Взаимодействие детского сада и семьи по формированию экологических навыков детей и взрослых.
статья по окружающему миру (старшая группа)

Байсалова Мария Анатольевна

Экологическое образование - непрерывный процесс обучения, воспитания и развития дошкольников, направленный на формирование экологических навыков и культуры. Достижение данной цели невозможно только в детском саду, необходимо тесное сотрудничество с семьей. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_baysalova_efimenko_kosinova.docx35.12 КБ

Предварительный просмотр:

Байсалова Мария Анатольевна

воспитатель д/с № 149 «Ёлочка» АНО ДО «Планета детства «Лада»

г. Тольятти Самарская область

Ефименко Лариса Игнатьевна

воспитатель д/с № 149 «Ёлочка» АНО ДО «Планета детства «Лада»

г. Тольятти Самарская область

Косинова Татьяна Павловна

воспитатель д/с № 149 «Ёлочка» АНО ДО «Планета детства «Лада»

г. Тольятти Самарская область

Взаимодействие детского сада и семьи по формированию экологических навыков детей и взрослых.

Аннотация: экологическое образование - непрерывный процесс обучения, воспитания и развития дошкольников, направленный на формирование экологических навыков и культуры. Достижение данной цели невозможно только в детском саду, необходимо тесное сотрудничество с семьей. Воспитать в детях положительное отношение к природе возможно лишь тогда, когда сами родители обладают экологической культурой. В связи с этим в детском саду, с помощью традиционных и инновационных форм, ведется активная работа по формированию экологической культуры детей и взрослых, что приводит к развитию экологических навыков и экологического сознания воспитанников, повышению компетентности родителей в вопросах экологического образования дошкольников, объединение детского сада и семьи.

Ключевые слова: экология, экологическая культура, экологические навыки, сотрудничество детского сада и семьи,

Современный век - это век новых открытий, технологий, век технического прогресса. Но в то же время - это период, который сопровождается экологическим кризисом. Окружающая среда претерпевает постоянные химические «нагрузки», загрязнения. Люди стали всё меньше обращать внимание на состояние природы и непосредственное общение с ней занимают телевизор и компьютер. В связи с этим остро встаёт вопрос формирования экологической культуры не только детей, но и взрослых.

Актуальность данной проблемы заключается в том, что семья как среда формирования личности оказывает огромное влияние и на формирование у ребёнка основ экологического мировоззрения. Фундамент нравственного воспитания, которое неразрывно связано с экологическим, также закладывается в семье и именно в период раннего детства. Как известно, воспитание экологической культуры ребёнка в большей степени зависит от экологической культуры родителей, нежели воспитателей. Следовательно, работу по формированию экологической воспитанности, необходимо вести в тесном сотрудничестве с родителями.

На сегодняшний день ФГОС ориентирует дошкольное учреждение на взаимодействие с родителями: родители должны участвовать в реализации программы, в создании условий для полноценного и своевременного развития ребенка в дошкольном возрасте, чтобы не упустить важнейший период в развитии его личности. Родители должны быть активными участниками воспитательно-образовательного процесса, участниками всех проектов, независимо от того, какая деятельность в них доминирует, а не просто сторонними наблюдателями.

В связи с этим перед коллективом детского сада была поставлена задача по поиску эффективных форм взаимодействия детского сада и семьи в воспитании экологической культуры, формированию экологических навыков детей и взрослых.

Наш детский сад №149 «Ёлочка» г.о. Тольятти работает по приоритетному познавательному развитию (эколого- краеведческий аспект). Поиск форм и методов работы с родителями позволил нам использовать как традиционные, так и инновационные формы работы, которые способствуют воспитанию экологических навыков взрослых.

Практика работы детского сада, показывает, что отказываться от традиционных форм взаимодействия детского сада и семьи на сегодняшний момент нельзя, так как они оправдывают своё существование, однако встаёт вопрос о необходимости их трансформации, так как изменяется социальная ситуация в целом.

Одной из традиционных форм работы с родителями в нашем детском саду являются общие и групповые родительские собрания, такие как: «Мир природы», «Природа дарит нам здоровье», «Экология и мы», на которых педагоги рассказывают о влиянии и значимости экологического образования, формирования экологических навыков на развитие личности ребенка дошкольника, представляют информацию о зависимости состояния здоровья от качества окружающей среды, привлекают взрослых членов семьи к совместной работе и сотрудничеству.

Педагогами детского сада проводится анкетирование родителей на темы: «Приобщаем ребёнка к природе», «Страницы экологической культуры» и др. Анализ результатов анкетирования позволяет определить уровень сформированности экологической культуры родителей, уровень развития экологических навыков, готовность участвовать в посильной помощи природе, осознание родителями важности экологического воспитания и образования на развитие личности ребенка, степень осознания влияния окружающей среды на здоровье дошкольника.

Воспитателями детского сада проводятся тематические консультации, такие как: «Из жизни животных Поволжья», «Птицы нашего края», «Красоты реки Волги», «Берегите природу» и др.

В группах детского сада организуются выставки совместного творчества детей и родителей. Большой интерес у взрослых и детей вызывают выставки работ из природного материала, выставки поделок из вторичных материалов, например, из упаковочных под названием «Чудеса из мусорной корзины».

Родители совместно с детьми активно участвуют в сборе коллекций природных материалов, марок, открыток, календарей, проявляя при этом большой интерес к данному процессу. Коллекции собираются во время отпуска, на даче, на прогулках.

Особой популярностью у родителей пользуются информационные статьи, которые представлены в каждой возрастной группе в папках, на стендах, ширмах имеющих соответствующее название, например «Экологический букварь» или «Мы учимся у природы». В данных папках содержится экологически направленная информация, из которой родители могут познакомиться с народными приметами текущего месяца, с экологическими праздниками, получить информацию о том, как правильно сделать кормушку или скворечник, узнать об экологической ситуации в городе. Информация ежемесячно обновляется.

В старших и подготовительных группах взрослые и дети совместно оформляют экологические плакаты о природоохранной деятельности и экологических акциях. Это газеты, плакаты, сделанные как  родителями с детьми, так и воспитателями совместно с дошкольниками.

Педагоги нашего детского сада организуют тематические выставки детского творчества по экологии, такие как: «До свидания, лето», «Осенние мотивы», «Первый снег», «Зимние узоры», «Зимовье зверей», «Весенний перезвон» и др. На каждой возрастной группе педагогами организуются выставки литературы для родителей (библиотечки для родителей), из которых взрослые могут лучше познакомиться с экологическими проблемами и путями их решения, с окружающим миром природы. Родители оставляют свои отзывы о прочитанной литературе, с помощью чего мы можем узнать о полезности и значимости представленной информации.

Также родители совместно с детьми оформляют экологические фотоальбомы из семейного архива по теме: «Ребёнок и природа». В каждой возрастной группе педагогами ведутся фотоальбомы, где представляются материалы экологического десанта, природоохранных акций, праздников, прогулок, походов в природу, проводимых в детском саду. В нашем детском саду ежеквартально проводятся выставки известных художников для детей и родителей, отражающих красоту и неповторимость природы.

Родители детского сада участвуют в экологических праздниках таких как: «Синичкин день», «Рябинкины именины», «День Земли», «День птиц», «Капустник» и др., где взрослые являются не только зрителями, но и непосредственными участниками, а так же оказывают помощь в подготовке костюмов и атрибутов к праздникам.

Одной из традиционных форм работы с родителями являются прогулки в лес, где есть экологически значимые природные объекты, на которых обеспечивается возможность познакомить детей и взрослых с многообразием растений и животных, практиковать природоохранную деятельность. Во время совместных походов, экскурсий сама обстановка побуждает родителей интересоваться различными вопросами естествознания и экологии, тем более, что дети постоянно задают вопросы.

Традиционной формой работы с родителями являются природоохранные акции такие как: «Наш зеленый детский сад», «Берегите лес от пожара», «Помоги зимующим птицам» – это уборка территории детского сада, посадка растений, оформление кормушек и др.

Нетрадиционной формой работы с родителями, в нашем детском саду, является «Экскурсионное экологическое бюро» - это познавательно-игровой макропроект, где дошкольники старшего и подготовительного возраста знакомят родителей с объектами природы с помощью видеосюжетов. В процессе деятельности экологического бюро, степень активности родителей различна и определяется их собственным желанием участия в процессе. Одни остаются в позиции наблюдателей, другие вступают в практическую деятельность, становясь полноправными участниками процесса. Являясь активным участником данной деятельности, дошкольник понимает, что его знания тоже важны и интересны, появляется стремление узнать еще много незнакомого и неизведанного, увлечь родителей своими интересами. Независимо от степени активности родителей и их проявления, важным остается само участие в жизни ребенка, его успехах и взаимодействии с окружающим миром, различными объектами и явлениями природы.

Одной из инновационных форм работы с родителями является «Экологическое радио». Это познавательно-игровой проект, где дошкольники  записывают экологические радио- передачи, которые затем транслируются при помощи селекторной связи детского сада. Данная работа ведется в тесном сотрудничестве с родителями – они участвуют в подборе текста для очередных передач, заучивают с детьми поговорки, стихи, пословицы о природе. Цель данного проекта заключается в обогащении знаний детей и родителей об объектах живой и неживой природы, развитии экологического сознания у детей и взрослых.

Родители нашего детского сада принимают активное участие в экологических викторинах, конкурсах, олимпиадах. Например, в  ежегодном экологическом конкурсе «Мама, папа, я - экологическая семья».

Одной из полюбившихся инновационных форм в данном направлении работы являются экологические флешмобы, такие как: «Не покупай пакет в магазине, принеси из дома», «Подари вторую жизнь ненужным вещам», «Один день без машины» «Без лишних отходов». Родители детского сада с удовольствием участвуют в данных флешмобах и делятся фотоотчетами на страничке детского сада в социальных сетях.

Совместная деятельность детей и родителей способствует сотрудничеству, эмоциональному, психологическому сближению ребенка и взрослого, дает возможность детям почувствовать себя «взрослым» и взрослому – лучше понять ребенка.

Таким образом, формирование экологических навыков родителей – важное и наиболее сложное направление работы детских садов, в условиях реализации ФГОС, которое во многом определяет воспитание ребенка, требует систематической и целенаправленной работы всего педагогического коллектива.

О том, что наша работа нашла понимание у родителей, говорит, повышенный интерес взрослых к тому, что делается в детском саду, отклик родителей на все наши начинания, положительные отзывы родителей о проделанной работе.

Список литературы:

1.  Ашиков В. И., Ашикова С. Г. Семицветик: Программа и руководство по культурно-экологическому воспитанию и развитию детей дошкольного возраста. М., 1997.

2. Балаценко Л. Работа с родителями по экологическому воспитанию детей // Ребенок в детском саду. 2002. N 5. С. 80-82.

3. О. А. Воронкевич «Добро пожаловать в экологию» - современная технология экологического образования дошкольников // Дошкольная педагогика. - 2006, - С.23.

4. Зерщикова Т., Ярошевич Т. Экологическое развитие в процессе ознакомления с окружающим // Дошкольное воспитание. 2005. N 7. С. 3-9 /

5. Коломина Н. В. Воспитание основ экологической культуры в детском саду: Сценарии занятий. - М.: ТЦ Сфера, 2004. - 144 с.

6. Клепинина З.А., Мельчаков Л. Ф. Природоведение. - М.: Просвещение, 2006. - 438 с.

7. "Мы" - Программа экологического образования детей / Н. Н. Кондратьева и др. - СПб: Детство-пресс, 2003. - 240 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Взаимодействие детского сада и семьи по формированию навыков безопасности"

Взаимодействие детского сада и семьи по проблеме формирования безопасного поведения ребенка на улицах и дорогах городаВзаимодействие детского сада и семьи по проблеме формирования безопасного поведени...

Консультация : «Взаимодействие детского сада и семьи по формированию у дошкольников трудовых навыков и умений ».

Консультация :«Взаимодействие детского сада и семьи  по формированию у дошкольниковтрудовых навыков и умений  »....

Рабочая программа взаимодействия детского сада и семьи по формированию здорового образа жизни детей разновозрастной (оздоровительной) группы МБДОУ детского сада «Сайзанак»

Рабочая программа взаимодействия детского сада и семьи по формированию здорового образа жизни детей разновозрастной (оздоровительной) группыМБДОУ детского сада «Сайзанак» в соответств...

Рабочая программа по взаимодействию детского сада и семьи по формированию здорового образа жизни детей старшей группы МБДОУ детского сада «Сайзанак»

Рабочая программа «Взаимодействие детского сада и семьи по формированию здорового образа жизни детей  старшей группы» разработана на основе «Основной образовательной программы м...

Взаимодействие детского сада и семьи по формированию навыков здорового образа жизни у детей дошкольного возраста

Роль детского сада и семьи в формировании здорового образа жизни у детей дошкольного возраста....