организация экологического пространства в группе раннего возраста
консультация (младшая группа)

Путилова Татьяна Владимировна

рекомендации по экологическому обустройству группы раннего возраста в соответствии с ФГОС ДО

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ekologicheskaya_sreda_konsultatsiya.docx19.01 КБ

Предварительный просмотр:

Организация экологического образовательного пространства в   группах раннего возраста в соответствии с ФГОС ДО.

Экологическое воспитание детей раннего возраста формируется на осознанном отношении ребёнка к объектам природы. Постепенное накопление первого багажа новых, эмоциональных и живых впечатлений о природе даёт фундамент для правильных отношений человека с природой.

С раннего детства ребёнок начинает исследовать окружающий мир, тянется ко всему яркому и красивому. Многое он видит в природе, и всё для него впервые, всё удивляет и радует. Новизна и яркость ранних впечатлений остаются на всю жизнь. Никогда уже у человека не будет такого восприятия, как в раннем детстве. Очень важно в этот момент помочь ребёнку усвоить элементарные природоведческие знания, развить желание и умение познать мир природы, воспитать заботливое отношение ко всему живому в окружении: к траве, цветку, дереву, птичке.

В законе РФ «Об образовании» от 2000 года содержится положение об экологическом образовании дошкольников как начальном этапе непрерывного экологического образования, которое, в свою очередь, должно обеспечить становление общества с высокой гуманистической и экологической культурой, с определенным стереотипом экологического мышления и поведения. Для достижения этой цели в дошкольном учреждении необходимо создать все условия, способствующие систематическому и последовательному знакомству ребёнка с ближайшим окружением. Для того чтобы дошкольник научился понимать окружающий мир, осознавать, что является его частью, устанавливать связи между объектами природы, необходимо погрузить ребенка в соответствующую атмосферу.

В рамках деятельности дошкольного учреждения — это возможно путем создания уголка природы в групповых помещениях.

При оформлении уголков природы воспитателю важно учитывать:

Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4.1.3049-13

п. 6.11. не допускают размещение аквариумов, животных, птиц в групповых помещениях, здесь помещают только растения.

п. 7.5. Не рекомендуется размещать цветы в горшках на подоконниках в групповых и спальных помещениях.

Оформление уголка природы в групповой комнате требует от воспитателя знаний программы и методики ознакомления детей с природой, а также эстетического вкуса. Кроме того, он должен сам любить природу, бережно относиться к комнатным растениям.

Значение уголка природы в жизни ребенка:

  • Познавательное развитие: расширяются знания детей о природе, возникает интерес к ее познанию, стремление узнать новое, развивается любознательность, логическое мышление, внимание, наблюдательность.
  • Эколого – эстетическое значение: формируется видение красоты природы, развивается творческое воображение.
  • Воспитательное значение: формируются нравственные качества и эмоционально-позитивное отношение к природе (бережное отношение, забота о живых существах, уважение к труду, чувства патриотизма, любовь к природе).
  • Практическое значение: приобретение  таких качеств, как трудолюбие, ответственность за порученное дело, инициативность.
  • Оздоровительное значение: растения оздоравливают микроклимат помещения, увлажняют воздух, очищают и обогащают его кислородом, лечебные растения используются в лечебных целях.

В уголке природы в группах раннего возраста необходимо иметь:

  • Растения ( с четко выраженными основными частями (стебель, листья) и ярко, обильно и долго цветущие. Это обыкновенная (или зональная) герань, фуксия, вечноцветущая бегония, бальзамин («огонек», азалия, китайский розан. Или же растения с пёстроокрашенными листьями –колеус. Из предложенных воспитатель подбирает 3-4 вида растений

Малыши должны научиться узнавать и называть 2—3 растения, их основные части (лист, стебель, цветок)

  • натуральные овощи и фрукты, либо их муляжи,
  • наборы картинок с изображением животных, птиц, насекомых и прочее.
  • альбомы «Времена года»;
  • книжки с иллюстрациями, на которых изображены животные.
  • оборудование для экспериментов.
  • дидактические игры природного содержания.
  • Материалы для экспериментирования. контейнеры с семенами (тыквы, подсолнечника, кедрового ореха, фасоли, крупами (гречкой, рисом, манной крупой и проч., песком, сахаром, солью; на примере круп, погрузив в них руки, пересыпая из контейнера в контейнер, дети могут изучить такое свойство, как сыпучесть. Воспитатель может дать задание вылущить семечко тыквы или подсолнечника, изучить различия, затем показать воспитанникам фотографии тыквы в разрезе и цветок подсолнечника с семенами. Игры с песком развивают наблюдательность ребенка, воспитатель дает возможность детям поиграть с песком, пересыпать его руками, совком (стоит задать вопросы детям: как легче собрать песочек – пальцами, горстью, совочком, попробовать сделать куличики из сухого песка, затем намочить его, посмотреть, как теперь строятся куличики. Также хорошей идеей будет растворить соль и сахар в воде, предложить малышам попробовать ее на вкус, описать, как различаются вкусы, вспомнить, какая еда на завтрак и обед была сладкой, а какая соленой. Картинки и книги желательно выбирать с познавательными иллюстрациями, например, с крупным планом жука, бабочки, наглядным объяснением, какие осадки идут летом, какие – зимой и т. п.

Но комнатные растения это постоянные обитатели уголка. Временные обитатели уголка – это объекты, которые вносятся для наблюдений на непродолжительный отрезок времени. Осенью- это осенние букеты и цветы из цветника, поделки из природного материала. Зимой- это посадки зеленого лука и веточки деревьев. Весной – это ящики с рассадой для огорода,

букеты весенних первоцветов. Таким образом, эколого-развивающая среда

организованное социокультурное и педагогическое пространство, создающее наиболее благоприятные условия для развития и саморазвития каждого включенного в нее субъекта, в данном случае ребенка 2-3 лет. Ее отличает разнообразие, доступность, эстетичность, сложность, высокий уровень содержательности. 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для педагогов "Создание развивающего предметного пространства в группе раннего возраста"

Раннее детство – особый период становления органов и систем и прежде всего функций мозга. Доказано, что функции коры головного мозга не фиксированы наследственно, они развиваются в результате вз...

консультация для воспитателей "Развитие познавательно-исследовательской деятельности у детей раннего возраста через организацию детского экспериментирования в группе раннего возраста.

Развитие познавательно-исследовательской деятельности у детей раннего возраста через организацию детского экспериментирования в группе раннего возраста....

«Организация здоровьесберегающего пространства в группах младшего возраста в соответствии с ФГОС ДО»

laquo;Здоровье – это вершина, которую должен каждый покорить сам» - так гласит восточная мудрость. Задача педагогов – научить детей покорять эту вершину.Как же воспитывать ребенка, ...

Моделирование игрового пространства игрового пространства в группе раннего возраста.

Моделирование игрового пространства игрового пространства в группе раннего возраста....

Особенности организации игрового пространства с детьми раннего возраста

С самого рождения ребенок начинает развиваться и познавать окружающий мир. Для того, чтобы малыш воспринимал насыщенный впечатлениями мир, необходимо создать определенные условия. Самым главным услови...

Представление опыта работы на РМО воспитателей младших групп на тему «Организация работы педагога в группах раннего возраста в период адаптации ребенка к детскому саду»

Проблема адаптации ребенка раннего возраст к условиям дошкольного образовательного учреждения сохраняет свою высокую значимость на протяжении длительного времени. Это обусловлено тем, что от качества ...