Проект «Все профессии нужны, все профессии важны»
проект по окружающему миру (подготовительная группа)

Коцубенко Наталья Викторовна

Профессия «Пожарный»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_vse_professii_nuzhny_vse_professii_vazhny.docx38.14 КБ

Предварительный просмотр:

МБДОУ «Детский сад №18 Ласточка»

Проект «Все профессии нужны, все профессии важны»

Профессия «Пожарный»

Разработала: Коцубенко Наталья Викторовна

Камень-на-Оби

2022г.

Проект «Все профессии нужны, все профессии важны»

Профессия «Пожарный»

Разработала:

воспитатель высшей квалификационной категории

Коцубенко Н.В.                                                        

Участники проекта: дети, воспитатели, родители.

Вид проекта: познавательно-игровой, групповой, краткосрочный.

Срок реализации проекта: 10.10.2022 – 20.10.2022г.

Актуальность проекта: Рано или поздно перед человеком встает проблема выбора профессии. Я обратила внимание на профессию пожарного, в настоящее время в нашей стране молодые люди все чаще считают профессию пожарного престижной. С каждым днем все чаще людям требуется помощь спасателей, пожарных. Много лет тому назад люди узнали, что такое огонь. Позднее придумали способы борьбы с пожаром, потому что огонь становится настоящим бедствием. Профессия «Пожарный»- очень древняя. Первые пожарные появились в Древнем Риме. Эта профессия подходит только сильным и мужественным людям. Проект посвящен: формированию у детей осознанного и ответственного отношения к выполнению правил пожарной безопасности. Часто ставят перед реальными опасностями детей, их желание постоянно открывать что-то новое. С каждым днем растет число пожаров по вине детей, и все это происходит от незнания и легкомыслия. Это вызывает тревогу за наших детей.
 А возникновение пожаров из-за шалости детей, и в результате — их травмирования и даже гибель — проблема чрезвычайно острая, требующая четких скоординированных действий взрослых. Тяга детей к огню, к игре со спичками общеизвестна.

 В Федеральных государственных образовательных стандартах определены основные цели и задачи образовательной области «Социально-коммуникативное развитие» в разделе «Безопасность»: формирование основ безопасности собственной жизнедеятельности и формирование предпосылок экологического сознания (безопасности окружающего мира). Забота о сохранности детской жизни - важнейшая задача дошкольного учреждения, семьи и государства. По данным органов пожарной охраны, каждый 6-7 пожар возникает из-за детских шалостей; 60 % пострадавших от пожаров – дети, 3/4 из них – дошкольники. Актуальность данной темы так же связана с тем, что у детей этого возраста отсутствует защитная психологическая реакция на пожарную обстановку.

Нами определена следующая проблема:

Важно не просто рассказать о профессии пожарного и противопожарной безопасности, но в комплексе отработать до автоматизма правила поведения при пожаре. Дать понять детям о пользе и вреде, который может нанести огонь  человеку.  С этой целью был разработан проект: Профессия «Пожарный»

При реализации проекта дети 5 – 6 лет в самой доступной игровой форме овладевают первоначальными знаниями по пожарной безопасности. Только конкретные эмоционально окрашенные занятия и игровые упражнения способны оставить след в сознании ребёнка. Знание и соблюдение противопожарных требований только тогда становятся естественными в поведении человека, когда они привиты с детства. Именно в дошкольном возрасте возникают благоприятные условия для воспитания у ребенка чувства опасности перед огнем. Реализация данного проекта предполагает возможность рассказать и показать, как созидательную, так и разрушительную сторону одного и того же явления.

Цель проекта: создание условий для формирования целостного представления о профессии «Пожарный», привитие навыков осторожного обращения с огнём, обучение правильному поведению в экстремальной ситуации пожара.
Задачи:

  1. формировать первичные представления о труде пожарников, их роли в обществе и жизни каждого человека;
  2. познакомить с пожарной техникой, как используется обмундирование пожарников;
  3. воспитание уважения к людям этой профессии, гордости за нашу Родину, благодарности к людям этой профессии.
  4. разъяснить общее представления назначения (функции) огня, знания о причинах возникновения пожара.
  5. сформировать элементарные умения и навыки в поведении при возникновении пожара.
  6. закреплять и расширять представления о пожарной безопасности посредством чтения произведений, изобразительной и игровой деятельности.

Задачи детского развития:

1.   Систематизировать знания детей о профессии пожарного, дать представление о том, где и как огонь «рождается», как и для чего человек «приручил» огонь.

2. Формировать у детей основы культуры пожарной безопасности, способствовать систематизации представлений и опыта воспитанников, связанных с опасной жизнедеятельностью.

3.Формировать у детей базовые познавательно-исследовательские компетенции, элементарные навыки работы с информацией, умения, связанные с выполнением знаково-символических действий.

4.Создавать условия для осмысления и применения детьми знаний, умений и навыков по проблемам безопасного поведения, использование соответствующих компетенций.

5.Развивать творческие способности детей, изобразительные, артистические, двигательные умения. Сплотить детский коллектив посредством  совместного творчества.

6. Воспитывать в детях уверенность в своих силах, проводить работу по преодолению страха перед огнем.

7. Формировать чувства ответственности за свои поступки и личное отношение к соблюдению и нарушению правил пожарной безопасности.

Гипотеза:  если  создать  условия  для формирования целостного представления о профессии «Пожарный»,  то тогда мы привьем  навыки осторожного обращения с огнём, и  обучим  правильному поведению в экстремальной ситуации пожара.

Интеграция образовательных областей: познавательная, речевая, социально-коммуникативная, физическая, художественно-эстетическая.

Предполагаемый результат:

  • Сформированы представления, что такое профессия, призвание.
  • Сформированы понятия профессия пожарника, чрезвычайные ситуации, активизировать и пополнить словарный запас детей, развить связную речь по теме проекта.
  • Сформированы понятия о нравственных качествах человека; долг, отвага, мужество.
  • Сформировано уважение и гордость к людям профессии – пожарная МЧС, желание стать пожарником.

Активизация словаря: пожарный, пожарная часть, боец, огнетушитель, пожарный рукав, брандсбойт, каска, огнеупорный материал, противогаз, лестница, лом, багор.

Новизна заключается:

1) в содержании реализации проекта на основе интеграции разных видов детской деятельности,

2) в используемых формах организации проектной деятельности.

Содержание проектной деятельности позволяет поддерживать детскую инициативу и индивидуальность посредством создания условий для принятия детьми решений (предоставление возможности выбора вида деятельности, материала).

В проект включены новые формы организации образовательного процесса, такие как, современные ИКТ - технологии, технологии личностно – ориентированного обучения (партнёрство в системе взаимоотношений ребёнок – взрослый), утренний круг (как элемент технологии группового сбора по Л.В. Свирской).

Подготовительный этап:

1 подобрать методическую и художественную литературу

2 подготовить дидактические игры, пособия, атрибуты по пожарной  

   безопасности детей.

3 подобрать игрушки, атрибуты для игровой и театрализованной

   деятельности по противопожарной тематике.

Содержательный этап:

10.10

  1. Беседа о пожаре: «Огонь наш друг, но он же и враг», «Служба 01 всегда на страже», «Где работает огонь».
  2. Опыты с огнем. Цель: Расширять знание детей о огне и способствовать   умению  детей устанавливать причинно следственные связи.

Опыт 1:
Нам понадобиться железный поднос и свеча. 
Зажигаем свечу и что мы видим ? (Огонь)  Огонь как магнит притягивает к себе взгляд.  Ребята можно ли руками трогать огонь? (ответ детей).  Объясните, свой ответ, (ответы детей).     Воспитатель вместе с детьми делаю вывод.

Опыт 2:
Воспитатель: Может ли человек самостоятельно справиться с огнем?

 (Ответы детей). Как самостоятельно можно справиться с огнем? (Ответы детей). Давайте с вами попробуем самостоятельно потушить огонь. В нашем экспериментальном  уголке хранятся материал, которые можно   использовать для тушения огня.  Назовите их.  Давайте немного поэкспериментируем: на горящую свечу насыплем немного  песка и посмотрим что получиться. Ответы детей и вывод. Такой же опыт проводиться с водой.

Опыт 3: 
Воспитатель: Ребята как вы думаете можно ли без песка и воды потушить огонь?   Давайте проведем опыт. Горящую свечу мы плотно накроем стеклянной колбой. Что мы видим? Ответы детей .   Воспитатель помогает детям сделать правильный вывод.

11.10

  1. Занятие – ситуация «Если вдруг случился пожар». Цель: систематизировать знания детей о бытовых причинах возникновения пожаров.
  2. Знакомство с правилами противопожарной безопасности. Рассматривание иллюстраций, плакатов «Правила пожарной безопасности». Уточнить и расширить знания детей о пожарной безопасности.
  3. Дидактические игры:
    • «Позвони 01».
    Цель: сформировать умение детей правильно набирать номер пожарной станции  и  правильно отвечать на вопросы .
  4.  • «Огнеопасные предметы»
    Цель: научить детей среди опасных предметов находить те, которые являются причиной пожара.
    • «Что пригодится при пожаре»
    Цель: научить детей находить предмет, который пригодится при тушение пожара. Объяснить свой выбор.

12.10

  1. Исследовательская деятельность в здании детского сада. Дать четкое представление о пожарной безопасности  в здании детского сада. Есть схема детского сада, есть план эвакуации, запасные выходы, ответственные, есть огнетушители.
  2. Дидактическая игра «Угадай профессию» Развивать мышление, активизировать в речи сравнения, синонимы, определения.
  3. Чтение и обсуждение Б.Житков «Пожар на море», «Дым».

13.10

  1. «Пожарный – профессия смелых людей».  Цель: Сформировать знание детей о  историей  профессии пожарный ,  познакомить со средствами пожаротушения, закрепить знания номера пожарной службы, способствовать уважительному отношению к труду пожарных.
  2. Чтение и обсуждение Т. Александрова «Кузька в лесу» «Что горит?», «Рассказ о неизвестном герое», «Кошкин дом».

14.10

  1. Знакомство с профессией пожарного, беседа, просмотр иллюстраций, познавательных фильмов. Рассматривание иллюстративного материала: изображение трудовых процессов: тушение пожара, пожарные тренируются, приводят обмундирование в порядок, ремонтируют технику; инструменты, механизмы, рабочая одежда: пожарная машина, выдвижная лестница, пожарный рукав, брандспойт — куртка пожарного, противогаз, боевая одежда «Боевка».
  2. Подвижная игра «Пожарные будни» Совершенствовать умения  бегать.  Лазить по гимнастической скамье,   Формировать умение перелезать с пролета на пролет гимнастической стенки.  Развивать психофизические качества: силу,быстроту,выносливость.
  3. Т. Фетисова «Куда спешат красные машины».
  4. Дидактическая игра: «Что нужно пожарным». Цель: быстро и правильно подобрать картинки с изображением предметов пожарной тематике.
  5. Сюжетно-ролевая игра:  «Пожарные спешат на помощь». Цель: формирование у детей целостного представление о профессии пожарного и пожарной безопасности.

17.10

  1. Формировать умение составлять рассказ по сюжетным картинкам о профессии пожарный.
    Цель: формировать умение по плану рассказывать содержание  по сюжетным  картинкам.
     
  2. Разгадывание загадок о пожаре, о профессии пожарный, о спец технике. Развивать мышление, закрепить словарный запас, умение описывать.
  3. Рисование: «Работа пожарного». Цель: формировать умения детей изображать человека и пожарную технику, закреплять умение рисовать крупно, располагать изображения посередине листа.

18.10

  1. Чтение и пересказ произведения Л. Толстого «Пожарные собаки» Цель: пополнять знания о пожарной службе и пожарных - служебных собаках;
    заучивание пословиц и поговорок.
  2. Просмотр видео: С.Михалков «Дядя Степа» и С.Маршак  «Кошкин дом». После просмотра с детьми проводятся беседы групповые и индивидуальные.
    Викторина по теме: «Знаки пожарной безопасности».

19.10

  1. Решение проблемных ситуаций:
    1.«Если в доме пожар?»
    2. «Если звучит пожарная сирена». Цель: формировать умение у детей правильно и быстро действовать в чрезвычайной ситуации.
  2. Драматизация сказки С.Я. Маршака «Кошкин дом».


20.10

  1. Интеллектуальный блиц.
  2.  Выездная экскурсия в пожарную часть нашего города.  Развивать восхищения к людям этой профессии и уважение к их труду. Формировать представления о пожарной технике. Расширять знание детей о работе пожарной службы.

Взаимодействие с родителями

Консультация «Как научить ребенка правильному поведению при пожаре».
Консультация «Воспитание у детей ценностного отношения к труду как основы для формирования профессионального самоопределения».

Оказание помощи в создании развивающей среды (иллюстрации, предметы быта, средства пожаротушения, дидактические и сюжетные игры).

Предложить оказать помощь в организации экскурсии в пожарную часть.

Совместная деятельность родителей и детей по созданию плакатов «Будь осторожен с огнем». Привлекать родителей к сотрудничеству по воспитанию у детей продуктивной деятельности.

Итоговый этап:

Выставка плакатов «Будь осторожен с огнем»

Квест игра  «»

Достигнутый результат:

Детское развитие:

-повышение у детей уровня знаний о пожарной безопасности;

-становление готовности детей самостоятельно решать задачи безопасного и разумного поведения в непредвиденных ситуациях.

Обогащение предметно-развивающая среды группы:

- методической литературой;

- наглядным дидактическим материалом;

- материалом для сюжетной игры.

Взаимодействие с родителями:

- увеличится число родителей, принимающих активное участие в мероприятиях группы;

- повышение компетентности родителей в вопросах противопожарной безопасности

Итоги проекта и практическая значимость

В ходе проекта в группе был накоплен достаточный наглядный, методический материал по ознакомлению дошкольников с правилами противопожарной безопасности.

Проект позволил на основе интегрированного подхода реализовать идею формирования у детей осознанного отношения к себе как субъекту противопожарной безопасности.

Реализация данного проекта не только повысила знания детей о правилах пожарной безопасности (90%), но и внесла значительные изменения в развивающую среду группы, объединила усилия педагогов, родителей, чтобы уберечь детей от возможной трагедии. Возросло количество родителей, активных участников проектной деятельности (60%).

В ходе работы по проекту прослеживалось тесное взаимодействие с узкими специалистами ДОУ, что так же обогатило образовательный процесс.

Литература.

1. Т. А. Шорыгина «Профессии. Какие они?» Знакомство с окружающим миром и развитие речи.

      2.Лыкова И.А., Шипунова В.А. Огонь-друг, огонь-враг. Детская безопасность: учебно-методическое пособие для педагогов, практическое руководство для родителей. - М.: Издательский дом "Цветной мир", 2013. - 104 с., илл.

      3. Шорыгина Т.А. Безопасные сказки. Беседы с детьми о безопасном поведении дома и на улице. - М.: ТЦ Сфера, 2015. - 128 с. - (Сказки-подсказки).

      4. И.А.Лыкова, В.А.Шипунова «Азбука безопасного общения и поведения» учебно-методическое пособие для педагогов практическое руководство для родителей, Издательский дом «Цветной мир» Москва 2014.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

КОНСПЕКТ СОВМЕСТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВЗРОСЛОГО И ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПО ОЗНАКОМЛЕНИЮ C ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРОЙ НА ТЕМУ: «В ГОСТЯХ У ДЕДУШКИ КОРНЕЯ» (ПО ПРОЕКТУ «ВСЕ ПРОФЕССИИ НУЖНЫ, ВСЕ ПРОФЕССИИ ВАЖНЫ»)

КОНСПЕКТ СОВМЕСТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ  ВЗРОСЛОГО И ДЕТЕЙ СТАРШЕГОДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПО ОЗНАКОМЛЕНИЮ C ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРОЙНА ТЕМУ: «В ГОСТЯХ У ДЕДУШКИ КОРНЕЯ» (ПО ПРОЕКТУ «ВСЕ ПРОФЕ...

КОНСПЕКТ СОВМЕСТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВЗРОСЛОГО И ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПО ОЗНАКОМЛЕНИЮ C ОКРУЖАЮЩИМ МИРОМ НА ТЕМУ: «ПУНКТЫ ОБЩЕСТВЕННОГО ПИТАНИЯ» (ПО ПРОЕКТУ «ВСЕ ПРОФЕССИИ НУЖНЫ, ВСЕ ПРОФЕССИИ ВАЖНЫ»)

КОНСПЕКТ СОВМЕСТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ  ВЗРОСЛОГО И ДЕТЕЙ СТАРШЕГОДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПО ОЗНАКОМЛЕНИЮ C ОКРУЖАЮЩИМ МИРОМ НА ТЕМУ: «ПУНКТЫ ОБЩЕСТВЕННОГО ПИТАНИЯ»  (ПО ПРОЕКТУ «ВСЕ ПРОФЕССИИ ...

образовательный проект "Все профессии нужны, все профессии важны" для средней группы детского сада

Образовательный проект «Все профессии нужны, все профессии важны» для средней группы детского сада.  Цель : расширить и обогатить знания детей о труде сотрудников детского садаЗадачи :...

Проект "Все профессии нужны, все профессии важны" (о профессиях родителей)

Задача данного проекта состоит в том, чтобы расширить круг знаний детей о профессиях, формировать отчётливые представления о труде как социальном явлении, обеспечивающем потребности человека. Познаком...

Проект Информационно – познавательный проект «Все профессии нужны, все профессии важны». для детей подготовительного дошкольного возраста

Труд обладает большим педагогическим воздействием только при правильной его организации. Ребенок никогда не узнает, что такое труд, пока на личном опыте, при умелом руководстве взрослого не преодолеет...

Проект «Все профессии нужны, все профессии важны. Профессия врача» (средняя группа)

Планирование проектной деятельности с воспитанниками...

Проект Информационно – познавательный проект «Все профессии нужны, все профессии важны». для детей старшего дошкольного возраста

Вид проекта: информационный, познавательный,  групповой, совместный.Труд обладает большим педагогическим воздействием только при правильной его организации. Ребенок никогда не узнает, что такое т...