Путешествие по ХМАО-Югре
план-конспект занятия по окружающему миру (младшая группа)
Формировать знания о родном крае – ХМАО-Югра, о богатстве родного края.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_puteshestvie_po_hmao_-_yugre_zaytseva_n.a.docx | 32.51 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад «Росинка» п. Пионерский.
Конспект занятия
итогового занятия непосредственно образовательной деятельности по региональному компоненту
в средней общеразвивающей группе №12 «Теремок»
по образовательной области «Познавательное развитие»
на тему «Путешествие по ХМАО - Югре»
Разработала: Зайцева Н. А., воспитатель
2022г.
Цель: Формировать знания о родном крае – ХМАО-Югра, о богатстве родного края.
Образовательные:
- формировать у детей ответственное и доброе отношение к родному краю ХМАО – Югре;
- закрепить знания о диких животных и растительном мире округа.
Развивающие:
- развивать у детей чувство любви и патриотизма к своей Родине, к малой родине;
- развивать у детей речевую активность и познавательный интерес.
Воспитательные:
- воспитывать чувство любви и гордости к родному краю, любовь и бережное отношение к природе родного края;
- воспитывать нравственные чувства, уважение к жизни народов ханты и манси;
- формировать навыки поведения в природе.
Оборудование: иллюстрации с изображением природы ХМАО-Югры; картинки с изображением деревьев; аудиозапись «Письмо от бабушки Эннэ»; лыжи; аудиозаписи с национальной музыкой ханты, пение птиц, кваканье лягушек; чум; видео физминутка «У оленя дом большой»; карточки «Правила поведения в природе»; презентация «Дикие животные и растительный мир Югры»; фишки с орнаментом народов ханты «солнце» и «луна»; «лесенка успеха».
Ход занятия:
Воспитатель: Ребята, я рада вас сегодня всех видеть! Давайте поделимся улыбкой друг с другом. Молодцы!
Воспитатель: Подумайте и скажите, в каком поселке мы живем?
Дети: В поселке Пионерский.
Воспитатель: А поселок Пионерский находится в каком округе?
Дети: в Ханты Мансийском Автономном округе – Югра.
Воспитатель: Правильно, в Ханты Мансийском Автономном округе – Югра.
Югорский край – заветный край России,
земля легенд и сказок старины.
В твои просторы, зори молодые мы с детских лет всем сердцем влюблены.
Воспитатель - Знаете ли вы, какие люди населяют наш край с давних времен? Самыми древними людьми, или, как мы называем, коренными жителями нашего края являются ханты и манси.
Сюрпризный момент:
Ребята сегодня утром мне пришло на телефон голосовое сообщение от коренной жительницы нашего поселка бабушки Эннэ. Давайте прослушаем его.
- Здравствуйте, ребята! Меня зовут Эннэ, я пишу вам, что бы рассказать о земле, о нашем крае,
где мы с вами живем. Это удивительно красивый и богатый край. Ребята, а вы знаете, чем богат наш
край? Газ и нефть – это главное богатство Югры. Пользуются газом и нефтью не только югорчане, и
не только люди России. Газ и нефть отправляют по трубам по всей нашей стране, а также и в другие
государства. Наш край богат не только нефтью и газом, а так же озерами, болотами и лесом - тайгой.
В таёжных лесах обитают дикие животные и лесные птицы; в реках и озёрах плавает много рыб. В красивом поселке вы живёте, а вот раньше здесь были болота, был кругом лес, олени паслись.
Мне об этом моя бабушка рассказывала. А потом нефтяники пришли, нефть добывать стали. Ребята,
как называют коренных жителей нашего округа? (ханты и манси.) Люди пока не нашли в нашем
Ханты-Мансийском округе нефть, здесь жили ханты и манси, которые занимались охотой и
рыболовством. А мой народ – ханты - ушел жить в тайгу. Сегодня я вас хочу пригласить в путешествие по нашему северному краю. Как же мы попадём туда? (На поезде, самолёте, вертолете, пешком). Ребята, пока у нас снег не растаял, мы можем отправиться на лыжах. Одевайте на ноги
лыжи. Вы готовы? Ну, давайте отправимся в путь! Я отправляю вас в путешествие по нашему родному краю! В Добрый путь!
Звучит аудиозапись народов ханты.
Воспитатель -Ребята слышите, звучит музыка? Откуда она звучит? Она манит, зовёт нас! Скорей вставайте на лыжи! Музыку, которую вы слышите ребята, напоминает мне звучание песен народов ханты и манси. Кажется, мы приехали, скорее, занимайте свои места.
Воспитатель: А вы знаете, что это за сооружение стоит? (показ презентации)
Дети: Чум - это жилище хантов.
Воспитатель : Да, основное жилище ханты и манси - это чум. Чумы собираются в стойбищах, в тайге. А почему они живут в чумах? Потому что чум можно собрать, перевести на другое место и снова
поставить. Так как коренные жители пасут оленей, когда корм заканчивается, стадо перегоняют на
другое место, а для этого и чум перевозят на новое место. А из чего сделан чум?
Дети: Из оленьих шкур.
- Чем занимаются народы Севера.
Дети: охотой, рыболовством, оленеводством.
- На чем передвигаются народы Севера.
Дети: на нартах.
Воспитатель : Ребята, а что же встало на нашем пути? Он окружает нас со всех сторон. (Создание проблемной ситуации.)
Дети: лес.
(Стимулирует, подталкивает детей к поиску решений возникшей проблемы).
Воспитатель: Представьте дети, что мы едем по лесу. А как по другому можно назвать лес?
Дети: тайга.
Воспитатель: А какие деревья растут в тайге?
Дети: кедр, сосна, ель, пихта, береза, осина. (показ картинок)
Воспитатель: Мы с вами в лесу. Но лес, кажется, каким- то грустным, не видно ни одного животного. Куда все спрятались? Я предлагаю вам отгадать загадки. Они подскажут нам, какие животные живут в наших лесах.
1. У рыженькой малышки
В дупле грибы и шишки.
(Белка)
2. Шуба серая - для лета.
Для зимы – другого цвета.
(Заяц)
3. Какой зверь опасный
Ходит в шубке рыжей,
Снег разгребает,
Мышек хватает?
(Лиса)
4. Кто зимой холодной
Ходит злой, голодный?
(Волк)
5. Хозяин лесной просыпается весной,
А зимой под вьюжный вой
Спит в избушке снеговой.
(Медведь)
6. На свинью похож он очень,
Но в щетине в шерсти точно,
Два клыка торчат из пасти,
Да к тому же он всеядный!
(Кабан)
7. Словно царскую корону,
Носит он свои рога.
Ест лишайник, мох зеленый.
Любит снежную тайгу.
(Олень)
(Дети отгадывают загадки, и лес наполняется лесными жителями.)
Воспитатель: Ребята, лес – родной дом для диких животных, деревьям, растениям, насекомым. А мы – гости в лесу. Его надо беречь! И должны правильно вести себя. ( Вспомнить правила, показ карточек «Правила поведения в лесу»)
Ответы детей.
Воспитатель: Ребята, теперь нам пора размяться, скорее вставайте. (Физкультминутка «У оленя дом большой…»)
Звучит аудиозапись «Пение птиц».
Воспитатель: Ребята, слышите, как красиво поют птицы! Мы слышим их голоса, они спрятались от нас, и радуются наступлению весны. Тихо, не пугайте их! А теперь закройте глаза и послушайте пение птиц.
Дети закрытыми глазами слушают пение птиц. В это время на экране появляются картинки птиц.
Воспитатель: А теперь откройте глаза. К нам прилетели птицы. А вы знаете, какие птицы обитают в наших лесах? (слайды)
Дети: Сорока, ворона, воробей, сова, снегирь, синица, глухарь, дятел.
Воспитатель: Наше путешествие продолжается. (Аудиозапись кваканье лягушек). Загадочная природа нашего края привела нас на болото. А вы знаете, что растёт на болоте? (ягоды).
Давайте вспомним, какими ягодами богат наш край. А поможет нам в этом чудо экран с картинками.
(слайды)
Дети: - Голубика, черника, брусника, клюква, морошка. (При просмотре презентации дети вспоминают названия ягод и то, чем они полезны.)
Воспитатель: северная ягода настоящее богатство нашего края, все ягоды нашего края богаты витамином С и полезны для нашего здоровья.
Воспитатель: Молодцы! Ребята, какое интересно путешествие для нас приготовила бабушка Эннэ. Нам нужно будет написать ей письмо и отблагодарить её. А теперь вставайте на лыжи, нам пора возвращаться обратно в детский сад. (звучит аудиозапись музыки народов ханты)
Воспитатель: Ребята, понравилось вам путешествовать по родному краю? О чём рассказывала хантыйская бабушка Энне? Какие богатства хранит наш край? (ответы детей)
Воспитатель: Что Вам больше всего понравилось во время путешествия? (ответы детей).
Воспитатель: ребята, возьмите, пожалуйста, фишки с орнаментом «солнце» если вам понравилось занятие, если вам было сложно и не понравилось занятие возьмите фишку с орнаментом «луна» и поставьте на лесенку. Первая ступенька зеленого цвета – мне все удалось, вторая ступенька желтого цвета с – у меня были проблемы и третья ступенька у меня ничего не получилось. (ответы детей, обсуждение с детьми)
Воспитатель: Молодцы, вы все были активными, показали хорошие знания, свое умение. Спасибо за ваш труд!
АНАЛИЗ
Тип НОД : Итоговый.
Вид НОД: не стандартное в познавательно игровой форме.
Форма организации НОД было проведено в виде познавательно игровых упражнений. Структура НОД соответствует заявленному типу и виду. Образовательные задачи соответствуют программным требованиям, психофизиологическим особенностям детей и уровню их развития.
Каждое задание было направлено на решение поставленных задач. Для эмоционально положительного фона был использован организационный момент и создана мотивация для выполнения заданий.
В ходе НОД наблюдалась логическая связь для выполнения поставленной цели (мотивации).
Цель мотивации выполнение заданий - отправиться в путешествие и узнать какие задания приготовила бабушка Энне.
Содержание соответствует задачам. При решении образовательных задач использовались следующие формы работы:
1.Просмотр презентации «Дикие животные и растительный мир Югры», д/и «Какие животные спрятались в лесу?», «Какие деревья растут в тайге?», «Северные ягоды» - закрепить знания о диких животных и растительном мире округа.
2.Дидактическая игра «Правила поведения в природе» - формировать у детей ответственное и доброе отношение к родному краю ХМАО – Югре.
2. Реализация принципов обучения:
Для реализации поставленных задач, был подготовлен и использовался доступный, соответствующий теме демонстрационный и раздаточный материал. Все задачи реализовывались через сочетание наглядных, словесных и практических методов.
- словесный (ситуативный разговор, вопросы, ответы, рефлексия)
- практический (рассказ по картинкам «Правила поведения в природе»)
- игровой ( Д/и, физминутка)
- репродуктивный: (Закрепление пройденного материала)
- частично- поисковый – (выполнение заданий)
С целью формирования положительного отношения детей к обучению осуществляла стимулирование посредством похвалы, одобрения.
Индивидуальная работа проявлялась в проведении словарной работы, в оказании помощи затрудняющимся в ответах, напоминаниях, а также в учете особенностей мышления и темпе восприятия детей.
Думаю, что игровая мотивация вызвала интерес у детей и активность была достаточно высокая. Однако Саша К., Вика К., Милена Б., Игнат К., Арина К. работали в своем темпе, задания выполнили чуть медленнее, отвечали не точно, в силу своих индивидуальных возможностей и частого отсутствия по причине болезни. Хотя это не свидетельствует о том, что навыков и знаний у них меньше.
3.Учет психологической особенностей воспитанников при подготовке к НОД
По отношению друг к другу проявляли доброжелательность, выслушивали ответы и помогали друг другу при неточных ответах, по отношению к педагогу – послушание.
4.Деятельность дошкольников на занятии:
Анализируя деятельность детей на занятии, хочется отметить, что они проявляли познавательную активность, эмоционально реагировали на приемы активации деятельности, использовали имеющиеся знания и умения. Дети были заинтересованы, внимательны, организованы.
5.Общие результаты занятия:
Итог непосредственной образовательной деятельности я подводила через моральное поощрение (похвала, одобрение)
Общая организация детей на занятии соответствует хорошему уровню: рационально распределено время, соблюдалась дисциплина, в работу были включены все дети группы.
Пособия и наглядный материал эстетичен, размещен рационально с учетом соблюдения техники безопасности.
Таким образом, анализируя НОД можно отметить, что план занятия выполнен в полном объеме, образовательные, развивающие, воспитательные задачи решены.
Материал усвоен на среднем уровне 14 детьми, не усвоивших материал занятия нет.
Санитарные нормы и правила по освещению, проведению влажной уборки перед занятием, температурному режиму соблюдены.
Образовательная нагрузка соответствует 20 минутам и не превышает допустимых норм.
Результатами и эффективностью НОД удовлетворена.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект НОД ОО "Познание" "Путешествие по городам ХМАО-Югры" для детей старшего дошкольного возраста
Конспект с презентацией....
Конспект НОД ОО «Познание» в старшей группе Тема: «Путешествие по городам ХМАО-Югры»
Тема: «Путешествие по городам ХМАО-Югры»Образовательная область: «Познание»Цель: углубление и расширение знаний детей о родном крае.Программное содержание:1. Познакомить детей с городами нашего округа...
Интерактивное путешествие по ХМАО ЮГРА
Пробуждение у детей интереса и любви к родному краю, знакомство ХМАО ЮГРА...
Закон ХМАО-Югры от 01.07.2013 года №68-оз «Об образовании в ХМАО-Югре»
Закон ХМАО-ЮГРЫ "Об образовании в ХМАО-Югре"...
Соглашение, о сотрудничестве между казенным учреждением ХМАО - Югры Урайский специализированный и казенным общеобразовательным учреждением ХМАО-Югры Урайской школы интерната с ограниченными возможностями здоровья , г. Урай Казенное учреждение Ханты-Ман
Соглашение, о сотрудничестве между казенным учреждением ХМАО - Югры Урайский специализированный и казенным общеобразовательным учреждением ХМАО-Югры Урайской школы[1]интерната с ограниченными во...
Конспект НОД в подготовительной группе "Путешествие по заповедникам ХМАО-Югра"
Конспект НОД в подготовительной группе "Путешествие по заповедникам ХМАО-Югра"...
Путешествие по заповедникам ХМАО-Югры
Конспект НОД по окружающему миру...