Поздняя осень
план-конспект занятия по окружающему миру (средняя группа)

Абатурова Валентина Валентиновна

Закрепить представления детей о характерных признаках осени и осенних явлениях. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon fktsm_konspekt_sorokina_e_a.doc106.5 КБ

Предварительный просмотр:

МБДОУ МО города Краснодар Детский сад №60

Конспект открытого мероприятия с детьми

Тема: «Поздняя осень».

Возрастная группа: 4-5 лет

Образовательная область: Познавательное развитие (формирование целостной картины мира)

Используемая технология: игровая

                                                                                                                      Автор: Абатурова В.В.

Должность: воспитатель

Краснодар

2022

Цель: Закрепить представления детей о характерных признаках осени и осенних явлениях. Расширять знания детей о явлениях живой и неживой природы: почему листья желтеют и опадают. Учить устанавливать причинно-следственные связи.

Задачи:

Социально - коммуникативное развитие:

  • Воспитывать усидчивость;
  •   Закреплять умение работать в команде;
  •   Воспитывать умение прислушиваться к мнению других, внимательно слушать вопросы воспитателя и ответы друг друга;
  •   Воспитывать дружеские взаимоотношения, чувство отзывчивости, желание помочь.

Познавательное развитие:

  • Закреплять название осенних месяцев;
  • Называть отличительные черты поздней осени;
  • Закреплять знание названий листьев деревьев;

Речевое развитие:

  • Закрепить умение детей давать полные ответы;
  • Формировать образную выразительную речь, умение выразить свои чувства через слово;
  • Способствовать пополнению, активизации словарного запаса.

Художественно-эстетическое развитие:

  •    Воспитывать любовь к природе родного края;

Физическое развитие:

  • Продолжать формировать умение сочетать речь с движением.

Материал и оборудование:

Телевизор, слайд шоу с изображениями пейзажей осени (И.Левитан, А.Саврасов, Л.Черная), Стихотворение К. Бальмонт, мольберт с рисунком деревьев без листьев (3 дерева), записка с текстом, раздаточный материал (Картинки пейзажей осени в разные месяцы), листочки для украшения деревьев (Клен, дуб, береза), записка с тексом на одном из листьев, текст загадок.

Этапы

Действия воспитателя

Действия детей

Время

Подготовительный

Материалы: Стихотворение

К. Бальмонт

Воспитатель: Здравствуйте ребята. Как ваше настроение?

Воспитатель:

Заглянула осень в сад -

Птицы улетели.

За окном с утра шуршат

Жёлтые метели.

Под ногами первый лёд

Крошится, ломается.

Воробей в саду вздохнёт,

А запеть –

Стесняется.

(К. Бальмонт)

- Ребята, кто догадался о чем мы сегодня оговорим?

- О осени. Вот и наступил последний осенний месяц, как он называется?

- Давайте пройдем на свои места и познакомимся с самыми красивы пейзажами осени.

Дети входят в группу

Дети здороваются.

Предположительные ответы детей:

-Хорошее

Предположительные ответы детей:

-Об осени

Дети называют предположительные ответы.

Дети проходят на стульчики

2 мин

Основной этап

Материалы:

Телевизор, слайд шоу с изображениями пейзажей осени (И.Левитан, А.Саврасов,

Л.Черная)

Материалы:

Мольберт с рисунком деревьев без листьев.

(3 дерева)

Материалы:

Записка с текстом.

Материалы:

Раздаточный материал. Картинки пейзажей осени в разные месяцы.

Листочки для украшения деревьев.

Материалы:

Записка с тексом на одном из листьев.

Материалы:

Текст загадок.

Листочки для украшения деревьев.

Материалы:

Мольберт с рисунком деревьев без листьев.

Листья разных видов деревьев (Клен, дуб, береза).

Материалы:

Записка с текстом.

Воспитатель: Ноябрь - самый холодный осенний месяц, совсем скоро наступит морозная зима.

Воспитатель: А какие еще месяца осени вы знаете?

Давайте мы с вами напоследок полюбуемся чудесными осенними пейзажами. Посмотрите на картинки, какие они по настроению?

- А теперь посмотрите на пейзаж за нашим окном. Он похож на наши картины?

- Почему?

Воспитатель: На пейзаже за нашим окном совсем нет листьев, а небо хмурое и печальное

А как называется явление, когда опадают листья?

Воспитатель:  Осень бывает разная! Яркая, красивая, богатая урожаем. Это ранняя осень. Бывает грустная, холодная, с опавшими листьями. Это поздняя осень.

Ребята, на нашем мольберте нарисован пейзаж, это какая осень?

Сюрпризный момент:

Воспитатель находит записку и читает ее.

Воспитатель:  Дети, тут какая-то записка. Давайте ее прочитаем?

Текст из записки:

Ребята, здравствуйте. Вот наступили холода и я расстроилась. Настроения совсем нет. Совсем скоро наступит самое холодное время года, зима и придет пора прощаться. Мои деревья совсем потеряли красочный наряд. Вы можете подарить мне еще один яркий день в осенних нарядах. Для этого нужно выполнить несколько заданий за которые вы будете получат листочки.

- Первое задание находится перед вами.

Игра «Разложи по порядку»

Воспитатель: На ваших столах лежат картинки с изображением осени, но он совсем перепутались. Их нужно разложит по порядку.                                                                                                        

Воспитатель: Вот мы и справились с первы заданием.

Хватит ли нам этих листочков чтоб нарядить позднюю осень?

Текст из записки: Как легко вы справились с заданием. Но этих листиков недостаточно чтоб украсит мои деревья. Попробуйте отгадать загадки и заработать листочки.

Воспитатель загадывает загадки, за правильные ответы дает листочки.

Загадки:

Без пути и без дороги

Ходит самый длинноногий,

В тучах прячется,

Во мгле,

Только ноги на земле.

(Дождь)

Опустел колхозный сад,

Паутинки вдаль летят,

И на южный край земли

Потянулись журавли.

Распахнулись двери школ.

Что за месяц к нам пришел?

(Сентябрь)

Осень по календарю, Но уже стучит вовсю В двери строгая зима, Сыплет снегом на поля.

(Ноябрь)

Физминутка «Осень пришла»

Стояла корзинка на полке без дела        

Скучала, наверно, все лето она              

Вот осень пришла и листва пожелтела,  

Настала пора собирать урожай.              

Корзинка довольна                                

Она удивилась                                        

Что так много фруктов в саду уродилось!

Воспитатель: Вот и пришло время украсить наш пейзаж и подарить поздней осени, красивый наряд.

Проблемная  ситуация:

Воспитатель: Рассмотрите внимательно листочки, как можно догадаться, на какое дерево повесить листики?

Воспитатель: Листочки каких деревьев мы собрали?

Игра «Украшаем пейзаж»

Дети по очереди приклеивают листочки на нужные деревья.

Воспитатель находит последнюю записку на мольберте.

Текст из записки: Спасибо дорогие ребята за отличный осенний наряд. Вы меня очень порадовали.

Дети:

- Сентябрь

- Октябрь

Дети рассматривают картины.

Дети называют предположительные ответы.

Дети называют предположительные ответы:

-Нет

-Не похожи

Дети называют предположительные ответы:

- Он без листьев

- Он грустный и печальный

 

Дети

- Листопад

Дети

- Поздняя

Дети выполняют задание.

На обратной стороне картинок дети находят листики.

Дети:

- Нет

На одном из листочков ребенок находит записку.

Дети называют предположительные ответы. Получают листики.

Дети называют предположительные ответы. Получают листики.

Дети называют предположительные ответы. Получают листики.

Присесть, округлить руки – изобразить корзину

Наклоны головы, вправо-влево

Встать, изобразить ветви деревьев

Потянуться, изобразить срывание фруктов с деревьев

Руки округлить перед собой, кивать головой

Развести руки

Подняться на носочки, показать руками большой круг.

Дети берут по два листика, рассматривают его, догадываются.

Дети называют предположительные ответы:

- Листики все разные

Дети называют предположительные ответы:

- Дубовые

- Кленовые

- Березовые

 

1 мин

2 мин

2 мин

 

3 мин

2 мин

3 мин

4 мин

Заключительный

Воспитатель собирает детей возле себя.

-Понравилось вам сегодня играть?

-Листочки каких деревьев мы собрали?

-Что было сегодня сложно?

-Что нового вы узнали?

Дети отвечают, делятся впечатлениями и прощаются с гостями.

3 мин

Используемая литература и источники:

1. Губанова, Н. Ф. Развитие игровой деятельности : система работы в средней группе детского сада / Н. Ф. Губанова. – М. : Мозаика-Синтез, 2010.

2. Дыбина, О. Б. Занятия по ознакомлению с окружающим миром в средней группе детского сада : конспекты занятий / О. Б. Дыбина. – М. : Мозаика-Синтез, 2010.

3. Соломенникова, О. А. Занятия по формированию элементарных экологических представлений в средней группе детского сада : конспекты занятий / О. А. Соломенникова. – М. : Мозаика-Синтез, 2010.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Составление описательного рассказа с элементами мнемотехники «Поздняя осень» (подготовительная группа компенсирующей направленности)

Цель: Закрепить знания об осени, развивать умение составлять описательный рассказ по картине, используя мнемотаблицу; развивать связную речь, мышление, воображение, память, внимание.Автор: Бакланов...

Поздняя осень.

Конспект занятия по рисованию в старшей группе....

"Осень", "Поздняя осень. Лиственные деревья.Грибы". "Зимующие птицы"- методический материал по развитию речи и речевому творчеству детей старшего дошкольного возраста с ОНР.

Представлен материал по расширению словарного запаса, грамматике, составлению описательных рассказов,  придумыванию загадок, различные игры: дидактические, сюжетно-ролевые, подвижные. Материал по...

Совместная деятельность с детьми старшей речевой группы № 7 ГБДОУ № 66 Калининского района «Мишка спать собирается» по лексической теме: «Осень. Признаки осени» (поздней осени)

Совместная деятельностьс детьми старшей речевой группы № 7   ГБДОУ д/с № 66Калининского района «Мишка спать собирается»...

Конспект НОД«Поздняя осень. Составление описательного рассказа о поздней осени с опорой на картинки – символы».

Учить называть приметы поздней осени, сравнивать лето и осень, называть отличительные черты поздней осени от «золотой»; учить составлять описательный рассказ об осени с опорой на картинки-...