конспект почва и ее обитатели
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)

Кучина Лидия Борисовна
Почвою не вся земля зовется,
Только верхний плодородный слой,
Только в нем, когда пригреет солнце,
Прорастают семена весной.
 
Но не скоро станет доброй пашней
Влажный перегной листвы опавшей,
Отцветают травы каждый год,
Только долго почвы слой растет.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_pochva_i_ee_obitateli.docx22.55 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект НОД "Почва и подземные обитатели" в подготовительной  к школе группе.

Образовательная область: Познавательное развитие.
Этап обучения по данной теме: Основной.
Цели: ознакомление детей с понятием «почва» на основе экспериментов, ее составом и ценностью для всех обитателей растительного и животного мира.
Задачи: Повышать уровень развития ребенка, расширять представления детей о почве, ее составе, взаимозависимости почвы, растений, животных. Закрепить знания о представителях животного мира почвы. Развивать познавательный интерес. Показать на примере опытов, что в почве есть воздух, вода, уточнить состав почвы. Способствовать развитию речи, внимания, воображения, восприятия. Продолжать учить детей делать выводы на основе практической деятельности, выражать их в своей речи. Воспитывать интерес к исследованию состава почвы; уважительное отношение к труду; бережное отношение к природе. Формировать дружеские взаимоотношения во время опытов, игры. 

Предварительная работа: Чтение сказки Г.Х.Андерсена «Дюймовочка» ; Беседа по содержанию сказки; Беседа о животных, Наблюдение в природе за дождевыми червями и жуками.

Тип занятия: Обобщающий
Используемые приемы,  технологии обучения, методы :  ИКТ,  игровая, экспериментирование, сотрудничество; беседа с детьми, рассказ, разъяснение,  наблюдение, использование демонстрационного материала, обсуждение, поощрение.
Используемые формы познавательной деятельности детей: опыт, групповая работа, индивидуальная, игра.
Оборудование и материалы: (демонстрационные, раздаточные материалы),Аудиозапись «Выглянуло солнышко»; Мультфильм «Путешествие дождевого червячка»;Ободки с цветами, напольные цветы, костюмы : дюймовочки, крота, мыши, ласточки,

Основные источники информации: ПК;  презентация: «Состав почвы»;  

Для опытов: почвы, стаканы с водой, лупы; фартук нарукавники;  подносы; палочки; влажные салфетки на каждого ребенка; клеенки;
Прогнозируемый результат: ребенок обладает установкой положительного отношения к миру, активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в совместных играх; способен сотрудничать и выполнять как лидерские, так и исполнительские функции в совместной деятельности. Ребенок проявляет любознательность, задает вопросы взрослым и сверстникам, интересуется причинно-следственными связями, пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы; склонен наблюдать, экспериментировать.

Ход деятельности: Организационный момент. Дети входят в зал.
Воспитатель предлагает детям встать в круг. Протягивает руку первому ребенку, проговаривая:
Руку другу протяни , И слегка ее пожми,
Подари улыбку, взгляд ,Каждый здесь другому рад
. Ребенок протягивает руку следующему – таким образом замыкается круг.

Я надеюсь, что такая дружеская атмосфера сохранится на протяжении всей нашей работы. Ребята, поздоровайтесь с гостями и присаживайтесь на стульчики

Воспитатель; Ребята, послушайте и отгадайте загадку:

Самый верхний слой земельный. В ней растут трава, деревья, Плодородием обладает, Как ее все называют?

Дети :(Почва)

Воспитатель: Почва – это земля. Мы привыкли её так называть, потому, что наша планета так называется. А под ногами у нас почва- это её правильное название. Тема нашего разговора – почва и ее обитатели.
- Как вы думаете, что же такое почва? (ответы детей)
Почва – это верхний, плодородный  слой земли, в котором развиваются подземные части (корни) растений 
- Как же образовалась почва? (ответы детей)  ( слайд )
Когда-то давным-давно почва не покрывала плодородным слоем землю. На поверхности земли находились только камни и скалы. Но под действием ветра, дождей, мороза и жары скалы понемногу трескались, разрушались. Трещины становились все шире, и камни раскалывались. Они перетирались друг о друга , измельчались и в конце концов через тысячи лет превращались в песок и глину. Ветер приносил с собой семена растений, самые неприхотливые из которых поселялись на песке, глине, пускали корни, а сгнивая, образовывали тонкий слой перегноя. Так в этот слой попадали другие семена растений, они разрастались, а отмирая, увеличивали слой чернозема.Теперь вы знаете, как образовалась почва. На это ушло тысячи лет.     

 Воспитатель: ребята, давайте вспомним, какую сказку мы с вами читали накануне?

Дети: Дюймовочка.

Воспитатель: Верно. А сейчас я предлагаю вам,  встретится с героями сказки. Хотите встретиться?

Дети: да, хотим.

Воспитатель: ну что же, тогда садитесь поудобнее.

Инсценировка сказки.

Полевая мышь: Здравствуйте, дети! Я знаю, что недавно вам читали сказку «Дюймовочка». Я помогла Дюймовочке, предложив пожить у меня зимой. У меня очень теплая, сухая норка. Я делаю припасы, поэтому в холодную долгую зиму у меня всегда есть что покушать. Приходите в гости. Я угощу вас зернышками! Это так вкусно!

Крот: Здравствуйте, Мышь! Я чувствую, что здесь кто – то есть.  

Полевая мышь: Да, здесь много детей. А как ты это узнал?

Крот: Я хоть и слепой, но чувствую, что кто-то рядом. Здравствуйте ребята! Закройте глаза, посидим тихо- тихо…. Что вы чувствуете и слышите? (ответы детей). А я лучше всех слышу  звуки и чувствую запахи. Приглашаю всех ко мне в гости, в подземное царство. Показ презентации воспитателем,

 Кого там только нет: жуки, пауки, червяки, мышки, суслики, кроты и много другой живности. Все они живут в земле, кого – то я часто встречаю, а кто – то зарывается так глубоко, что я с ними и не знаком.

 Крот; Жаль вот только что Дюймовочка  убежала от меня, не захотела жить в моем подземном царстве.

 Дюймовочка: Здравствуйте! Извини, Крот! Мне очень хотелось на волю, к солнышку. Я не могла долго жить в подземном царстве. Там нет солнышка! Спасибо мышке – она помогла мне в трудный момент.  И ласточке спасибо – она помогла мне выбраться на свободу! Сейчас я живу среди эльфов. Они дали мне новое имя – Майя. Теперь у меня есть крылышки, и я могу летать! Я очень счастлива и радуюсь встрече с солнышком и моими друзьями!

Ласточка:  Здравствуйте! Я слышу, что вы  говорите обо мне. Это очень приятно! Я благодарна Дюймовочке, ведь она мне спасла жизнь. У меня появились детки – маленькие птенчики. Я их очень люблю! Но мне пора их кормить! Спасибо! Я полетела! До свидания! Все прощаются с Ласточкой .  

Дюймовочка предлагает превратиться в ее друзей – эльфов и поиграть. Она “превращает их в эльфов”. Под звуки мелодии  “Танец Феи Драже” дети – эльфы играют вокруг “цветов”- обручей (их на один меньше количества детей). По окончании музыки каждый “эльф” занимает любой свободный “цветок”. Идет игра на выбывание. Тот “эльф”, которому не хватило “цветка”, выбывает.  Игра повторяется 3-4 раза.

Крот: Какая красивая музыка! Как у вас весело! А теперь давайте пойдем ко мне в гости !

Дюймовочка: Благодарю! Мне пора лететь к королю эльфов. Заждался он меня! До новых встреч, друзья! (улетает).

Воспитатель: К сожалению, и мы не можем пойти в гости, но очень хотим узнать, как живут разные живые существа под землей. Как там можно дышать? Есть ли там воздух? - Чтобы узнать,  я предлагаю вам отправиться в научную лабораторию. Где мы проведем  опыты, А вы крот с мышкой нам поможете.

Организуется опытническая деятельность.
Воспитатель. - Ребята, попрошу вас разбиться на пары и занять рабочие места, надеваем фартуки и нарукавники. (дети проходят к столам с оборудованием для проведения опытов).

Воспитатель: Прежде чем начать работу в нашей лаборатории, давайте вспомним правила работы.
1.Каждый работает за своим рабочим местом, не толкаясь и не мешая друг другу.
2.Нельзя ничего брать без разрешения воспитателя.
3.Аккуратно обращаться со стеклянной посудой.
4.Советоваться друг с другом.
5. Поддерживать порядок на рабочем месте.
Опыт №1.

1.Постановка проблемы детьми на основе определенной мотивации.

Есть ли в земле, где обитают различные животные воздух?

2.Прогнозирование действий(планирование процесса).

Взять колбу с водой и бросить туда комочек почвы.

3.Реализация замысла.

Возьмем колбу с водой и положим туда комочек почвы.

4.Получение продукта деятельности, значимого для ребенка.

Из почвы выходят пузырьки, значит, в почве есть воздух.

Крот: Да, в земле есть воздух, и мы, животные, им дышим.

Полевая мышь: Для жизни нужен воздух, и на земле, и под землей мы чувствуем себя хорошо. Мы, мышки, делаем норки неглубоко в земле.

Крот: Верхний слой зе6мли называется почва. Она бывает разная. А вы знаете, из чего состоит почва?

ОПЫТ № 2

1.Постановка проблемы детьми на основе определенной мотивации.

Из чего состоит почва?

2.Прогнозирование действий(планирование процесса).Взять комочек земли, помять его в руке, опустить в банку с водой и дать воде отстояться. Рассмотреть, что лежит на дне стакана. В лупу рассмотреть, что плавает на поверхности земли.

3.Реализация замысла. Помять кусочек земли в руке, определить, какая она на ощупь. Опустить землю в банку с водой и дать воде отстояться . В лупу рассмотреть, что плавает на поверхности воды.

4.Получение продукта деятельности, значимого для ребенка. На дно стакана опустился песок, глина и камешки. На поверхности воды плавают травинки, листики, веточки. Почва состоит из элементов живой и неживой природы.

Рассматривание почвы с помощь лупы. (камешки, крупинки, песок, остатки насекомых, растительность.

Крот: в почве есть то , что нужно нам, животным для жизни: траву, листочки мы едим, веточками, камушками укрепляем норки, да и растения могут расти только в земле.

Опыт № 3.

Воспитатель: А в почве есть вода? Давайте проверим?

Возьмем бумажную салфетку, положим в нее немного почвы(1 ложку) и сильно сожмем ( на столе)

Что осталось на салфетке? (влажное пятно) 

Воспитатель: вывод: в почве есть вода, поэтому и растут растения.
-Откуда же она берется в почве?
 Дети: Вода попадает в почву, когда идет дождь или во время полива.  Воспитатель: Все правильно Она проникает вглубь и сохраняется в свободных местах между частицами почвы.

А сейчас давайте  отдохнем.

Проводится физкультминутка.
Ветер веет над полями
И колышется трава
Облако плывет над нами
Словно белая гора.
Ветер пыль над полем носит,
Наклоняются колосья
Вправо-влево, взад-вперед
А потом наоборот.
Мы взбираемся на холм,
Там немного отдохнем.

Воспитатель: Ребята, русский народ, мудрый народ придумал много поговорок и пословиц о Земле, и под словом земля в них имеется в виду почва. А какие вы знаете пословицы о земле? 
«Без хозяина земля - круглая сирота»,

«В землю не положишь - и с земли не возьмешь»,                                           

 «Где нет земли, там нет травы»,

«Земля – кормилица»,                                                                                                   

« Земелька черная, а хлеб белый родит.»

«Нет земли краше, чем страна наша». 

Воспитатель:  А сейчас мы посмотрим мультфильм о подземных обитателях. (просмотр мультфильма «Путешествие подземного червячка»

Воспитатель: Ребята! Мы посмотрели мультфильм и увидели, что под землей кроме червяков, которых мы видели на поверхности земли ,наблюдали на прогулке, там живет целый подземный мир. Они делают в почве ходы, чтобы она дышала, и по этим ходам идут корни растений.  Червяки, насекомые, личинки, слизни и другие подземные обитатели помогают гниению и переработке осенних листьев и травы, превращая их в перегной.

Воспитатель:Сегодня на занятии вы познакомились с понятием «почва», напомните мне, пожалуйста, что такое почва?

Дети: Почва – это верхний, плодородный  слой земли, в котором развиваются подземные части (корни) растений 

 Воспитатель: Из чего состоит почва?

Дети: Мы узнали, что в состав почвы входят воздух, вода, минеральные соли, перегной, песок и глина.

Воспитатель: кто обитает  в почве ?

Дети: (кроты, червяки, мелкие животные, клещи, слизни, муравьи, землеройки, жуки).  Кроме того, животные, обитающие в почве, рыхлят ее и в почву лучше проникают воздух и вода.

Воспитатель: Как же мы можем сберечь почву для этих существ? Что мы можем сделать?

Дети: Не загрязнять почву, поливать чистой водой, не разводить костры, не вытаптывать растения, не разбрасывать мусор  оберегать «подземных жителей» - ведь они нужны почве.

Крот: Мне пора отправляться в мое подземное царство.

Полевая мышь: Я провожу тебя, Крот! Мне тоже пора домой! (дети прощаются со сказочными героями).

Заключительная часть:

 Воспитатель: какие вы молодцы, любознательные дети! Подумайте как мы сможем исследовать почву на прогулке,

Давайте же и мы с вами любить, ценить землю, заботиться о ней. Тогда она будет радовать нас богатым урожаем, густыми лесами, цветущими полями. (дети встают полукругом и исполняют  песню " Земелюшка-чернозем" )


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Почва и подземные обитатели"

Крот устроился хитро:У него свое метро.Сам себе метро копал,Сам себя в метро катал.Строил много круглых станций –И на каждой вылезал!...

Конспект НОД "Почва и ее обитатели"

Конспект "Почва и ее обитатели"...

конспект занятия в подготовительной группе по окружающему миру на тему "Почва и подземные обитатели ".

Конспект занятия предназначен для воспитателей по окружающему миру для занятий с детьми....

Конспект « Почва и подземные обитатели» в подготовительной группе.

Программное содержание:Расширять представления детей о почве и подземных обитателях.Развивать познавательную активность.Учить выдвигать предположения, проверять и делать элементарные выводы о свойства...

Конспект занятия «Почва и подземные обитатели» в подготовительной группе

Конспект занятия «Почва и подземные обитатели» в подготовительной группе...

Конспект « Почва и подземные обитатели» в подготовительной группе.

Программное содержание:Расширять представления детей о почве и подземных обитателях.Развивать познавательную активность.Учить выдвигать предположения, проверять и делать элементарные выводы о свойства...