НАБЛЮДЕНИЕ ЗА ЯВЛЕНИЯМИ ЖИВОЙ/НЕЖИВОЙ ПРИРОДЫ
картотека по окружающему миру (старшая группа)
НАБЛЮДЕНИЕ ЗАЯВЛЕНИЯМИ ЖИВОЙ/НЕЖИВОЙ ПРИРОДЫ В СТАРШЕЙ ГРУППЕ.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
nablyudenie_kartoteka.docx | 292.69 КБ |
Предварительный просмотр:
НАБЛЮДЕНИЕ ЗА
ЯВЛЕНИЯМИ ЖИВОЙ/НЕЖИВОЙ ПРИРОДЫ В СТАРШЕЙ ГРУППЕ.
Тема: НАБЛЮДЕНИЕ ЗА ВЕТРОМ.
Цель: Продолжать учить определять силу ветра; расширять знания детей о
неживой природе.
Оборудование: компас, флюгер.
Ход наблюдения:
Водно-мотивационный этап.
Воспитатель загадывает детям загадку.
Летит без крыльев и поет,
Прохожих задевает,
Одним проходу не дает,
Других он подгоняет. (Ветер.)
Основная часть.
Воспитатель задает детям вопросы.
- Как образуется ветер? (Воздух нагревается от земли, поднимается вверх, а
холодный воздух опускается вниз. Такое передвижение воздуха, создает
ветер.) - Какие бывают ветры по силе? (Сильные и слабые.) - Как называются
сильные ветры? (Ураган, тайфун, смерч.) - Сегодня есть ветер? Какой он по
силе?
Исследовательская деятельность: Определить направление ветра с
помощью компаса и флюгера. (Куда повернул флюгер — оттуда и ветер, а по
стрелке компаса определяется сторона света.) Как определить силу ветра? (С
помощью бумажки и секундомера.) Как определить с какой стороны дует
ветер? (С помощью компаса: если с севера — холодный, если с юга —
теплый.)
Трудовая деятельность: Уборка участка от веток и камней.
Цель: продолжать учить работать сообща, получать радость от выполненной
работы.
Подвижная игра: «Коршун и наседка».
Цель: учить слушать команды воспитателя; развивать внимание. «Ветер».
Цель: закреплять представления о связях в природе; учить внимательно
слушать команды воспитателя.
Рефлексия. За чем мы наблюдали? Что мы с вами узнали о ветре? С помощью чего можно узнать направление ветра? Что мы хорошее сделали на участке? (Ответы детей).
Тема: НАБЛЮДЕНИЕ ЗА ЛИСТОПАДОМ.
Цель: расширять знания о сезонных изменениях в природе; формировать
способность выражать наблюдаемое в своей речи.
Оборудование: уборочный инвентарь.
Ход наблюдения:
Водно-мотивационный этап.
В тишине осенних рощ
Золотистый льется дождь. (Листопад.)
Весной вырастают,
А осенью опадают. (Листья.)
Падают с ветки
Золотые монетки. (Листочки.)
Основная часть.
Воспитатель задает детям вопросы.
- Все ли деревья изменили окраску листьев? - Какими были летом деревья,
кусты? - Как они изменились с приходом осени? - Какого цвета листья на
березе? (Золотисто-желтые.) На рябине? (Красные.) - У какого дерева
раньше других меняется окраска листьев? (У березы.) - У каких деревьев
дольше всех сохраняются листья во время листопада? (У березы.)
Листопад! Листопад!
Лес осенний конопат!
Налетели конопушки,
Стали рыжими опушки,
Ветер мимо пролетал,
Ветер лесу прошептал:
— Ты не жалуйся врачу,
Конопушки я лечу,
Все рыжинки оборву,
Побросаю их в траву.
Воспитатель предлагает детям понаблюдать за опавшими листьями.
- Какое значение имеет листопад? (Приспособление к зимнему холоду,
защита деревьев от поломок, выброс не нужных веществ с листьями.) - Все
листочки падают одинаково? (Нет.) - Дерево тоже умирает с опавшими
листьями? (Растение продолжает жить; в пазухе каждого листа золотистая
почка, которая дает весной молодой побег с готовыми листьями.)
Исследовательская деятельность: Найти листочки, которые, сорвавшись,
сразу падают вниз. Найти листочки, которые летят, медленно покачиваясь из
стороны в сторону. Найти листочки, которые летят, цепляясь за ветки.
Составить из опавших листьев узор на асфальте.
Трудовая деятельность: Помощь дворнику в уборке листьев на участке
детского сада.
Цель: закреплять умение работать сообща, добиваясь выполнения задания
общими усилиями.
Подвижная игра: «Лиса и зайцы».
Цель: формировать представление об образе жизни и повадках животных.
«Хищник — добыча».
Цели: упражнять в установлении связи «хищник — добыча»; развивать
быстроту бега, ловкость.
Рефлексия. Про что мы сегодня с вами узнали? Как изменились деревья с приходом осени? - Какого цвета листья становятся с приходом осени? Что происходит с деревьями кога на нем не осталось не одного листочка? Когда листья падают с деревьев как это называется?
Тема: НАБЛЮДЕНИЕ ЗА ПЕРЕЛЕТНЫМИ ПТИЦАМИ.
Цель: расширить представления о перелетных птицах; воспитывать
познавательный интерес к птицам.
Оборудование: карточки-схемы, на которых изображены угол, прямая линия, пологая дуга, хаотично, скученно расположенные точки.
Ход наблюдения:
Водно-мотивационный этап.
Птицы на юг улетают
Гуси, грачи, журавли.
Вот уж последняя стая
Крыльями машет вдали. (М. Ивенсен)
Журавли летят, курлычут.
Шлют последнее «прощай».
За собою лето кличут,
Забирают в теплый край.
Основная часть.
Воспитатель проводит с детьми беседу, задает вопросы.
- Как изменилась жизнь птиц с приходом осени? (Корма для птиц становится
все меньше, начинает холодать — птицы собираются в стаи, пробуют свои
силы и тренируют птенцов, готовят их к отлету.) - Расскажите о своих
наблюдениях за поведением птиц летом и осенью. (Летом для птиц
достаточно корма, они выводят и вскармливают птенцов. А осенью птицы
ведут себя беспокойно, собираются в стаи и летят в теплые края.) - Что
происходит осенью с кормом для птиц? (Корма для птиц становится все
меньше и меньше; сначала пропадают насекомые, затем увядают растения,
уменьшается количество плодов и семян.) - Подумайте, с чем связаны сроки
отлета насекомоядных и зерноядных птиц осенью? (Насекомоядные птицы
улетают раньше, чем зерноядные, так как исчезают насекомые, а птицам
нечем уже питаться; затем улетают те птицы, которые едят плоды, семена,
зерно.) - Почему осенью птиц становится мало? (С конца августа птицы
начинают улетать на юг, так как холодает, и исчезают насекомые.) - Как
птицы готовятся к отлету? (Собравшись в стаи, они стремительно носятся в
воздухе, упражняясь перед дальним полетом.) - Назовите первый признак
приближения осеннего перелета птиц. (Усиливается гомон птиц, они
собираются в стаи.) - Какие птицы позже всех улетают на юг? (Утки, гуси —
водоплавающие, улетают последними, так как пока водоемы не замерзли, им
есть чем питаться.) - Знаете ли вы, как выстраиваются птицы при перелете на
юг? (Во время перелета птицы придерживаются определенного порядка. Так
им удобней и легче лететь. Журавли летят клином — углом. Цапли и гуси —
шеренгой. Утки выстраиваются в линию (друг за другом), некоторые стаи
уток летят в виде пологой дуги, а мелкие — насекомоядные птицы — летят
скученной стаей.)
Предложить детям собраться вместе для «перелета»: построиться клином,
прямой линией и т.д.
Видели ли вы отлет журавлей осенью? (Они летят углом, двумя
расходящимися назад рядами, с длинными вытянутыми шеями, громко
курлыча. Иногда удается увидеть, как передовой журавль — вожак —
меняется местами со своим соседом. Один из них подлетает под другого и
занимает его место.)
Исследовательская деятельность: Предложить детям рассмотреть
карточки-схемы, на которых изображены: угол, прямая линия, пологая дуга,
хаотично, скученно расположенные точки. Дать ответ, к какому виду птиц
относится каждая карточка-схема.
Трудовая деятельность: Сбор семян различных растений для подкормки
птиц зимой.
Цель: воспитывать сочувствие, сопереживание по отношению к птицам.
Подвижная игра: «Гуси-лебеди».
Целъ: совершенствовать технику бега, добиваясь естественности, легкости и
точности выполнения задания.
«Найди свой дом».
Цели: развивать физические качества — быстроту, ловкость;
совершенствовать ориентировку в пространстве.
Рефлексия.Про что мы сегодня с вами узнали? Как изменилась жизнь птиц с приходом осени? Что происходит осенью с кормом для птиц? Почему осенью птиц становится мало? Как птицы готовятся к отлету? Что мы сделали с вами сегодня для птиц?
Тема: НАБЛЮДЕНИЕ ЗА ГОЛУБЯМИ.
Цель: продолжать закрепление знаний о птичьем мире; уточнять, чем
питаются и где живут птицы, как человек ухаживает за ними, почему дикие
голуби занесены в Красную книгу.
Оборудование:
Ход наблюдения:
Водно-мотивационный этап.
Воспитатель загадывает детям загадки, предлагает ответить на вопросы.
Символ мира – это он
И отличный почтальон.
А ещё и в дождь, и в холод
Путь домой отыщет …
(Голубь)
Он живет на площадях,
На деревьях, и ветвях.
Он воркует, не поет,
Бодро семечки клюет.
Основная часть.
- Какие птицы чаще всего прилетают на участок? - Где они живут? - Что они
любят клевать? - Кто их кормит? Где живут голуби?
Еще у древних людей голубь считался символом мира и дружбы. Птица,
редкая по красоте, очень легко приучается, быстро привязывается к человеку.
Но у голубя есть и другое качество — он прекрасный почтальон. Человек
давно заметил природную особенность голубя находить свое гнездо, свой
дом даже на больших расстояниях. А вы знаете, что дикие голуби занесены в
Красную книгу? В природе почти не осталось диких голубей, вот и в наших
краях дикий голубь не встречается. - Какие перья в крыльях согревают голубя? - Почему голубей называют сизарями? - Почему голубь парит?
Исследовательская деятельность: Сравнить голубя и дятла.
Трудовая деятельность: развешивание кормушек на территории детского
сада.
Цель: учить выполнению трудовых действий.
Подвижная игра: «Летают, прыгают, плавают».
Цели: упражнять детей в беге; закреплять названия рыб, птиц, зверей.
Индивидуальная работа: «Сбей кеглю».
Цели: учить бросать мяч в цель; развивать меткость, внимание.
Рефлексия. Про что мы сегодня с вами узнали? Какие голуби занесены в красную книгу? Кем считается голубь у людей? Что мы сделали с вами для птиц? Зачем мы их развешали?
Тема: НАБЛЮДЕНИЕ ЗА ПЕРВЫМ СНЕГОМ.
Цель: учить замечать изменения в природе, видеть прекрасное.
Оборудование: лопаты.
Ход наблюдения:
Водно-мотивационный этап.
Воспитатель загадывает детям стихотворную загадку.
С неба звезды падают,
Лягут на поля.
Пусть под ними скроется
Черная земля.
Много-много звездочек
Тонких, как стекло;
Звездочки холодные,
А земле тепло! (Снежинки.)
В народе говорят: «Снег, выпавший на зеленую листву, стаивает в
ближайшие два-три дня», «Первый снежок — належек; первый прочный снег
выпадает ночью».
— Третье свое дело завершает осень: раздев лес, сковав воду, прикрывает
землю снежным покровом. Неуютно вокруг: исхлестанные дождями, голые,
черные стоят деревья. На земле присыпанной снегом, все остановилось в росте. Но это еще не зима — предзимье. Еще нет-нет и выдается солнечный денек. И, ух ты, как обрадуется солнышку все живое! Глядишь, из-под корней вылезают комарики, мушки взлетает в воздух. Снег стаял... А ночью снова мороз ударит. Пока он еще невелик — а зевать не велит.
Основная часть.
Воспитатель задает детям вопросы.
- Как долго лежит первый снег? (Два-три дня.) - Какой он на ощупь?
(Мокрый.) - Когда выпадает первый прочный снег? (Ночью.)
Исследовательская деятельность: Поймать снежинку на ладошку и
рассмотреть ее. Сравнить две снежинки. Определить место, где снег быстрее
тает. Найти место, где снег еще не растаял.
Трудовая деятельность: Утепление снегом корней деревьев.
Цель: закреплять представление о защитных свойствах снега.
Подвижная игра: «Раз, два, три — беги!»
Цель: развивать быстроту бега, ловкость, слаженность коллективных
действий, смекалку.
Индивидуальная работа: «Попади в обруч».
Цели: упражнять в умении действовать по сигналу; закреплять умение
метать предметы в цель.
Рефлексия. За чем мы свами сегодня наблюдали? Что мы узнали о снеге? Чем отличаются снежинки? Где снег тает быстрей?
Тема: НАБЛЮДЕНИЕ ЗА ВОДОЙ.
Цель: формировать представления об агрегатном состоянии воды в осенний
период.
Оборудование: инвентарь для уборки, баночка с водой.
Ход наблюдения:
Водно-мотивационный этап.
В море я всегда солёна, А в реке я пресна. Лишь в пустыне, раскаленной Мне совсем не место. (Вода)
Мы говорим: она течет; Мы говорим: она играет; Она бежит всегда вперёд, Но никуда не убегает.
Основная часть.
Воспитатель задает детям вопросы.
- Какие свойства воды вам знакомы? - Есть ли форма у воды? - Прозрачная
ли вода в реке, озере, море, луже? - Что станет с водой, если ее вынести на
мороз?
Вода прозрачная. Сквозь нее видны предметы. Вода жидкая – у нее нет своей
формы, он принимает форму предмета, в который ее наливают. На ровной
поверхности вода растекается лужей. Вода бесцветная, безвкусная, без
запаха. Чистая вода — прозрачная, мутная и грязная — не прозрачная. Толь-
ко грязная вода пахнет плохо. Вода замерзает тогда, когда температура
воздуха становится ниже О °С.
Исследовательская деятельность: Воспитатель предлагает детям провести
опыт.
Налить в стеклянную банку воды, плотно закрыть крышкой и оставить на
морозе. Вскоре банка расколется, а вместо нее будет кусок льда.
Замороженная вода — лед — занимает больше места, чем вода жидкая,
поэтому льду в банке стало тесно, и он разорвал ее. Лед появляется на лужах,
реках, прудах, как только ударит первый мороз. С каждым морозным днем
ледяная корка становится все толще. Что станет со льдом, если его внести в
теплое помещение? (Он растает.)
Трудовая деятельность: Уборка участка детского сада.
Цели: закреплять навыки работы с лопатами, носилками; учить
рационально организовывать свой труд, работать в коллективе дружно.
Подвижные игры: «Пас», «Холодно — горячо».
Цели: упражнять в ударе по мячу внутренней частью подъема ноги;
добиваться выполнения правильной техники в освоенных ранее видах
ходьбы.
Индивидуальная работа: Выполнение упражнений на сохранение
равновесия.
Цель: воспитывать выносливость.
Рефлексия. За чем мы свами сегодня наблюдали? Что мы узнали о воде? Что происходит с водой, когда температура воздуха становится ниже О °С?
Что станет со льдом, когда его занести в тепло?
Тема: НАБЛЮДЕНИЕ ЗА СНЕГОПАДОМ. Цель: формировать преставление о свойствах снега; закреплять знания о сезонном явлении – снегопаде; развить чувство прекрасного. Оборудование: листы бумаги на каждого ребенка, лопатки. Ход наблюдения: Водно-мотивационный этап. Воспитатель загадывает детям загадку. Не вымыт, а блестит, Не поджарен, а хрустит. (Снег)
Чем тише морозная погода, тем красивее падающие на землю снежинки. При
сильном ветре у них обламываются лучи и грани, а белые цветы и звезды
обращаются в снежную пыль. А когда мороз не сильный, снежинки
скатываются в плотные белые шарики, и мы говорим тогда, что с неба падает
крупа. Падая на землю, снежинки лепятся друг к другу и, если нет сильного
мороза, образуют хлопья.
Слой за слоем ложится на землю, и каждый слой сначала бывает рыхлый,
потом что между снежинками содержится много воздуха.
А хрустит снег оттого, что под тяжестью нашего тела ломаются звездочки и
лучики.
Основная часть.
Воспитатель задает детям вопросы.
- При какой погоде снежинки образуют снежную пыль, крупу, хлопья? Почему снег хрустит под ногами? - Почему снег бывает рыхлый?
Исследовательская деятельность: Поймать летящую снежинку на чистый
лист бумаги, рассмотрев, определить свойства снега (снежинка, пыль, крупа,
хлопья).
Трудовая деятельность: засыпка снегом корней деревьев на своем участке.
Цель: развивать умение работать сообща.
Подвижная игра: «Снежная карусель»
Цель: учить действовать по сигналу воспитателя, постепенно убыстряя темп
бега в хороводе.
Индивидуальная работа: развитие движений.
Цель: учить метать снежки вдаль.
Рефлексия. За чем мы свами сегодня наблюдали? Что мы узнали о снегопаде? Какие бывают снежинки? Почему снег хрустит?
Тема: НАБЛЮДЕНИЕ ЗА ДОЖДЕВЫМИ ЧЕРВЯМИ.
Цель: познакомить с дождевым червем, его образом жизни, условиями для жизни, средой обитания.
Оборудование: грабельки, перчатки.
Ход наблюдения:
Водно-мотивационный этап.
«Два веселых старичка, увидали червячка.
И возник у них вопрос: где он прячет хвост, где нос?
И куда запрятал ножки, чтобы бегать по дорожке?»
Воспитатель: «Дождевые черви обитают на всех континентах, кроме Антарктиды. Они рыхлят и перемешивают землю, способствуя проникновению в нее теплого воздуха и влаги. Питаются они отмершими растениями, заглатывают вместе с почвой, извлекают из них необходимые для своей жизни вещества. Тело червей состоит из колец и может достигать до 25 см. А почему же дождевые черви огромными количествами выползают на поверхность? Это значит, что ему нечем дышать. Такое обычно случается после обильных дождей. Земля забивается влагой, и ему совсем нет кислорода. По приходу холодов, дождевой червь уходит глубоко в почву».
Основная часть.
Воспитатель узнает, кто из ребят видел дождевых червей раньше. Где это было? Почему черви называются дождевыми? Когда легче всего можно их обнаружить? - Где обитают дождевые черви? -Чем питаются дождевые черви? -Почему дождевых червей можно увидеть только после дождя? Какую пользу приносят дождевые черви? Воспитатель предлагает ребятам собирать всех дождевых червяков, которые оказались на пешеходной дорожке, и переносить их в безопасное место: на клумбу, под дерево, на огород.
Трудовая деятельность: Предложить детям рыхление почвы вокруг растений.
Цель: развивать умение работать сообща.
Подвижная игра: «Голова-хвост».
Цель: учить действовать по сигналу воспитателя.
Дидактическая игра «Я иду в поход и беру с собой».
Рефлексия. За чем мы свами сегодня наблюдали? Почему их называют дождевыми? Что мы узнали о дождевых червях? Какую пользу они приносят?
Тема: НАБЛЮДЕНИЕ ЗА ПАУКАМИ.
Цель: продолжать расширять представления об особенностях внешнего вида
пауков, их жизни; формировать интерес к окружающему миру.
Оборудование: лупа, горшочки, лопатки.
Ход наблюдения:
Водно-мотивационный этап.
— У тебя, скажи, паук,
Сколько ног и сколько рук?
Отвечай-ка, паучок,
Сколько рук и сколько ног?
Когда лапы на дорожке
Ходят — это мои ножки,
Лапы вяжут паутинку,
Будто руки ткут холстинку.
Если я крадусь за мошкой,
Мои лапы — это ножки.
Если попадутся мухи,
Зацепилась за сучок,
В новом месте, на осинке
Свяжет сети ... (паучок).
Основная часть.
Воспитатель задает детям вопросы.
- Какую пользу приносят пауки? (Поедают насекомых.) - Чем пауки ловят
насекомых? (Плетут для них сети.) - Как часто плетут пауки паутину?
(Каждый день, так как она легко повреждается ветром и дождем.) - На кого
охотятся пауки? (На мух, бабочек, комаров, жучков.) Пауки — хищники? (Да, они питаются другими насекомыми — мухами,
комарами, жучками и бабочками.) - Когда у пауков появляются малыши? (В
конце лета.) - Где выводятся новорожденные паучки? (Мама - паучиха в
укромном месте вяжет из паутины плотный кокон и откладывает в него
несколько сот яичек. Скоро из них вылупляются, новорожденные паучки.
Они живут все вместе в уютном теплом гнездышке, мама - паучиха кормит
малышей насекомыми, а кокон защищает их от холода, дождя, ветра.) - Куда
исчезают пауки осенью? (С наступлением зимних холодов паучки
забиваются в щелки коры, расщелины, старых пней и засыпают до весны.)
- Как по поведению пауков можно предсказать погоду? (Перед непогодой
пауки не раскидывают сетей для ловли насекомых; а если паук принимается
за работу над новыми сетями или заделывают изъяны в старой паутине —
жди сухих солнечных дней.) - Из скольких частей состоит тело паука? (Из
двух — головогрудь и брюшко.)
Исследовательская деятельность: Взять лупу и рассмотреть паука. (На
голове у паука есть глаза и рот, а грудка опирается на четыре пары ног.)
Трудовая деятельность: Пересадка цветущих растений с участка в группу
(бархатцы).
Цели: продолжать учить осторожно, окапывать вокруг цветка; вместе с
землей аккуратно пересаживать цветы в горшочки; воспитывать любовь к
растениям.
Подвижные игры: «Один — двое», «Пройди бесшумно».
Цели: учить ходить четко, ритмично, с хорошей осанкой и координацией
движений; использовать ходьбу как средство воспитания выносливости.
Индивидуальная работа: Продолжительный бег в медленном темпе.
Цель: развивать ловкость, выносливость, вырабатывать правильное дыхание.
Рефлексия. За чем мы свами сегодня наблюдали? Что мы узнали о пауках? Из каких частей состоит паук? Что пауки делают перед плохой погодой? Зачем они раскидывают паутину? Где они обитают во время зимы? Что мы с вами делали с цветами?
Тема: НАБЛЮДЕНИЕ ЗА КАМНЯМИ. Цель: формировать представление о камнях как части неживой природы. Оборудование: камни, лупа. Ход наблюдения: Водно-мотивационный этап. Ребята у каждого человека есть любимое дело, которым он любит заниматься в свободное время. У меня тоже есть такое, называется коллекционирование. Вы знаете, что это такое? Коллекционирование — это собирание каких-либо предметов. А что именно я коллекционирую вы отгадайте загадку. Его в горах полным - полно.
Он часто падает на дно
Ущелья со скалы крутой.
Он твёрдый, маленький, большой.
По форме разным он бывает.
Его с дороги убирают.
(Камень) Основная часть. Воспитатель задает детям вопросы: - Какие бывают камни? – Назовите рассыпчатые камни? (Мел, уголь, графит, кремний.) - Назови твердые камни. - Какими камнями легче рисовать на асфальте? - К какой природе они относятся? Почему? - Какие камни прочнее? - Как вы думаете, человек где- нибудь использует их? - Могут ли камни издавать звуки? - Сравните камни на участке и в овраге. - Почему в овраге камни более круглые и гладкие? (Вода двигает камни, ударяет их друг о друга, трутся они и о песок, — острые углы исчезают, камешек становится округлым.) Исследовательская деятельность: Рассмотреть камень через лупу. Что видно? (Трещины, узоры, кристаллики.) Трудовая деятельность: Сбор камней на участке и выкладывание из них композиции. Цели: учить трудиться сообща; развивать творческое воображение. Подвижная игра: «Камень, ножницы, бумага». Цели: учить внимательно слушать воспитателя; развивать усидчивость. «Ловкая пара». Цель: учить бросать мяч под углом. Рефлексия. За чем мы свами сегодня наблюдали? Что мы узнали о камнях? Чем камни обличаются? Что мы рассмотрели через лупу? Что мы с вами сделали из камней?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Наблюдения за явлениями неживой природы весной
Наблюдения за явлениями неживой природы весной...
Наблюдение за явлениями неживой природой "Весна"
Наступила весна.Дети это чувствуют и помагаем детям наблюдать за природой....
Консультация для воспитателей на тему "Организация наблюдений за явлениями живой и неживой природы в осенний период"
Консультация для воспитателей на тему "Организация наблюдений за явлениями живой и неживой природы в осенний период"...
Консультация "Привлечение родителей к совместным с детьми наблюдениям за зимней природой, погодой, явлениями, изменениями в природе."
Зима – благоприятное время для прогулок, игр и наблюдений. Какая красота кругом! Снег покрыл землю словно белым покрывалом и Вам хочется отправиться с ребенком на прогулку, где Вы вместе с ним с...
Тема: «Что такое природа? Живая неживая природа.»
Презентация...
Конспект открытого НОД по познавательному развитию мир природы в старшей группе «Живая-неживая природа».
Обобщить и дополнить знания детей о живой и неживой природе....
Конспект открытого НОД по познавательному развитию мир природы в старшей группе «Живая-неживая природа».
Конспект открытого НОД по познавательному развитию мир природы в старшей группе «Живая-неживая природа»....