Паспорт проекта "Деревья - наши друзья"
проект по окружающему миру (старшая группа)
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 369»
Паспорт проекта
на тему: «Деревья – наши друзья»
Разработал:
воспитатель высшей кв.кат.
Удалова Н.Ю.
Нижний Новгород
2021
Паспорт проекта «Деревья- наши друзья»
Вид проекта: познавательно-исследовательский
Участники проекта: воспитанники старшей группы, родители воспитанников, воспитатель группы
Продолжительность проекта: краткосрочный
Актуальность проекта
Взаимоотношения человека с природой актуальный вопрос современности. Дети мало общаются с природой. Можно наблюдать небрежное, порой жестокое отношение детей к природе, в частности, к деревьям. Деревья окружают нас постоянно, но дети, как правило, почти не обращают на них внимания. Гораздо больший интерес они проявляют к цветущим растениям. Кроме того, деревья и растения воспринимают как неживые объекты. Деревья прекрасные объекты для наблюдений, так как имеют ярко выраженные сезонные изменения. Таким образом, с одной стороны важность и необходимость ознакомления детей с растительным миром, с деревьями, формирование у детей убеждения о необходимости бережного и сознательного отношения к природе, и с другой отсутствие целенаправленной, систематической работы привели к выбору темы проекта.
Цель: расширение представлений детей о лесе, о важной функции деревьев и о необходимости их сохранения.
Задачи:
- Научить детей узнавать и различать деревья ближайшего окружения по внешним признакам;
- Сформировать понятие об основных потребностях дерева в свете, воде и воздухе в процессе роста и развития;
- Уточнить представление о взаимосвязи живой и неживой природы, места человека в них;
Углубить знания о значении деревьев в жизни всех живых существ, в том числе и человека;
- Способствовать воспитанию чувства сопереживания к бедам природы, желанию бороться за её сохранность;
- Воспитывать любовь к природе через прямое общение с ней, умение воспринимать её красоту и многообразие;
- Способствовать формированию навыков экологически грамотного нравственного поведения;
- Вовлечь детей и родителей в разнообразные виды деятельности в природе.
Предполагаемый результат:
- У детей будут сформированы устойчивые представления о деревьях Нижегородского края.
- Повысится познавательный интерес к растительному миру.
- Расширятся коммуникативные и творческие способности детей.
- Дети научатся любить, охранять и беречь родную природу, соблюдать правила безопасного поведения в лесу.
Этапы реализации проекта
Подготовительный этап.
Содержание работы подготовительного этапа:
тематические беседы с детьми;
рекомендации родителям;
анкетирование;
наблюдения;
подбор литературы для детей;
подбор наглядно-демонстрационного материала;
разработка ООД;
подбор загадок, пословиц, поговорок;
подбор дидактических, подвижных, словесных игр;
определение тематики проблемных вопросов;
подбор оборудования.
2 этап. Основной - активное взаимодействие с детьми через различные формы работы:
Социально – коммуникативное развитие:
Беседы: «Как дерево растет», «Для чего нужны деревья?», Сюжетно – ролевая игра: «Поездка в лес»; беседы: «Почему желтеют и опадают листья», «Почему болеют деревья? Как им помочь?» Сюжетно – ролевая игра: «Айболит лечит дерево», Беседа: «Деревья - доктора»; Беседа: «Что происходит с лесами на нашей планете?» Беседа: «Как деревья помогают человеку», Беседа: «Деревья - наше богатство», Беседа: «Почему нужно беречь и охранять деревья»; «Правила поведения в лесу».
Познавательное развитие
Экскурсия по территории детского сада.
Рассматривание семян различных деревьев.
Рассматривание альбома «Деревья», книг и иллюстраций с изображением деревьев.
Дидактические игры: «Определи дерево по листочку и по плоду»; «Времена года»; «Назови плод»; «Четвёртый лишний»; «Собери дерево»; «Найди дерево по семенам»; «Какой это лес?».
Отгадывание загадок о деревьях.
Наблюдения: «Деревья на нашем участке».: «За листопадом», «Осеннее дерево»; «Чем отличается сосна от других деревьев?».
Акция «Посади дерево» (совместно с детьми посадка елочки на участке).
Просмотр презентаций по теме: «Деревья или путешествие по лесу»; «Деревья осенью»; Деревья нашего края».
Трудовая деятельность (уборка участка от листьев).
Художественно – эстетическое развитие
Лепка «Рисование деревьев жгутиками из пластилина»;
Рисование «Осенний лес», «Кисть рябины»;
Аппликация «Осенний ковер»; «Осеннее дерево».
Речевое развитие
Дидактические игры: «Скажи по-другому»; «Дополни предложение»; «Придумай предложение»; «Опиши, я отгадаю»; «Хорошо – плохо».
Составление рассказа «Как мы помогаем деревьям».
Чтение художественной литературы:
И. Соколов-Микитов «Листопадничек»; А. Твардовский «Лес осенью»; К.Д. Ушинский «Спор деревьев»; М. Михайлов «Лесные хоромы»; Н. Сладков «Сказки леса»; В. Бианки «Сказки».
Чтение стихотворений:
А. Прокофьев «Березка», «Наш лесок»; Н. Некрасов «Зеленый шум;
Б. Заходер «Почему деревья не ходят»; И. Семенова «Березка»; О. Высоцкая «Осеннее утро; М. Ивенсен «Ёлочка».
Заучивание стихотворений
И. Бунин «Листопад»; И. Токмакова «Дуб», «Сосны».
Физическое развитие:
Подвижные игры: «Осенний букет»; «Листопад»; «Поймай листок»; «К названному дереву беги»; «Узнай дерево».
Пальчиковая гимнастика: «Деревья в лесу».
Физкультминутки: «Мы листики осенние»; «Выросли деревья в поле»; «Хорошо гулять в лесу!»
Исследовательская деятельность.
Знакомимся с деревьями: изучаем листья и крону; кору и ствол; изучаем плоды и семена; животных, связанных с деревом.
Различаем дерево по цвету, по форме, по строению, по коре, по семенам, плодам.
«Может ли растение дышать?»
Цель: выявить потребность растения в воздухе, дыхании. Понять, как происходит процесс дыхания у растения. Вывод: растения нуждаются в воздухе, дыхании.
Работа с родителями
- «Экологические сказки» - подборка сказок о деревьях;
- Видеотека «Это интересно – о деревьях», «Как появляются листья», «Почему листья желтеют»;
- Создание альбома «Природа нашего края»;
- Совместное творчество «Поделки из природного материала»;
- Консультация для родителей «Экологическое воспитание дошкольников».
3 этап. Заключительный включает в себя подведение итогов, представление презентации. Содержание работы заключительного этапа:
Подведение итогов работы: беседы с детьми и родителями по теме «Что я узнал нового?»;
Изготовление детьми экологических запрещающих знаков (что нельзя делать в лесу);
Изготовление плаката «Береги природу»; изготовление макета «дерево».
Создание альбомов: «Правила поведения в природе», «Гербарий»;
Викторина «Деревья нашего края» (конечный продукт проекта).
Результаты проекта:
- Каждый ребенок участвовал в проекте с желанием, проявляя инициативу;
- научились узнавать и различать деревья ближайшего окружения по внешним признакам;
- сформировалось понятие об основных потребностях дерева в свете, воде и воздухе в процессе роста и развития;
- обращали внимание на «настроение» дерева после дождя, урагана; рассказывали о бережном отношении к дереву, о дружбе с ним;
- у детей появились высказывания: «буду ухаживать за всеми деревьями», «нельзя обижать деревья», «чтобы не было скучно, надо с деревьями разговаривать», «посадим много деревьев и нам будет лучше».
- дети запомнили правила поведения в природе, научились их соблюдать;
- повысилась заинтересованность родителей к работе детского сада.
Литература:
1. А. С. Герасимова, О. С. Жукова «Большая энциклопедия дошкольника», Москва «ОЛМА Медиа Групп» 2007
2. С. Н. Николаева «Юный эколог». Программа экологического воспитания в детском саду, Москва «Мозаика – Синтез» 2010
3. А. Дитрих, Г. Юрмин, Р. Кошурникова «Почемучка», Москва «Педагогика – Пресс» 2006
4. А. И. Иванова «Экологические наблюдения и эксперименты в детском саду», Москва ТЦ «Сфера» 2009
5. Т. С. Комарова «Изобразительная деятельность в детском саду», Просвещение 1973
6. М. Н. Сигимова «Познание мира растений», Детство пресс 2010
7. Т. А. Шорыгина «Деревья. Какие они?», Москва 2006
8. О. А. Соломенникова «Экологическое воспитание в детском саду» Программа и методические рекомендации для занятий с детьми 2-7 лет, Москва «Мозаика – Синтез» 2010
9.Интернет-ресурсы: nsportal.ru, maam.ru, infourok.ru, pedportal.net, cyberleninka.ru
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Паспорт проекта "Наши пернатые друзья"
Паспорт проекта МБУ детского сада комбинированного вида № 125 « Росточек» г.о. Тольятти средняя группаСоставитель: воспитатель...
паспорт проекта "Мы и наши друзья, домашние животные"
В паспорте указываются все этапы проекта по данной теме...
Паспорт проекта "Птицы-наши друзья" (30.11.14г.)
Паспорт проекта "Птицы-наши друзья"...
Паспорт педагогического проекта Деревья наши друзья
Паспорт педагогического проекта...
Паспорт проекта ,, Деревья -наши друзья ,,
Учить детей любить и заботиться о природе ....
паспорт проекта Деревья наши друзья
Разработка проекта воспитателя, детей и родителей...
Паспорт проекта "Книги наши друзья"
Паспорт проекта"Книги наши друзья"...