"Формирование основ естественнонаучной грамотности дошкольников в познавательной деятельности" (обобщение опыта)
статья по окружающему миру

Кехтер Татьяна Алексеевна

Что такое естественнонаучная грамотность дошкольников?

Это способность использовать естественнонаучные знания, выявлять проблемы, делать выводы, необходимые для понимания окружающего мира.

Поэтому особенно актуальным представляется освоение детьми закономерностей окружающего мира через элементарное экспериментирование и исследовательскую деятельность.

Представленный материал раскрывает работу с детьми по формированию у них основ естественнонаучной грамотности.

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Формирование основ естественнонаучной грамотности дошкольников в познавательно-исследовательской деятельности»

(обобщение опыта)

 «Чем больше ребенок видел, слышал и пережил, чем больше он знает, и усвоил, чем большее количество элементов действительности он располагает в своем опыте, тем значительнее и продуктивнее при других равных условиях будет его творческая деятельность».

Л.С. Выготский.

Одна из важнейших задач современного образования – формирование функционально грамотных людей. Эта задача является актуальной и для дошкольного образования, поскольку подготовка к школе требует формирования важнейших компетенций уже в дошкольный период воспитания. В условиях дошкольного образования процесс формирования функциональной грамотности ребенка будет успешным при соблюдении следующих требований: интеграции предметов системы дошкольного образования; активном взаимодействии с родителями. Актуальность данной проблемы стимулирует постоянный поиск новых идей и технологий, позволяющих оптимизировать образовательную деятельность с современным ребёнком.

Одно из направлений функциональной грамотности является естественнонаучная грамотность, которая стала для меня интересной.

Что такое естественнонаучная грамотность дошкольников?

-Это способность использовать естественнонаучные знания, выявлять проблемы, делать выводы, необходимые для понимания окружающего мира.

Поэтому особенно актуальным представляется освоение детьми закономерностей окружающего мира через элементарное экспериментирование и исследовательскую деятельность.

Цель моей работы: развитие познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста через включение в процесс экспериментирования.

Для достижения цели мною были поставлены следующие задачи:

-  формировать у детей основные природоведческие представления и понятия о живой и неживой природе.

-  развивать навыки исследовательской деятельности,

- воспитывать бережное отношение к окружающей среде на основе знакомства с объектами ближайшего окружения,

- привлекать родителей к совместной деятельности по экспериментированию.   

Занимаясь исследовательской деятельностью с детьми, я использую следующие формы работы:

1. Индивидуальную.

2. Групповую.

3. Подгрупповую.

В нашей группе организована предметно – пространственная среда с использованием мини – лаборатории.

В мини – лаборатории хранятся оборудование и материалы, необходимые для проведения опытов, материалы, с помощью которых дети опытным путём познают тайны живой и неживой природы:

Приборы – помощники для экспериментирования: весы, магниты, лупы, песочные часы;

• Природные материалы: песок, глина, земля, семена, камешки разного цвета и формы, минералы, глина, разная по составу земля, уголь, соль, ракушки, шишки, скорлупа орехов, кусочки коры деревьев, семена фруктов и овощей.

• Медицинские материалы: пипетки, колбы, шприцы, мерные ложечки, вата, бинт, пробирки, шпатели, деревянные палочки, мензурки, воронки, резиновые груши разного объема.

• Бросовый материал: пластмасса, кусочки ткани, кожи, меха, поролона, пробирки, проволока,

• Прозрачные и непрозрачные сосуды разной конфигурации и разного объёма:

Пластиковые бутылки, стаканы, ведерки, воронки.

Дополнительное оборудование и материалы.

- детские халаты, фартуки, шапочки;

- схемы для проведения опытов.

Лаборатория постоянно пополняется новыми материалами для экспериментирования, которые доступны и безопасны для детей.

В работе с детьми дошкольного возраста я стараюсь создать атмосферу доверия, дошкольники могут задавать интересующие их вопросы: почему ломается лёд на луже, и посмотреть, как расцветает цветок; почему сухой песок сыпется, а мокрый лепится, и наблюдать, как плывут облака; рассмотреть божью коровку и сосчитать её чёрные точечки. Первоначальным детским вопросом является «почему?», поэтому второе имя дошкольников «почемучки». Почему тает снег? Почему идёт дождь? Откуда солнышко приходит и куда уходит?

При организации опытно-экспериментальной деятельности наряду с традиционными методами и приёмами, использую инновационные технологии воспитания и обучения дошкольников. В процессе экспериментирования применяю компьютерные и мультимедийные средства обучения.  Намного интереснее не просто послушать рассказ воспитателя о каких-то объектах или явлениях, а посмотреть на них собственными глазами.

В совместной работе с дошкольниками исследуем свойства песка, воды, льда, снега, глины, камней. Экспериментируем с водой: меняем цвет, замораживаем, нагреваем воду. Например, для того чтобы узнать есть ли воздух вокруг нас предлагаю детям поймать его с помощью пакетов, а затем определить какого он цвета? Набрав воздух в пакеты, дети рассуждают, что его можно поймать, значит, он находится вокруг нас и что не имеет цвета. Так знакомлю детей со свойствами воздуха.

Из опыта "Волшебница - вода" при взаимодействии воды и красок узнали о её свойстве изменять цвет, опыт «Волшебная рукавичка» помог выяснить способность магнита притягивать металлические предметы через рукавичку, При проведении опыта с песком детям было предложено пропустить через ситечко мокрый песок, а затем сухой – дети пришли к выводу, что сухой песок может сыпаться.

   Помимо этого мы с детьми проводили наблюдения в природе на прогулке, где было выявлено, что песок – это множество песчинок.

Во время проведения опыта «Легкий - тяжелый» и «Какой формы камень?», дети получили представления о том, что камни бывают тяжелые и легкие, и что камни имеют различную форму.

      Когда дети сравнивали два камня взятых с улицы и с батареи (зимой), то пришли к выводу, что камни могут быть холодными и теплыми. А когда сжимали в руках камень и комок ваты – что камни твердые.

Если ребёнок нуждается в помощи, то я пытаюсь оказать её незаметно, шаг за шагом подталкивая его к правильному ответу, осторожно поправляя его, если он делает неправильные выводы, потому что критика или недовольство воспитателя снижает интерес детей к любой деятельности.

Для успешной реализации поставленных задач, осуществляю тесное взаимодействие с родителями. Такое сотрудничество определяет творческий и познавательный характер процесса, развитие творческих способностей детей, обуславливается его результативность.

Оформляю для них информационные стенды, создаю буклеты, разрабатываю памятки, провожу индивидуальные беседы, консультации на тему: «Организация детского экспериментирования в домашних условиях», анкетирование для родителей с целью выявления отношения их к поисково - исследовательской активности детей, родительское собрание на тему «Экспериментирование в семье».

Родители принимают активное участие в конкурсах «Эксперименты дома», в проектах «Откуда берется снег? и  др. Стараюсь привлечь родителей к активной помощи в решении проблем, связанных с развитием познавательно-исследовательской активности дошкольников.         

Активная совместная работа способствует усилению взаимоотношений между всеми участниками образовательного  процесса.

В любом виде деятельности можно найти много интересного, занимательного, неизведанного. Благодаря исследовательской деятельности дети становятся более открытыми, в общем, познают окружающий мир благодаря собственным ощущениям. Открывают новые ощущения вместе со мной, с воспитателем. Поэтому хочу отметить, что знания, полученные в результате познавательно-исследовательской деятельности, переносятся в дальнейшем, во все виды деятельности и повышают познавательную активность детей. А значит, это достижение и моего результата. Значит и я, живя сегодня в настоящем, делаю вклад в наше будущее.

В заключении хотелось бы сказать, что приобретенный в дошкольном возрасте опыт познавательно - исследовательской деятельности помогает успешно развивать естественнонаучную функциональную грамотность в школьные годы.

Список литературы:

1. Дыбина О.В., Рахманова Н.П., Щетинина В.В. Неизвестное рядом: Опыты и эксперименты для дошкольников [Текст] / Под ред. О.В. Дыбиной. – 2-е изд., испр. – М.ТЦ Сфера, 2019. - 192 с.

2. Иванова А.И. Экологические наблюдения и эксперименты в детском саду: Мир растений[Текст]. - М., ТЦ Сфера, 2007. – 56 с.

3. Куликовская И. Э. Детское экспериментирование. Старший дошкольный возраст - М.: Педагогическое общество России, 2003. – 80 с.

4.Мартынова Е.А., Сучкова И.М. Организация опытно - экспериментальной деятельности детей 2-7 лет - Волгоград, 2011г. – 333 с. - Текст : непосредственный.

5.Прохорова Л.Н. Организация экспериментальной деятельности дошкольников.  М.; 2010 г. – 64 с.

6. Рыжова Н. А.  Что у нас под ногами. М.; 2010 г. – 224с.

7. Экспериментальная деятельность детей 4–6 лет [Текст] / авт-сост. Л. Н. Менщикова. – Волгоград: Учитель, 2020. - 129 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Парциальная образовательная программа по формированию основ финансовой грамотности дошкольников

Парциальная программа основ финансовой грамотности дошкольников старшего дошкольного возраста, расчитанная на один учебный год. В программе описана: актуальность, цели, задачи, формы и методы образова...

Применение современных технологий при формировании основ финансовой грамотности дошкольников.

Представленная статья раскрывает сущность современных педагогических технологий при формировании основ финансовой грамотности дошкольников. С практической стороны раскрываются технологии: проектная де...

Отчёт по теме самообразования "Формирование основ финансовой грамотности дошкольников"

Перспективно-календарное планирование по теме самообразования...

Сообщение из опыта работы «Формирование основ финансовой грамотности дошкольников»

Сообщение из опыта работы «Формирование основ финансовой грамотности дошкольников»...

«Формирование основ естественнонаучной грамотности у детей дошкольного возраста посредством метода моделирования из бумаги»

Формирование основ естественнонаучной грамотности у детей дошкольного возраста в процессе работы с бумагой, а в частности в технике полигонального моделирования. Актуальность данной темы в наши дни не...