Проект по экологии на тему: «Беседа как метод экологического воспитания»
проект по окружающему миру (старшая группа)
Цель проекта: формирование экологических знаний у детей дошкольного возраста через беседу. Задачи проекта: 1.Научить детей видеть и понимать красоту родной природы, бережно относиться ко всему живому и использовать полученные знания в повседневной жизни. 2.Инициировать освоение способов (речь, жесты, мимика), норм и правил общения, соответствующих возрастным возможностям детей. 3.Воспитывать качества – общительность, инициативность, самостоятельность, активность, эмоционально-положительного отношения к природе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_ekologiya_pleshakova_d.a.pptx | 2.97 МБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Актуальность Важным направлением дошкольной педагогики является экологическое образование. Беседы с детьми – одна из важных форм привлечения внимания дошкольников к проблемам экологии. Беседа – диалог воспитателя и детей. Беседа разъясняет нормы и правила поведения, формирует представления о главных жизненных ценностях, вырабатывает у детей их собственные оценки происходящего, взгляды и суждения. Она представляет, богатые возможности для экологического образования дошкольников . Правильно определить место беседы в воспитательно -образовательном процессе детского сада – серьезная проблема, которая требует своего решения. Часто на практике беседа превращается в стержень, вокруг которого строится вся работа с детьми .
Цель проекта: формирование экологических знаний у детей дошкольного возраста через беседу. Задачи проекта: 1.Научить детей видеть и понимать красоту родной природы, бережно относиться ко всему живому и использовать полученные знания в повседневной жизни. 2.Инициировать освоение способов (речь, жесты, мимика), норм и правил общения, соответствующих возрастным возможностям детей. 3.Воспитывать качества – общительность, инициативность, самостоятельность, активность, эмоционально-положительного отношения к природе.
В ыделяют 3 вида бесед: предварительную, сопровождающую и итоговую. Предварительная беседа используется воспитателем перед наблюдением, экскурсией. Цель такой беседы – уточнение опыта детей для того, чтобы установить связь предстоящего наблюдения с имеющимися знаниями . Она должна быть короткой, ее проводят в старшей и подготовительной к школе группах перед экскурсией или практической деятельностью детей.
Сопровождающая беседа является самой распространенной и применяемой во всех группах, которая сопровождается наблюдениями или рассматриванием картин. Она входит как элемент почти во все занятия, экскурсии, дидактические игры.
Итоговая беседа считается наиболее трудной, ее принято называть обобщающей. Она направлена на систематизацию и обобщение полученных фактов, их конкретизацию, закрепление и уточнение. Их проводят только в старшей и подготовительной к школе группах. Такие беседы по содержанию могут быть разного уровня: беседы проводятся после наблюдения за узким кругом наблюдаемых объектов (например, беседа о перелетных птицах, о зимовке зверей в лесу и другое); беседы , затрагивающие более широкий круг явлений (например, беседы о сезонах), для систематизации знаний детей о явлениях неживой природы, о жизни растений, о животных, о труде людей.
Беседа как метод экологического воспитания детей используется при работе с детьми среднего и старшего дошкольного возраста. При работе с детьми среднего возраста беседы в большей части направлены на припоминание явлений . В старшей и подготовительной к школе группах — на обобщение и систематизацию имеющихся знаний.
Требования к проведению Количество и соотношение возрастных групп детей ДОУ во вновь строящихся ДОУ определяется заданием на проектирование исходя из их предельной наполняемости: для ясельного возраста — от 2 месяцев до 1 года — не более 10 человек; — от 1 года до 3 лет — не более 15 человек; — при наличии в группе детей двух возрастов (от 2 мес. до 3 лет) — 8 человек; для дошкольного возраста — для детей 3-7 лет — не более 20 человек (оптимальная 15 человек); — в разновозрастных группах при наличии в группе детей любых трех возрастов (3-7 лет) — не более 10 человек; — при наличии в группе детей любых двух возрастов (3-7 лет) — не более 20 человек (оптимальная — 15 человек).
Требования к проведению бесед — для детей 3-4 года жизни —продолжительностью не более 15 минут; — для детей 4-5 года жизни —продолжительностью не более 25 минут; — для детей 5-6 года жизни —продолжительностью не более 25 минут; — для детей 6-7 года жизни —продолжительностью не более 30 минут.
- не давать детям углубляться от главной темы ; - постоянно подводить их к конечным выводам ; - не прерывать детей без крайней необходимости, замечания и поправки делать в конце ; - не требовать от детей полных ответов ; - не злоупотреблять вопросами, чаще использовать указания и напоминания ; - побуждать детей к вопросам ; - всех детей привлекать к оценкам и форме изложения. Требования, предъявляемые к проведению беседы :
Беседа начинается с анализа явлений, фактов, выделения их особенностей, признаков, существенных связей и зависимостей между явлениями. В первой части беседы с целью подготовки детей к обобщению включаются также вопросы воспитателя к детям, например: «Какие птицы прилетают первыми? Как мы узнали грачей? Где мы их видели ?». Во второй части беседы можно поставить вопрос, требующий обобщения : « Почему не все птицы прилетают одновременно ?»
Вопросы предлагаются всей группе, так как в них всегда заключена умственная задача, которая должна решаться всеми детьми. Они должны быть ясными по содержанию, точными, краткими. В каждом вопросе должна содержаться одна мысль. Нельзя ставить вопросы , требующие односложных ответов: «Да», «Нет». Такие вопросы не обеспечивают развития мышления, установления связей. Воспитатель во время беседы заботится о том, чтобы дети сами сформулировали выводы, обобщения, а не повторяли готовые
Необходимо также использовать разнообразный наглядный материал, который поможет детям восстановить знания , выделить существенные признаки явлений: календари природы, погоды, гербарии, иллюстрации. Кроме того, полезны загадки, стихотворения, записи голосов птиц. Это вызовет у детей эмоциональное отношение к обсуждаемому материалу . Тематика бесед определяется программой, кроме того определяется интересами детей и любая система работы с детьми по определенной теме, должна заканчиваться итоговой беседой.
Формы работы: • экскурсия в парк ( целевые прогулки по территории детского сада ); • рассматривание картин и сравнение картин; • чтение стихотворений ; • беседа с детьми, с использованием отрывков из книг; • итоговая беседа с использованием картин, иллюстраций; • решение различных речевых, логических задач.
Ожидаемые результаты: 1. У детей сформированы элементарные экологические знания и культура поведения в природе. 2. Дети понимают взаимосвязь в природе, бережно относятся к ней, животным, птицам, насекомым. 3. У детей развит интерес к явлениям и объектам природы .
Спасибо за внимание !
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Выступление на семинаре-практикуме. Тема: "Формы и методы экологического воспитания дошкольников"
Выступление на семинаре -практикуме. Тема: "Формы и методы экологического воспитания дошкольников"...
ПУБЛИКАЦИЯ НА ТЕМУ: «ИГРА КАК МЕТОД ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ»
"Игра как метод экологического воспитания"...
Обобщающая беседа как метод экологического воспитания детей дошкольного возраста
Содержание работы ВведениеГлава 1 Теоретическое обоснование проблемы экологического образования на современном этапе 1.1 Значение словесных методов в экологическом...
Статья на тему: «Игра – как метод экологического воспитания дошкольников»
[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"14766213","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"320","width":"480"}}]]...
Презентация на тему "Формы и методы экологического воспитания дошкольников"
Презентация на тему "Формы и методы экологического воспитания дошкольников"...
Беседа как метод экологического воспитания детей. Особенности использования бесед в старшей группе детского сада.
Беседа как метод экологического воспитания детей. Особенности использования бесед в старшей группе детского сада....
Беседа- как метод экологического воспитания детей. Особенности использования бесед в старшей группе детского сада.
Беседа как метод экологического воспитания детей. Особенности использования бесед в старшей группе детского сада....