Конспект НОД "Города Чувашии"
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)

Формируем представления о родном крае – республике Чувашия. Воспитываем патриотические чувства, любовь к Родине.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл goroda_chuvashii.docx33.49 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад «Пукане» комбинированного вида города Ядрин Чувашской Республики

Конспект НОД  по окружающему миру

в подготовительной к школе группе

«Города Чувашии»

Разработал:

воспитатель

1 квалификационной категории

Ловыгина Н.В.

г.  Ядрин 2022 г.

Конспект НОД по окружающему миру на тему: «Города Чувашии»

 

Задачи:

  1. Образовательные:

-формировать обобщенные представления о родном крае – республике Чувашия: культура, географическое положение;

-продолжать знакомить с достопримечательностями региона, в котором живут дети;

-расширять знания о государственной символике Чувашской Республики;

-формировать понимание обобщающих слов: село, город; учится выделять их особенности, различия в специфике труда людей в городе и в селе;

2.   Развивающие:

-развивать познавательную активность, самостоятельность, умение делать умозаключения;

-развивать произвольное внимание;

-развивать эмоциональную и слуховую память;

3.   Воспитательные: 

-воспитывать любовь к родному краю;

-воспитывать патриотические чувства, любовь к Родине;

-воспитывать уважительное отношение к окружающим; формировать умение слушать собеседника, не перебивать без надобности;

-воспитывать организованность, дисциплинированность;

Словарная работа:

активизировать: Чувашия, Чувашская республика,

обогащать словарный запас словами: достопримечательность;

Методы и приемы:

вводная часть:

-введение в игровую ситуацию «Нарспи и Сетнер пришли в гости»;

-вопросы;

основная часть:

-беседа;

-физкультминутка;

-игровое упражнение «Расположи достопримечательности города Чебоксары»;

заключительная часть:

-игровое упражнение «Вспомни город»;

-подведение итогов;

Материал и оборудование: 

Демонстрационный материал: куклы Нарспи и Сетнер; карта Чувашии; изображения города.

Раздаточный материал:  гербы городов Чувашии; карточки с изображением достопримечательностей города Чебоксары.

Предварительная работа: беседа с детьми о значении слов «флаг», «герб»; рассматривание российского, чувашского флага и герба;

Ход занятия: 

Воспитатель: ребята, сегодня к нам на занятие пришли гости: прекрасная девушка Нарспи и молодой человек Сетнер. Поздороваемся с ними.               (воспитатель демонстрирует двух кукол).

Дети: здравствуйте!

Воспитатель: скажите, пожалуйста, знакомы ли вам эти персонажи?

Дети: нет.

Воспитатель: ребята про Нарспи и Сетнера написал великий чувашский поэт Константин Иванов и эта поэма называется «Нарспи». Сетнер и Нарспи хотят вместе с нами отправиться на экскурсию по нашей республике.

Воспитатель: ребята, скажите, пожалуйста, а как называется наша республика?

Дети: Чувашская Республика, Чувашия.

Воспитатель: правильно, мы можем называть нашу республику как Чувашией, так и Чувашской Республикой, потому что оба эти наименования, согласно Конституции Чувашской Республики, равнозначны. А сейчас отправимся с вами на экскурсию по городам Чувашии.

Воспитатель:  Вы знаете, что такое город?

Дети: да, город – это место, где живут люди.

Воспитатель:еще город – это крупный населенный пункт, то есть здесь живет много – много людей, и большая часть жителей работают на заводах, фабриках. А много ли городов в нашей республике?

Дети: да, много.

Воспитатель: Девять прекрасных, самобытных городов находится на территории Чувашской республики. Ребята, а какие города Чувашской Республики вы знаете?

Дети: Новочебоксарск, Чебоксары, Ядрин.

Воспитатель: все верно, Новочебоксарск и Чебоксары считаются крупными городами Чувашии, но кроме них также есть еще семь малых городов республики: Мариинский Посад, Цивильск, Козловка, Канаш, Алатырь, Шумерля, Ядрин

(воспитатель показывает города на карте Чувашии).

Воспитатель: ребята, для того, чтобы мы с вами могли попасть на экскурсию в один из городов Чувашии, нам всем нужно будет встать и проговорить четверостишие из стихотворения великого чувашского поэта Якова Ухсая «Чувашская земля»:

Для счастья ты родился снова, (руки распростерты)

Ты снова жив, родимый край,-

Могучий, бодрый и здоровый (показывают свои мышцы на руках)

Смелей в грядущее шагай (шагают на месте).

Воспитатель: вот мы и попали с вами в первый город  Чувашской Республики, в ее столицу – Чебоксары. Город Чебоксары расположен на правом берегу реки Волга. В этом замечательном городе находится огромное количество достопримечательностей. Ребята, я не знаю, что такое достопримечательности. Вы знаете? Достопримечательность – это место, вещь или объект, заслуживающие особого внимания, знаменитое или замечательное чем-либо, например, являющиеся историческим наследием, художественной ценностью.

Ребята, я буду называть вам самые известные достопримечательности города Чебоксары, а вы попробуйте найти их изображения на своих карточка и закрыть поля. 

Одним из объектов, заслуживающего особого внимания в Чебоксарах, является монумент «Мать – Покровительница». Скульптура изображает женщину-чувашку в национальном уборе с раскинутыми в сторону руками, обозначающими жест объятий, благословения и защиты.
Старейшим храмом Чувашии является  
Введенский собор.
Крупнейшим культурным центром Чувашской Республики является Государственный художественный музей, располагающий богатой коллекцией произведений зарубежного и отечественного искусства.
Чебоксарский залив - это место отдыха, проведения праздничных мероприятий и масштабных республиканских торжеств. Кроме этих достопримечательностей в Чебоксарах имеется еще много других красивых и знаменитых мест.Также у Чебоксар есть свой флаг и герб.

Воспитатель: ребята, а вы знаете, что такое герб?

Дети: герб –  это символ государства.

Воспитатель: герб – это эмблема государства, то есть условное изображение идеи в рисунке.  На гербе города Чебоксары изображены:

-"Пять серебряных уток", которые означают стремление к свободе и достижение поставленных целей.

-Голубое поле  означает красоту, ясность, мягкость и величие города Чебоксары.

-Дуб, любимое дерево чуваш, означает силу, вечность, крепость.

-Эмблема "Три серебряных дуба" - эти три силуэта означают существование города Чебоксары во времени: в прошлом, настоящем и будущем.

-Три четырехлучевые восьмиугольные звезды описывают девиз чебоксарцев: "Были, есть и будем".

Воспитатель: ребята, найдите, пожалуйста, среди разных гербов герб города Чебоксары и положите его перед собой

Воспитатель: следующий город, в котором мы хотели побывать, является спутником города Чебоксары. Новочебоксарск также как и Чебоксары, расположен на правом берегу Волги.       Возле собора святого князя Владимира установлен  памятник князю Владимиру: его  пятиметровая фигура и мемориальная доска со словами: «Святой равноапостольный князь Владимир, креститель Руси».

Декоративно-монументальная композиция в честь основания города Новочебоксарска. По окружности кольца надпись на чувашском и русском языках: «Город Новочебоксарск основан в 1960 году».

Памятник погибшим во время Великой Отечественной войны жителям деревень, ранее располагавшихся на месте г. Новочебоксарска; Монумент жертвам Чернобыльской АЭС и других техногенных катастроф.

Воспитатель: у Новочебоксарска также есть свой герб.  Композиция герба г. Новочебоксарск символизирует город химиков, энергетиков, строителей (показывает на трех уток). 

Воспитатель: ребята, найдите, пожалуйста, герб города Новочебоксарск и положите его перед собой

Воспитатель: следующий город Чувашии  Мариинский Посад расположен на правом берегу реки Волга. В этом городе находится Свято - Троицкий собор. Недалеко от которого  находится часовня и целебный источник. Люди приезжают сюда, чтобы помолиться, очиститься и испить воды из целебного источника. 

Государева гора. Место названо в память о том, как императрица Екатерина II останавливалась в этом месте.

Старинный храм Казанской Божьей Матери

Мариинско-Посадский историко-краеведческий музей, где можно увидеть, как раньше жили богатые купцы.  

Воспитатель: ребята, посмотрите, пожалуйста, на герб города Мариинский Посад и скажите, что там изображено?

Дети: корона и гора.

Воспитатель: правильно. Город Мариинский Посад назван в честь императрицы Марии Александровны, вот поэтому на гербе изображена корона. Две изумрудные вершины олицетворяют местоположение города.

Воспитатель: найдите, пожалуйста, герб города Мариинский Посад и положите его перед собой.

Воспитатель: Город Цивильск расположен на Приволжской возвышенности, на берегу реки Большой Цивиль. В городе Цивильск можно увидеть Тихинский женский монастырьСвято – Троицкий собор. В этом городе появился первый в Чувашии железобетонный монолитный мост.

Воспитатель: ребята, а какое дерево вы видите на гербе города Цивильск?

Дети: дуб.

Воспитатель: дуб, нарисован на гербе славного города Цивильск, так как дуб также как и город силен своей мощью, неторопливостью, долгожительством и долготерпением. Встаньте, пожалуйста, на ноги и покажите руками, какой дуб сильный, несгибаемый.

Воспитатель: найдите, пожалуйста, герб города Цивильск и положите его перед собой.

Воспитатель: еще один славный город в Чувашии называется Козловка. Он также расположен на правом берегу Волги. В Козловке имеется Музей боевой Славы под открытым небом. В этом музее можно увидеть различные танки, самолет, пограничный столб, вечный огонь и аллею славы героев, павших во время ВОВ. Каждое лето пристань Козловки принимает около 80 теплоходов с туристами! В городе Козловка стоит дом - музей, в котором раньше жил великий математик Николай Иванович Лобачевский. На гербе города Козловка изображены промыслы, которыми занимаются жители этого города: деревообрабатывающий (листья деревьев) и рыбный (рыба).

Воспитатель: найдите, пожалуйста, герб города Козловка, положите перед собой

Воспитатель: ребята, этот красивый город с величественной деревянной церковью называется Канаш. Там и вправду стоит деревянная церковь апостола Варнавы. В городе имеется  краеведческий музей, в котором можно познакомиться с чувашской национальной одеждой, украшениями, проследить историю района по вещевым, фото- и документальным материалам. Также Канаш - это станция железной дороги, здесь находится крупный железнодорожный узел. Поэтому на гербе города Канаш изображена эмблема, состоящая из шестерни и железнодорожного колеса с крыльями.

Воспитатель: найдите, пожалуйста, герб города Канаш.  Чтобы добраться до следующего города, нам нужно сесть на поезд и выполнить следующие движения:

Поезд мчится и свистит (руки согнуты в локтях, синхронно вращаются)

И колесами стучит (топают на месте).

Я стучу, стучу, стучу (шаг в сторону и притоп),

Всех до места докачу (бег на месте).

Чу-чу-чу (круговые движения руками)!

Воспитатель: вот и добрались мы с вами по железной дороге к городу Алатырь. Город расположен на левом берегу реки Суры. Казанская Пятницкая церковь несколько веков являлась визитной карточкой города Алатырь. На севере города стоит Свято – Троицкий монастырь с самой высокой в России колокольней. Венцом исторической части города Алатырь называют собор Рождества Пресвятой Богородицы. На гербе города Алатырь изображены три колчана, наполненные стрелами, в знак того, что жители этого города хорошо стреляли из лука. Нам осталось побывать еще в двух городах Чувашии.

Воспитатель: предпоследний город Чувашии на нашем маршруте – Шумерля. В городе установлен монумент Планера. Планер представляет собою копию планера военных лет, которые выпускались здесь на заводе. На северо- западе города установлен памятник - Братская могила летчиков, погибших во время авиакатастрофы в 1943 году.

Воспитатель: ребята, дубовый лист с желудями в гербе города Шумерля напоминает о химической и мебельной промышленности, которой занимаются в городе. Шестерня символизирует развитие машиностроительной промышленности. Находим герб города Шумерля кладем его перед собой. Последний город Чувашии, в котором мы сегодня хотели бы побывать – это город Ядрин.

Воспитатель: город Ядрин расположен на берегу реки Сура. В дань уважения знаменитым выходцам из города Ядрин, в городе была сооружена скульптура «Ангел памяти и славы».  Памятником архитектуры является здание казначействаСвято – троицкий собор был построен в городе Ядрин  в благодарность Господу за прекращение голода, свирепствовавшего в далекие - далекие года.

Воспитатель: посмотрите, пожалуйста, на герб города Ядрин. Что изображено на нем?

Дети: шарики.

Воспитатель: в центре герба изображена пирамида из пушечных ядер, что указывает на историчность города, то есть то, что в городе Ядрин происходило много разных событий.

Воспитатель: ребята, вот мы и побывали во всех девяти прекрасных, исторически богатых городах Чувашии. Вам понравилось?

Дети: да.

Воспитатель: ребята, Нарспи и Сетнер спрашивают, а сможем ли мы вспомнить названия городов Чувашской республики, где сегодня мы с вами побывали?

Дети: да.

Воспитатель: предлагаю вам, ребята, вспомнить названия городов.   Слушаем внимательно вопросы. Первый город (столица Чувашии), в котором мы побывали сегодня назывался…

Дети: Чебоксары.

Воспитатель: правильно. Второй город, в котором мы сегодня побывали, является спутником города Чебоксары.

Дети: Новочебоксарск.

Воспитатель: Третий город был назван в честь императрицы Марии Александровны.

Дети: Мариинский Посад.

Воспитатель: В четвертом городе появился первый в Чувашии железобетонный монолитный мост.

Дети: Цивильск.

Воспитатель: В пятом городе музей боевой славы под открытым небом, где  можно увидеть различные танки, самолет, пограничный столб и др.

Дети: Козловка.

Воспитатель: Шестой город является крупным железнодорожным узлом в Чувашии.

Дети: Канаш.

Воспитатель: Жители седьмого города когда-то давным-давно очень хорошо стреляли из лука и поэтому на гербе их города изображены колчан и стрелы.

Дети: Алатырь.

Воспитатель: В восьмом городе установлен монумент Планера, который представляет собою копию планера военных лет выпускавшихся здесь на заводе.

Дети: Шумерля.

Воспитатель:  В девятом городе сооружена скульптура «Ангел памяти и славы».

Дети: Ядрин.

Воспитатель: молодцы, ребята. Все запомнили. Нарспи и Сетнер говорят вам огромное спасибо, за познавательное путешествие! Они отправятся дальше в другие детские сады к другим ребятам, чтобы рассказать им о величественных, прекрасных городах Чувашии! До свидания!

Дети: до свидания!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект : Золотая книга – для маленьких чуваш. МБДОУ «Детский сад «Звёздочка» город Козловка Чувашия

Обоснование актуальности темы.1.      Сейчас забывается такой красивый чувашский язык. Дети снисходительно и несерьёзно относятся к изучению чувашского языка и я считаю, если ...

Конспект интегрированного занятия в старшей группе с использованием информационно-коммуникационных технологий «Люблю тебя – моя Чувашия!»

Программное содержание:- обобщить знания детей о растительном и животном мире родного края;- познакомить с заповедниками, охраняемыми видами растений и животных Чувашии;- формировать осознанное действ...

Конспект занятие "Чувашия моя родная"

Конспект занятие про Чувашскую республику...

Конспект сценария праздника «Мы в Чувашии живем»

Сценарий для проведения массового праздника...