конспект НОД по развитию речи
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)

Лучинович Марина Петровна

Конспект НОД по развитию речи на тему "Моя семья" для старших дошкольников

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt.docx26.79 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект НОД по развитию речи на тему "Моя семья"

 

Цель:

 Воспитание чувства привязанности и любви к своим родителям, родственникам.

 

  Уточнение и расширение знаний о семье, членах семьи, родственных связях.

Интеграция образовательных областей: социально-коммуникативное развитие, речевое развитие ,  художественно-эстетическое развитие .

 

Задачи:

Образовательные задачи:

-Формировать понятие о семье, представление о членах семьи, как о людях, которые помогают и заботятся друг о друге;

 -познакомить детей с понятием древо семьи, домашний очаг;

-систематизировать знания детей о том, кем приходятся друг другу члены семьи;

-активизировать в речи детей существительные, обозначающие названия членов семьи (мама, папа, дочь, сын и др.);  прилагательные (весёлая, трудолюбивый, заботливая, смелый, седой и др.); глаголы (моет, стирает, чинит, шьёт, вяжет и др.);

- учить понимать предложно – падежные конструкции: кем приходится девочка маме?, кто девочка для мальчика?;

-учить отвечать на вопросы взрослого полными  предложениями, строить простые и распространённые конструкции;

-побуждать согласовывать действия с речью.

Учить детей определять и находить родственные связи, составлять древо своей семьи.

Упражнять в умении связно и последовательно рассказывать о своей семье .

Развивающие задачи:

- развивать логическое мышление, через установление пар родственных отношений (мама – сын, бабушка – внучка, брат и сестра).

Воспитательные задачи:

Воспитывать чувство семейной сплоченности на основе представлений о семье, ее составе, взаимоотношениях и домашнем очаге. 

Прививать  потребность радовать близких людей добрыми делами и заботливым отношений.

Лексический материал: семья, мама, папа, родители, сын, дочь, дети, бабушка, дедушка, внуки, древо;

добрая, красивая, ласковая, нежная, трудолюбивая, внимательная, старенькая, седая, заботливая; строгий, умный, сильный, смелый, храбрый, весёлый;

мыть посуду, поливать цветы, убирать игрушки, пылесосить, вытирать пыль, заправлять кровать, хорошо себя вести, помогать бабушке.

Оборудование и инвентарь: Компьютерная презентация «Семейный очаг», мяч,  корзина, клей, заготовки-портреты близких людей, шаблоны древа семьи.

Предварительная работа:

Беседы на темы: «Моя семья», «Мои бабушки и дедушки», составление рассказов о своей семье, разучивание пословиц о семье, дидактические игры «Собери папины инструменты», «Помоги маме сварить борщ», подвижные игры «Мы весёлые ребята»,  сюжетно-ролевая игра «Семья».

Ход занятия.

1 Воспитатель. Я вам предлагаю отправиться со мной в страну под названием «Семья"

 

Воспитатель. Ребята, а что такое семья?

Правильно! Семья – это самое дорогое, что есть у человека. Семья есть у каждого человека. Это самые близкие и родные люди .Все члены семьи любят друг друга, заботятся друг о друге, стараются сделать все, чтобы не расстраивать друг друга. 
Главное, чтобы в семье всегда были мир, дружба, уважение, любовь.  В семье могут жить люди разного возраста- и маленькие, и пожилые. 
 Бывают семьи большие, а может быть и маленькой – например, мама и ребенок, но если они любят друг друга – это настоящая семья. Главное – не количество членов семьи, а то, как они относятся друг к другу. Ещё можно сказать: семья –это родственники.

Кем члены семьи приходятся друг другу?

Мальчик для папы и мамы кто?

Мальчик для дедушки и бабушки?

Девочка для папы и мамы?

Девочка для дедушки и бабушки?

Папа для дедушки и бабушки?

Мама для дедушки и бабушки?

Мальчик для девочки в семье кто?

Девочка для мальчика в семье кто? (Ответы детей).

Воспитатель.  На вопросы ответили правильно. Да, ребята, семья может быть большой и дружной. Главное в семье всегда была любовь и уважение друг к другу.

2  Дидактическая игра  «Какая бывает семья?"

В неё мы будем складывать слова о семье, разные слова, не похожие друг на друга. Это будут добрые слова о семье. У меня, как и у вас, есть семья. Дети по очереди обьясняют что это обозначает: (дружная, весёлая, танцевальная, красивая, спортивная, трудолюбивая, большая, любящая, заботливая, радостная, счастливая,  хозяйственная, культурная, крепкая, жизнерадостная, гостеприимная,  веселая, добрая, хорошая, строгая, здоровая, крепкая).                                                                          

3  Проговаривание чистоговорок:

А-а-а - к маме мне иди пора

У-у-у - к мамачке иду

Ап- ап ап - у папы много шляп

Ты-ты-ты = крутим с папой мы винты

Да-да-да - у дедули борода

Я-я-я -это вся наша семья

4 « Кто живет у нас в квартире?

(Физкультминутка)» 

Кто живет у нас в квартире? 1234( хлопки в ладоши)

Кто живет у нас в квартире ( шагаем на месте)

1, 2, 3, 4, 5 (прыжки на месте)

Всех могу пересчитать (шагаем на месте)

- Папа!, Мама! Брат! Сестра (хлопки в ладоши)

Кошка Мурка, два котенка (наклоны вправо и влево)

Деда, бабушка и я, вот и вся моя семья!

Молодцы, отдохнули немного. Дети стоя слушают и выполняют задание.

 Слушайте внимательно такое Задание: определите, кто из этих людей не является родственником?

5  Дидактическая  игра «Четвертый лишний». 

-Мама, соседка, бабушка, сестра.

-Бабушка, подруга, сестра, мама.

-Сестра, продавец, бабушка, брат.

-Дворник, брат, папа, дедушка.

-Дедушка, папа, водитель, отец.

Замечательно справились

Воспитатель.

 Главное в семье всегда была любовь и уважение друг к другу.  

Семья-это родственники ,живущие в одном доме ,которые любят друг друга и заботятся друг о друге. 

6 Игру «Радость или огорчение? »

Воспитатель: Я называю поступок, а вы с помощью кружка показываете, порадует или огорчит этот поступок ваших близких.

• Вы съели на завтрак всю кашу

• Вы подрались с другом

• Разбросали по комнате все игрушки

• Помогли маме вымыть посуду

• Нагрубили бабушке

• Нарисовали и подарили папе красивый рисунок

• Перед сном пожелали всем «спокойной ночи»

• Порвали новую книжку

• Хорошо вели себя в детском саду

Вижу, что вы знаете, какие поступки могут огорчить ваших близких. И надеюсь, что впредь вы будете совершать только хорошие поступки.

7   Дидактическая игра «Кто какой?» (мячом) (слайд 9). 

Подберите как можно больше слов, которые расскажут о маме, папе, дедушке, бабушке и т. д.

Мама (какая?) — добрая, красивая, терпеливая, ласковая, нежная:

Папа — строгий, умный, сильный:

Бабушка — старенькая, седая, отзывчивая:

Дедушка — старый, мудрый, седой:

Сестра — весёлая, задорная, непоседливая, старшая, младшая, маленькая, большая.

Брат — сильный, слабый, маленький, большой, старший, младший, подвижный:

8   «Дидактическая игра Корзина добрых дел».  (складываем сердечки)

 Ребята, а вы хотите никогда не огорчать своих родных?

Как вы думаете, чем можно порадовать своих мам и пап, бабушек и дедушек? (хорошими поступками)

 Тогда нам поможет корзина добрых дел.

Давайте встанем вкруг, будем передавать корзинку друг другу и называть доброе дело, которым можно порадовать своих близких, сделанное от всего сердца.

Я буду мыть посуду.

Я буду поливать цветы.

Я буду убирать игрушки.

Я буду пылесосить.

Я буду вытирать пыль.

Я буду заправлять кровать.

Я буду хорошо себя вести.

Посмотрите сколько сердечек оказалось в нашей корзине,столько добрых дел вам предстоит сделать.

9  Воспитатель. Рассказывает о "Семейном Древе". раздаёт детям листы где они нарисуют портреты своих родных на семейном древе.

10   Давайте вспомним пословице о семье.

«В гостях хорошо, а дома лучше.»

«Вся семья вместе, так и душа на месте.»

«Семейное согласие всего дороже.»

«Семья сильна, когда на ней крыша одна.»

«При солнышке тепло, при матери – добро.»

«Нет милее дружка, чем родная матушка».

Воспитатель.

Семья – это слово родное, сколько в нём света, добра и тепла.

Как мы гордимся своими родными за все их заслуги, за все их дела!

Воспитатель. Какие молодцы. Я почувствовала вашу любовь к своим близким и заботу о них. И пусть сердечки из игры «Добрых дел» напоминают вам об этом путешествии.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект занятия по развитию речи (1-я младшая группа) по теме: Конспект непосредственной образовательной деятельности « Развитие речи» с детьми младшего дошкольного возраста (2-3лет).

Конспект непосредственной образовательной деятельности « Развитие речи» с детьми младшего дошкольного возраста (2-3лет)."Кто у бабушки живёт?"....

План-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа) на тему: Конспект НОД по развитию речи на тему: зимний вечер

1. Продолжить знакомство детей с творчеством А. С. Пушкина.2. Учить передавать впечатления об услышанном произведении в рассказе и рисунке.3. Развивать способность видеть красоту природы.4. Воспитыват...

План-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа) на тему: Конспект НОД по развитию речи на тему: Зимняя сказка

1. Развивать у детей воображение, умение формировать композицию рисунка, передавать колорит зимы.2. Вызывать у детей положительный эмоциональный отклик на явления природы в передаче своего отнош...

План-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа) на тему: Конспект НОД по развитию речи на тему: Пересказ рассказа «Отчего у лисы длинный хвост?» (по Н. Сладкову)

Обучение связному последовательному пересказу с наглядной опорой в виде графических схем, отображающих последователь­ность событий....

План-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа) на тему: Конспект НОД по развитию речи на тему: сказочная птица

1. Учить детей пересказывать сказки, используя свои рисунки.2. Учить выполнять изображения, используя выразительные средства: основные цвета и их оттенки, а также природный и бросовый материал (ткань,...

Конспект занятия по развитию речи в подготовительной к школе группе на тему: «Зимующие птицы » Конспект занятия по развитию речи в подготовительной к школе группе на тему: «Составление рассказа по схеме о комнатном растении.»

Закрепить знания детей о зимующих и перелетных птицах, условиях их жизни, роли человека в жизни зимующих птиц. Упражнять в образовании сложных прилагательных, согласуя их с существительными в мужском ...

Конспект НОД по развитию речи: «Составление рассказа по лексической теме: «Весна. Природа». план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)

Конспект НОД по развитию речи: «Составление рассказа по лексической  теме: «Весна. Природа».Задачи: 1). Образовательные: Активизация предметного, глагольного  сло...