Конспект занятия по познавательному развитию в старшей группе «Фрукты»
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)

Авдонина Татьяна Александровна

Цель: Уточнение и расширение представлений детей о фруктах и фруктовых деревьях, месте их произрастания, уходом за ними, этапах роста, отличительных особенностях, пользе для здоровья человека.

Программное содержание:

Образовательные задачи: учить образовывать от существительных прилагательные; учить согласовывать существительные с прилагательными в роде, числе и падеже.

Развивающие: развивать мелкую моторику; совершенствование навыков рисования и закрашивания цветными карандашами.

Воспитательные: воспитание бережного отношения к природе; формирование доброжелательных отношений, навыков сотрудничества.

Предварительная работа:

- рассматривание иллюстраций фрукты;

- сюжетно - ролевая игра «Магазин фруктов»

- физкультминутка «Апельсин»

Словарная работа: расширение словаря: фрукты, яблоко, груша, слива, лимон, апельсин, собирать, убирать, снимать, сладкий, гладкий, выше, ниже, вкусно

Материалы и оборудование:

- корзина с фруктами;

- фрукты, вырезанные из цветной бумаги на ниточках;

- картинки с изображением этапов роста плодового дерева;

- альбом, цветные карандаши;

- панно и набор разных картинок фруктов по пять штук;

- листы бумаги с нарисованным деревом;

- кусочки фруктов и фруктовый сок для дегустации.

Ход деятельности

Сегодня у нас занятие не только очень интересное, но и вкусное. Здесь в корзинке (накрыта) то, что любят все дети, да и все взрослые тоже. А что именно лежит в корзинке, вам подскажет загадка:

Спелые, сочные, разноцветные,

На прилавках всем заметные!

Мы полезные продукты,

А зовутся просто - … (фрукты)

- Ребята, где растут фрукты? (на деревьях).

- Как называют деревья, на которых растут фрукты? (фруктовые).

- Где растут фруктовые деревья? (в саду).

- Фруктовые деревья в саду требуют много внимания и заботы. Вокруг дерева вскапывают землю, защищают деревья от паразитов, подрезают ветви, чтобы плоды были более крупными.

- Как только приходит весна, на деревьях появляются почки. Когда солнышко начинает припекать, почки раскрываются и превращаются в цветы. Насекомые собирают с них пыльцу. Лепестки цветов после этого опадают, а на их месте завязываются плоды.

- Назовите фрукты, которые растут на деревьях. (Яблоки, груши, сливы).

- Какие яблоки? Расскажите про их цвет, форму. (Яблоки красные, круглые).

- Какие груши? (Груши желтые. Овальные груши).

- Какие сливы? (Синие сливы. Овальные сливы).

- А какие фрукты по вкусу? (Вкусные. Сладкие. Сочные).

- А что делают люди в саду? (Собирают фрукты).

- Правильно. Наступила осень. Фрукты созрели, и люди стали собирать урожай.

- Как называется сад, в котором растет много фруктовых деревьев? (фруктовый сад).

Игра «Ветерок»

- Ребята, возьмите по одному фрукту и назовите его. Теперь возьмите его за ниточку и подуйте. Ветерок легкий поднялся и фрукты на веточках тихонько закачались. А теперь подул сильный ветер, фрукты на ветках сильно качаются.

(Дети дуют на фрукты, вырезанные из цветной бумаги на ниточках.)

- Молодцы!

- Ребята, скажите, чего много в фруктовом саду? (фруктов)

- Чего много на яблоне? (яблок).

- Чего много на грушевом дереве? (груш).

- Чего много на сливовом дереве? (слив).

Пальчиковая гимнастика «Фруктовая ладошка»

Этот пальчик – апельсин, (Поочередно разгибают пальцы из кулачка,

Он, конечно, не один. начиная с большого.)

Этот пальчик – слива,

Вкусная, красивая.

Этот пальчик – абрикос,

Высоко на ветке рос.

Этот пальчик – груша,

Просит: «Ну-ка, скушай!»

Этот пальчик – ананас,

Фрукт для вас и для нас. (Показывают ладонями на окружающих и на себя.)

Дидактическая игра «Что сначала, что потом?»

Детям предлагается расставить картинки с изображением этапов роста дерева (дерево с почками, с цветками, с незрелыми плодами, с созревшими плодами) и объяснить правильность их порядка.

Игровое упражнение «Считаем фрукты»

- Я предлагаю вам посчитать фрукты, которые буду выставлять на панно:

* Одно яблоко, два яблока, три яблока, четыре яблока, пять яблок.

* Один банан, два банана, три банана, четыре банана, пять бананов.

* Одна груша, две груши, три груши, четыре груши, пять груш.

- Все фрукты сосчитали, молодцы.

Отгадывание загадок про фрукты

Желтый цитрусовый плод Знают этот фрукт детишки,

В странах солнечных растёт, Любят есть его мартышки.

Но на вкус кислейший он, Родом он из жарких стран

А зовут его. (Лимон). В тропиках растет. (Банан).

Весит на ветке колобок, Этот фрукт на вкус хорош

Блестит его румяный бок. И на лампочку похож.

(Яблоко) (Груша).

Они на дереве растут, Когда она на ветках спеет,

Сухие курагой зовут. На солнышке она синеет.

(Абрикосы) (Слива)

С красным боком и мохнатый, Сверху — шкурка золотая,

Очень сочный он и сладкий. В центре — косточка большая.

(Персик) Что за фрукт? — Вот вам вопрос.

Это сладкий. (абрикос)

Что можно приготовить из фруктов?

- Из фруктов делают напитки. Подскажите, какие? (Сок, компот, лимонад.)

Из фруктов делают начинку для тортов, пирогов, пирожных.

- Летом дети и взрослые с удовольствием лакомятся фруктовым мороженым.

Еще можно приготовить фруктовый салат, фруктовый йогурт, фруктовое желе.

В магазинах можно купить конфеты с фруктовой начинкой, фруктовый мармелад.

- Ваши бабушки и мамы, наверное, умеют варить варенье их фруктов. А как называется варенье из разных фруктов, мы сейчас выясним.

Дидактическое упражнение «Варенье из фруктов»

Из яблок варят … какое варенье? Яблочное.

Из слив варят … какое варенье? Сливовое.

Из груш варят … какое варенье? Грушевое.

Из айвы варят … какое варенье? Айвовое.

Из персиков варят … какое варенье? Персиковое.

Из абрикос варят … какое варенье? Абрикосовое.

- А теперь проверим, хорошо ли знаком сам вкус этих фруктов.

Дидактическая игра «Узнай на вкус»

Детям предлагается с закрытыми глазами попробовать на вкус кусочки фруктов и определить названия этих фруктов.

Рисование «Нарисуй на дереве плоды и лестницу для сбора урожая»

- Положите перед собой листы бумаги с нарисованным деревом, и давайте дорисуем эту картинку. Так как дерево высокое, то для сбора урожая необходима лестница, а на дереве необходимо дорисовать плоды.

- А на каком дереве собирают урожай, каких плодов, вы подскажите мне сами.

По окончании работы детям предлагается полакомиться фруктовым соком.

Проводится дегустация фруктового сока.

Итог занятия

- Скажите, ребята, что мы с вами сегодня узнали? (Ответы детей) Послушайте стихотворение о пользе фруктов для детей и взрослых.

Польза фруктов

Дети здоровыми растут,

Если фрукты жуют,

Потому что фрукты -

Лучшие продукты.

Все без исключенья!

В этом нет сомненья.

В каждом польза есть и вкус,

И решить я не берусь,

Кто из них вкуснее,

Кто из них нужнее.

Чтобы быть здоровыми,

Ешьте дары садовые!

Витаминная родня –

Дети солнечного дня!

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл frukty.docx20.59 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект занятия по познавательному развитию в старшей группе «Фрукты»

Цель: Уточнение и расширение представлений детей о фруктах и фруктовых деревьях, месте их произрастания, уходом за ними, этапах роста, отличительных особенностях, пользе для здоровья человека.

Программное содержание:

Образовательные задачи: учить образовывать от существительных прилагательные; учить согласовывать существительные с прилагательными в роде, числе и падеже.

Развивающие: развивать мелкую моторику; совершенствование навыков рисования и закрашивания цветными карандашами.

Воспитательные: воспитание бережного отношения к природе; формирование доброжелательных отношений, навыков сотрудничества.

Предварительная работа:

- рассматривание иллюстраций фрукты;

- сюжетно - ролевая игра «Магазин фруктов»

- физкультминутка «Апельсин»

Словарная работа: расширение словаря: фрукты, яблоко, груша, слива, лимон, апельсин, собирать, убирать, снимать, сладкий, гладкий, выше, ниже, вкусно

Материалы и оборудование:

- корзина с фруктами;

- фрукты, вырезанные из цветной бумаги на ниточках;

- картинки с изображением этапов роста плодового дерева;

- альбом, цветные карандаши;

- панно и набор разных картинок фруктов по пять штук;

- листы бумаги с нарисованным деревом;

- кусочки фруктов и фруктовый сок для дегустации.

Ход деятельности

Сегодня у нас занятие не только очень интересное, но и вкусное. Здесь в корзинке (накрыта) то, что любят все дети, да и все взрослые тоже. А что именно лежит в корзинке, вам подскажет загадка:

Спелые, сочные, разноцветные,

На прилавках всем заметные!

Мы полезные продукты,

А зовутся просто - … (фрукты)

- Ребята, где растут фрукты? (на деревьях).

- Как называют деревья, на которых растут фрукты? (фруктовые).

- Где растут фруктовые деревья? (в саду).

- Фруктовые деревья в саду требуют много внимания и заботы. Вокруг дерева вскапывают землю, защищают деревья от паразитов, подрезают ветви, чтобы плоды были более крупными.

- Как только приходит весна, на деревьях появляются почки. Когда солнышко начинает припекать, почки раскрываются и превращаются в цветы. Насекомые собирают с них пыльцу. Лепестки цветов после этого опадают, а на их месте завязываются плоды.

- Назовите фрукты, которые растут на деревьях. (Яблоки, груши, сливы).

- Какие яблоки? Расскажите про их цвет, форму. (Яблоки красные, круглые).

- Какие груши? (Груши желтые. Овальные груши).

- Какие сливы? (Синие сливы. Овальные сливы).

- А какие фрукты по вкусу? (Вкусные. Сладкие. Сочные).

- А что делают люди в саду? (Собирают фрукты).

- Правильно. Наступила осень. Фрукты созрели, и люди стали собирать урожай.

- Как называется сад, в котором растет много фруктовых деревьев? (фруктовый сад).

Игра «Ветерок»

- Ребята, возьмите по одному фрукту и назовите его. Теперь возьмите его за ниточку и подуйте. Ветерок легкий поднялся и фрукты на веточках тихонько закачались. А теперь подул сильный ветер, фрукты на ветках сильно качаются.

(Дети дуют на фрукты, вырезанные из цветной бумаги на ниточках.)

- Молодцы!

- Ребята, скажите, чего много в фруктовом саду? (фруктов)

- Чего много на яблоне? (яблок).

- Чего много на грушевом дереве? (груш).

- Чего много на сливовом дереве? (слив).

Пальчиковая гимнастика «Фруктовая ладошка»

Этот пальчик – апельсин, (Поочередно разгибают пальцы из кулачка,

Он, конечно, не один. начиная с большого.)

Этот пальчик – слива,

Вкусная, красивая.

Этот пальчик – абрикос,

Высоко на ветке рос.

Этот пальчик – груша,

Просит: «Ну-ка, скушай!»

Этот пальчик – ананас,

Фрукт для вас и для нас. (Показывают ладонями на окружающих и на себя.)

Дидактическая игра «Что сначала, что потом?»

Детям предлагается расставить картинки с изображением этапов роста дерева (дерево с почками, с цветками, с незрелыми плодами, с созревшими плодами) и объяснить правильность их порядка.

Игровое упражнение «Считаем фрукты»

- Я предлагаю вам посчитать фрукты, которые буду выставлять на панно:

* Одно яблоко, два яблока, три яблока, четыре яблока, пять яблок.

* Один банан, два банана, три банана, четыре банана, пять бананов.

* Одна груша, две груши, три груши, четыре груши, пять груш.

- Все фрукты сосчитали, молодцы.

Отгадывание загадок про фрукты

Желтый цитрусовый плод Знают этот фрукт детишки,

В странах солнечных растёт, Любят есть его мартышки.

Но на вкус кислейший он, Родом он из жарких стран

А зовут его. (Лимон). В тропиках растет. (Банан).

Весит на ветке колобок, Этот фрукт на вкус хорош

Блестит его румяный бок. И на лампочку похож.

(Яблоко) (Груша).

Они на дереве растут, Когда она на ветках спеет,

Сухие курагой зовут. На солнышке она синеет.

(Абрикосы) (Слива)

С красным боком и мохнатый, Сверху — шкурка золотая,

Очень сочный он и сладкий. В центре — косточка большая.

(Персик) Что за фрукт? — Вот вам вопрос.

Это сладкий. (абрикос)

Что можно приготовить из фруктов?

- Из фруктов делают напитки. Подскажите, какие? (Сок, компот, лимонад.)

Из фруктов делают начинку для тортов, пирогов, пирожных.

- Летом дети и взрослые с удовольствием лакомятся фруктовым мороженым.

Еще можно приготовить фруктовый салат, фруктовый йогурт, фруктовое желе.

В магазинах можно купить конфеты с фруктовой начинкой, фруктовый мармелад.

- Ваши бабушки и мамы, наверное, умеют варить варенье их фруктов. А как называется варенье из разных фруктов, мы сейчас выясним.

Дидактическое упражнение «Варенье из фруктов»

Из яблок варят … какое варенье? Яблочное.

Из слив варят … какое варенье? Сливовое.

Из груш варят … какое варенье? Грушевое.

Из айвы варят … какое варенье? Айвовое.

Из персиков варят … какое варенье? Персиковое.

Из абрикос варят … какое варенье? Абрикосовое.

- А теперь проверим, хорошо ли знаком сам вкус этих фруктов.

Дидактическая игра «Узнай на вкус»

Детям предлагается с закрытыми глазами попробовать на вкус кусочки фруктов и определить названия этих фруктов.

Рисование «Нарисуй на дереве плоды и лестницу для сбора урожая»

- Положите перед собой листы бумаги с нарисованным деревом, и давайте дорисуем эту картинку. Так как дерево высокое, то для сбора урожая необходима лестница, а на дереве необходимо дорисовать плоды.

- А на каком дереве собирают урожай, каких плодов, вы подскажите мне сами.

По окончании работы детям предлагается полакомиться фруктовым соком.

Проводится дегустация фруктового сока.

Итог занятия

- Скажите, ребята, что мы с вами сегодня узнали? (Ответы детей) Послушайте стихотворение о пользе фруктов для детей и взрослых.

Польза фруктов

Дети здоровыми растут,

Если фрукты жуют,

Потому что фрукты -

Лучшие продукты.

Все без исключенья!

В этом нет сомненья.

В каждом польза есть и вкус,

И решить я не берусь,

Кто из них вкуснее,

Кто из них нужнее.

Чтобы быть здоровыми,

Ешьте дары садовые!

Витаминная родня –

Дети солнечного дня!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект занятия по познавательному развитию в старшей группе на тему: "Соль на столе".

Программное содержание:1.     Дать первоначальные представления о соли, как о полезном ископаемом.2.     Развивать краеведческую любознательность; формиро...

Конспект занятия по познавательному развитию в старшей группе. Образовательная область: познание. Тема занятия: «Богатства Хозяйки Медной горы».

Очень интересное интегрированное занятие. В первой части - Хозяйка Медной горы приглашает детей в гости, показывает малахит, яшму, известняк и рассказыват о них. А во второй части - едти исследут эти ...

Конспект занятия по познавательному развитию в старшей группе на тему «В гостях у русской народной сказки». (Занятие проходит в видео формате.)

Тема: «В гостях у русской народной сказки». (Занятие проходит в видиоформате)Цели: приобщать детей к устному народному творчеству; закрепить знания детей о русских народных сказках.За...

Конспект занятия по познавательному развитию в старшей группе на основе чтения произведений познавательной литературы Тема: «Железная дорога по рассказу Б. Житкова "Что я видел"»

Конспект занятия по познавательному развитию в старшей группе на основе чтения произведений познавательной литературыТема: «Железная дорога по рассказа Б. Житкова "Что я видел"»Ц...

Конспект занятия по познавательному развитию в старшей группе. Тема занятия «Город часов».

Конспект занятия по познавательному развитию в старшей группе.Тема занятия «Город часов».Задачи на развитие познавательных способностей:1. Познакомить детей со строением часов: циферблат, ...

Конспект занятия по познавательному развитию в старшей группе. Тема занятия: «Профессии»

Конспект занятия по познавательному развитию в старшей группе.Тема занятия: «Профессии»1. Образовательные задачи• Расширить знания о профессиях• Учить отгадывать загадки• Ак...