конспект почва и ее обитатели
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_pochva_i_ee_obitateli.docx | 22.55 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект НОД "Почва и подземные обитатели" в подготовительной к школе группе.
Образовательная область: Познавательное развитие.
Этап обучения по данной теме: Основной.
Цели: ознакомление детей с понятием «почва» на основе экспериментов, ее составом и ценностью для всех обитателей растительного и животного мира.
Задачи: Повышать уровень развития ребенка, расширять представления детей о почве, ее составе, взаимозависимости почвы, растений, животных. Закрепить знания о представителях животного мира почвы. Развивать познавательный интерес. Показать на примере опытов, что в почве есть воздух, вода, уточнить состав почвы. Способствовать развитию речи, внимания, воображения, восприятия. Продолжать учить детей делать выводы на основе практической деятельности, выражать их в своей речи. Воспитывать интерес к исследованию состава почвы; уважительное отношение к труду; бережное отношение к природе. Формировать дружеские взаимоотношения во время опытов, игры.
Предварительная работа: Чтение сказки Г.Х.Андерсена «Дюймовочка» ; Беседа по содержанию сказки; Беседа о животных, Наблюдение в природе за дождевыми червями и жуками.
Тип занятия: Обобщающий
Используемые приемы, технологии обучения, методы : ИКТ, игровая, экспериментирование, сотрудничество; беседа с детьми, рассказ, разъяснение, наблюдение, использование демонстрационного материала, обсуждение, поощрение.
Используемые формы познавательной деятельности детей: опыт, групповая работа, индивидуальная, игра.
Оборудование и материалы: (демонстрационные, раздаточные материалы),Аудиозапись «Выглянуло солнышко»; Мультфильм «Путешествие дождевого червячка»;Ободки с цветами, напольные цветы, костюмы : дюймовочки, крота, мыши, ласточки,
Основные источники информации: ПК; презентация: «Состав почвы»;
Для опытов: почвы, стаканы с водой, лупы; фартук нарукавники; подносы; палочки; влажные салфетки на каждого ребенка; клеенки;
Прогнозируемый результат: ребенок обладает установкой положительного отношения к миру, активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в совместных играх; способен сотрудничать и выполнять как лидерские, так и исполнительские функции в совместной деятельности. Ребенок проявляет любознательность, задает вопросы взрослым и сверстникам, интересуется причинно-следственными связями, пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы; склонен наблюдать, экспериментировать.
Ход деятельности: Организационный момент. Дети входят в зал.
Воспитатель предлагает детям встать в круг. Протягивает руку первому ребенку, проговаривая:
Руку другу протяни , И слегка ее пожми,
Подари улыбку, взгляд ,Каждый здесь другому рад. Ребенок протягивает руку следующему – таким образом замыкается круг.
Я надеюсь, что такая дружеская атмосфера сохранится на протяжении всей нашей работы. Ребята, поздоровайтесь с гостями и присаживайтесь на стульчики
Воспитатель; Ребята, послушайте и отгадайте загадку:
Самый верхний слой земельный. В ней растут трава, деревья, Плодородием обладает, Как ее все называют?
Дети :(Почва)
Воспитатель: Почва – это земля. Мы привыкли её так называть, потому, что наша планета так называется. А под ногами у нас почва- это её правильное название. Тема нашего разговора – почва и ее обитатели.
- Как вы думаете, что же такое почва? (ответы детей)
Почва – это верхний, плодородный слой земли, в котором развиваются подземные части (корни) растений
- Как же образовалась почва? (ответы детей) ( слайд )
Когда-то давным-давно почва не покрывала плодородным слоем землю. На поверхности земли находились только камни и скалы. Но под действием ветра, дождей, мороза и жары скалы понемногу трескались, разрушались. Трещины становились все шире, и камни раскалывались. Они перетирались друг о друга , измельчались и в конце концов через тысячи лет превращались в песок и глину. Ветер приносил с собой семена растений, самые неприхотливые из которых поселялись на песке, глине, пускали корни, а сгнивая, образовывали тонкий слой перегноя. Так в этот слой попадали другие семена растений, они разрастались, а отмирая, увеличивали слой чернозема.Теперь вы знаете, как образовалась почва. На это ушло тысячи лет.
Воспитатель: ребята, давайте вспомним, какую сказку мы с вами читали накануне?
Дети: Дюймовочка.
Воспитатель: Верно. А сейчас я предлагаю вам, встретится с героями сказки. Хотите встретиться?
Дети: да, хотим.
Воспитатель: ну что же, тогда садитесь поудобнее.
Инсценировка сказки.
Полевая мышь: Здравствуйте, дети! Я знаю, что недавно вам читали сказку «Дюймовочка». Я помогла Дюймовочке, предложив пожить у меня зимой. У меня очень теплая, сухая норка. Я делаю припасы, поэтому в холодную долгую зиму у меня всегда есть что покушать. Приходите в гости. Я угощу вас зернышками! Это так вкусно!
Крот: Здравствуйте, Мышь! Я чувствую, что здесь кто – то есть.
Полевая мышь: Да, здесь много детей. А как ты это узнал?
Крот: Я хоть и слепой, но чувствую, что кто-то рядом. Здравствуйте ребята! Закройте глаза, посидим тихо- тихо…. Что вы чувствуете и слышите? (ответы детей). А я лучше всех слышу звуки и чувствую запахи. Приглашаю всех ко мне в гости, в подземное царство. Показ презентации воспитателем,
Кого там только нет: жуки, пауки, червяки, мышки, суслики, кроты и много другой живности. Все они живут в земле, кого – то я часто встречаю, а кто – то зарывается так глубоко, что я с ними и не знаком.
Крот; Жаль вот только что Дюймовочка убежала от меня, не захотела жить в моем подземном царстве.
Дюймовочка: Здравствуйте! Извини, Крот! Мне очень хотелось на волю, к солнышку. Я не могла долго жить в подземном царстве. Там нет солнышка! Спасибо мышке – она помогла мне в трудный момент. И ласточке спасибо – она помогла мне выбраться на свободу! Сейчас я живу среди эльфов. Они дали мне новое имя – Майя. Теперь у меня есть крылышки, и я могу летать! Я очень счастлива и радуюсь встрече с солнышком и моими друзьями!
Ласточка: Здравствуйте! Я слышу, что вы говорите обо мне. Это очень приятно! Я благодарна Дюймовочке, ведь она мне спасла жизнь. У меня появились детки – маленькие птенчики. Я их очень люблю! Но мне пора их кормить! Спасибо! Я полетела! До свидания! Все прощаются с Ласточкой .
Дюймовочка предлагает превратиться в ее друзей – эльфов и поиграть. Она “превращает их в эльфов”. Под звуки мелодии “Танец Феи Драже” дети – эльфы играют вокруг “цветов”- обручей (их на один меньше количества детей). По окончании музыки каждый “эльф” занимает любой свободный “цветок”. Идет игра на выбывание. Тот “эльф”, которому не хватило “цветка”, выбывает. Игра повторяется 3-4 раза.
Крот: Какая красивая музыка! Как у вас весело! А теперь давайте пойдем ко мне в гости !
Дюймовочка: Благодарю! Мне пора лететь к королю эльфов. Заждался он меня! До новых встреч, друзья! (улетает).
Воспитатель: К сожалению, и мы не можем пойти в гости, но очень хотим узнать, как живут разные живые существа под землей. Как там можно дышать? Есть ли там воздух? - Чтобы узнать, я предлагаю вам отправиться в научную лабораторию. Где мы проведем опыты, А вы крот с мышкой нам поможете.
Организуется опытническая деятельность.
Воспитатель. - Ребята, попрошу вас разбиться на пары и занять рабочие места, надеваем фартуки и нарукавники. (дети проходят к столам с оборудованием для проведения опытов).
Воспитатель: Прежде чем начать работу в нашей лаборатории, давайте вспомним правила работы.
1.Каждый работает за своим рабочим местом, не толкаясь и не мешая друг другу.
2.Нельзя ничего брать без разрешения воспитателя.
3.Аккуратно обращаться со стеклянной посудой.
4.Советоваться друг с другом.
5. Поддерживать порядок на рабочем месте.
Опыт №1.
1.Постановка проблемы детьми на основе определенной мотивации.
Есть ли в земле, где обитают различные животные воздух?
2.Прогнозирование действий(планирование процесса).
Взять колбу с водой и бросить туда комочек почвы.
3.Реализация замысла.
Возьмем колбу с водой и положим туда комочек почвы.
4.Получение продукта деятельности, значимого для ребенка.
Из почвы выходят пузырьки, значит, в почве есть воздух.
Крот: Да, в земле есть воздух, и мы, животные, им дышим.
Полевая мышь: Для жизни нужен воздух, и на земле, и под землей мы чувствуем себя хорошо. Мы, мышки, делаем норки неглубоко в земле.
Крот: Верхний слой зе6мли называется почва. Она бывает разная. А вы знаете, из чего состоит почва?
ОПЫТ № 2
1.Постановка проблемы детьми на основе определенной мотивации.
Из чего состоит почва?
2.Прогнозирование действий(планирование процесса).Взять комочек земли, помять его в руке, опустить в банку с водой и дать воде отстояться. Рассмотреть, что лежит на дне стакана. В лупу рассмотреть, что плавает на поверхности земли.
3.Реализация замысла. Помять кусочек земли в руке, определить, какая она на ощупь. Опустить землю в банку с водой и дать воде отстояться . В лупу рассмотреть, что плавает на поверхности воды.
4.Получение продукта деятельности, значимого для ребенка. На дно стакана опустился песок, глина и камешки. На поверхности воды плавают травинки, листики, веточки. Почва состоит из элементов живой и неживой природы.
Рассматривание почвы с помощь лупы. (камешки, крупинки, песок, остатки насекомых, растительность.
Крот: в почве есть то , что нужно нам, животным для жизни: траву, листочки мы едим, веточками, камушками укрепляем норки, да и растения могут расти только в земле.
Опыт № 3.
Воспитатель: А в почве есть вода? Давайте проверим?
Возьмем бумажную салфетку, положим в нее немного почвы(1 ложку) и сильно сожмем ( на столе)
Что осталось на салфетке? (влажное пятно)
Воспитатель: вывод: в почве есть вода, поэтому и растут растения.
-Откуда же она берется в почве?
Дети: Вода попадает в почву, когда идет дождь или во время полива. Воспитатель: Все правильно Она проникает вглубь и сохраняется в свободных местах между частицами почвы.
А сейчас давайте отдохнем.
Проводится физкультминутка.
Ветер веет над полями
И колышется трава
Облако плывет над нами
Словно белая гора.
Ветер пыль над полем носит,
Наклоняются колосья
Вправо-влево, взад-вперед
А потом наоборот.
Мы взбираемся на холм,
Там немного отдохнем.
Воспитатель: Ребята, русский народ, мудрый народ придумал много поговорок и пословиц о Земле, и под словом земля в них имеется в виду почва. А какие вы знаете пословицы о земле?
«Без хозяина земля - круглая сирота»,
«В землю не положишь - и с земли не возьмешь»,
«Где нет земли, там нет травы»,
«Земля – кормилица»,
« Земелька черная, а хлеб белый родит.»
«Нет земли краше, чем страна наша».
Воспитатель: А сейчас мы посмотрим мультфильм о подземных обитателях. (просмотр мультфильма «Путешествие подземного червячка»
Воспитатель: Ребята! Мы посмотрели мультфильм и увидели, что под землей кроме червяков, которых мы видели на поверхности земли ,наблюдали на прогулке, там живет целый подземный мир. Они делают в почве ходы, чтобы она дышала, и по этим ходам идут корни растений. Червяки, насекомые, личинки, слизни и другие подземные обитатели помогают гниению и переработке осенних листьев и травы, превращая их в перегной.
Воспитатель:Сегодня на занятии вы познакомились с понятием «почва», напомните мне, пожалуйста, что такое почва?
Дети: Почва – это верхний, плодородный слой земли, в котором развиваются подземные части (корни) растений
Воспитатель: Из чего состоит почва?
Дети: Мы узнали, что в состав почвы входят воздух, вода, минеральные соли, перегной, песок и глина.
Воспитатель: кто обитает в почве ?
Дети: (кроты, червяки, мелкие животные, клещи, слизни, муравьи, землеройки, жуки). Кроме того, животные, обитающие в почве, рыхлят ее и в почву лучше проникают воздух и вода.
Воспитатель: Как же мы можем сберечь почву для этих существ? Что мы можем сделать?
Дети: Не загрязнять почву, поливать чистой водой, не разводить костры, не вытаптывать растения, не разбрасывать мусор оберегать «подземных жителей» - ведь они нужны почве.
Крот: Мне пора отправляться в мое подземное царство.
Полевая мышь: Я провожу тебя, Крот! Мне тоже пора домой! (дети прощаются со сказочными героями).
Заключительная часть:
Воспитатель: какие вы молодцы, любознательные дети! Подумайте как мы сможем исследовать почву на прогулке,
- Давайте же и мы с вами любить, ценить землю, заботиться о ней. Тогда она будет радовать нас богатым урожаем, густыми лесами, цветущими полями. (дети встают полукругом и исполняют песню " Земелюшка-чернозем" )
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Почва и подземные обитатели"
Крот устроился хитро:У него свое метро.Сам себе метро копал,Сам себя в метро катал.Строил много круглых станций –И на каждой вылезал!...
Конспект НОД "Почва и ее обитатели"
Конспект "Почва и ее обитатели"...
конспект занятия в подготовительной группе по окружающему миру на тему "Почва и подземные обитатели ".
Конспект занятия предназначен для воспитателей по окружающему миру для занятий с детьми....
Конспект « Почва и подземные обитатели» в подготовительной группе.
Программное содержание:Расширять представления детей о почве и подземных обитателях.Развивать познавательную активность.Учить выдвигать предположения, проверять и делать элементарные выводы о свойства...
Конспект занятия «Почва и подземные обитатели» в подготовительной группе
Конспект занятия «Почва и подземные обитатели» в подготовительной группе...
Конспект « Почва и подземные обитатели» в подготовительной группе.
Программное содержание:Расширять представления детей о почве и подземных обитателях.Развивать познавательную активность.Учить выдвигать предположения, проверять и делать элементарные выводы о свойства...