Организованно образовательная деятельность "Осень золотая" для детей подготовительной группы
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)

Андреева Екатерина Николаевна

Организованно образовательная деятельность  "Осень золотая" для детей подготовительной группы

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект «Осень золотая»

Программное содержание:

Закрепить представления детей о характерных признаках осени и осенних явлениях. Расширять знания детей о явлениях живой и неживой природы: почему листья желтеют и опадают. Учить устанавливать причинно-следственные связи.
Развивать умение детей называть приметы осени, изменения в природе, используя образные слова и выражения, внимание, связную речь (словарь: хлорофилл)

 Активизировать словарь по данной теме.

-Продолжать учить детей отвечать на вопросы полным предложением.

Учить согласовывать движения с речью.

• Закрепить умения устанавливать связь между признаками в природе и умения отстаивать свою точку зрения, делать выводы (рассуждать, доказывать, выстраивать предложения, устанавливать причинно-следственные связи)

• Продолжать развивать память, внимание, мышление через игры и игровые упражнения. 

• Исследовать природное явление листопад, строение листа, опытным путем сделать вывод о наличии зеленого вещества в листьях.

• Воспитывать любознательность, умение взаимодействовать друг с другом.

-Интегрирование по разделам: Познание, развитие речи, эксперимент, ИЗО.

Оборудование и материал: картинки листьев с заданиями, корзинка,  карта маршрута, карточки с изображением птиц, грибов, кусочки белой ткани, трубочки, листья настоящие разных деревьев, кисточки, поролон, гуашь, салфетки,  ватман.  Плоскостные фигуры:  дуб, береза, елка, гриб.  Аудиозапись: голос ветерка, голоса птиц, животных.  Видео- «Хлорофилл»


Предварительная работа:
• На прогулке наблюдать за тем, как опадают листья с деревьев.
• Сбор листьев разной формы и окраски.
• Беседы об осени;
• Чтение художественных произведений: «Листопадничек» И.Соколов-Микитов,
«Лес осенью» А. Твардовский,
стихи об осени А. С. Пушкина, А. Плещеева, А. И. Бунина;
• Разучивание стихов и поговорок об осени;
• Пение песен об осени и слушание музыки;
• Рассматривание иллюстраций и фотографий с изображением осенней природы;
• Рисование на занятиях по ИЗО деятельности и самостоятельной художественной деятельности различных деревьев;
• Работа с пластилином и нанесение на основу (пластилинография);
• Наблюдение за деревьями на прогулке;

Ход занятия:

Если мы закроем глазки

И подсматривать не будем,

Мы волшебный мир откроем

О котором не забудем.

-Дорогие ребята, вчера у меня была неожиданная встреча в парке, там я увидела волшебного героя. Хотите узнать кого. Попробуйте угадать, отгадав загадку.

Пришла без красок
B без кисти
И перекрасила все листья.
(Осень)

-Правильно, осень. Осень красавица была очень грустной, краски на ее платье потускнели, стали серыми. Я поинтересовалась, что случилось? Она мне рассказала, что осенний ветерок сдул с ее платья яркие осенние краски. Давайте позовем его? Я даже знаю закличку про ветер.

Дует ветер-озорник.
Быть послушным не привык.
Ветер шалый, не шали!
Краски осени верни.

Звучит фонограмма голос ветерка: «Это я раскидал яркие разноцветные листья, но не специально. Работа у меня такая - все развевать по земле. В этот раз я сдувал листики с разных деревьев, и с ними унес краски осени. Перестарался! Вернуть я краски не смогу. Работы много! Но подскажу где они. В помощь вам даю карту с заданием. По этой карте вы найдете все красочные листья осени»  

-Поможем осени вернуть краски? (Поможем) 

Вначале нужно найти карту, пробегите вокруг глазами. Молодцы быстро нашли карту.

-Это будет не легкий путь, нужно быть умными, внимательными, сообразительными, и умными? И сейчас я это проверю.

-Давайте вспомним, какие осенние месяцы вы знаете? (Сентябрь, октябрь, ноябрь)
А сейчас я предлагаю вам рассказать о приметах наступления осени. Составляйте полные предложения, начиная с первого слова «Осенью…»

(-день короче, а ночь длиннее. - на деревьях желтеют листья, они опадают, начинается листопад. - небо серое, хмурое; - часто идут дожди; - перелетные птицы улетают на юг; - дикие звери делают запасы на зиму, утепляют свои шубки, и некоторые ложатся в спячку;
- люди надевают демисезонную одежду
)

- Молодцы!

-Чтобы знать, что искать, вспомним, какого цвета бывают осенью листья?

(желтые, зеленые, красные, оранжевые, бардовые, светло-коричневые и т.д.)

-Хорошо.

– А сейчас давайте перед дорогой немного разомнемся:

Вдруг закрыли небо тучи

(вверх перекрещенные руки)

Начал капать дождь колючий

 (прыгают на носочках, руки на поясе.)

Долго будет дождик плакать.

(топают ногами)

Разведет повсюду слякоть.

(приседают, руки на поясе.)

Грязь и лужи по дороге.

 (высоко поднимают колени.)

Поднимай повыше ноги.

1.-Давайте обратимся к карте, где нам найти первый листочек? Первый ориентир - Дуб.

-Вот и он. Под ним лежит первый лист. Это лист, какого дерева? Какого он цвета? (лист зеленого цвета.)

-Посмотрите на обратной стороне задание от ветерка, сейчас его прочитаю:

«Узнайте экспериментальным путем, почему листья летом зеленые, а с наступлением осени меняют цвет и опадают?»

-А как мы можем это узнать? (Мы можем провести опыт)

-Хорошая идея! (дети проходят за столы)

Эксперимент «Почему листья зеленые?»

- Давайте сначала выясним, почему листья зелёные?

Для этого, возьмите листочек и вложите его внутрь согнутого пополам кусочка белой ткани. Теперь деревянным кубиком сильно постучите по листочку сквозь ткань. Что вы обнаружили в ходе опыта?
( На ткани появились зеленые пятна, появилась зеленая краска).

-Что это мы сейчас узнаем, посмотрев видео. Внимание на экран!

(просмотр видео) 
- Дело в том, что в листьях находятся разные красящие вещества, по другому - пигменты, но больше всего в листьях зеленого пигмента. Это вещество из листочка называется - хлорофилл, благодаря ему лист зеленый. Хлорофилл помогает листьям и траве улавливать  солнечную энергию, этот пигмент участвует в питании растения, и зависит от количества солнечного света.

-Кто догадался, почему же осенью листья меняют свой цвет и опадают?

Вывод детей: Осенью день становится короче, а день длиннее. Солнце светит меньше.

 Правильно! Когда наступает осень и становится холоднее и меньше солнечного цвета. Это зеленое вещество постепенно уменьшается, пока не пропадает совсем. Тогда лист меняет свой цвет - становится желтым)

-Если в листочке преобладает красные пигменты, значит - лист становится красным и т.д.

-Это задание мы выполнили. Переходим к нашей карте. Следующий ориентир - береза.

(дети подходят к березе)

 2. ( Звучит пение птиц)

-Вот второй листочек с подсказкой. Лист какого дерева мы нашли? (Лист  желтого цвета)

Давайте прочтем задание: «Выберите из предложенных птиц перелетных и перенесите на соседнюю доску»

Д\и «Найди перелетных птиц»

-Как, одним словом назвать птиц, которые не улетают в теплые страны? Молодцы ребята, выполнили и это задание.

-Двигаемся дальше. Следующий ориентир - Елка. (Дети подходят к елке)

3. Вот следующий листочек. Лист с какого дерева перед вами и какого он цвета?

 (Лист красного цвета)

Послушаем следующее задание: «Прослушайте запись и назовите, кому из диких животных принадлежит этот голос, и скажите, как это животное готовится к зиме?»

Д\и «Определи голос животного»

(Звук-Белка) 

-Белки и другие грызуны делают запасы на зиму и прячут в норки.

 (Звук-Заяц ест) 

-Зайцы меняют серую шубку на белую.

(Звук-Медведь)

-Медведи запасают на зиму побольше жира, впадают в спячку.

(Звук-Еж нюхает)

 -Ежи впадают в спячку.

(Звук-Волк, кабан,  лось)  

-Все животные осенью линяют, меняют летнюю шубку на теплую - зимнюю.

Молодцы, много знаете о лесных животных.

Обратимся к карте, ищем следующий ориентир - гриб. (Дети подходят к месту)

4. Ребята, вот и следующий лист с заданием. Это лист какого дерева? Какого цвета? (оранжевого) Вот и задание от ветерка: «Собери съедобные грибы в корзину»

 Вот мы с вами подошли к грибной тропинке. Осень пора грибов. Грибники идут в лес за грибами, но не каждый грибок берут в кузовок.

П.\и. «Собери съедобные грибы»

Молодцы ребята, все грибы собрали.

-Какие грибы остались на полянке? Подумайте, и  скажите, почему мы не собрали ядовитые грибы в корзинку?

 ( Потому, что ядовитые грибы могут быть лекарством для лесных животных)

5.

-Молодцы ребята, все задания выполнили. Осталось нам взять эти красочные листочки и вернуть осени.

-Кажется, я вижу полянку, вот и осень нас встречает. Как же нам перенести эти красивые яркие, осенние листья на ее пышный наряд?

 ( Можно взять краски и листья, нанести на листья краску и приложить к платью осени)

 Так мы и поступим. Сейчас предлагаю вам самостоятельно украсить подол платья.

Самостоятельная работа детей.

Вы ребята молодцы, как красиво украсили. Осень сразу повеселела.

Теперь предлагаю вам  выйти на полянку, встать в круг.

Если мы закроем глазки

И подсматривать не будем,

В детский садик мы вернемся

Мир волшебный не забудем.

У нас сегодня было волшебное путешествие.

-Ребята, какую задачу мы с вами выполняли? (Помогали осени вернуть яркие листья)

- Что мы делали для того чтобы вернуть красивые листья осени? ( Выполняли задания)

-Что показалось трудным?

-Что было самое интересное?

Ребята и мне очень понравилось с вами помогать осени. Вы показали свой знания об осени, находчивость и сообразительность. Я очень за вас рада. Большое спасибо ребята. Вам за помощь Осень прислала вам гостинцы. Угощайтесь, не шумите и спасибо говорите!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект организованной образовательной деятельности по экологии детей средней группы «Осень»

Конспект организованной образовательной деятельности  по экологии детей средней группы«Осень»...

Социально-коммуникативное развитие: Проект организованной образовательной деятельности по ПДД в подготовительной группе: «Дети и дорога»

Проект  организованной образовательной деятельности по ПДД в  подготовительной группе: «Дети и дорога»...

Организованная образовательная деятельность по освоению детьми подготовительной группы образовательных областей "Ознакомление с миром природы", "Ознакомление с социальным миром", "Познавательно - исследовательская деятельность" "Волшебница - вода"

Данная деятельность направлена насоздание условий для обобщения и расширение у детей представлений  о      воде, её свойствах, роли  в жизни человека и живых организмов, о фор...

«Путешествие в осенний лес» (По творчеству Т. Л. Курбатовой) Организованная образовательная деятельность по экологии в подготовительной группе

Аннотация:   Занятие начинается с рассматривания насекомых и распределения насекомых по типу передвижения и месту обитания. Затем игровой момент, прилетает воробей и приносит письмо....

Конспект Непосредственно организованной образовательной деятельность (НООД) для детей подготовительной к школе группы компенсирующей направленности ЗПР по ФЭМП. «Путешествие в страну «Математика»

КонспектНепосредственно организованной образовательной  деятельность (НООД) для детей подготовительной к школе группы компенсирующей направленности ЗПР по ФЭМП.«Путешествие в страну «...

Совместная организованная образовательная деятельность родителей и детей подготовительной группы "Декупаж на тарелке"

Развитие у детей художественно-творческих способностей с помощью нетрадиционной техники «декупаж»....

Конспект организованной образовательной деятельности по рисованию в подготовительной группе «Осенний лес»

Цель: расширить представления детей о золотой осени в поэзии, произведениях изобразительного искусства; учить отражать в рисунке осенние впечатления....