Консультация для воспитателей "Воспитатель- фенолог: как организовать совместную деятельность воспитателя с дошкольниками?"
консультация по окружающему миру
Фенология интересная наука, но как объяснить её детям дошкольного возраста , чтобы это было для них увлекательно, занимательно, проходило в игровой форме и удовлетворило из любознательность ?
Скачать:
Предварительный просмотр:
Потехина Наталья Викторовна
Консультация для воспитателей
«Воспитатель-фенолог:
как организовать совместную деятельность
воспитателя с дошкольниками?»
С 2018 года наш детский сад участвует в пилотном проекте по ознакомлению детей дошкольного возраста с фенологическими объектами и явлениями. Данная работа ведется в рамках сетевого образовательного проекта «Детская фенологическая сеть Санкт-Петербурга». Мы – педагоги, участвующие в данном проекте прошли обучение по методике ведения фенологических наблюдений и получили статус фенологов-корреспондентов добровольной фенологической сети России. Свои наблюдения заносим в специальные анкеты, и отправляют на обработку в Фенологической центр БИН РАН. Наблюдения проверяются и заносятся в ежегодный календарь природы Санкт-Петербурга.
На первом этапе нашей работы специалист фенологического центра БИН РАН, помогли нам обследовать все насаждения, которые имеются на нашей территории и определить деревья и кустарники, которые войдут в фенологическую тропу (маршрут) наблюдений. По итогам обследования была составлена и оформили карту-схему фенологической тропы.
Что же такое фенология? Фенология – это наука, изучающая сезонные изменения в природе и влияние этих изменений на жизнь и здоровье человека
В гражданском календаре все времена года состоят из трех месяцев, независимо от географического положения территории. Согласно астрономическому календарю начало весны отмечается 21 марта, осени – 21 сентября в дни весеннего и осеннего равноденствия, а наступление зимы и лета определяются днями летнего и зимнего солнцестояния – 22 июня и 22 декабря.
В естественном, природном фенологическом календаре начало и завершение сезонов года не приурочено к стабильной календарной дате, а зависит от естественного хода развития природы в каждом конкретном году. Соответственно и временные границы естественных фенологических сезонов изменчивы и отличаются меньшими или большими отклонениями.
Принятая в фенологии система предполагает деление годичного круга природных явлений на 4 сезона, 13 подсезонов и 22 феноэтапа. (слайд)
Зима (слайд)
Начало зимы 30.11-11.1 ± 28
Глубокая зима 11.1-19.2 ±39
Предвесенье 19.2-20.3 ±30
Фенологическая весна (20.03. – 10.6); продолжительность – 81 сут. (слайд)
Снеготаяние 20.3-15.4 27 81 ± 15
Оживление весны 16.4-8.5 ±22
Разгар весны 9.5-10.6 ±32
Лето - 78 суток(слайд)
Начало лета 11.6-5.7 ± 15
Полное лето 5.7-10.8 ±36
Спад лета 11.8-27.8 ±17
Осень (слайд)
Начало осени 28.8-14.9 ± 16
Золотая осень 15.9-15.10 ±31
Глубокая осень 16.10-31.10 ±16
Предзимье 31.10-30.11 ±30
Для планирования проведения фенологических наблюдений детьми на основании сводного календаря Санкт-Петербурга и его окрестностей, мы составили свой календарь по сезонам, средних дат наблюдений за тем или иным фенообъектом и феноявлений, систематизировали перечень феноявлений.
У растений отмечаются следующие явления (фенофазы развития):
- Начало сокодвижения у древесных растений.
- Начало облиствения у древесных и кустарниковых видов.
- Начало цветения у всех наблюдаемых видов.
- Начало созревания плодов и семян у древесных, кустарниковых, ягодных и некоторых других растений. (В специальных исследованиях бывает необходимо отмечать это явление у любых видов растений, находящихся под наблюдением.).
- Начало осеннего окрашивания крон у древесно-кустарниковой растительности.
- Полное осеннее окрашивание крон у древесно-кустарниковой растительности.
- Начало листопада, у древесно-кустарниковых видов, некоторых полукустарников и кустарничков.
- Конец листопада, у древесно-кустарниковых видов, некоторых полукустарников и кустарничков
В весенний период бурного развития наблюдения проводят не реже одного раза в 2-3 дня. Летом допускаются несколько большие перерывы.
В конце лета и осенью снова нужны более частые выходы.
Фенообьектами для наблюдения являются травянистые растения, цветы, насекомые, птицы, дикие животные, сельскохозяйственные культуры.
Указателями начала и конца фенологических периодов служат сроки наступления некоторых сезонных явлений в жизни определенных видов растений, а также сроки отдельных метеоявлений.
Такие явления называются феноиндикационными, а объекты наблюдений – феноиндикаторами. Это своеобразные рубежи, отделяющие один характерный комплекс явлений от другого. Так, в период Снеготаяния мы не встретим цветущих древесных растений, но обнаружим начавшееся сокодвижение у клена и березы, отметим переход среднесуточной температуры через 0ºС. В этот подсезон невозможно пропустить начало цветения мать-и-мачехи (14.4±16). Хотя крайняя поздняя дата начала этого феноявления за весь период наблюдений отмечалась 30.4 (подсезон Оживление весны).
Рассмотрим какие феноявления можно наблюдать с детьми в течении Фенологической осени:
Подсезон Оживления весны (16.4–8.5)
- начало пыления у ольхи серой (1 феноэтап)
- переход среднесуточной t через +5
- начало облиствения
- цветение мать-и-мачехи
- массовый прилет перелетных птиц
- первые бабочки(крапивница, капустница)
- начало пыления ивы козьей (2 феноэтап)
Индикатор-сигнал к началу посадки деревьев и кустарников проявление жизни у дождевых червей – первые выбросы земли)
Подсезон Начало осени (23.08-14.09 )
Индикатор – начало осеннего окрашивания листьев у берез (28.8±18).
- основные породы древесной растительности вступают в осень, окрашивая кроны в осенний цветовой аспект;
-отмечаются первые спелые плоды у боярышника сибирского;
- начинается отлет городских и деревенских ласточек, пролет журавлей
Подсезон Начало осени
1 этап (28.8 - 4.9.)
Индикатор - начала пожелтения березы – 10%
- осеннее окрашивание у рябины (31.8±14),
- клена остролистного (3.9±17)
- дуба черешчатого (4.9±18).
- созревание плодов у калины и шиповника
Подсезон Начало осени
2 этап (5.9 – 14.9).
Индикатор - начало осеннего окрашивания листьев у черемухи (5.9 ).
Индикатором может служить и одновременное начало пожелтения листьев у малины и яблони лесной (5.9±12).
-окрашивание крон древесной растительности;
- смена окраски у осины (14.9±12);
- созревание плодов у боярышника сибирского (9.9±16);
- дуба черешчатого, начинают падать на землю зрелые желуди (13.9±13);
- исчезают ласточки, сначала ласточка городская (7.9±14), позже – ласточка деревенская (13.9±6);
- начинается осенний пролет журавлей (13.9±18).
Подсезон Золотая осень
(15.09-15.10 ± 31)
Индикатор - начало осеннего окрашивания листвы у ивы козьей, шиповника иглистого, начало окрашивания хвои у лиственницы сибирской.
- первый заморозок на почве (21.9±18).
- могут быть первые заморозки в воздухе
- переход среднесуточной температуры через +10ºС в сторону понижения (23.9±20) (2021 г – 15.09)
Подсезон Золотая осень
1 этап (15.9 – 3.10).
- кизильник блестящий в течение этого этапа проходит обе осенние фенофазы – начало окрашивания (20.9±16) и фазу полного окрашивания листьев (27.9±12),
- клен остролистный - фазу полного осеннего окрашивания (30.9±10) и фазу начала созревания плодов (1.10±8).
- полное осеннее окрашивание листвы липы мелколистной (28.9±16),
- созревания плодов клена ясенелистного и липы крупнолистной (1.10±19).
- начинается осенний пролет гусей (21.9±12),
- исчезают стрекозы (28.9±14),
Подсезон Золотая осень
2 этап (4.10 – 15.10).
Индикатор – полное осеннее окрашивание кроны у березы (4.10±11) – 50%
- Все листопадные виды растений прошли фазу начала осеннего окрашивания
- Феноявление – конец листопада
- Созревание плодов: липа мелколистная,
- Полное осеннее окрашивание листьев у рябины (5.10±10),
- Закончился листопад у черемухи (9.10±9), кизильника блестящего (14.10±10), у клена остролистного (15.10±14) и липы мелколистной (11.10±13)
- Средняя дата первого заморозка в воздухе приходится на 9.10±22
Глубокая осень (16.10-31.10).
Феноиндикатор начала подсезона – конец листопада у берез
1 этап (16.10-22.10)
- переход среднесуточной температуры воздуха через +5ºС (17.10±26)
- последние стаи гусей можно видеть 21.10±11.
- начинается отлет грачей (17.10±19).
- появляются снегири (17.10±17)
Глубокая осень (16.10-31.10).
2 этап (23.10-31.10).
Индикатор– конец листопада у ивы ломкой (ракита, 23.10±18).
- листопад у ивы белой (ветла, 27.10±23).
- лиственница европейская вступает в фазу полное осеннее окрашивание (26.10±17).
- черника , очищается от листьев (23.10±18).
- выпадение первого снежного покрова (27.10±24), который, как правило тает и бывает не более 10см. На первом снегу хорошо видны опавшие семена деревьев (березы, ольхи и др).
Предзимье. (31.10-30.11)
1 этап (31.10-11.11).
Индикатор 1 этапа – конец листопада у сирени и тополя.
- заканчивается листопад у жостера слабительного (крушина)
- конец листопада у ольхи черной (3.11±19).
- появляются свиристели 3.11±22.
Предзимье. (31.10-30.11)
2 этап (11.11-30.11).
Индикатор – переход среднесуточной температуры воздуха через 0ºС.
- конец ледостава на внутренних водоемах, к концу ноября пруды уже покрыты льдом.
- заканчивается листопад у лиственницы европейской (11.11±16) и калины гордовины (14.11±19).
Для того, чтобы вызвать у детей интерес к естественным наукам, используются различные игровые технологии. (Слайды)
На территория детского сада установлена метеоплощадка, где мы вместе с детьми фиксируем метеорологические показатели и сопоставляем их с фенологическими наблюдениями, которые мы провели в данный день.
Использование в работе метеоплощадки позволяет сделать процесс наблюдения более интересным. У детей развиваются исследовательские умения (умение выявлять проблему, наблюдать, проводить элементарные эксперименты, анализировать, обобщать). Дети учатся самостоятельно замечать смену времен года, видят взаимосвязь состояния погоды и жизнедеятельности людей, живых организмов.
Творческий коллектив детского сада, собрав информацию в различных источниках и систематизировав ее, приобщив свои практические наработки по фенологии, в помощь педагогам, для проведения фенологических наблюдений с дошкольниками разработал простую и удобную в работе картотеку, которая легко встраивается в календарно-тематическое планирование и интегрируется в программу любого детского сада - «Картотеку фенологических наблюдений» и методические рекомендации к ней.
Для закрепления тем фенологических наблюдений с детьми в соответствии с фенологическим сезоном разработана рабочая тетрадь на все четыре фенологических сезона и методические рекомендации к ней.
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для воспитателей: "Использование дидактических игр в совместной деятельности воспитателей и детей"
Консультация для воспитателей по математическому развитию...
Консультация для воспитателей на тему "Формы совместной деятельности воспитателя с детьми по развитию речи в раннем возрасте".
Консультация для воспитателей...
Консультация для воспитателей Формы совместной деятельности воспитателя с детьми по развитию речи в раннем возрасте.
В речевом развитии ребёнка раннего возраста главным является стимулирование его активной речи . Это достигается за счёт обогащения словарного запаса, интенсивной работы по усовершенствованию...
Консультация для воспитателей "Значение игр-драматизации в совместной деятельности воспитателя и детей в свете ФГОС ДО"
Игра-драматизация является средством самовыражения ребёнка....
Консультация для воспитателей."Формы совместной деятельности воспитателя с детьми по развитию речи."
Формы совместной деятельности педагога с детьми по развитию речи: • им трудно сосредоточиться на однообразной, непривлекательной для них деятельности, в то время, как в процессе игры они достаточно...
Консультация для родителей «Как правильно организовать совместную деятельность с детьми дома и в детском саду»
Каждый год в своей жизни ребёнок приобретает новые ресурсы. Так же с новыми ресурсами у ребенка растут потребности в их свободном распоряжении. От взрослого человека зависит, в какой степени и какими ...
Консультация для молодых педагогов "Как правильно организовать совместную деятельность воспитателя и детей в утреннее и вечернее время"
Консультация для молодых педагогов...