Опытно-экспериментальная деятельность в средней группе
опыты и эксперименты по окружающему миру (средняя группа)
Дети среднего возраста очень любят экспериментировать. Это объясняется тем, что им присуще наглядно-действенное и наглядно-образное мышление, и экспериментирование, как никакой другой метод, соответствует этим возрастным особенностям. В дошкольном возрасте он является ведущим, а в первые три года – практически единственным способом познания мира.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
с октября по декабрь 2017 г. | 662.06 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Задачи: Расширять представления детей об окружающем мире. Развивать понимание взаимосвязей в природе. Развивать мышление, речь в процессе познавательно-исследовательской деятельности. Воспитывать стремление сохранять и оберегать природный и рукотворный мир. Цель: Развитие познавательной активности детей в процессе экспериментирования.
Вид проекта: Исследовательский Длительность проекта: октябрь 2021 - май 2022 г. (долгосрочный ) Возрастная группа: средняя (4-5 лет) Участники проекта: Педагог, дети, родители
Дети среднего возраста очень любят экспериментировать. Это объясняется тем, что им присуще наглядно-действенное и наглядно-образное мышление, и экспериментирование, как никакой другой метод, соответствует этим возрастным особенностям. В дошкольном возрасте он является ведущим, а в первые три года – практически единственным способом познания мира.
1 этап: Подготовительный подбор литературы; подбор материала для экспериментирования; оформление уголка «Мини лаборатория в группе»; разработка комплексно-тематического плана работы
Уголок экспериментирования Грамотно организованный уголок экспериментирования в помещении группы способствует развитию исследовательского типа мышления у дошкольников и формируют умения для успешного обучения в будущем
Материалы, необходимые для организации детского экспериментирования в средней группе дошкольного возраста бусины, пуговицы; верёвки, шнурки, тесьма, нитки; пластиковые бутылочки разного размера; разноцветные прищепки; камешки разного размера; винтики, гайки, шурупы; пробки; пух и перья; разноцветные резинки; полиэтиленовые пакетики; семена фасоли, гороха; косточки и скорлупа орехов; вата, синтепон; упаковки от «киндер-сюрпризов»; глина, песок; вода и пищевые красители; бумага разного сорта
Тема занятия Задачи «Вода» познакомить детей со следующими свойствами воды: вода не имеет собственной формы, вода одни предметы растворяет, а другие – нет; вода бывает разной температуры, вода прозрачна, не имеет вкуса и запаха, вода испаряется, существует три состояния воды, вода течет, она – жидкость; «Воздух – невидимка» Сформировать представление о том, что воздух состоит из разных газов, главный среди них –кислород (мы им дышим ), что он занимает место и обладает свойствами (невидим, лёгкий, не имеет запаха), а также дать представление о том, что ветер – это движение воздуха; способствовать овладению некоторыми способами обнаружения воздуха «Лед» закрепить знания детей о свойствах льда. 2 этап: Основной Цикл познавательных занятий.
Особенности организации работы с воспитанниками по экспериментированию в средней группе Способны улавливать простейшие причинно –следственные связи. Возникает вопрос «Почему?», пытаются отвечать сами. Реагируют на предупреждения взрослых, но сами следить за выполнениями правил безопасности не могут . В процессе экспериментирования словарь детей пополняется словами, обозначающими сенсорные признаки свойства, явления или объекта природы (цвет, форма, величина: мнётся - ломается, высоко - низко - далеко, мягкий - твёрдый - тёплый и прочее).
Исследовательская и практическая деятельность детей.
К. Д. Ушинский писал: «Самая лучшая игрушка для детей – куча песка! ». Песок – загадочный материал. Он обладает способностью завораживать человека, притягивать, как магнит. Песок привлекает детей и взрослых своим непостоянством. Песок может быть сухим, лёгким, и ускользающим или влажным, плотным и тяжёлым, способным принимать любые формы. Игры с песком вносят в душу ребёнка веселье и радость и вместе с тем способствуют его развитию. Игра с песком - это естественная и доступная для каждого ребенка форма деятельности. Ребенок часто словами не может выразить свои переживания, страхи и тут ему на помощь приходят игры с песком. Проигрывая взволновавшие его ситуации с помощью игрушечных фигурок, создавая картину собственного мира из песка, ребенок освобождается от напряжения. А самое главное - он приобретает бесценный опыт символического разрешения множества жизненных ситуаций, ведь в настоящей сказке все заканчивается хорошо.
Вода способна увлечь, пожалуй, любого ребенка. Одни детки любят в ней купаться, стучать ладошками, разбрызгивать, бросать в нее различные предметы, другие часами готовы переливать водичку из одной емкости в другую. Для малыша вода – это кладезь информации. Уже то, что она имеет три состояния: твердое жидкое и газообразное, делает ее уникальной. Каждый элементарный опыт станет для крохи настоящим открытием. В процессе занятий юный исследователь узнает о воде много нового и интересного: 1 ) освоит противоположные понятия: мокрый-сухой ; чистый-грязный ; тяжелый-легкий ; горячий-холодный-теплый ; много-мало ; 2) узнает, что вода жидкая, прозрачная, льется, журчит, не имеет цвета, запаха, вкуса, формы, способна замерзать и превращаться в пар; 3) научится переливать воду различными способами.
Интересно вместе с детьми при помощи кисточки и гуаши делать разноцветную воду
Не менее увлекательным для детей является и воздух. Он необходим всему живому на планете: людям, животным, растениям и т.д. Но только какой он, воздух? Чтобы ответить на этот вопрос мы с детьми провели опыты.
Опыты в домашних условиях
Опыт «Вулкан Беттгера » Химический опыт «Вулкан Беттгера » – это возможность понаблюдать за извержением вулкана прямо у себя дома. Захватывающий эксперимент с бихроматом аммония известен своей яркостью и бурностью протекания реакции
Окрашивание абстрактным рисунком предметов сложной формы В ёмкость с водой капнули лак для ногтей разных цветов. На поверхности воды образовалась цветная плёнка. Опустили в воду предмет с шероховатой поверхностью, плёнка осталась на нём, получился абстрактный рисунок.
Поднимающаяся вода Поставь 3 стакана в ряд, в первый и третий налей воды. Подкрась красной гуашью воду в первом стакане, жёлтой-во втором. Сверни 2 салфетки и опусти концы в стаканы. Наблюдай, как окрашенная вода будет набираться в пустой стакан и смешиваться. Вода впитывается волокнами салфетки и поэтому поднимается. Под действием силы тяжести вода опускается в пустой стакан.
Удаление пятна от пасты шариковой ручки разными средствами
«Научи яйцо плавать» Берём 2 стакана с водой. В один стакан добавляем соль, затем погружаем яйцо в стакан с чистой водой, а затем, в стакан с солёной водой. В солёной воде яйцо должно всплыть, а в чистой опуститься на дно.
Специально организованная опытно-экспериментальная деятельность позволяет воспитанникам самим добывать информацию об изучаемых явлениях или объектах, а педагогу – сделать процесс обучения максимально эффективным и более полно удовлетворяющим естественную любознательность дошкольников. Детское экспериментирование – ведущий метод в познавательно-исследовательской деятельности дошкольников. Использование опытно-экспериментальной деятельности в педагогической практике является эффективным и необходимым для развития у дошкольников исследовательской деятельности, познавательного интереса, увеличения объема знаний и умения владеть этими знаниями. Вывод: 3 этап: Заключительный
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект познавательной опытно-экспериментальной исследовательской деятельности с детьми подготовительной группы на тему «Из чего изготавливают дрожжевое тесто. Выпекаем хлеб». Презентиция "Путь хлеба"
Материал содержит конспект познавательной опытно-экспериментальной деятельности и презентацию....
Конспект непосредственно опытно-экспериментальной образовательной деятельности Тема "Ах, картошка!"
Сюрпризный момент - приглашение Степашки в овощной магазин. Беседа о картофеле. Дидактическая игра "Про что я говорю". Загадки про овощи. Исследование картофеля. Игра-эстафета "Посади к...
опытно-экспериментальная образовательная деятельность в подготовительной группе "Воздух-невидимка"
формировать представления детей о воздухе и его свойствах...
Перспективное планирование опытно – экспериментальной исследовательской деятельности в старшей группе по теме «Вода в жизни человека».
Цель проекта: формирование знаний у детей о значении воды в жизни человека, животного и растительного мира; формирование наблюдательности у детей старшего дошкольного возраста через опыты, игры с водо...
Конспект опытно-экспериментальной образовательной деятельности с детьми подготовительной группы "Мы изучаем свет" с использованием цифровой лаборатории «Наураша в стране Наурандии»
Занятие направлено на знакомство со свойствами света, на уточнение представлений об источниках света, на развитие у детей познавательной активности, любознательности с использованием цифровой лаборато...
Технология опытно экспериментальной детской деятельности
В период дошкольного детства происходит зарождение первичного образа мира благодаря познавательной активности ребенка, имеющей свою специфику на каждом возрастном этапе....
Конспект опытно-экспериментальной организованной деятельности «В стране волшебной манки»
Детское экспериментирование является одним из методов обучения и развития естественнонаучных представлений дошкольников. В ходе опытной деятельности дошкольник учится наблюдать, размышлять, сравниват...