"Чудо на подоконнике"
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)
Конспект по познавательному развитию «Чудо на подоконнике»
Выращивание растений в доме - это удовольствие, создание красивого интерьера и несомненная польза, а кроме того, благотворное влияние на здоровье и настроение человека. Дом, наполненный красивыми цветами, пышной зеленой листвой или даже колючими кактусами, хранит частичку природы, солнца и лета независимо от погоды за окном.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
chudo_na_podokonike_avtosohranennyy.docx | 29.54 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект по познавательному развитию «Чудо на подоконнике»
Выращивание растений в доме - это удовольствие, создание красивого интерьера и несомненная польза, а кроме того, благотворное влияние на здоровье и настроение человека. Дом, наполненный красивыми цветами, пышной зеленой листвой или даже колючими кактусами, хранит частичку природы, солнца и лета независимо от погоды за окном.
Многие дети в дошкольном возрасте с удовольствием наблюдают за живой природой. Им интересно, как живут животные и растения, как из маленького семечка вырастает целое растение. В отличие от более трудоемкого ухода за животными, уход за комнатными растениям доступен и посилен дошкольнику, поэтому выращивание «своего» растения на своем подоконнике играет важную роль в воспитании дошкольника.
Во-первых, это знакомит ребенка с комплексом знаний о физиологии растений, об экологии и экологических факторах, важных для живого организма. Во-вторых, формирует навыки практической опытнической работы, развивает любознательность и наблюдательность.
Нельзя забывать и о том, что уход за растением прививает ребенку определенные организационные навыки: учит его быть самостоятельным и ответственным. Высаживая растения, ухаживая за ними, ребенок учится терпению и наблюдательности, понимает, как много времени нужно, чтобы что-то выросло. Дети нетерпеливы, и ожидание долгосрочных результатов научит их тому, что не все на этом свете достается легко и просто. Зато забота о растении способствует развитию у ребенка эмпатии, позволяет увидеть результат своей помощи живому существу, почувствовать радость дружеских контактов с природой, помогает овладеть умением экологически целесообразно вести себя в природе.
ЦЕЛЬ: познакомить обучающихся с законами природы на примере прорастания растения из семени и правилами самостоятельного выращивания растений.
ЗАДАЧИ:
■познакомить с технологией выращивания растений из семян в комнатных условиях; ■расширить представление о растениях, которые можно вырастить на подоконнике; ■закрепить навыки ухода за растениями;
■формировать познавательный интерес к изучению окружающего мира.
ФОРМА ПРОВЕДЕНИЯ УРОКА:
Урок построен в интерактивной форме, что соответствует рекомендуемому возрасту.
НЕОБХОДИМОЕ ОБОРУДОВАНИЕ И МАТЕРИАЛЫ:
проектор и экран, компьютер, ноутбук либо интерактивная доска для демонстрации презентации в Microsoft PowerPoint; презентация;
фотоаппарат или телефон с фотокамерой, чтобы сделать фотографии для отчета. Для организации практической работы необходимы: горшочки, совочки, леечки; почвогрунт, дренаж;
набор семян (рекомендуются семена гороха и фасоли, но возможны варианты с учетом доступности семян).
РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ ПЕДАГОГА
В ходе занятия организуется практическая работа по посадке растений и закладке миниогорода. Необходимо подготовить весь необходимый инструментарий и материалы заранее.
В зависимости от уровня подготовки воспитанников и организации системы работы с родителями возможна организация проектной деятельности. После презентации на родительском собрании проекта по закладке огорода на подоконнике можно предложить родителям выбрать растение для выращивания в кабинете. Для этого представить рекомендуемый список растений (с учетом требований по безопасности). Впоследствии можно организовать цикл занятий по наблюдению за ростом растений, по сравнению и изучению основных признаков и многое другое Обращаем внимание, что для проведения демонстрации результатов по выращиванию фасоли на ватных шариках опыт необходимо заложить заблаговременно (минимум 10 - 14 дней).
Ход занятия:
Здравствуйте, ребята. Давайте начнем наше сегодняшнее занятие с загадки.
Очищают воздух.
Создаютуют,
На окнах зеленеют.
Круглый год цветут.
Что это?
(ответы детей)
Это КОМНАТНЫЕ РАСТЕНИЯ, для которых неважно: зима или лето за окном, которые всегда растут на подоконнике и радуют нас своими зелеными листочками.
- А кто знает, для чего люди сажают растения дома?
(ответы детей)
Они очищают воздух и дают нам кислород. Они красивые и радуют нас своими цветами или необычными листочками. А еще на подоконниках могут расти и съедобные растения! Кроме того, декоративные и душистые растения положительно влияют на настроение человека. Поэтому к числу растений-целителей можно смело отнести любое растение, которое способно доставить радость своим хозяевам.
- Растут ли у вас дома на подоконниках цветы? Какие?
- Кто посадил те цветы, которые растут у вас дома?
Наверное, у вас дома все цветы посадила мама или бабушка. Но вы уже достаточно взрослые, чтобы самим посадить и вырастить свое собственное растение
- только нужно знать, как это правильно сделать. И сегодня мы с вами узнаем, что нужно, чтобы вырастить дома самое настоящее растение: как его выбрать, как посадить, как за ним ухаживать. Мы с вами будем садоводами-исследова-
Практическое задание-игра №1 «Найди растение»
Для начала давайте посмотрим, как хорошо вы знакомы с комнатными растениями. Посмотрите на экран, вы видите фотографии комнатных растений, знаете ли вы, что это за растения, как они называются?
Педагог обращает внимание участников урока на фотографии растений, может предложить ребятам назвать знакомое им растение, а затем подойти к экрану и показать на него указкой, а может сам указывать на фотографию, предлагая назвать растения.
(на фотографиях изображены кактус, герань, фиалка, плющ, фикус, орхидея)
- Молодцы, ребята, вы хорошо знаете комнатные растения. А как вы думаете, домашние цветы - это живая или неживая природа?
(ответы детей)
Цветок тоже живой, и для того, чтобы жить, он тоже растет, дышит, питается. Поэтому для того, чтобы вырастить дома растение, нам нужно о нём заботиться, как о любом живом существе. Но для начала нужно растение посадить.
- Кто из вас знает, что нужно, чтобы посадить растение?
(ответы детей)
Во-первых, растению нужно выбрать место - например, подоконник. Сначала нужно выбрать для этого окно. Северная сторона дает слишком мало света, и нам понадобится дополнительная лампа для освещения. Южное окошко дает много солнца и света, но в жаркий полдень нужно будет прятать растения от палящих лучей. Лучше всего растения себя чувствуют на подоконниках с юго-восточной и юго-западной стороны. Это примерно то окошко, где можно видеть, как утром встает или вечером садится солнце.
- Давайте посмотрим на окошки нашей комнаты и подумаем, какое окошко будет самым лучшим для выращивания нашего сада?
Преподаватель вместе с детьми выясняет, на каком подоконнике самые оптимальные условия для растений
Во-вторых, нам понадобятся инструменты. Наш крохотный сад, конечно, не потребует многочисленного инвентаря. Но в любом случае, нужно будет насыпать землю из пакетов в горшочки, делать ямки для семян, закапывать, рыхлить. Для этих целей подойдет и обычная столовая ложка. Но если вы беретесь за дело, можно обзавестись детским набором для песочницы: совочек, грабельки, лейка все - как у настоящего садовника!
Давайте проверим, знаете ли вы, для чего можно использовать эти садовые инструменты.
Если нам нужно пересыпать землю в горшочек, что мы возьмем? (совочек)
Если нужно полить растение, что мы возьмем? (лейку или ведерко)
Если нужно сделать в земле ямку, что мы возьмем? (совочек)
Если нам нужно прорыхлить землю в горшочке, что мы возьмем? (грабельки)
Ну вот мы с вами уже почти садоводы-садовники!
Куда мы будем сажать наше растение? В землю!
Где нам взять землю, чтобы посадить растение?
(ответы детей)
Землю для посадки можно накопать возле дома или в саду неподалеку, но там могут обитать черви, другие насекомые, там могут быть семена сорных растений, осколки битого стекла. Поэтому для садовых работ лучше купить в магазине большой пакет с уже просеянной и обогащенной удобрениями почвой. А еще нам понадобится керамзит - камушки, которые нужно сыпать на дно каждого горшка для того, чтобы там не застаивалась вода. Без керамзита земля может закиснуть, и растение заболеет
Конечно же, нам понадобятся ГОРШОЧКИ, в которые мы будем сажать растение! Это могут быть практичные и яркие пластиковые горшочки, продолговатые контейнеры или классические керамические горшочки. Нашим растениям понравятся и старые кружки с отбитыми ручками, и емкости от йогуртов, и даже непромокаемые картонные упаковки от кефира. Главное, чтобы эти «домики для растений» радовали ваш взгляд и удачно вписывались в интерьер комнаты. Итак, у нас есть всё, чтобы вырастить свой маленький сад!... Или еще не всё?
Что еще нам необходимо?
Конечно же, семена.
Что именно мы будем выращивать в своем саду?
Педагог демонстрирует семена, приготовленные для посева В том случае, если проект организован вместе с родителями, необходимо дать ребятам возможность показать те семена, которые они принесли.
А вы знаете, что семена - это настоящее чудо природы? Какие тайны хранит семечко? И в чем его волшебная сила? Как из маленького семечка вырастает растение?
ВИДЕОРОЛИК
«Чудесное превращение: от семечка до плода»
Беседа по вопросам:
- Что помогло семени проснуться?
(вода, тепло и воздух)
- Что произошло с семечком дальше?
- Почему корни всех растений растут вниз, а проростки тянутся вверх?
- Какое чудесное превращение произошло с семечком?
Вот как из маленького семени вырастает растение, как оно тянется к свету. Давайте и мы потянемся и разомнемся, подражая нашим зеленым друзьям.
ФИЗКУЛЬТМИНУТКА «КОМНАТНЫЕ РАСТЕНИЯ»
Говорит цветку цветок: «Подними-ка СВОЙ листок. | Дети поднимают и опускают руки |
Выйди НА ДОРОЖКУ, Да притопни ножкой. | Дети шагают на месте, высоко поднимая колени |
Да головкой покачай. Утром солнышко встречай. | Делают вращение головой |
Стебель наклони слегка - Вот ЗАРЯДКА ДЛЯ ЦВЕТКА. | Делают наклоны |
А ТЕПЕРЬ росой умойся. Отряхнись и успокойся». | Встряхивают кистями рук |
Наконец готовы все День встречать во всей красе. | Потягиваются |
Наши красные цветки Распускают лепестки. | Плавно поднимают руки вверх |
Ветерок чуть дышит. Лепестки колышет | Качают руками влево-вправо |
Наши красные цветки Закрывают лепестки. | Приседают, прячутся |
Головой КАЧАЮТ, Тихо засыпают. | Делают движения головой влево- вправо |
Вот теперь мы готовы к наполнению жильцами нашего миниогорода.
- Какие же растения мы можем там посадить? Может, вкусные и полезные? Ведь будет так здорово принести на кухню то, что мы вырастили сами.
Очень интересно наблюдать за тем, как растет горох или фасоль. Это бобовые растения. Они совершенно неприхотливы, их семена долго сохраняют всхожесть. Поместите горошины в горшочки с плодородным грунтом и следите, чтобы грунт не пересыхал. Первые всходы вы увидите уже через полторы недели, а затем начнется еще одна интересная часть садоводства - растения начнут виться! Для них нужно будет установить опоры и подвязать тонкие стебельки, чтобы они не упали. После этого вы сможете увидеть, как гибкие усики оплетают опору, как появляются белые цветы, а затем и стручки с молодым горошком, который можно попробовать. Несколько стручков можете оставить на вырост, чтобы получить свой собственный посевной материал к новому сезону!
Практическое задание-игра №2 «Разные семена»
Золушка хотела посадить в своем саду фасоль и горох, но мышка опрокинула стаканчики, и семена смешались. Давайте поможем Золушке разобрать семена по стаканчикам. Обратите внимание, как отличаются друг от друга семена гороха и фасоли, какая у них форма, какой цвет, какие они на ощупь.
Детям предлагается разобрать по стаканчикам семена фасоли и гороха. Можно делать это группами на скорость.
Демонстрация результата заранее заложенного опыта по проращиванию
ФАСОЛИ НА ВАТНЫХ ШАРИКАХ.
- А теперь давайте посмотрим на уже пророщенное семечко фасоли (или гороха). Давайте его рассмотрим и назовем основные части молодого проростка: Корень, корневую систему.
Стебель.
Семядольные листья.
Куда растет корень?
Куда растет стебель?
- Теперь вы знаете, как выглядит корешок и стебелёк у молодого проростка, давайте поможем ему быстрее расти.
Речевая минутка:
- Повторяйте за мной громко и четко скороговорку:
Проросли ростки, повыросли, ростом ростки порасхвасталис
- Вы уже знаете, какие тайны скрывает маленькое семечко, мы с вами посмотрели, как из него появляются корень и росточек. Нам осталось только посадить свое семечко и подождать, пока оно прорастет. Но настоящий садовод помнит, что посадить растение мало, за ним нужно ухаживать, ведь оно такое же живое существо, как и мы с вами.
- Как нужно ухаживать за растениями?
(ответы детей)
Следить, чтобы земля не высыхала - поливать растение или опрыскивать из пульверизатора. После полива аккуратно рыхлить землю, чтобы не образовывалась корка, мешающая корням дышать.
Обеспечивать им достаточное количество света.
И тогда ваше растение будет хорошо расти и порадует вас своими зелеными листьями, а может даже, цветами и плодами.
Посадка семян. «Юные садоводы»
(Оборудование для посадки должно быть подготовлено заранее, как и рабочее место участников урока: ёмкости для посадки (горшочки, пластиковые стаканчики с подписанными именами детей), керамзит или камушки, почва, вода для полива, инструменты (совочки, грабли, лейки), семена фасоли, гороха)
Давайте посадим с вами своё растение.
- Возьмем стаканчик для посадки, насыплем на дно керамзит или камушки.
- С помощью совочка наполним стаканчик землей так, чтобы она не доставала до края.
- Положим семя в середину стаканчика и слегка присыплем его землей.
- Аккуратно польем наше будущее растение.
- Осторожно разрыхлим землю грабельками.
- Поставим стаканчики на подоконник.
- Уберем за собой рабочее место, вымоем руки.
Вот мы и стали настоящими волшебниками! И впереди нас ждут удивительные открытия, ведь сад и огород — самое интересное, почти волшебное место. Вы только представьте: закапываешь в землю крошечные семечки и клубни, а из них вырастает самая настоящая еда! Магия и волшебство. И нужно для этого _ всего лишь немного знаний, немного труда и много терпения.
Рефлексия:
Групповая работа с карточками
(даннаяработа может быть организована как для группыучастников урока, так и для каждого ребенка, в таком случае педагогу необходимо подготовить комплект карточек для каждого ребенка)
- Перед вами лежат карточки, посмотрите на них и разложите их по порядку, вспомнив последовательность действий при посеве семян.
- Что мы делали сначала?
- Чем обязательно нужно завершить процесс посадки семян?
Навести порядок и помыть руки.
- Теперь вы знаете и умеете все, что нужно для выращивания своего растения, мы их посадили, поставили на окошко, что теперь самое главное для наших семян, которые пока спят в темных горшочках?
(ответы детей)
- Чтобы правильно ответить на этот вопрос, послушайте стихотворение Евгении Урусовой «Семечко»
СемечкоМаленькое семечко Спит в земле давно,
А настанет времечко,
И взойдёт оно.
Дождь росточек маленький Поливать начнёт,
И цветочек аленький Скоро зацветёт.
(стихотворение Е.Урусовой взято с сайта sto5sot.ru)
Как вы будете заботиться о своих растениях.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Экспериментальная деятельность «Чудо на подоконнике»
Цель эксперимента:Получить цветы тюльпанов и нарциссов к определённому времени в комнатных условиях (например, ко Дню 8 Марта)....
«Чудо на подоконнике».
Огород на подоконнике в детском саду способствует развитию любознательности и наблюдательности у детей, это помогает лучше познать растительную жизнь. Он способен расширить представления детей о...
Всероссийский урок «Эколята – молодые защитники природы» по теме: "Чудо на подоконнике".
Всероссийский урок «Эколята – молодые защитники природы»Экологический урок по теме: "Чудо на подоконнике".Цель урока – экологическое просвещение обучающихся, формиров...
Презентация на тему "Чудо на подоконнике"
Выращивание растений в доме- это удовольствие, создание красивого интерьера и несомненная польза, а кроме того, благотворное влияние на здоровье и настроение человека. До...
Всероссийский урок "Эколята-молодые защитники природы"- 2022. Тема : "Чудо на подоконнике"
В данном материале представлен фотоотчет об участии педагогов и детей подготовительной группы во Всероссийской уроке "Эколята-молодые защитники природы"....
Чудо на подоконнике
Всероссийский урок "Эколята -молодые защитники природы" по теме «Чудо на подоконнике» был проведен для детей подготовительной группы. Цель урока – познако...
Урок в подготовительной группе «Улыбка» на тему: «Чудо на подоконнике»
Цель: познакомить воспитанников с законами природы на примере прорастания растения из семени и правилами самостоятельного выращивания растений.Задачи:- познакомить с технологией выращивания расте...