Занятие в подготовительной группе: " Для чего нужны ткани."
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)

Рябухина Нина  Никитична

НОД по познавательному развитию

(подготовительная группа)

 

Тема: «Для чего нужны ткани?»

 

Программное содержание: закрепить знания детей об обобщающем понятии «одежда». Познакомить детей с классификацией одежды по сезонам зимняя, летняя, демисезонная. Закрепить знания детей о свойствах ткани - толстая, тонкая, разноцветная, однотонная, прочная и т.д. Познакомить детей с названиями наиболее распространенных видов ткани и способах их получения.

Материал: Демонстрационный материал: картинки с изображением людей (детей), одетых в разную одежду в зависимости от времени года; картинки с изображением стада овец, уборки хлопка, ткацких станков (из серии картин О.М.Гуменюк. Киев. 1989г.)

Раздаточный материал: видами одежды, лоскутки ткани (шерстяные, сатиновые, ситцевые, байковые, натуральные шелковые).

 

Ход занятия.

Воспитатель выставляет перед детьми картинки с изображением людей, одетых в разную одежду в зависимости от времени года.

-Ребята посмотрите повнимательней на эти картинки, я сейчас вам прочитаю небольшие стихи, а вы попробуйте определить к какой картинке эти стихи подходят.

Скучная картина!

Тучи без конца,

Дождик так и льется,

Лужи у крыльца.

А.Плещеев.

-О каком времени года стихотворение? ( об осени)

-Какую картинку вы бы к нему выбрали? (вызванный ребенок показывает картинку с изображением осени, на которой люди в осенней одежде.)

-Почему ты так решил(а)? (темное небо, дождь, люди в куртках, плащах, пальто)

Белый снег пушистый

В воздухе кружится

И на землю тихо

Падает, ложится.

И. Суриков.

-Почему вы подобрали эту картинку? (кругом снег, дети одеты в шубы, на ногах валенки; на голове теплые меховые шапки; дети катаются на санках).

Уж тает снег, бегут ручьи,

В окно повеяло весною ...

Засвищут скоро соловьи,

И лес оденется листвою!

А. Плещеев.

-Какая картинка подходит к этому стихотворению? Почему вы так думаете? (на картинке яркий солнечный день. На земле еще лежит снег, но везде ручьи и дети пускают кораблики. Дети одеты в легкие пальто, шапочки)

Пришел июнь.

«Июнь, июнь!»-

В саду щебечут птицы,

На одуванчик только дунь-

И весь он разлетится.

С. Маршак.

-О каком времени года говорится в стихотворении? Почему вы так решили? (потому что июнь-летний месяц )

-Какую картинку вы подберете? Почему именно эту? (потому что на Ней дети в летних платьях, сарафанах, легких футболках, шортах. На голове у еих панамки, легкие кепки.)

-Вы правильно подобрали картинки к этим стихам и обратили внимание на то, что люди одеты в разные времена года в разную одежду. У вас на столах лежат картинки с изображением разной одежды. Сейчас мы попробуем подобрать одежду к нашим картинкам о временах года.

На столе разложены разные картинки с одеждой по разным временам года.

-Ребята, вам надо взять картинки со стола и разложить по временам года. (дети выполняют задание, потом беседа с детьми)

-Как вы думаете можно назвать одежду для зимы одним словом? (зимняя)

-Правильно, одежду для зимы мы называем зимней -зимнее пальто, зимняя куртка.

-Как вы думаете, каким одним словом можно назвать одежду для лета? (летняя).

-Правильно, одежда для лета - летняя: летнее платье, летняя рубашка, летний сарафан.

-Как же можно назвать одежду для осени, и для весны? (предположения детей).

-Про такую одежду можно сказать - демисезонная, т.е. ее носят сезонами -между летом и зимой. Повторите это новое слово для вас. (дети повторяют слово «демисезонная» хором и индивидуально.)

-Итак, мы с вами узнали, что одежду можно разделить на три группы: зимнюю, летнюю, демисезонная. По какому признаку мы разделили на три группы? (пoтому, в какое время года эту одежду носят)

-Из чего шьют одежду? (из ткани)

-Какие свойства ткани вы знаете? (высказывания детей)

-Как люди эти свойства используют при шитье одежды? (ткань прочная, она легко шьется, она не расползается в воде, ее можно стирать, гладить)

 

 

Опыт «Что боится воды?

Ц е л ь: выявить свойства ткани и бумаги, при попадании в воду (расползание).

Взять кусочек ткани и бумаги и положить в воду. Через некоторое время посмотреть, что с ними произойдет. Ткань останется в прежнем состоянии, а бумага расползется.

 

-На столах лежит несколько лоскутков ткани. Выберите ту ткань, из которой можно сшить летнюю одежду.(дети выполняют задание)

-Почему вы взяли этот лоскуток? ( воспитатель обращается к детям индивидуально и выслушивает их ответы -ткань тонкая, легкая, в ней не будет летом жарко).

-А теперь выберете лоскутки ткани лоскутки ткани, из которой можно сшить зимнюю одежду. (дети выполняют задание)

-Почему вы выбрали именно это лоскуток? (объяснения детей)

-Выберите лоскутки ткани, которая подойдет для демисезонной одежды.

-Вот видите, как много разной ткани придумали люди. А как же делают ткань? Ведь посмотрите какая ткань разная -и толстая, и тонкая? (предположения детей)

-Для зимней и демисезонной одежды люди часто используют шерстяные ткани, потому что они теплые, плотные и в них не холодно. А делают они ткани из шерсти овец, которые пасутся на степных и горных пастбищах, (воспитатель выставляет картинку с изображением стада овец или предметную картинку 1в). B определенное время овец стригут и из этой шерсти делают ткани.

Они и называются шерстяные - от слова «шерсть» (дети повторяют слово «шерстяные»). Попробуйте найти на столе лоскуток шерстяной ткани. (дети выполняют задание).

-Почему вы решили, что именно, что этот лоскуток - шерстяная ткань? (потому что он толстый, плотный)

-А вот для летней одежды ткань делают совсем по - другому. для нее выращивают специальное растение - хлопок. (если есть настоящий хлопок в коробочке, можно показать детям, если нет, показать картинку 1б с изображением хлопка)

-Расти хлопок может только в жарких странах воды мало, поэтому, чтобы полить хлопковые поля, люди прилагают много усилий. Цветок хлопка похож на коробочку, заполненную ватой. Вата - это и есть хлопок, только специально очищенный. Люди достают хлопок из коробочек, а потом специальные машины делают из него ткань - ситец, сатин, байку. Вот посмотрите на мои кусочки ткани - сатин плотный, ситец лоскутки потоньше, а байка мягкая, ворсистая. (предлагает детям потрогать лоскутки ткани, просит их назвать ткань, которую обследуют. Дети повторяют новые слова – «ситец», «сатин», «байка»)

-А теперь посмотрите на те лоскутки, которые на столах, найдите ткань их хлопка и попробуйте описать ее и назвать. (дети выполняют задание, если забывают название ткани, воспитатель им напоминает).

-Мы узнали, шерстяную ткань делают из шерсти овец, летнюю ткань ситец, сатин, байку - делают из растения-хлопка. Но на столах лежат еще одни лоскутки ткани. Опишите их что это за ткань. (Ткань тонкая, легкая, разноцветная, гладкая).

-Для какой одежды можно использовать эту ткань? (для летней)

-Почему? (потому что ткань очень легкая, в платье из такой ткани не будет жарко)

-Эта ткань называется шелк, Повторите новое слово. (дети повторяют слово хором и индивидуально)

-А кто-нибудь из вас знает, как делают шелк? (предположения детей)

-А шелк, ребята, людям дают специальные гусеницы, они так и называются - шелкопряды, потому что прядут шелковую нить. Вы когда-нибудь видели паука в паутине? Паук прядет тонкую паутину, а гусеница - шелкопряд прядет тонкую-тонкую шелковую нить. Таких гусениц специально разводят. Они питаются листьями только одного дерева-тутового. Тутовые деревья растут в теплолюбивых странах, их специально выращивают для гусениц-шелкопрядов. Впервые таких гусениц стали разводить в Китае. Китайцы долго хранили секрет изготовления шелковой ткани, и поэтому шелк одной из самых дорогих тканей. Эти шелковые нити специально обрабатывают и потом делают шелковые ткани: они очень легкие, приятные на ощупь и в них нежарко летом. Поэтому из шелка шьют одежду в жарких странах - Японии, Индии.

-Итак, ребята, для чего нужна ткань? (ответы детей)

-А что нового вы узнали о ткани? (из шерсти овцы делают шерстяную ткань, она толстая, плотная, из нее шьют пальто и теплую одежду; из хлопка делают сатин, ситец, байку, она тонкая, легкая, из нее шьют платья, сарафаны, блузки и т.д.; шелк получают от гусениц-шелкопрядов, ткань легкая, из нее шьют легкую одежду.)

-А теперь посмотрите на свою одежду и попробуйте определить, из какой ткани она сшита. (ответы детей)

-Когда придете домой, попробуйте найти одежду, сшитую из знакомых вам тканей.

 

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Непрерывная образовательная деятельность с детьми подготовительной группы «Для чего нужна одежда?» с использованием проблемного обучения и ТРИЗ технологий

Цель:·        образовательные: расширение и закрепление знаний об одежде, цвете и других признаках;·         ра...

Конспект беседы в подготовительной группе «Для чего нужно учиться ?»

Цель: формирование осознанного отношения к учёбе.Задачи:1.Формирование представления о школе, о значении знаний, полученных на уроках.2.Воспитывать интерес детей к образовательной деятельности, желани...

Ознакомление с окружающим миром в подготовительной группе «Для чего нужны руки?» с применением социоигровых и здоровьесберегающих технологий.

В занятии по окружающему миру на тему " Для чего нужны руки?" я использовала здоровьесберегающие и социоигровые технологии. Использовала социоигровые приемы с детьми, а так же закрепляла про...

Конспект НОД по ПДД для подготовительной группы «Для чего нужны фликеры и светоотражающие элементы»

НОД по ПДД для детей подготовительной группы «Для чего нужны фликеры и светоотражающие элементы»Тема: «Для чего нужны фликеры и светоотражающие элементы»...

Конспект занятия в подготовительной группе : «ДЛЯ ЧЕГО НУЖНЫ ФЛИКЕРЫ И СВЕТООТРАЖАЮЩИЕ ЭЛЕМЕНТЫ»

Конспект занятия в подготовительной группе :«ДЛЯ ЧЕГО НУЖНЫ ФЛИКЕРЫ И СВЕТООТРАЖАЮЩИЕ ЭЛЕМЕНТЫ»...

Конспект занятия с детьми подготовительной группы «Для чего нужна одежда?» с использованием проблемного обучения и ТРИЗ технологий

Цель:образовательные: расширение и закрепление знаний об одежде, цвете и других признаках; развивать и активизировать речь;воспитывать мотивацию к познавательной деятельности....