Конспект занятия по ОО "Познавательное развитие" на тему «Этот коварный лёд!» в старшей группе
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)

Дундукова Анна Валерьевна

Конспект занятия по ОО "Познавательное развитие"  в старшей группе на тему «Этот коварный лёд!» 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад «Алёнка»

Конспект

непосредственно - образовательной деятельности

по образовательной области

«Социально-коммуникативное развитие»

на тему

«Этот коварный лёд!»

(безопасность на льду)

в старшей группе № 4 «Почемучки»

Дундукова Анна Валерьевна

воспитатель

 

г. Советский, 2017 г.

Цель: формирование представлений детей о безопасном поведении на льду.

Задачи:

Образовательные: 

  1. Расширить представление у детей о качестве и свойстве льда.
  2. Познакомить с правилами безопасного поведения на льду.
  3. Формировать умение оказывать элементарную помощь.
  4. Выработать навыки сознательного отношения к соблюдению правил безопасного поведения зимой на улице.

Развивающие:

  1. Развивать познавательные процессы.
  2. Развивать у детей диалогическую речь.
  3. Развивать у детей умение анализировать, сравнивать, видеть характерные признаки, делать выводы на основе наблюдений.
  4. Побуждать создавать предметные композиции, дополнять деталями, обогащающими изображения.

Воспитательные:  

  1. Воспитывать у детей умение работать вместе, выслушивать друг друга.
  2. Воспитывать аккуратное и бережное отношение к материалам.

Интеграция образовательных областей: познавательное развитие (познавательно-исследовательская деятельность; ознакомление с миром природы); речевое развитие (развитие речи, художественная литература); социально – коммуникативное развитие; художественно-эстетическое развитие (аппликация).

Предварительная работа: беседы о зиме, чтение произведений, заучивание стихотворений, загадывание загадок; рассматривание иллюстраций, серий картин «Зима», «Зимняя прогулка», «Игры зимой» и др., обсуждение различных ситуаций; дидактические игры; целевые прогулки; продуктивная деятельность на тему «Безопасность зимой», «Зима»; опыты с водой, снегом; просмотр мультфильмов «Азбука безопасности», «Лунтик на льду», «Аркадий Паровозов».

Виды детской деятельности

Форма работы

Игровая

  • Игра - приветствие «Приветствие»
  • Интерактивная игра «Кто поступает неправильно?»
  • Игровое упражнение «Окажи помощь»
  • Игра - имитация «Прогулка на лыжах»

Коммуникативная

  • Загадывание загадки
  • Рассказ воспитателя «Матушка-водица»
  • Беседа о зиме, зимних явлениях
  • Вопросы

Познавательно -исследовательская

  • Опыты со льдом, водой

Двигательная

  • Физкультминутка «Будем строить снежный дом»
  • Гимнастика для глаз «Снежки»

Продуктивная

  • Аппликация «Открытка-памятка»

Формы организации детей: подгрупповая

Место проведения: группа

Количество детей: 10 человек

Материал и оборудование:

Демонстрационный: презентация к занятию «Правила безопасного поведения на льду», мультфильм «Смешарики» серия «На льду», интерактивная игра «Кто поступает неправильно?»; интерактивная доска, проектор, компьютер, карточки-схемы для игры-имитации «Прогулка на лыжах»;

Раздаточный: простые карандаши; листы бумаги с изображением предметов к игре «Окажи помощь»; лёд для проведения опыта; тарелочки, салфетки, раскраски, значки на каждого ребенка, клей, ножницы, картон зеленого и красного цвета, картинки для аппликации.

Ход непосредственно образовательной деятельности

1 этап: Организация детей, создание мотива

«Приветствие»

Дети стоят полукругом, воспитатель приветствует всех детей

Придумано кем – то
Просто и мудро
При встрече здороваться!
- Доброе утро!
- Доброе утро
Солнцу и птицам!
- Доброе утро!
Приветливым лицам!
И каждый становится 
Добрым , доверчивым!
Доброе утро длится до вечера!

Воспитатель: Ребята, послушайте загадку (загадывание загадки)

Кто поляны белит белым,

И на стенах пишет мелом,

Шьет пуховые перины,

Разукрасил все витрины?

Воспитатель: О каком времени года эта загадка?

Дети: Зима!

В: Ребята, посмотрите, что это у меня в руках?

Д: Лед.

В: Хотите узнать о нем новое и интересное?

Д: Да

2 этап: Совместная деятельность воспитателя и детей

(Познавательно-исследовательская деятельность)

В: Я хочу вам рассказать сказку, послушайте.

(Рассказ воспитателя, показ слайдов с изображением времен года, явлений природы)

Жила - была на свете Матушка-Водица. У Матушки-Водицы была большая семья: сыновья- Туман, Дождь, Снег и Лед, дочери- Роса и Снежинки. У всех детей были разные характеры, все они любили разные времена года: весну, зиму, лето и осень.

В: Какое сейчас время года?

Д: Зима.

В: С кем из детей Матушки –Водицы, мы встречаемся зимой?

Д: Льдом!

В: Правильно. Лед обладает многочисленными свойствами. Узнать о них мы сможем в ледяной лаборатории, но, чтобы попасть в лабораторию, для этого у вас есть разноцветные значки. Какого цвета ваш значок, за стол со снежинкой такого же цвета вы подойдете.

(Дети проходят и садятся за столы)

В: Возьмите по кусочку льда, какой лед?

Д: Лед холодный, мокрый, скользкий.

В: Сожмите лед в ладонях. Можно ли смять кусок льда?

Д: Кусок льда смять нельзя, т.к. он твердый.

В: Ребята, лед прозрачный или нет?

Д: Лед прозрачный, т.к. сквозь него видно предметы.

В: Таким образом, в результате нашего исследования мы установили, что лед?

Д: Лед холодный, твердый, прозрачный, мокрый, скользкий.

В: Как можно доказать, что лед - сын Матушки Водицы?

Д: Когда лед попадает в тепло, он тает и превращается в воду.

В: Можно из воды получить лёд? Как это сделать?

Д: Воду нужно заморозить.

В: Лед в природе играет большую роль. Если бы поверхность рек и других
водоемов не покрывались льдом, то все живое в реках замерзло бы и
погибло. Лед - это своеобразное одеяло под таким толстым и прочным
покрывалом подводным животным не страшен никакой мороз. А вот людям
надо осторожно обходиться со льдом. Но об этом мы узнаем чуть позже, а сейчас я приглашаю вас поиграть.

Физкультминутка

Будем строить снежный дом

(толчкообразными движения вперед руками)

Ком за комом мы кладем

(имитируем лепку снежков)

Выше, выше

(встать на носки и подняться)

Вот и крыша

(«Домик» руками над головой)

Мы польем его водой

(Наклон вперед, плавные движения руками)

Дом наш станет

(плавно поднять руки вверх)

Ледяной!

(резко бросить руки вниз)

В: Вот отлично отдохнули, а теперь я вас приглашаю в кинозал и хочу показать, что случилось с Нюшей из «Смешариков».

(Показ мультфильма «Смешарики» серия «На льду»)

В: Видите, ребята, какая страшная беда может случиться на льду. А что надо знать, чтобы такого не случилось?

Д: Правила безопасного поведения на льду.

В: Правильно!

(Показ презентации «Правила поведения на льду» сопровождается с рассказом воспитателя)

В: Запомнили правила поведения на льду?

Д: Да!

В: А сейчас я вам предлагаю поиграть в «Снежки»!

Гимнастика для глаз «Снежки»

В руки вы снежки возьмите,

И на них вы посмотрите.

А теперь их поднимите.

Вверх на них вы посмотрите.

Вниз снежки вы опустите,

И опять на них взгляните.

Снежок вправо, снежок влево.

Нарисуйте круг умело.

Снежок близко, вот вдали,

Ты внимательно смотри.

Вот такой у нас снежок,

Улыбнись ему, дружок.

(дети выполняют движения в соответствии со словами воспитателя)

В: Ребята, посмотрите на эти картинки, кто из  героев поступает неправильно и объясните, как нужно поступить в этой ситуации.

Интерактивная игра «Кто поступает неправильно?»

В: Молодцы! А сейчас, ребята, представьте себе, если ваш друг упал на льду и поцарапал коленку, руку или обморозился, как бы вы поступили, что сделали?

Д: Оказали медицинскую помощь.

В: Что делать, если на ваших глазах друг провалился под лед?

Д: Позвать на помощь взрослых, при помощи подручных материалов спасти друга.

В: Правильно, посмотрите у каждого на столе лежит лист, на котором нарисованы разные предметы, вам нужно обвести карандашом только те, предметы, которые нужны другу, чтобы ему помочь, правильно назвать их и объяснить для чего необходим этот предмет.

Игровое упражнение «Окажи помощь»

В: Молодцы! Предлагаю вам отправимся всем вместе покататься на лыжах и вспомнить с вами правила безопасного поведения на льду.

Игра -имитация «Прогулка на лыжах»

(Дети передвигаются змейкой за воспитателем, используя карточки-схемы, обсуждение ситуаций)

В: Вот и закончилась наша прогулка на лыжах. Молодцы, запомнили правила безопасного поведения на льду.

В: Ребята, а давайте изготовим для ваших друзей и родителей открытки – памятки с правилами безопасного поведения на льду. Открытки будут красного и зеленого цвета. Что означает зеленый цвет?

Д: Разрешается.

В: Что значит красный цвет?

Д: Запрещается?

В: Правильно. На зеленый фон будем наклеивать картинки, на которых дети поступают правильно, а на красный фон картинки, на которых дети находятся в опасности. 

3 этап: Самостоятельная работа детей

(Дети проходят и садятся за столы)

В: Приступайте к работе. Сядьте прямо, работу выполняйте аккуратно.

(Дети выполняют работу, воспитатель оказывает индивидуальную помощь тем детям, которые затрудняются)

В: Молодцы! Замечательные открытки у вас получились, расскажете своим мамам и папам, друзьям, с какими правилами безопасного поведения на льду вы сегодня познакомились.

4 этап: Рефлексия, подведение итогов

В: Ребята, вы сегодня очень хорошо занимались, узнали много интересного. Что вам больше всего запомнилось, понравилось? Что было интересным? Важно ли то, что вы сегодня узнали?

 (Ответы детей)

В: Молодцы! Вы сегодня были очень внимательны, правильно отвечали на вопросы, запомнили правила поведения на льду и не забывайте эти правила. Я хочу вам подарить раскраски по безопасному поведению зимой.

Ты помни правила всегда,

Чтоб не случилась вдруг беда

И неприятность не пришла

И где-то вдруг тебя нашла

И надо их не только знать

А постоянно выполнять!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект по познавательно-речевому развитию на тему «Одежда, обувь, головные уборы». Старшая группа. Образовательная область: познавательное развитие, речевое развитие.

Цель: закрепление и систематизация знаний детей об одежде, обуви и головных уборах.Задачи:- формировать обобщающие понятия «одежда», «обувь», «головные уборы»...

Конспект занятия по развитию речи «Обучение рассказыванию по картине «Зайцы» (старшая группа) Конспект по развитию речи Обучение рассказыванию по картине «Зайцы» Тема: Обучение рассказыванию по картине «Зайцы»

Это занятие направлено на формирование у детей умения рассказывать по картине «Зайцы» (из серии «Дикие животные» П. Меньшиковой), придерживаясь плана.В перв...

Проект на тему: «Этот День Победы» в старшей группе.

Данный проект направлен на создание условий для обогащения детей знаниями о ВОВ, воспитания патриотизма....

Конспект по познавательному развитию на тему: «Сохраним своё здоровье» в старшей группе

Продолжать учить осознанно подходить к своему здоровью, уточнить и закрепить знания детей о значении воздуха в жизни людей, формировать эмоционально – целостное отношение к окружающему миру....

Конспект занятия познавательное развитие на тему: «Путешествие в страну Сказок» старшая группа

Цель: Расширять представления детей о богатстве устного народного творчества – сказках....

НОД на тему "Этот удивительный космос" в старшей группе

Автор: Жаркова Галина Александровна, воспитатель МАДОУ "ЦРР - детский сад № 175", г. Новокузнецк, Кемеровская область-Кузбасс...

Проект на тему "Этот День Победы" в старшей группе.

Дать детям начальное представление о том, что народ помнит и чтит память героев Великой Отечественной войны 1941 - 1945 г г. в честь героев которой слагают стихи и песни. воздвигают памятники....