Проект: "Лекарственные растения рядом с нами" (для детей старшей и подготовительной группы)
проект по окружающему миру (старшая, подготовительная группа)
Наблюдая и рассматривая растения на улице, на участке в детском саду и узнав, что обычные растения ближайшего окружения могут помочь здоровью человека, решили узнать об их значимости в жизни людей, их целебные свойства. Наша Земля не сможет существовать без растений, так как они не только помогают нам дышать, но и лечат от болезней. Мы с детьми решили изучить лекарственные растения, которые произрастают на участке в детском саду.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_lekarstvennye_rasteniya.docx | 73.2 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«ДЕТСКИЙ САД № 27 ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕГО ВИДА С ПРИОРИТЕТНЫМ ОСУЩЕСТВЛЕНИЕМ ФИЗИЧЕСКОГО НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ ВОСПИТАННИКОВ»
Проект по теме: «Лекарственные растения рядом с нами»
для детей старшей группы №8
Воспитатель: Мустаева Фируза Тауфиковна
г. Озерск
Актуальность: Наблюдая и рассматривая растения на улице, на участке в детском саду и узнав, что обычные растения ближайшего окружения могут помочь здоровью человека, решили узнать об их значимости в жизни людей, их целебные свойства. Наша Земля не сможет существовать без растений, так как они не только помогают нам дышать, но и лечат от болезней. Мы с детьми решили изучить лекарственные растения, которые произрастают на участке в детском саду.
Цель: Ознакомление и формирование представления о лекарственных растениях и их значением в жизни человека; формирование представления о роли растений в оздоровлении и сохранении здоровья человека.
Задачи:
Образовательные:
1. Познакомить с разнообразием целебных растений, их значимостью для всего живого на планете.
2. Расширять и формировать знания детей о лекарственных дикорастущих растениях, их строении, внешнем виде, их ценности для здоровья, правил пользования;
3. Сформировать представления о лекарственных растениях и месте их произрастания (растения сада, луга, леса); знания о целебной силе многих растений.
Развивающие:
1. Развивать поисковую деятельность детей: умение планировать этапы своих действий;
2. Развивать любознательность, наблюдательность, познавательную мотивацию по отношению к окружающему миру; воображение и творческую активность;
3. Развивать игровое творчество, смекалку, навыки поведения в экстремальных ситуациях.
Воспитательные:
1. Формировать бережное отношение к природе, желание заботится о растениях, любовь к родному краю;
2. Вызывать у детей эмоциональный отклик на красоту растений;
3. Воспитывать гуманное эмоционально-доброжелательное и бережное отношение к природе, желание охранять и защищать её.
Продолжительность: среднесрочный (с 1 июля по 31 июля)
Участники проекта: дети, воспитатели, родители.
Интеграция образовательных областей: художественно-эстетическое развитие (музыка, рисование); физическое развитие (физ. минутки, подвижные игры); речевое развитие (беседы, чтение стихотворений, отгадывание загадок)
Продукт проекта: книга по лекарственным растениям
Тип проекта: групповой, познавательный, исследовательский.
Результаты проекта: дети познакомились с лекарственными растениями, способами их сбора и применения, о значении лекарственных растений в жизни человека, научились отличать лекарственные растения от других растений. В результате проведённых исследований, мы выяснили, что в окрестностях нашего сада произрастает очень много лекарственных растений.
Родители: В ходе реализации проекта заинтересовали родителей в осознании необходимости работы по экологическому воспитанию в семье, критерием оценки проекта явилась, что дети и взрослые в повседневной жизни стремятся соблюдать правила поведения в природе.
Средства и оборудование: фотоальбом с лекарственными растениями, наглядное пособие: «Лекарственные растения», альбомные листы, цветные карандаши, магнитофон, физкультурные пособия для игр.
Технические (музыкальные записи).
Методические (игра: «Лото», «Цветы», карточки: «Лекарственные растения»)
Организационные (столы, альбомные листы, цветные карандаши, картинки)
Используемая литература:
1. Т.Н Вострухина, Л.А. Кондрыкинская «Знакомим с окружающим миром детей 5 – 7 лет», Изд-во «Творческий Центр Сфера» ООО «ИД Сфера образования», г. Москва 2019 год
2. И.В. Кравченко, Т.Л.Долгова « Прогулки в детском саду старшая и подготовительная группы» методическое пособие Изд-во «ТЦ Сфера», г. Москва 2008 год
3. Наталья Анишина «Азбука лечебных трав», Опубликована в сборнике стихов "Продолжается детство", 2007 г. (для детей 6 – 10 лет)
4. Н.В Елкина, О.В. Мариничева «Учим детей наблюдать и рассказывать» Изд-во «Академия развития»,г. Ярославль 1996 год
5. https://www.prodlenka.org/metodicheskie-razrabotki/459055-konsultacija-dlja-roditelej-lekarstvennye-ras
6. https://multiurok.ru/files/pal-chikovyie-ighry-o-liekarstviennykh-rastieniiakh.html
Этапы проекта | Деятельность воспитателя группы |
1 этап Организацион- |
|
2 этап Подготовитель- |
|
3 этап Практический | НОД Работа с родителями: Консультация: «Лекарственные растения» (Пр. 15) |
4 этап Заключитель - | В проекте дети участвовали с удовольствием. В ходе реализации проекта заинтересовали родителей в осознании необходимости работы по экологическому воспитанию в семье. |
Перспективный план по проекту: «Лекарственные растения» для детей старшей группы № 8
Образовательная область | Совместная деятельность взрослого и детей с учетом интеграции образовательных областей | РППС | Взаимодействие с родителями |
Познавательное развитие | Беседа: «Лекарственные растения» (Пр.1) | Сюжетные картинки | Беседы с детьми о лекарственных растениях |
Социально-коммуникативное развитие | Пальчиковые игры (Пр.7) | Картинки, фото | Чтение художественной литературы |
Художественно-эстетическое развитие | НОД Рисование «Лекарственные растения» (Пр.14) | Альб.листы, кисточки, краски, баночки с водой, палитра. аудиозапись; | прослушивание аудио записи, просмотр фото. |
Речевое развитие | Загадки (Пр. 10) Чтение худ. литературы: - Ю. Дмитриева «Кто в лесу живет и что в лесу растет», - Н. Павлова «Загадки цветов»; | Сюжетные картинки | Рассматривание картинок и иллюстраций с лекарственными растениями. |
Физическое развитие | Физ минутки (Пр. 9) | Мячи, обручи, |
Приложение 1
Беседа «Лекарственные растения»
Цель: знакомство детей с лекарственными растениями, уточнить и приумножить представления детей о мире целебных растений, их пользе для человека.
ХОД:
Воспитатель: - Лес всегда прекрасен и молод! Всегда был и будет другом человека. Когда выйдешь в лес в любое время года, хочется молчать и слушать тишину, пение птиц. Прогулка в лес в любое время года - это источник радости и здоровья. - Когда вы заболеете, мама лечит вас микстурой и отварами из лекарственных трав. Эти травы называют зеленой аптекой. Почему? (Ответы детей)
- Потому что, они помогают нам избавиться от болезней. Особую помощь они оказывают человеку в походе, на прогулке вдали от дома. Растительной аптекой пользуются и животные.
Воспитатель: А теперь познакомимся с вами с некоторыми лекарственными травами. Сначала отгадайте такую загадку:
Тонкий стебель у дорожки, На конце его сережки,
На земле лежат листки - Маленькие лопушки.
Нам он - как хороший друг, Лечит ранки ног и рук. (Подорожник.)
- Подорожник умеет залечивать разные раны, помогает при ушибах и укусах. Случится такое – укусит вас пчела, приложите к месту укуса лист подорожника, и боль скоро пройдет.
Воспитатель: - Растет зеленый кустик, Дотронешься - укусит. Что же это за трава такая, кусачая? (крапива)
- Крапива - растение, богатое витаминами. Полезны и вкусны зеленые щи с крапивой, салаты из листьев. Листья крапивы перестают быть жгучими, если облить их кипятком. Крапива первая приходила на выручку людям в голодные годы. Крапива является также очень ценным кормом для домашних животных. Коровы, получающие крапиву, дают молока больше и лучшего качества. Куры, гуси, утки, индейки несут больше яиц. Из волокон старой крапивы можно изготавливать грубые ткани для мешков и веревки. Волокна крапивы очень прочны. Из крапивы получают безвредную растительную краску. Из корней крапивы делают желтую, а из листьев — зеленую краску. В народной медицине употребляют листья, корни с корневищами, плоды. Крапива умеет останавливать кровотечения, лечить некоторые болезни. А еще крапиву используют в шампунях для волос. Волосы, вымытые с использованием крапивы, лучше растут, блестят, избавляются от перхоти.
Воспитатель: Белым шариком пушистым - Я красуюсь в поле чистом.
Дунул легкий ветерок - Остался стебелек. (Одуванчик)
Одуванчик не только красивое, но и полезное растение. У одуванчика используют листья и корень. Они содержат много витаминов, которые улучшают аппетит, лечат ожоги, выводят вредные вещества, лечат заболевания желудка. Если попробовать одуванчик на вкус - он горький, но эта горечь не вредная. Из цветов одуванчика варят первое варенье или иначе «майский мёд». Одуванчик - лекарственное растение, в нём содержится много витаминов. Из листьев делают салат. В нём много витаминов. Только перед применением мы должны подержать листья в соленой воде 30 минут, чтобы удалить из них горечь.
Воспитатель: - Длинноногие сестрички вышли стайкой на лужок.
Словно снег у них реснички и как солнышко глазок (Ромашки).
- Ромашка – переводится как «милая простота». Давным-давно она приехала к нам из далекой Америки. Раньше она была обыкновенным сорняком. Чем же она полезна? Если случится вам простудиться, Появится кашель, поднимется жар, Придвинь к себе кружку, в которой дымится Слегка горьковатый, душистый отвар.
- У ромашки используются цветы. Это хорошее противовоспалительное средство, применяется для полоскания горла. В русской народной медицине ромашка пользуется особой любовью. Ее рекомендуют при глазных заболеваниях, головной боли. Отвар ромашки используют при мытье волос, чтобы волосы стали красивее и быстрее росли.
Воспитатель: - Травка очень душиста, Ароматные листья. Поскорей собирай. И заваривай чай! (Мята)
- Если сорвать листик мяты и потереть в ладошке, то почувствуешь приятный запах. Если перед сном выпить чай с мятой - сон будет крепкий и здоровый. Если болит горло, можно прополоскать его настоем мяты - сразу почувствуете облегчение.
Воспитатель: - Ребята, что нужно сделать, чтобы растение сохранилось до весны? (срезать, высушить, сложить в мешочки); Как хранят лекарственные растения? (в брикетах, пакетах, коробочках); - Правильно, лекарственные растения сушат, упаковывают в пакеты, коробочки, прессуют в брикеты. Дома их нужно хранить в сухом месте, оберегая от прямых солнечных лучей; - А что можно приготовить из сухих растений? (настои, отвары); - А где нельзя собирать растения? (Нельзя собирать около дорог, заводов и других промышленных предприятий, в черте города). - А почему, знаете? (Нет) Тогда я вам расскажу: потому что растения, как и мы с вами дышат и впитывают в себя то, что есть в воздухе: ядовитые отходы с заводов, выхлопные газы автомобилей. Когда растения подышат таким воздухом. Они становятся не лечебными, а опасными для здоровья человека. Запомнили?
Рефлексия: - О чем мы с вами сегодня говорили? Какие растения называются лекарственными?
Приложение 2
Беседа на тему «Доктор Природа»
Цель: продолжить знакомить с природой родного края, с разнообразием лекарственных растений, на основе полученных знаний формировать стремление к их рациональному использованию и охране, разъяснять правила бережного отношения к природе.
Воспитатель: - Ребята, когда вы болеете, чем вас мама лечит? (таблетки, микстуры, отвары лекарственных трав…)
Воспитатель: - Когда мы заболеваем, к нам на помощь приходит сама природа. Скажите, какие лекарственные растения вы знаете? Ответы детей.
Воспитатель: - Их ещё называют «зелёной аптекой». Они помогают избавиться от болезней. Большую помощь они оказывают на даче, в походе, на прогулке вдали от дома. Издавна люди замечали необычные свойства некоторых растений и использовали их для укрепления здоровья. Растительной аптекой пользуются и животные. Мы сегодня поговорим лишь о некоторых растениях. Начнём с тех, которые помогут на прогулке.
Воспитатель читает стихотворение:
Путника друг - подорожник, скромный, невзрачный листок,
Ты на порезанный палец влажной заплаткою лёг.
Многим из нас невдомёк, что отыскалось лекарство
Тут же, на тропке, у ног.
Воспитатель: - Свежий лист подорожника нужно помять в руках, чтобы появился сок, и приложить к ране или ожогу. И вскоре они заживут и боль пройдёт.
Воспитатель: - Среди лекарственных растений есть настоящие кладовые витаминов. Их употребление быстро восстанавливает силы человека. Стихотворение О. Высотской: «Одуванчик»
Уронило солнце лучик золотой,
Вырос одуванчик первый, молодой,
У него чудесный золотистый цвет,
Он большого солнца маленький привет.
Воспитатель: - Из листьев молодого одуванчика делают очень полезный салат, а из соцветий даже варят варенье. Но пройдёт немного времени и одуванчик не узнать.
Золотой и молодой, за неделю стал седой,
А денёчка через два - облысела голова.
Спрячу-ка в карманчик бывший…одуванчик.
Воспитатель загадывает загадку.
Растёт зелёный кустик,
Дотронешься - укусит.
Не огонь, а жжётся. (Крапива)
Воспитатель: В крапиве так много витаминов, что щи, сваренные из её листьев, придают человеку силу и бодрость. Воспитатель: Сейчас я прочитаю вам стихотворение М. Познанской: «Ромашка»
На лугу у той дорожки, что бежит к нам прямо в дом,
Рос цветок на длинной ножке.
Белый, с жёлтеньким глазком.
Я цветок сорвать хотела,
Поднесла к нему ладонь,
А пчела с цветка слетела
И жужжит, жужжит: «Не тронь!»
Оказывается, ромашка может вылечить от простуды. И если поднимается температура и начинается кашель, достаточно приготовить и выпить душистый отвар ромашки. Мы с вами узнали несколько лекарственных растений. Есть и другие. Их мы встречаем в лесу, на лугу или в парке. Это облепиха, полынь, мята, душица, липа и другие.
Воспитатель читает стихотворение В.Лукши:
Нужно только не лениться,
Нужно только научиться
Находить в лесу растенья,
Те, что для людей полезны,-
И отступят все болезни
Приложение 3
Наблюдение
Задачи: – закреплять знания о лекарственных растениях, растущих на территории детского сада; - формировать умение и желание беречь и защищать природу.
Ход наблюдения:
Предложить детям обратить внимание на растения на территории детского сада, задать детям вопросы: - Почему крапива растёт на участке? Разве крапива не сорняк? Чем полезны листья крапивы? (они останавливают кровь, укрепляют волосы, богаты витаминами С) – Когда заготавливают листья крапивы? (сбор сырья производится только в период цветения – с июня по август месяц)
Рассмотреть календулу. Календула – ноготки – цветки этого растения можно заготавливать в течение всего лета. Собирают свежие распустившиеся корзинки, срезая у самого основания цветка. Ноготки богаты витамином С, обладают противовоспалительными, ранозаживляющими действиями. Отвар из цветков календулы используют в виде полоскания при ангине.
Рассмотреть подорожник. Подорожник – друг путника – его можно найти на любой полевой дороге и приложить прохладный листок к потертости на ноге или пораненному пальцу. Листья подорожника способствуют остановке кровотечения, заживлению ран, успокаивают боль при укусах насекомых. Листья собирают в период цветения растения.
Исследовательская деятельность: Найти растения: календулу, крапиву, подорожник, мяту, ромашку, клевер.
Рассмотреть одуванчик. Одуванчик – неприхотливое растение. В золотисто- жёлтой корзинке образуется несколько сотен семян. Созревшие семена одуванчика украшены хохолками из тонких белых волосков. Подует лёгкий ветерок, и разлетится по лугам и полям одуванчиковый пух. Исследовательская деятельность: рассмотреть через лупу розетку цветка.
Рассмотреть крапиву. Крапива – многолетнее травянистое растение; распространено по всей территории нашей страны. Если до неё дотронуться, то можно обжечься. Но почему же всё-таки крапива обжигает? На листьях и стеблях растения имеют особые волоски. Каждый волосок – как игла шприца. Внутри волосков – едкая жидкость. Дотронулся – получай уколы. Листья крапивы богаты разными полезными солями и витаминами. Из крапивы готовят щи. В крапиве содержаться вещества, убивающие микробы, она хорошо останавливает кровь. Исследовательская деятельность: рассмотреть листья крапивы через лупу.
Приложение 4
Наблюдение за крапивой
Задачи: развивать познавательную активность в процессе формирования представлений о лекарственных растениях; - формировать умение и желание активно беречь и защищать природу.
Ход наблюдения:
Красиво выглядит крапива, а поступает некрасиво:
Чем к ней нежнее прикасаются, тем хитрая, больней кусается.
Совместно с детьми найти крапиву и рассмотреть её.
Воспитатель: Название «крапива" связано с главным признаком крапивы - обжигать, оставляя на коже красные крапины. Крапива – многолетнее травянистое растение; распространено по всей территории нашей страны. Растёт вдоль дорог, в тенистых и влажных лесах, на огородах, засоряя их. Крапиву считают злостным сорняком, пытаясь от нее избавиться любым способом. Все мы знаем, как неприятны её ожоги, после которых появляется небольшой волдырь, который начинает чесаться. Листья и стебли крапивы покрыты множеством жгучих волосков. В них находятся стрекательные клетки, содержащие едкую жидкость. Когда мы касаемся листа, волосок прокалывает кожу, верхняя часть волоска отламывается, и в ранку попадает содержимое стрекательной клетки. Собирают листья в июне-августе.
Из крапивы готовят щи, крапивное пюре с яйцом. Листья крапивы богаты разными полезными солями и витаминами. Листья крапивы перестают быть жгучими, если облить их кипятком, срезанная и увядшая крапива тоже не жжется. В крапиве содержатся вещества, убивающие микробов, а также она хорошо останавливает кровь. Из неё делают бумагу, мешковину и верёвки. В стеблях крапивы прочные волокна. Из волокон старой крапивы можно изготавливать грубые ткани для мешков и веревки. Велика польза крапивы: и кормит, и лечит, и красит. Мы должны быть мудрыми - уметь уважать и беречь всякое творение природы.
Приложение 5
Наблюдение за одуванчиком
Задачи: Расширить и уточнить знания об одуванчике, дать представление о разных стадиях жизнедеятельности растения: желтый в период цветения и белый в период созревания семян.
Ход наблюдения
- Я сейчас вам загадаю.а вам нужно отгадать загадку:
На лужайке, возле леса, расцвели цветочки.
Желтые, как солнышко на зеленой ножке.
А как только подрастут шапочки наденут-
Мягкие воздушные - ветерку послушные! (Одуванчик)
- Цветок одуванчика называется соцветие, которое напоминает желтую корзинку, оно так и называется – корзинка. Затем одуванчик становится белым, воздушным, а семена - «парашютики» созревают и ветер разносит их в разные стороны.
-Понюхайте одуванчик, поднесите к носику поближе. А теперь посмотрите друг на друга. Одуванчики на ваших носиках оставили свою ярко-желтую пыльцу.
- Одуванчики просыпаются очень рано, в ясную погоду рано утром можно любоваться этим чудесным солнечным цветком. Пока на небе ярко светит солнышко, золотые одуванчики как бы копируют его, но стоит солнцу уйти за тучи, одуванчики тоже спрячутся, с головой укроются зелеными листочками.
- Ребята, оказывается одуванчик можно встретить везде: на полях, лугах, склонах оврагов, вдоль дорог. Одуванчик имеет длинный, толстый корень. Из земли выходит розетка из ярко-зеленых листьев. Чем больше влаги получает растение, тем больше и красивее у него листья. Каждый листочек имеем желобок, в котором скапливается роса, капельки дождя. Из желобков вода направляется к корню и питает все растение. Из листочков выходит толстая трубочка без листьев - это стебель. - Одуванчики – это цветочки, у которых можно встретить в одно и то же время все стадии развития (одни растут, другие цветут, у третьих уже созревают семена).
-Ребята, а вы знаете, что из цветков одуванчика варят варенье, а девочки из этих цветов любят плести венки. Срывать их нужно очень аккуратно потому, что растение выделяет сок, который пачкает ладошки и одежду, эти пятна трудно отстирать.
Приложение 6
Наблюдение за ромашкой
Цель: познакомить с ромашкой, развивать эстетическое восприятие, воспитывать умение замечать скромный цветок, учить бережно относиться к природе.
Ход:
Воспитатель: в какое время можно увидеть много цветов на поляне, на клумбах? (ответы) Давайте посмотрим, какие цветы растут на наших клумбах! (рассматривают растения)
Воспитатель: посмотрите, какие все цветы красивые! Какие слова можно сказать про них? Какие они? (ответы) Правильно, разноцветные, прекрасные, красивые, нежные, необыкновенные. А что есть у цветов (стебель, листочки, лепесточки)
Воспитатель: среди цветов вырос и один полевой цветок.
Иду я в садик по тропинке, Вижу солнце на травинке!
Но совсем не горячи - Солнца белого лучи!
Кто знает, как он называется? (ромашка)
Воспитатель: ромашка похожа на солнышко. Ромашки радостные и веселые цветы. Глядя на них, хочется улыбаться.
Воспитатель: Ромашка растет на полянах в лесу, по обочинам дороги, и даже на нашей клумбе. А еще ромашка – это лекарственное растение. Из неё заваривают чай и пьют.
Если я сорву цветок, если ты сорвешь цветок,
Если все: и я, и ты, если мы сорвем цветы,
Опустеют все поляны и не будет красоты. (Т. Собакин)
Приложение 7
Пальчиковые игры
- «Ромашка»
Расцвела в саду ромашка - белоснежная рубашка (поочередно поднимают руки вверх)
Лепесточки – раз, два, три! Как красивы – посмотри! (загибают пальцы на руках)
Детки в садик прибежали (бегут на месте)
И ромашку увидали (наклоняются вперед, ладонь к бровям)
И захлопали в ладоши: «Ой, какой же он хороший!» (хлопают в ладоши)
Мы цветок сорвать хотели, поднесли к нему ладонь (имитируют срывание цветка)
А пчела с цветка слетела. И жужжит, жужжит: «Не тронь!» (грозят пальчиком). - «Одуванчик»
Носит одуванчик (кисти рук поставить на локоть, округлить ладони и раздвинуть пальцы)
Жёлтый сарафанчик. Подрастет – нарядится (сцепить пальцы в «замок»)
В беленькое платьице, легкое, воздушное, ветерку послушное (наклоны кистей вправо-влево) - «Колокольчики»
В прятки пальчики играют (сжимают и разжимают пальцы)
И головки убирают, (открывают и закрывают ладонями лицо)
Словно синие цветки распускают лепестки (сводят и разводят пальцы веером)
Наверху качаются, низко накланяются (наклоны кистей вправо-влево)
Колокольчик голубой (круговые движения кистями)
Поклонился нам с тобой (наклоны кистей вниз, вверх)
- Раз, два, три, четыре, пять, В лес идём мы погулять.
За черникой, за малиной,
За брусникой, за калиной.
Землянику мы найдём и братишке отнесём! (сначала загибаем или разгибаем пальчики на каждую ягодку. В конце - ладошки сложить лодочкой и «угостить» ягодками)
Приложение 8
Дидактические игры
«Угадай по описанию»
Цель: научить составлять описательный рассказ, развить внимание, связную речь, находить сходства и различия.
Воспитатель описывает растение, дети определяют.
«Съедобное – несъедобное»
Цель: закрепить знания детей о ядовитых и лекарственных растениях
Воспитатель показывает картинки с растеними, ягодами и грибами. Дети определяют съедобное или нет это растение.
«Определи по запаху»
Цель: учить детей определять лекарственные растения по характерному запаху, расширять знания о них.
«Узнай и назови»
Цель: учить детей узнавать лекарственные растения по характерным признакам.
«Вершки корешки»
Цель: закреплять знания детей о том, какие части растений используются для лечения.
«Что лечит это растение?», «От какого растения часть»
Цель: закреплять умения узнавать и правильно называть лекарственные растения, их пользу.
Экологическая игра «Узнай целебную траву»
Цель: Развивать экологическое мышление в процессе мыслительной деятельности, творческое мышление.
«Вершки корешки»
Цель: дать детям представления о том, какие части лекарственных растений используются для лечения.
Укроп – листья и молодые стрелки; Одуванчик – листья, корень; Календула – цветы и семена;
Ромашка – цветы; Мелисса – листья; Зверобой – цветы, листья; Мать-и-мачеха – листья;
Пастушья сумка – цветы; Мята – листья; Лопух – листья и корни.
Игра «Съедобное – Несъедобное»
Цель: научить отличать съедобные растения от несъедобных, отличать одно лекарственное растение от другого (по внешнему виду, по строению). Воспитывать любовь к природе и бережное к ней отношение.
Приложение 9
Физкультминутки
«Одуванчик»
Одуванчик, одуванчик! (приседают, потом медленно поднимаются)
Стебель тоненький, как пальчик.
Если ветер быстрый-быстрый (разбегаются в разные стороны)
На поляну налетит, все вокруг зашелестит (говорят «ш-ш-ш-ш-ш»)
Одуванчика тычинки разлетятся хороводом (берутся за руки и идут по кругу)
И сольются с небосводом.«Одуванчик»
Дождик поливает, солнце пригревает, на полянке растут одуванчики (дети встают)
Вдруг налетел ветер, стал дуть на одуванчики (дети раскачиваются с поднятыми руками вверх)
Ветер подул еще сильнее (дети разбегаются, бегают на носочках)
Вдруг с головок одуванчиков полетели белые, легкие парашютики (дети приседают)
Там, где упали парашютики снова будут расти одуванчики (дети встают)«Вместе по лесу идём»
Вместе по лесу идём, Не спешим, не отстаём. Вот выходим мы на луг (ходьба на месте)
Тысяча цветов вокруг! (потягивания — руки в стороны)
Вот ромашка, василёк, медуница, кашка, клевер. Расстилается ковёр.
И направо и налево (наклониться и коснуться левой ступни правой рукой, потом наоборот, правой ступни левой рукой)
К небу ручки протянули, позвоночник растянули (потягивания - руки вверх)
Отдохнуть мы все успели
И на место снова сели (дети садятся).
Приложение 10
Загадки о лекарственных растениях
Вдоль дорожек его встретишь, Ранки, ссадины излечишь, | Растет зеленою стеной, | Если что-то заболит, | Он сорняк, он цветок, |
Тонкий стебель у дорожки, на конце его – серёжки, | Не пустили в огород - Оттого она и жжет. | Сидит на палочке | Семена, как коготки, |
Каждый лист мой любит тропки, у обочины дорог. Он однажды людям добрым раны вылечить помог (Подорожник). | Любит иль не любит | Нарядные платьица, жёлтые брошки, ни пятнышка нет на красной одёжке. (Ромашка) |
Приложение 11
Стихотворения
«Если вдруг ты заболел…» | «Липа» | *** Есть много трав полезных, *** Лесом можем мы гордиться, *** Я цветы обходил стороной. |
Приложение 12
Исследовательская деятельность:
- На территории детского сада ищем лекарственные растения.
- Определяем возраст одуванчика. Рассматриваем через лупу розетку цветка.
- Определить, какое лекарственное растение переносит свои семена, как одуванчик, на парашютиках?
- Наблюдаем как растет подорожник. Через лупу рассмотреть листья подорожника и отметить отличительные особенности.
- Изучение строения растения. Определим, одинаков ли стебель у разных растений.
- Погладим стебли растений, листья. Определим, какие они: твердые, мокрые, сухие, холодные, колючие, мягкие?
- Прилетает ли кто-нибудь к этому растению? Есть ли запах у растений?
Правила сбора лекарственных растений:
- Подземные части растений собирают в сухую погоду, после того как спала роса.
- Сушат под навесом, чтобы не попадали прямые солнечные лучи.
- При сборе цветков часть из них оставляют на растении.
- Нельзя собирать больные, поврежденные вредителями растения
- Запрещен сбор редких лекарственных растений, занесенных в Красную книгу.
- Цветки собирают, когда растения цветет. Корневище – поздней осенью, когда плоды уже осыпались (что важно для возобновления зарослей).
- Нельзя собирать растения в городе или вблизи дороги. Они опасны, так как содержат много вредных веществ – поглощают выхлопные газы машин.
- Не рвать растения, которые занесены в красную книгу. Это редкие растения, их охраняют от исчезновения.
- Растения, которые детям и взрослым незнакомы, собирать в лечебных целях нельзя – это может быть очень опасно!
- Но рвать и топтать их тоже не следует, они могут быть полезны некоторым животным.
- Запомните крепко накрепко – некоторые растения ядовиты, поэтому их не стоит собирать без взрослых, а тем более брать в рот незнакомые ягоды!
- Собирать лекарственные растения нужно в меру, оставляя часть в природе для размножения.
Приложение 13
Подвижные игры
«Цветочный хоровод»
Цель: развивать двигательную активность
Ход игры: (по тексту дети выполняют движения)
На лужайке поутру мы затеяли игру. Я - подорожник, ты - одуванчик. Становитесь в наш венок.
Раз, два, три, четыре, раздвигайте круг пошире. А теперь мы ручейки, побежим вперегонки.
Прямо к озеру спешим, станет озеро большим.
Стали в пары мы опять, будем в солнышко играть. Мы - веселые лучи, мы резвы и горячи.
«Садовник и цветы»
Цель: развить умение перебегать на противоположную сторону площадки, изворачиваясь от ловишки, развивать ловкость, быстроту реакции.
Ход игры:
Дети – «цветы» находятся на одной стороне площадки, а воспитатель - «садовник» на противоположной стороне. Приближаясь к цветам, он произносит: «Я иду сорвать цветок, из цветов сплету венок». Цветы отвечают: «Не хотим, чтоб нас срывали. И венки из нас сплетали. Мы хотим в саду остаться. Будут нами любоваться». С последними словами дети бегут на другую сторону площадки, а «садовник» старается поймать кого-нибудь.
Приложение 14
Конспект НОД по художественно – эстетическому развитию рисование «Лекарственные растения»
Программное содержание: развитие творческого воображения и эстетического восприятия окружающего мира; - учить изображать лекарственные растения, продумывать и передавать расположение основных элементов, их характерные особенности; - развивать эстетическое восприятие, творческое воображение
Ход:
Воспитатель: - Ребята, послушайте загадки:
- Каждый лист мой любит тропки у обочины дорог.
Он однажды людям добрым раны вылечить помог. (Подорожник)
- Ах, не трогайте меня, обожгу и без огня. (Крапива)
- Нарядные платьица, жёлтые брошки. Ни пятнышка нет на красивой одёжке (Ромашка)
Молодцы, правильно отгадали
Воспитатель: - Давайте вспомним, какие лекарственные растения вы знаете. Почему их так называют? (ответы детей)
Воспитатель: показать картинки лекарственных растений.(Дети рассматривают)
Воспитатель: Ребята, вы показали свои знания о лекарственных растениях, а теперь нарисуем те лекарственные травы, которые запомнили. Какие краски можно использовать для рисования? Ответы детей
Воспитатель: Сейчас пройдите на свои рабочие места. Давайте еще раз повторим: Что есть у цветов? (стебель - длинный, прямой, зеленый), (листья - зеленые, круглые, овальные, резные), (лепестки - синие, желтые, и т. д., острые, овальные, круглые, резные). Где расположены листья? Цветок? Как расположены на листе бумаги?
Лекарственные травы рисуем разными способами. Подорожник рисуем кончиком кисти. Одуванчик - приманиванием кистью. Лепестки подорожника рисуем в виде овала.
Во время самостоятельной деятельности детей помогаю, напоминаю, подсказываю, как держать кисть, как должен быть расположен лист бумаги, стебель, листья, цветы.
Рефлексия.
Воспитатель: Какие красивые лекарственные растения вы нарисовали, все они яркие.
Отмечаю особенности каждой из работ, предлагаю оформить выставку в группе и рассказать о лекарственных растениях своим родителям.
Приложение 15
Консультация для родителей: «Лекарственные растения»
Всем хорошо известна фитотерапия. С лечебной и профилактической целью используют либо растения в целом, либо их отдельные части: корни, корневища, клубни, луковицы, листья, цветки, стебли, кору, почки, плоды, ягоды и семена.
Лекарственные растения применяют в свежем виде, в виде порошка из высушенных и измельчённых растений или путём извлечения из растений действующих веществ, подвергая их несложной обработке. Растения используются для приготовления настоя, отвара, настойки, вытяжки или сгущённой вытяжки. В качестве растворителей в народной фитотерапии помимо воды и спирта использовались пиво, уксус, вино, мёд, молоко различных животных, масло.
Для внутреннего приёма лекарственные травы назначают в определённой дозировке, как лечебные препараты, а пищевые лекарственные растения для приготовления напитков, салатов или в качестве приправы к различным блюдам.
Как наружное средство лекарственные растения используются в народной медицине для приготовления ванн, компрессов, обтираний, примочек, полосканий, мазей, пластырей, в виде обёртываний простынёй, смоченной в настое трав, а также путём прикладывания отдельных частей растений или пасты из них к больным местам.
Фитотерапия в народной медицине была основным видом лечения. Флора земли – огромная, неиссякаемая кладовая лекарственных средств. Общее количество лекарственных растений насчитывает более 12000 видов.
Лечение целебными травами всегда привлекало к себе внимание человека. Терапевтическая эффективность растений обусловлена содержанием в них большого комплекса разнообразных и сложных по своему химическому составу и терапевтическому воздействию активно действующих веществ. Это алкалоиды, гликозиды, полисахариды, эфирные масла, органические кислоты, антибиотики, витамины, химические элементы, дубильные вещества, пигменты, аминокислоты, смолы, жирные масла и др. Эти вещества с успехом используются в лечении и профилактике при ряде заболеваний.
Мы знакомим детей с лекарственными растениями: аптечная ромашка, зверобой, подорожник, земляника, малина, смородина, крапива, лук, чеснок, липа, берёза, дуб, рябина, калина, василёк, календула, мать-и-мачеха, ландыш майский, цикорий, шиповник и др. Вооружаем их знаниями о том, как не допустить заболеваний органов дыхания.
Проводим познавательные беседы, дидактические игры, наблюдения в природе, читаем рассказы, сказки, стихи загадки о лекарственных растениях Секреты Лесовичка
Ходит-бродит по лесу Лесовичок. Многие лесные секреты знает. Немудреные они, но коль узнаешь их, пригодятся. Ничто в природе не создано бесцельно, у каждой былинки есть свое предназначение. Так давайте повнимательнее вглядимся в окружающие нас растения - ведь они приносят много пользы.
Знайте, если из ранки кровь сочится, разомните листья тысячелистника (только чистыми руками), да к ранке приложите. Кровь и остановится. Мало того, ранка быстрее заживет.
А если тысячелистника под рукой не окажется, что тогда? Ищите крапиву. Листья помните, соком чистую тряпочку промочите и на ранку положите.
Тысячелистника нет. Крапивы нет. Как тогда быть? Есть трава всем знакомая. Подорожником называется. Листья сорвите, вымойте, помните и приложите к ранке. Если и его нет ищите сфагновый мох.
Случится - нарывает палец, запомните: желтые цветочки или листья мать-и-мачехи хорошо помогают.
Нам жить в одной семье,
Нам петь в одном кругу,
Идти в одном строю, летать в одном полёте...
Давайте сохраним ромашку на лугу,
Кувшинку на реке и клюквы на болоте.
Любите и берегите природу!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Подвижная игра "Кощей и дети" для детей старшей и подготовительной группы.
Здравствуйте дорогие коллеги ! Забота о здоровье ,эмоциональном благополучии и своевременном всестороннем развитии каждого ребёнка- одна из первостепенных забот педагогов....
"Авторская программа по хореографии для детей детей старших и подготовительных групп в дошкольных образовательных учреждений"
Дополнительное образование детей - целенаправленный процесс воспитания, развитие личности и обучение посредством реализации дополнительных образовательных программ, оказание дополнительных образовател...
Сценарий летнего спортивного праздника для детей старшей и подготовительной групп «Дружат дети всей земли»
Цель - приобщение детей к занятиям физкультурой и спортом....
Кроссворды по обучению детей грамоте для детей старшей и подготовительной группы.
Даые кроссворды предназначены для детей старшей и подготовительной группы детского сада, для самостоятельной деятельности, а также для использования во время образовательной деятельности....
Спортивное развлечение ко Дню Смеха "Ванюша и Петруша в гостях у детей" для детей старшей и подготовительной группы.
День Смеха мы отмечаем в детском саду каждый год. Вот и в этот год в гости к ребятам пришли два клоуна....
Игра – викторина, посвящённая Дню Победы «Их подвиг жив, он вечно будет с нами» для детей старшей и подготовительной к школе групп.
Формировать патриотические чувства и гордость за Родину, победившую в Великой Отечественной войне.Обобщить знания детей о Великой Отечественной войне, о Дне Победы, об армии.Воспитывать лю...
Конспект интегрированной непосредственно образовательной деятельности на тему: «Они живут рядом с нами» (для детей старшего дошкольного возраста)
v Обобщить и уточнить знания детей о животном мире: умение детей классифицировать животных, знать их отличительные особенности.v Закреплять умение детей образовывать существительные в родительном паде...