Кружок "Хочу всё знать"
материал по окружающему миру (средняя группа)
Кружок по познававтельному развитию "Хочу всё знать" в средней группе
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kruzhok.doc | 69.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Центр развития ребенка – детский сад «Ласточка»
Принята педагогическим советом Протокол № 1 от «» 2022 г. | Утверждена приказом: Заведующего ДОО Маховенко Н.А. Приказ № от « » 2022 г. |
Рабочая программа кружка
«Хочу всё знать»
(познавательное развитие)
Клочкова М.А.
рп. Усть-Абакан
2022-2023 учебный год
Содержание:
- Пояснительная записка----------------------------------------------3стр.
- Цель и задачи программы------------------------------------------3-4стр.
- Принципы работы, методы и приемы, оборудование------5 стр.
- Тематическое планирование по месяцам-----------------------6-9стр.
- Список литературы---------------------------------------------------10 стр.
Пояснительная записка:
Направление: познавательное развитие
Особое значение для развития личности дошкольника имеет усвоение им представлений о взаимосвязи природы и человека.
Огромную роль в этом направлении играет поисково–познавательная деятельность дошкольников, которая протекает в форме экспериментальных действий. Исследовательская деятельность развивает познавательную активность детей, приучает действовать самостоятельно, планировать работу и доводить ее до положительного результата. С помощью взрослого и самостоятельно ребенок усваивает разнообразные связи в окружающем мире: вступает в речевые контакты со сверстниками и взрослыми, делиться своими впечатлениями, принимает участие в разговоре.
Для проведения кружковой работы были поставлены следующие цель и задачи:
Цель: развитие у детей дошкольного возраста познавательного интереса, наблюдательности, любознательности в процессе экспериментирования.
Задачи:
1. Расширять представление детей о физических свойствах окружающего мира.
2. Знакомить детей со свойствами различных предметов, природных материалов (бумага, пластмасса, магнит, почва, вода, растения и т.д.).
3. Формировать опыт выполнения правил техники безопасности при проведении экспериментов.
4. Стимулировать развитие самостоятельности в проведение элементарных опытов с использованием карт - схем.
5. Развивать эмоционально-ценностное отношение к окружающему миру.
6. Привлечение родителей к совместной деятельности
Принципы работы:
- Принцип приобщения ребенка к познанию окружающего мира
- Принцип погружения в проблему
- Принцип взаимности и доброжелательности
Методы и приемы:
- словесный
- наглядный
- практический (организация продуктивной деятельности детей)
Оборудование:
- Приборы – помощники: увеличительные стекла, компас, магниты, песочные часы и д.р.
- Разнообразные сосуды из различных материалов, разного объема и формы
- Природный материал: камешки, глина, песок, ракушки, шишки, листья деревьев, семена;
- Утилизированный материал: кусочки кожи, меха, ткани, дерева, пробки, пластмассы и др.
- Разные виды бумаги: обычная, картон, наждачная, копировальная;
- Красители: гуашь, акварельные краски, пищевые красители;
- медицинские материалы (пипетки, мерные ложки, шприцы и д.р);
- технические материалы (гайки, скрепки, болты, гвозди и д.р.);
- Прочие материалы: зеркала, воздушные шары, мука, соль, сахар, сито, свечи.
- специальная одежда (халаты, фартуки);
- контейнеры для сыпучих и мелких предметов;
- карточки-схемы проведения эксперимента.
Возраст детей средний дошкольный возраст (4-5 лет).
Сроки реализации программы 1 год. 2022-2023 учебный год
Перспективное планирование опытов и экспериментов
Сентябрь
1.«Поиграем с солнышком»
Задачи: определить, какие предметы нагреваются лучше (светлые или темные), где это происходит быстрее (на солнышке или в тени).
2. «Что в коробке»
Задачи: познакомить со значением света, с источниками света (солнце, фонарик, свеча, лампа), показать, что свет не проходит через непрозрачные предметы.
3. «Игры с веерами и султанчиками»
Задачи: познакомить детей с одним из свойств воздуха - движением; движение воздуха - это ветер.
4. «Почему осенью бывает грязно»
Задачи: познакомить с тем, что почва по-разному пропускает воду.
Октябрь.
1. «Нюхаем, пробуем, трогаем, слушаем».
Задачи: закрепить представления детей об органах чувств, их назначении (уши – слышать, узнавать различные звуки; нос – определять запах; пальцы – определять форму, структуру поверхности; язык – определять на вкус).
2. «Почему всё звучит?»
Задача: подвести детей к пониманию причин возникновения звука: колебание предмета.
3. «Прозрачная вода».
Цель: выявить свойства воды (прозрачная, без запаха, льётся, имеет вкус).
4. «Вода принимает форму».
Цель: выявить, что вода принимает форму сосуда, в который она налита.
Ноябрь.
1. «Дерево умеет плавать»
Задача: расширять представления о дереве, его качествах и свойствах; учить устанавливать причинно-следственные связи между свойствами материала и способом его использования.
2. «Делаем мыльные пузыри».
Задача: познакомить детей со способом изготовления мыльных пузырей, со свойством жидкого мыла: может растягиваться, образует плёночку.
3. «Подушка из пены».
Задача: развить у детей представление о плавучести предметов в мыльной пене (плавучесть зависит не от размера предмета, а от его тяжести) .
4. «Воздух повсюду».
Задачи: обнаружить воздух в окружающем пространстве и выявить его свойство – невидимость.
Декабрь.
1. «Воздух работает».
Задача: дать детям представление о том, что воздух может двигать предметы (парусные суда, воздушные шары и т. д.) .
2. « Каждому камешку свой домик».
Задачи: классификация камней по форме, размеру, цвету, особенностями поверхности (гладкие, шероховатые) ; показать детям возможность использования камней в игровых целях.
3. «Можно ли менять форму камня и глины».
Задача: выявить свойства глины (влажная, мягкая, вязкая, можно изменять её форму, делить на части, лепить) и камня (сухой, твёрдый, из него нельзя лепить, его нельзя разделить на части).
4. «Пластичная глина».
Задачи: познакомить детей с пластичными материалами: глиной, воском, пластилином. Дать понятие «пластичность». Воспитывать навыки взаимопомощи и сотрудничества
Январь.
1. «Свет и тень».
Задачи: познакомить с образованием тени от предметов, установить сходство тени и объекта, создать с помощью теней образы.
2. «Замёрзшая вода».
Задача: выявить, что лёд – твёрдое вещество, плавает, тает, состоит из воды.
3. «Ледяные забавы».
Задача: расширить представление у детей о качестве и свойстве льда(тает, замерзает, принимает определенную форму).
4. «Разноцветные шарики».
Задача: получить путём смешивания основных цветов новые оттенки: оранжевый, зелёный, фиолетовый, голубой.
Февраль.
1. «Таинственные картинки».
Задача: показать детям, что окружающие предметы меняют цвет, если посмотреть на них через цветные стёкла.
2. «Всё увидим, всё узнаем».
Задача: познакомить с прибором – помощником – лупой и её назначением.
3. «Песочная страна»
Задачи: выделить свойства песка: сыпучесть, рыхлость, из мокрого можно лепить; познакомить со способом изготовления рисунка из песка.
4. «Где вода»?
Задачи: выявить, что песок и глина по–разному впитывают воду, выделить их свойства: сыпучесть, рыхлость.
Март.
1. «Водяная мельница».
Задача: дать представление о том, что вода может приводить в движение другие предметы.
2. «Звенящая вода».
Задача: показать детям, что количество воды в стакане влияет на издаваемый звук.
3. «Угадай-ка»
Задача: показать детям, что предметы имеют вес, который зависит от материала.
4. «Ловись, рыбка, и мала, и велика».
Задача: выявить способность магнита притягивать некоторые предметы.
Апрель.
1. «Необыкновенный мир магнитов».
Задача: познакомить с понятиями «магнит», «магнитная сила». Сформировать представление о свойствах магнита. Формирование умений приобретать знания посредствам проведения практических опытов, делать выводы, обобщения.
2. «Солнечные зайчики».
Задачи: понять причину возникновения солнечных зайчиков, научить пускать солнечных зайчиков (отражать свет зеркалом) .
3. «Волшебная бумага»
Задача: путем экспериментального сравнения продолжать знакомить детей со свойствами бумаги (непрочная, рвется, мнется, ее можно склеить)
4. «В мире пластмассы»
Задачи: познакомить детей со свойствами и качествами предметов из пластмассы.
Май.
1. «Волшебное сито».
Задачи: познакомить детей со способом отделения камешков от песка, мелкой крупы от крупной с помощью сита, развить самостоятельность.
2. «Цветной песок».
Задачи: познакомить детей со способом изготовления цветного песка (перемешав его с цветным мелом) ; научить пользоваться тёркой.
3. «Игры с песком».
Задачи: закрепить представления детей о свойствах песка, развить любознательность, наблюдательность, активизировать речь детей, развить конструктивные умения.
Список литературы:
- Л. Н. Прохорова «Организация экспериментальной деятельности дошкольников». Методические рекомендации – издательство Арки 2005.
- Н. Менщикова « Экспериментальная деятельность детей» изд.- 2009.
- Энциклопедия «365 научных экспериментов»
- Николаева С.Н.; сост. Горбашов Г. и др. «Организация экспериментальной деятельности дошкольников» (методические рекомендации);
- Рыжова Н.А. «Воздух-Невидимка» («Наш дом – природа»);
- Дыбина О.В. и др. «Неизведанное рядом» (Занимательные опыты и эксперименты в детском саду);
- Иванова А.И. «Методика организации экологических наблюдений и экспериментов в детском саду»;
- Дыбина О.В., Рахманова Н.П., Щетинина В.В. «Ребёнок в мире поиска»
- Савенков А.И. «Методика проведения учебных исследований в детском саду»;
- Прохорова Л.Н. «Организация экспериментальной деятельности дошкольников»;
- Савенков А.И. «Детское исследование как метод обучения старших дошкольников»; Лекция 5. Дидактические основы современного исследовательского обучения. М.: Педагогический университет «Первое сентября» 2007 г.
- Ковинько Л. В. «Секреты природы – это интересно»;
- Шапиро А. И. « Секреты знакомых предметов»;
- Потапова Л. М. «Детям о природе, экология в играх»;
- Левитман М. Х. «Экология – предмет: интересно или нет?»;
- Васильев Ю. Р. «Занимательное природоведение»;
- Идом Х., Вудворд К. Домашняя лаборатория. Опыты с водой, магнитами, светом, зеркалами».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Что должен знать и уметь ребёнок перед школой
Основные критерии готовности к школе. На что необходимо обратить родителям при подготовке своего ребёнка к поступлению в школу....
Родительский клуб "Правила дорожные и взрослым знать положено"
Статистика дорожно-транспортных происшествий свидетельствует, что дети нередко оказываются в аварийных ситуациях на улицах и дорогах.Известно, что привычки, закреплённые в детстве, остаются на в...
Консультация для родителей на тему: "Что нужно знать о ребенке 2-х лет?"
Маленькой ребенок достоин того, чтобы его развитие протекало полноценно. Для этого взрослому надо знать особенности раннего воз-раста, уметь создать благоприятные условия для уникального самор...
что должен знать и уметь ребенок 6-7 лет
здесь перечислен тот минимум знаний и умений которые необходимы ребенку данного возраста. Если ребенок все это знает - значит он молодец! А если чего не знает - есть возможность это вы...
Что должен знать воспитатель о правилах дорожного движения
Консультация для родителей, описывающая систему работы по формированию у детей знаний о правилах дорожного движения....
«Права ребенка надо знать! Не только знать, но и соблюдать!»
Дошкольные образовательные учреждения накопили разнообразный практический материал, использование которого помогает педагогам по-новому строить сотрудничество с семьей и ...
Чтобы воспитывать ребенка, надо его знать...Знать во всех отношениях…
Изучением ребенка занимаются многие науки — педагогика и психология, анатомия и физиология, особенно возрастная физиология, гигиена и педиатрия. В посл...