы сами будете любить родной край, родной детский сад, родную культуру и речь, свою семью,...
Самоанализ педагогической деятельности по теме "Формирование экологических представлений у детей дошкольного возраста в процессе ознакомления с природным окружающим миром".
Описание моей пед.деятельности за межаттестационный период по теме "Формирование Экологических представлений детей дошкольного возраста в процессе ознакомления с природным окружающим миром"....
Самоанализ.Тема " Формирование экологических представлений у детей дошкольного возраста в процессе ознакомления с окружающим природным миром"
Самоанализ педагогической деятельности по теме " Формирование экологических представлений у детей дошк.возраста в процессе ознакомления с окруж.природным миром"....