Конспект НОД "Города Чувашии"
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)
Формируем представления о родном крае – республике Чувашия. Воспитываем патриотические чувства, любовь к Родине.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
goroda_chuvashii.docx | 33.49 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад «Пукане» комбинированного вида города Ядрин Чувашской Республики
Конспект НОД по окружающему миру
в подготовительной к школе группе
«Города Чувашии»
Разработал:
воспитатель
1 квалификационной категории
Ловыгина Н.В.
г. Ядрин 2022 г.
Конспект НОД по окружающему миру на тему: «Города Чувашии»
Задачи:
- Образовательные:
-формировать обобщенные представления о родном крае – республике Чувашия: культура, географическое положение;
-продолжать знакомить с достопримечательностями региона, в котором живут дети;
-расширять знания о государственной символике Чувашской Республики;
-формировать понимание обобщающих слов: село, город; учится выделять их особенности, различия в специфике труда людей в городе и в селе;
2. Развивающие:
-развивать познавательную активность, самостоятельность, умение делать умозаключения;
-развивать произвольное внимание;
-развивать эмоциональную и слуховую память;
3. Воспитательные:
-воспитывать любовь к родному краю;
-воспитывать патриотические чувства, любовь к Родине;
-воспитывать уважительное отношение к окружающим; формировать умение слушать собеседника, не перебивать без надобности;
-воспитывать организованность, дисциплинированность;
Словарная работа:
активизировать: Чувашия, Чувашская республика,
обогащать словарный запас словами: достопримечательность;
Методы и приемы:
вводная часть:
-введение в игровую ситуацию «Нарспи и Сетнер пришли в гости»;
-вопросы;
основная часть:
-беседа;
-физкультминутка;
-игровое упражнение «Расположи достопримечательности города Чебоксары»;
заключительная часть:
-игровое упражнение «Вспомни город»;
-подведение итогов;
Материал и оборудование:
Демонстрационный материал: куклы Нарспи и Сетнер; карта Чувашии; изображения города.
Раздаточный материал: гербы городов Чувашии; карточки с изображением достопримечательностей города Чебоксары.
Предварительная работа: беседа с детьми о значении слов «флаг», «герб»; рассматривание российского, чувашского флага и герба;
Ход занятия:
Воспитатель: ребята, сегодня к нам на занятие пришли гости: прекрасная девушка Нарспи и молодой человек Сетнер. Поздороваемся с ними. (воспитатель демонстрирует двух кукол).
Дети: здравствуйте!
Воспитатель: скажите, пожалуйста, знакомы ли вам эти персонажи?
Дети: нет.
Воспитатель: ребята про Нарспи и Сетнера написал великий чувашский поэт Константин Иванов и эта поэма называется «Нарспи». Сетнер и Нарспи хотят вместе с нами отправиться на экскурсию по нашей республике.
Воспитатель: ребята, скажите, пожалуйста, а как называется наша республика?
Дети: Чувашская Республика, Чувашия.
Воспитатель: правильно, мы можем называть нашу республику как Чувашией, так и Чувашской Республикой, потому что оба эти наименования, согласно Конституции Чувашской Республики, равнозначны. А сейчас отправимся с вами на экскурсию по городам Чувашии.
Воспитатель: Вы знаете, что такое город?
Дети: да, город – это место, где живут люди.
Воспитатель:еще город – это крупный населенный пункт, то есть здесь живет много – много людей, и большая часть жителей работают на заводах, фабриках. А много ли городов в нашей республике?
Дети: да, много.
Воспитатель: Девять прекрасных, самобытных городов находится на территории Чувашской республики. Ребята, а какие города Чувашской Республики вы знаете?
Дети: Новочебоксарск, Чебоксары, Ядрин.
Воспитатель: все верно, Новочебоксарск и Чебоксары считаются крупными городами Чувашии, но кроме них также есть еще семь малых городов республики: Мариинский Посад, Цивильск, Козловка, Канаш, Алатырь, Шумерля, Ядрин
(воспитатель показывает города на карте Чувашии).
Воспитатель: ребята, для того, чтобы мы с вами могли попасть на экскурсию в один из городов Чувашии, нам всем нужно будет встать и проговорить четверостишие из стихотворения великого чувашского поэта Якова Ухсая «Чувашская земля»:
Для счастья ты родился снова, (руки распростерты)
Ты снова жив, родимый край,-
Могучий, бодрый и здоровый (показывают свои мышцы на руках)
Смелей в грядущее шагай (шагают на месте).
Воспитатель: вот мы и попали с вами в первый город Чувашской Республики, в ее столицу – Чебоксары. Город Чебоксары расположен на правом берегу реки Волга. В этом замечательном городе находится огромное количество достопримечательностей. Ребята, я не знаю, что такое достопримечательности. Вы знаете? Достопримечательность – это место, вещь или объект, заслуживающие особого внимания, знаменитое или замечательное чем-либо, например, являющиеся историческим наследием, художественной ценностью.
Ребята, я буду называть вам самые известные достопримечательности города Чебоксары, а вы попробуйте найти их изображения на своих карточка и закрыть поля.
Одним из объектов, заслуживающего особого внимания в Чебоксарах, является монумент «Мать – Покровительница». Скульптура изображает женщину-чувашку в национальном уборе с раскинутыми в сторону руками, обозначающими жест объятий, благословения и защиты.
Старейшим храмом Чувашии является Введенский собор.
Крупнейшим культурным центром Чувашской Республики является Государственный художественный музей, располагающий богатой коллекцией произведений зарубежного и отечественного искусства.
Чебоксарский залив - это место отдыха, проведения праздничных мероприятий и масштабных республиканских торжеств. Кроме этих достопримечательностей в Чебоксарах имеется еще много других красивых и знаменитых мест.Также у Чебоксар есть свой флаг и герб.
Воспитатель: ребята, а вы знаете, что такое герб?
Дети: герб – это символ государства.
Воспитатель: герб – это эмблема государства, то есть условное изображение идеи в рисунке. На гербе города Чебоксары изображены:
-"Пять серебряных уток", которые означают стремление к свободе и достижение поставленных целей.
-Голубое поле означает красоту, ясность, мягкость и величие города Чебоксары.
-Дуб, любимое дерево чуваш, означает силу, вечность, крепость.
-Эмблема "Три серебряных дуба" - эти три силуэта означают существование города Чебоксары во времени: в прошлом, настоящем и будущем.
-Три четырехлучевые восьмиугольные звезды описывают девиз чебоксарцев: "Были, есть и будем".
Воспитатель: ребята, найдите, пожалуйста, среди разных гербов герб города Чебоксары и положите его перед собой
Воспитатель: следующий город, в котором мы хотели побывать, является спутником города Чебоксары. Новочебоксарск также как и Чебоксары, расположен на правом берегу Волги. Возле собора святого князя Владимира установлен памятник князю Владимиру: его пятиметровая фигура и мемориальная доска со словами: «Святой равноапостольный князь Владимир, креститель Руси».
Декоративно-монументальная композиция в честь основания города Новочебоксарска. По окружности кольца надпись на чувашском и русском языках: «Город Новочебоксарск основан в 1960 году».
Памятник погибшим во время Великой Отечественной войны жителям деревень, ранее располагавшихся на месте г. Новочебоксарска; Монумент жертвам Чернобыльской АЭС и других техногенных катастроф.
Воспитатель: у Новочебоксарска также есть свой герб. Композиция герба г. Новочебоксарск символизирует город химиков, энергетиков, строителей (показывает на трех уток).
Воспитатель: ребята, найдите, пожалуйста, герб города Новочебоксарск и положите его перед собой
Воспитатель: следующий город Чувашии Мариинский Посад расположен на правом берегу реки Волга. В этом городе находится Свято - Троицкий собор. Недалеко от которого находится часовня и целебный источник. Люди приезжают сюда, чтобы помолиться, очиститься и испить воды из целебного источника.
Государева гора. Место названо в память о том, как императрица Екатерина II останавливалась в этом месте.
Старинный храм Казанской Божьей Матери;
Мариинско-Посадский историко-краеведческий музей, где можно увидеть, как раньше жили богатые купцы.
Воспитатель: ребята, посмотрите, пожалуйста, на герб города Мариинский Посад и скажите, что там изображено?
Дети: корона и гора.
Воспитатель: правильно. Город Мариинский Посад назван в честь императрицы Марии Александровны, вот поэтому на гербе изображена корона. Две изумрудные вершины олицетворяют местоположение города.
Воспитатель: найдите, пожалуйста, герб города Мариинский Посад и положите его перед собой.
Воспитатель: Город Цивильск расположен на Приволжской возвышенности, на берегу реки Большой Цивиль. В городе Цивильск можно увидеть Тихинский женский монастырь; Свято – Троицкий собор. В этом городе появился первый в Чувашии железобетонный монолитный мост.
Воспитатель: ребята, а какое дерево вы видите на гербе города Цивильск?
Дети: дуб.
Воспитатель: дуб, нарисован на гербе славного города Цивильск, так как дуб также как и город силен своей мощью, неторопливостью, долгожительством и долготерпением. Встаньте, пожалуйста, на ноги и покажите руками, какой дуб сильный, несгибаемый.
Воспитатель: найдите, пожалуйста, герб города Цивильск и положите его перед собой.
Воспитатель: еще один славный город в Чувашии называется Козловка. Он также расположен на правом берегу Волги. В Козловке имеется Музей боевой Славы под открытым небом. В этом музее можно увидеть различные танки, самолет, пограничный столб, вечный огонь и аллею славы героев, павших во время ВОВ. Каждое лето пристань Козловки принимает около 80 теплоходов с туристами! В городе Козловка стоит дом - музей, в котором раньше жил великий математик Николай Иванович Лобачевский. На гербе города Козловка изображены промыслы, которыми занимаются жители этого города: деревообрабатывающий (листья деревьев) и рыбный (рыба).
Воспитатель: найдите, пожалуйста, герб города Козловка, положите перед собой
Воспитатель: ребята, этот красивый город с величественной деревянной церковью называется Канаш. Там и вправду стоит деревянная церковь апостола Варнавы. В городе имеется краеведческий музей, в котором можно познакомиться с чувашской национальной одеждой, украшениями, проследить историю района по вещевым, фото- и документальным материалам. Также Канаш - это станция железной дороги, здесь находится крупный железнодорожный узел. Поэтому на гербе города Канаш изображена эмблема, состоящая из шестерни и железнодорожного колеса с крыльями.
Воспитатель: найдите, пожалуйста, герб города Канаш. Чтобы добраться до следующего города, нам нужно сесть на поезд и выполнить следующие движения:
Поезд мчится и свистит (руки согнуты в локтях, синхронно вращаются)
И колесами стучит (топают на месте).
Я стучу, стучу, стучу (шаг в сторону и притоп),
Всех до места докачу (бег на месте).
Чу-чу-чу (круговые движения руками)!
Воспитатель: вот и добрались мы с вами по железной дороге к городу Алатырь. Город расположен на левом берегу реки Суры. Казанская Пятницкая церковь несколько веков являлась визитной карточкой города Алатырь. На севере города стоит Свято – Троицкий монастырь с самой высокой в России колокольней. Венцом исторической части города Алатырь называют собор Рождества Пресвятой Богородицы. На гербе города Алатырь изображены три колчана, наполненные стрелами, в знак того, что жители этого города хорошо стреляли из лука. Нам осталось побывать еще в двух городах Чувашии.
Воспитатель: предпоследний город Чувашии на нашем маршруте – Шумерля. В городе установлен монумент Планера. Планер представляет собою копию планера военных лет, которые выпускались здесь на заводе. На северо- западе города установлен памятник - Братская могила летчиков, погибших во время авиакатастрофы в 1943 году.
Воспитатель: ребята, дубовый лист с желудями в гербе города Шумерля напоминает о химической и мебельной промышленности, которой занимаются в городе. Шестерня символизирует развитие машиностроительной промышленности. Находим герб города Шумерля кладем его перед собой. Последний город Чувашии, в котором мы сегодня хотели бы побывать – это город Ядрин.
Воспитатель: город Ядрин расположен на берегу реки Сура. В дань уважения знаменитым выходцам из города Ядрин, в городе была сооружена скульптура «Ангел памяти и славы». Памятником архитектуры является здание казначейства. Свято – троицкий собор был построен в городе Ядрин в благодарность Господу за прекращение голода, свирепствовавшего в далекие - далекие года.
Воспитатель: посмотрите, пожалуйста, на герб города Ядрин. Что изображено на нем?
Дети: шарики.
Воспитатель: в центре герба изображена пирамида из пушечных ядер, что указывает на историчность города, то есть то, что в городе Ядрин происходило много разных событий.
Воспитатель: ребята, вот мы и побывали во всех девяти прекрасных, исторически богатых городах Чувашии. Вам понравилось?
Дети: да.
Воспитатель: ребята, Нарспи и Сетнер спрашивают, а сможем ли мы вспомнить названия городов Чувашской республики, где сегодня мы с вами побывали?
Дети: да.
Воспитатель: предлагаю вам, ребята, вспомнить названия городов. Слушаем внимательно вопросы. Первый город (столица Чувашии), в котором мы побывали сегодня назывался…
Дети: Чебоксары.
Воспитатель: правильно. Второй город, в котором мы сегодня побывали, является спутником города Чебоксары.
Дети: Новочебоксарск.
Воспитатель: Третий город был назван в честь императрицы Марии Александровны.
Дети: Мариинский Посад.
Воспитатель: В четвертом городе появился первый в Чувашии железобетонный монолитный мост.
Дети: Цивильск.
Воспитатель: В пятом городе музей боевой славы под открытым небом, где можно увидеть различные танки, самолет, пограничный столб и др.
Дети: Козловка.
Воспитатель: Шестой город является крупным железнодорожным узлом в Чувашии.
Дети: Канаш.
Воспитатель: Жители седьмого города когда-то давным-давно очень хорошо стреляли из лука и поэтому на гербе их города изображены колчан и стрелы.
Дети: Алатырь.
Воспитатель: В восьмом городе установлен монумент Планера, который представляет собою копию планера военных лет выпускавшихся здесь на заводе.
Дети: Шумерля.
Воспитатель: В девятом городе сооружена скульптура «Ангел памяти и славы».
Дети: Ядрин.
Воспитатель: молодцы, ребята. Все запомнили. Нарспи и Сетнер говорят вам огромное спасибо, за познавательное путешествие! Они отправятся дальше в другие детские сады к другим ребятам, чтобы рассказать им о величественных, прекрасных городах Чувашии! До свидания!
Дети: до свидания!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект НОД Герб Чувашии
Герб Чувашии...
Конспект НОД Флаг Чувашии
Флаг Чувашии...
Проект : Золотая книга – для маленьких чуваш. МБДОУ «Детский сад «Звёздочка» город Козловка Чувашия
Обоснование актуальности темы.1. Сейчас забывается такой красивый чувашский язык. Дети снисходительно и несерьёзно относятся к изучению чувашского языка и я считаю, если ...
Конспект интегрированного занятия в старшей группе с использованием информационно-коммуникационных технологий «Люблю тебя – моя Чувашия!»
Программное содержание:- обобщить знания детей о растительном и животном мире родного края;- познакомить с заповедниками, охраняемыми видами растений и животных Чувашии;- формировать осознанное действ...
Конспект интегрированной непосредственной образовательной деятельности "Знакомство с творчеством художников Чувашии" в средней группе
НОД "Художник, влюбленный в народ. Н.В.Овчинников" в средней группе...
Конспект занятие "Чувашия моя родная"
Конспект занятие про Чувашскую республику...
Конспект сценария праздника «Мы в Чувашии живем»
Сценарий для проведения массового праздника...