ООД по окружающему миру "Пернатые друзья"
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)
Предварительный просмотр:
МБДОУ Калтасинский детский сад №2 «Рябинушка»
МР Калтасинский район РБ
Конспект занятия
по ознакомлению с окружающим миром
старшая разновозрастная группа
Тема: «Пернатые друзья»
Воспитатель: Кайранова Н.А.
Калтасы 2022 г.
Программное содержание:
Формировать представления детей о зимующих и перелетных птицах. Учить отгадывать загадки. Развивать интерес к миру пернатых, любознательность. Дать представление о значении птиц для окружающей природы. Развивать внимание, творческую активность. Формировать у детей желание заботиться о птицах.
Материал и оборудование:
Два комплекта картинок с изображением птиц (сова, синица, голубь, снегирь, дятел, ласточка, скворец); аудиозапись - голоса птиц; фишки; медали «Знатоки птиц!» (на каждого ребенка).
Ход занятия:
Организационный момент:
«Нам здороваться не лень,
«Здравствуй», говорим мы каждый день
Маме, папе, бабушке и другу.
Пожелай здоровья всем,
Улыбнись друг другу»
Воспитатель: Ребята, сегодня мы с вами проведем викторину, которая называется «Пернатые друзья». Для начала вам нужно разделиться на две команды.
(Дети делятся на две команды по принципу девочки – мальчики. Название каждой команды соответствует теме викторины)
Воспитатель: У нас получились две команды.
Команда – Воробьи (мальчики) и команда – Синички (девочки).
Чтобы победить, вы должны внимательно слушать, отвечать на вопросы и выполнять задания викторины. Выигрывает та команда, которая наберет больше фишек.
1 задание:
Отгадайте загадку, найдите и покажите соответствующее изображение на картинке.
Ночь, как смола, черным черна.
Серой птице не до сна.
Меж кустов как тень скользит,
Караулит, кто не спит.
Ловит каждый шорох чутко,
А как крикнет, станет жутко,
Вздрогнет спящая трава.
Это ухает … (Сова)
(Команда, которая первой отгадает загадку и покажет изображение совы, получает фишку.)
Воспитатель: Давайте посмотрим на картинку. (Показ картинки Сова)
Что вы можете рассказать об этой птице?
Ответы детей.
(Команды получают фишки за рассказ о птице. Воспитатель обобщает ответы детей.)
Воспитатель: Сова - крупная птица. Голова у совы круглая, как тарелка, по бокам головы перышки торчат (словно ушки), клюв крючком. Глаза у нее большие, круглые, но днем сова видит плохо и поэтому охотится ночью. Сова ночью издает звуки, как будто охает – «У-ху». Поэтому и говорят сова «ухает». Давайте послушаем как ухает сова. (Аудиозапись - голос совы)
2 задание:
Спинкою зеленовата,
Животиком желтовата,
Черненькая шапочка
И полоска шарфика. (Синица)
Воспитатель: Кто это? Что вы знаете о ней? Чем питается синица?
(Команды получают фишки за отгадку и рассказ о птице. Воспитатель обобщает ответы детей)
Воспитатель: Синица – это небольшая птичка с желтеньким брюшком, а на голове чёрная шапочка. Это очень шустрые и бойкие птички. Синицы не улетают на зиму в тёплые края, а переживают зиму, укрывшись в дупле. В снежную зиму пищи совсем немного, и птицам приходится нелегко. В поисках еды они прилетают к жилью человека. Давайте послушаем голос синицы (Аудиозапись - голос синицы)
Воспитатель: Давайте представим, что мы с вами синички и немного поиграем.
Физкультминутка «Скачет шустрая синичка»
Скачет шустрая синица, (прыжки на месте на двух ногах)
Ей на месте не сидится, (прыжки на левой ноге)
Прыг-скок, прыг- скок, (прыжки на правой ноге)
Завертелась как волчок (кружимся на месте)
Вот присела на минутку, (присели)
Почесала клювом грудку, (встали, наклоны головы вправо – влево)
И с дорожки на плетень, (прыжки на левой ноге на месте)
Тири-тири! (прыжки на правой ноге)
Тень-тень-тень! (прыжки на месте на двух ногах)
Воспитатель: Отдохнули? Давайте продолжим.
3 Задание:
Собирает он проворно
Горстью брошенные зерна,
И гнездится под карнизом
Наш любимый… (Голубь сизый)
Дети отвечают на вопросы
Воспитатель: Какой окрас у голубя? Голубь по размеру меньше или больше воробья? Чем питаются голуби? Могут ли голуби передавать письма?
(Команды получают фишки за отгадку и рассказ о птице. Воспитатель обобщает ответы детей).
Воспитатель: Голуби – это птицы, которых можно научить передавать письма. Для этого к лапкам голубя привязывают письмо, и он приносит его в определенное место – в свою голубятню. Во время войны голуби служили почтальонами и доставляли ценные письма адресатам. Голубь – одна из самых добрых и мирных птиц. За это люди избрали ее символом мира и дружбы. А веточка в клюве у голубя означает, что он несет добрую весть о мире и дружбе. (Аудиозапись-голос голубя)
4 задание:
Все время стучит,
Деревья долбит.
Но их не калечит,
А только лечит. (Дятел)
Дети отвечают на вопросы:
Воспитатель: Какой окрас у дятла? (У самца на голове красивая ярко-красная «шапочка», а у самочки дятла ее нет.)
Почему дятел в лесу часто стучит по дереву? (Дятел лечит деревья, добывая из-под коры вредных жучков). Чем питаются дятлы?
(Команды получают фишки за отгадку и рассказ о птице. Воспитатель обобщает ответы детей) (Аудиозапись-голос дятла)
5 задание:
Воспитатель задает вопросы:
Как называются птицы, которые осенью улетают в теплые края?
Дети: Перелетные.
Воспитатель: Назовите перелетных птиц.
Дети: Ласточка, скворец, журавль, гусь и др.
Воспитатель: Как называются птицы, которые остаются зимовать?
Дети: Зимующие.
Воспитатель: Назовите зимующих птиц.
Дети: Ворона, синица, воробей, голубь и др.
Воспитатель: Почему одни птицы улетают в теплые края, а другие остаются зимовать?
Дети: Для перелетных птиц в зимнее время не будет корма – они кормятся насекомыми.
Рассказ воспитателя.
Перелетные птицы должны быть хорошо подготовлены к перелету. За лето птенцы подрастут и окрепнут. Взрослые птицы научат их летать и добывать пищу. Летят птицы в дальние края, где тепло и есть пища. Во время полета птицы преодолевают большие расстояния. У птиц есть крылья, поэтому они могут летать. Хвост помогает им рулить в нужном направлении. Некоторые птицы, которые остаются зимовать, делают запасы семян растений и орехов. Другие перебираются поближе к жилью человека в надежде на помощь. Перья птиц и пух помогают им пережить холод. А вот отыскать под снегом пищу птицам бывает очень трудно. Как мы можем помочь птицам пережить холодную зиму?
Дети: Зимой нужно подкармливать птиц.
Воспитатель:
Нам занятие заканчивать пора,
Утомилась наша детвора.
Всем «спасибо» - скажем дружно,
Отдохнуть ребятам нужно.
Поиграть, покувыркаться,
Чтоб здоровыми остаться.
Давайте подведем итоги, узнаем, какая команда выиграла.
(Подведение итогов и вручение медалей «Знатоки птиц» всем участникам викторины).
Ребята, вам понравилось занятие - викторина? Что нового вы узнали? (Ответы детей).
Молодцы, вы хорошо потрудились, но дома вам придется еще потрудиться. Вместе с родителями вы можете сделать кормушки и принести в детский сад. Мы повесим кормушки на деревьях нашей площадки и наши друзья – птицы будут всю зиму сыты.
Трудно птицам зимовать,
Надо птицам помогать!
Распилить я попросил
Досточку еловую,
Вместе с папой смастерил
Птичкину столовую.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект интегрированного занятия в средней группе по окружающему миру:"Наши пернатые друзья!"
Развивать познавательный интерес у детей к зимующим птицам....
Конспект занятия по окружающему миру "Возьмемся за руки друзья"
Цели: 1. формирование понятий "друг", "дружба";2. расширять кругозор детей, воспитывать любовь к родному краю...
Конспект занятия по познанию окружающего мира "Собаки друзья человека"
Цель данного конспекта познакомить детей с жизнью собак и их видами. Развивать познавательную активность. Воспитывать бережное отношение к животным....
конспект занятия по ознакомлению с окружающим "Мы друзья природы"
Закрепить различия и характерные особенности диких и домашних животных, птиц; систематизировать представления о сезонных изменениях в природе; развивать умение составлять загадки-описания; закрепить п...
Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром. "Друзья Мухи цокотухи".
Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром. "Друзья Мухи цокотухи"....
Познавательно- исследовательский проект «Окружающие нас друзья - комнатные растения» с детьми средней группы
ПОЗНАВАТЕЛЬНО- ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ПРОЕКТ «ОКРУЖАЮЩИЕ НАС ДРУЗЬЯ - КОМНАТНЫЕ РАСТЕНИЯ» С ДЕТЬМИ СРЕДНЕЙ ГРУППЫАктуальность:Экологическое воспитание детей дошкольного возраста, имеет важное з...
Познавательно- исследовательский проект «Окружающие нас друзья - комнатные растения» с детьми средней группы
ПОЗНАВАТЕЛЬНО- ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ПРОЕКТ «ОКРУЖАЮЩИЕ НАС ДРУЗЬЯ - КОМНАТНЫЕ РАСТЕНИЯ» С ДЕТЬМИ СРЕДНЕЙ ГРУППЫАктуальность:Экологическое воспитание детей дошкольного возраста, имеет важное з...