Ознакомление дошкольников с различными жанрами живописи
проект по окружающему миру

Кочнёва Елена Геннадьевна

Жанр живописи – это вид художественных произведений, с  определенными сюжетами, художественными образами, передаваемые художниками с помощью красок

Актуальность проекта

Живопись – самое сложное направление при работе с детьми дошкольного возраста. Детям сложно видеть особенности композиции и сюжета картины; выделять главный образ; определять средства выразительности, используемые художниками, проявлять эмоционально- личностное отношение к картине.

Цель проекта :

  • Формировать навыки изобразительной деятельности старшего дошкольного возраста  посредством ознакомления с жанрами живописи

Задачи проекта:

 Развивать положительные эмоции при знакомстве с картинами русских художников, творческую активность, воображение, эстетический и художественный вкус;

  Учить детей осознанному восприятию произведений искусства;

Совершенствовать изобразительные навыки средствами выразительности живописи

Воспитывать у детей любовь ко всему прекрасному и художественной культуре своего народа

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Ознакомление дошкольников с различными жанрами живописи

Подготовила: воспитатель Кочнёва Елена Геннадьевна

Жанр живописи – это вид художественных произведений, с  определенными сюжетами, художественными образами, передаваемые художниками с помощью красок

Актуальность проекта

Живопись – самое сложное направление при работе с детьми дошкольного возраста. Детям сложно видеть особенности композиции и сюжета картины; выделять главный образ; определять средства выразительности, используемые художниками, проявлять эмоционально- личностное отношение к картине.

Цель проекта :

  • Формировать навыки изобразительной деятельности старшего дошкольного возраста  посредством ознакомления с жанрами живописи

Задачи проекта:

 Развивать положительные эмоции при знакомстве с картинами русских художников, творческую активность, воображение, эстетический и художественный вкус;

  Учить детей осознанному восприятию произведений искусства;

Совершенствовать изобразительные навыки средствами выразительности живописи

Воспитывать у детей любовь ко всему прекрасному и художественной культуре своего народа

Программное обеспечение:

1. Основная программа « от рождения до школы»

2. Парциальная программа «Гармония развития»

В своей работе мы использовали различные  Методы и приемы, при ознакомлении дошкольников с жанрами живописи;  Наглядные: Словесные: Игровые:

Уже на протяжении многих лет мы сотрудничаем с городской детской библиотекой. Они любезно помогают нам во многих наших проектах, и данный проект не стал исключением.

В библиотеке нас познакомили с жизнью и творчеством известных художников пейзажистов. Пейзаж- это жанр живописи изобразительного искусства, который отражает красоту природы. Мы рассмотрели пейзажи И.Шишкина , Левитана, Саврасова, что способствовало развитию у  детей видения  художественного образа картин. Дети испытали радость, удовольствие и восхищение от мастерства художников.

Работниками библиотеки была подготовлена выставка книг на различные жанры живописи , мальчиков увлекли батальные пейзажи, а девочки наслаждались красотой природы, все это способствовало накопительному информационному фундаменту эстетически- художественного развития детей.  

Для закрепления знаний о жанрах живописи следующим шагом нашего проекта было знакомство со школой искусств. Мы побывали на настоящей выставке картин, где были представлены картины пейзажной, портретной и натюрмортной  живописи. Особое внимание детей  художник оформитель Светлана Викторовна обратила на живопись натюрморта. Натюрморт с  французского  означает – мертвая натура, это изображение неодушевленных предметов объединенных в одну композицию.

Нам предложили создать свой натюрморт на тему осенний букет. Преподаватель нарисовала нам вазу, а дети раскрашивали кленовые листья. При работе создания композиции особое внимание детей Светлана Викторовна   обратила на расположение предметов их цвет, форму и красоту их сочетаний, композии.  Дети получили хороший мастер класс по натюрмортной живописи. В совместной работе у нас получился такой шедевр.

Чтобы заинтересовать детей в дальнейшем творческом процессе по изобразительному искусству, мы посетили настоящую мастерскую художника. Преподаватель  Татьяна Александровна  рассказала нам об этой удивительно интересной профессии. Всем детям предложили попробовать свои художественные навыки и умения. С большим желанием и удовольствием дети сели за мольберт и взяли в руки кисть. Результат у всех получился отличный, как и настроение.

Целевые прогулки помогли нам научить детей вглядываться в окружающую природу, видеть и понимать ее красоту. Видеть богатства и гармонию цветовой гаммы , ее формы. Чувствовать запахи и звуки природы. В дальнейшем дети могут использовать полученные сведения в своем изо  творчестве.

Дальнейшая работа продолжалась в стенах нашего сада.

При рассматривании выставки репродукций известных художников,  дети уже самостоятельно называли жанр живописи  той или иной репродукции. В этом сюжете мы любуемся натюрмортом Кузьмы Сергеевича Петрова – Водкина – Яблоки на красном фоне. Дети обращают внимание на такие технические моменты какими яркими, веселыми красками написаны яблоки, поэтому смотреть на них приятно и радостно.. На красно- коричневом фоне , освещенные яблоки сверкают будто драгоценные камни, но есть и темные пятна которые обозначают от тень предмета.  Но они не портят картину, а наоборот создают красоту и целостность композиции. Так дети учатся видеть цветовое сочетание теплых и холодных тонов.

Как один из методов по ознакомлению дошкольников с пейзажной живописью, я взяла сравнительное рассматривание картин Левитана и Остроухова – Золотая осень.  при рассматривании и обсуждении дети учатся понимать переданное художниками настроение природы. Учатся сравнивать, анализировать, давать свою эстетическую оценку картине.  

Для того, чтобы закрепить знания детей о жанре портрета, мы в группе организовали выставку портретов.

Дети 6-7 лет  уже самостоятельно могут по возрастным и половым признакам различить портреты людей. Поэтому особое внимание мы уделяли тому, чтобы дети начинали видеть некоторые черты характера человека. Доброта, злость. Хитрость, высокомерие, отвага. И уметь отразить  их при своем творческом процессе  разными способами, через мимику, жесты, позы людей.

В своей работе я использовала интерактивную доску для дополнительного накопления зрительной информации у детей о жанрах живописи. Мы посмотрели все серии из обучающего цикла  тетушки Совы, на тему истории картин Третьяков кой Галереи.

Художественное слово и музыка Чайковского Вивальди помогала нам развивать у детей фантазию. Воображение, и ассоциативное мышление в области живописи.

И так в нашем проекте пришло время обыграть всю ту информацию, что дети получили и в этом нам помогли дидактические игры сделанные с помощью родителей. Игры «4- лишний» и «Шедевры живописи» помогли ребенку определиться с усвоенными жанрами.

А игра «Собери натюрморт» дала детям возможность создать свои композиции от простой к сложной, обследовать предмет по форме, размеру и цвету. « Составь пейзаж» научила видеть линию горизонта, далеко, близко, очень далеко. Дети с удовольствием составляли осенний пейзаж и соотносили деревья по размеру. «Подбери правильные черты лица» - играя дети научились соотносить части лица по их назначению. Обследовать разнее формы лица- узколицие, круглолицие. Составить портреты мужские и женские,, молодого и старого человека.  Определиться в цвете глаз и эмоциях человека.

Вот мы прошли все 3 ступени познания: увидели, услышали, обыграли, пришло время творческому процессу. У старших дошкольников уже сформированы навыки изо деятельности, поэтому в процессе нашего проекта мы старались усовершенствовать все ранее полученные навыки и приемы рисования. Дети рисовали за столами, на мольбертах, даже на стене. Выбирали сама формат и цвет бумаги.

Использовали различные изо средства:  гуашь. Акварель, сухую и жирную пастэль. Простые и цветные карандаши.

Дети не только рисовали, но и составляли рассказы по своим осенним пейзажам. Делились впечатлениями со сверстниками.

В нашем проекте принимали участие и родители. Совместно с детьми они рисовали осенние пейзажи.

Как итогом того, что наши дети получили хороший навык рисования различных жанров живописи, стали неоднократные выставки детских работ в торговом центре Норд.

А грамоты и дипломы полученные в различных конкурсах стали нашими достижениями проекта.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Ознакомление дошкольников с жанром живописи пейзаж.

В статье раскрывается опыт работы по ознакомлению дошкольников с пейзажем. ...

Примерный план работы по ознакомлению дошкольников с художниками – иллюстраторами, живописью, скульптурой.

Годовой план работы по ознакомлению дошкольников с изоискусством. Пригодится для воспитателей всех групп ДОУ....

Доклад «Развитие творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста через ознакомление с различными жанрами живописи»

Доклад по работе над проектом по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста с различными видами живописи....

НОД по ознакомлению с натюрмортом, как жанром живописи для детей подготовительной группы

Разрешите представить вашему вниманию занятие по ознакомлению с натюрмортом, как жанром живописи, для детей 6-7 лет....

Семинар-практикум для педагогов «Ознакомление дошкольников с шедеврами мировой живописи в соответствии с ФГОС ДО»

Цель данного семинара - развитие профессиональной компетентности педагогов в области методики ознакомления дошкольников с произведениями искусства в соответствии с ФГОС ДО....

Консультация "Ознакомление детей с различными видами и жанрами живописи"

Предназначена для работы с родителями детей среднего возраста...

Ознакомление дошкольников с различными жанрами живописи

Ознакомление дошкольников с различными жанрами живописиПодготовила: воспитатель Зайцева Марина ВладимировнаЖанр живописи – это вид художественных произведений, с  определенными сюжетами, ху...