Занятие по опытно-экспериментальной деятельности в подготовительной группе «Удивительная соль»
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)
Занятие по опытно-экспериментальной деятельности в подготовительной группе «Удивительная соль»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_udivitelnaya_sol.docx | 24.38 КБ |
Предварительный просмотр:
Занятие по опытно-экспериментальной деятельности в подготовительной группе «Удивительная соль»
Цель: вызвать интерес к изучению свойств соли.
Программное содержание:
- Воспитывать интерес к экспериментальной и опытнической деятельности;
- Уточнить знания детей о соли и ее свойствах; продолжать знакомить с ее видами;
-Формировать знания детей о том ,как добывают и используют соль.
- Развивать речь , наблюдательность, воображение, фантазию, познавательный интерес, умения сравнивать, анализировать, обобщать и делать выводы в процессе экспериментирования;
- Воспитывать бережное отношение к соли и навыки культурного её потребления
Материал и оборудование: 4 вида соли, стаканы с кипяченой водой и чайные ложечки, лупы, кубики со льдом,2 яйца. грязный стакан, губка, одноразовые стаканчики, трубочки, воронка.
1.Организационный момент
-Ребята, нам пришла посылка. А, что в посылке? Вы должны отгадать сами.
Отдельно я не так вкусна, но в пище каждому нужна. (Соль.)
Соль – это единственное минеральное вещество, которое люди употребляют в чистом виде. Соль – это пищевой продукт, и мы ее знаем, как мелкие кристаллы белого цвета. На самом деле, соль природного происхождения имеет сероватый оттенок.
2.Основная часть
- Соль бывает каменная – неочищенный натуральный продукт. (Показываю).
- Соль бывает поваренная – это очищенная промышленным способом каменная соль. (Показываю).
- Морская соль – один из самых полезных видов соли, обогащена минералами. (Показываю).
- Соль цветная – чаще всего это морская соль, окрашенная в различные цвета. Такую соль употреблять в пищу нельзя. Её используют для ванн. Солевая ванна расслабляет, улучшает самочувствие человека. После неё лучше спится. (Показываю).
Как вы думаете, нужна ли соль нашему организму?
Ответы детей.
Воспитатель: Соль необходима всем людям, в том числе и младенцам. Соль входит в состав крови, слез, пота, участвует во множестве жизненных процессах организма человека. Но если человек употребляет слишком много соли, то у него могут возникнуть проблемы с почками, сердцем, с суставами. Одним словом – всё должно быть в меру!
- Где мы встречаемся с солью? (на кухне, на море).
- Правильно. В море, океане вода соленая. (Слайд)
Давайте посмотрим, как добывают соль.
Соль может лежать под землёй в виде толстого слоя или на земле в виде огромных гор. Добыча каменной соли осуществляется подземным способом – в шахтах под землёй) и открытыми способами – на поверхности земли (слайд)
Воспитатель: В выработках соляных шахт создают подземные лечебницы, санатории.
Там очень целебный воздух и совсем нет вредных микроорганизмов.
(Слайд)
Также соль используют в народной медицине (ингаляции, промывание носа, солевые компрессы при ушибах, полоскание горла).
Соль нужна не только человеку и животным. (Слайд)
Воспитатель: А сейчас, я предлагаю вам поиграть в игру и повторить, где используется соль.
Игра «Где используют соль…»
(с мешочком в ней соль, передавать и говорить)
1. Чтобы консервировать овощи
2. Чтобы использовать в медицине
3. Чтобы посолить суп
4. Чтобы посыпать дорожки зимой
5. Чтобы добавить в жареную картошку
6. Чтобы посолить салат
7. Чтобы засолить грибы
8.. Соль нужна для животных
Воспитатель: Давайте, поговорим о свойствах соли. Для этого произведём несколько опытов.
Прежде чем начать наши исследования, давайте вспомним правила проведения опытов :
1. Не трогать руками глаза.
2. Соблюдать тишину
3. Не толкать соседа во время работы
4. Сначала посмотри, а потом повтори
5. Выполнил и положи на место
А сейчас я приглашаю в нашу научную лабораторию. (Надевайте фартуки и проходите за столы.)
И так внимание.
Опыт № 1: «Из чего состоит соль».
Воспитатель: Перед вами тарелочка с солью. Давайте мы её рассмотрим
- Если мы с вами посмотрим на соль.
Что вы можете сказать о её внешнем виде? (соль похожа на порошок)
Воспитатель: Действительно, что с виду соль похожа на порошок.
А теперь давайте соль рассмотрим в увеличительное стекло.
Что вы видите? (соль состоит из белых кристаллов)
«Соль сыпучая, без запаха»
Подуйте тихонько на соль через трубочку.
Вывод: соль рассыпается, она сыпучая, белого цвета, не имеет запаха, состоит из маленьких кристаллов
Опыт №2 «Соль хрустит»
Ребята, давайте надавим на соль сухой ложкой, что мы услышали?
Ответы детей – (мы услышали хрустящие звуки, похожее при ходьбе по снегу в морозный день).
Вывод: Соль, как и снег, состоит из кристаллов. Поэтому при надавливании ложкой на соль её кристаллы трутся друг о друга и мы слышим хруст.
Опыт №3 Соль растворяет лёд.
Для эксперимента нам понадобится лед (в кубиках) и 2 небольших мисочек. В каждую мисочку положим по кубику льда и один из кубиков посолим. Отставим мисочки в сторону.
Опыт №4 «Соль растворяется в воде»
- А теперь проводим опыт. Высыпите соль в воду. Что получилось? (соль растворилась)
- Какая стала вода?
Ответы детей: (соленая)
- Куда делась соль?
Ответы детей: (она растворилась)
- Осталась ли соль в воде?
Ответы детей: (да, соль изменила свое состояние)
- А теперь главный вопрос. Дети, а как вы думаете можно ли отделить соль от воды?
Точно нельзя? Как?
Ответы детей: (перелить в другой стакан, фильтрование).
(Любое предположение детей обязательно проверять на опыте).
Опыт №5 Соль растворяется в воде, но не испаряется.
Растворим соль в воде. (Показываю).
В столовую ложку накапаю пипеткой несколько капель солёной воды. Подержу ложку над огнём до тех пор, пока вода не испарится. На ложке остался белый порошок. Остудим ложку и попробуем порошок на вкус. Легко можно определить, что это соль.
Какой вывод мы можем сделать? (Ответы детей).
Вывод: соль растворяется в воде, при испарении воды – остаётся.
Опыт №6 Соль делает жидкость плотнее.
Поместим в воду куриное яйцо. Оно утонуло. А теперь поместим яйцо в солёный раствор. Оно не тонет, а плавает. Как вы думаете почему?
Ответы детей.
Вывод: плотность солёной воды гораздо больше, чем плотность пресной (несолёной). Поэтому на море тело человека легче держится на поверхности воды.
Опыт №7Соль подвержена кристаллизации.
На прошлой недели мы с вами поместили х/б нитку в стакан с солёной водой. Давайте посмотрим, что произошло за это время. (Рассматриваем кристаллы). Куда же исчезла вода? (испарилась) А соль осталась. Крупинки соли присоединились друг к другу, стали больше. Образовались большие кристаллы.
Какой вывод можем сделать? (Ответы детей).
Вывод: соль способна кристаллизоваться (соединяться друг с другом).
Воспитатель: Давайте немного отдохнем и поиграем в игру.
Игра «Соленый-несоленый»
Дети приседают, услышав продукт, который можно солить
3.Заключительная часть
_Что, вы узнали нового на занятии.
Ход занятия.
1.Организационный момент
-Ребята, нам пришла посылка. А, что в посылке? Вы должны отгадать сами.
Воспитатель загадывает загадку:
Без нее, ребята, повар, просто, как без рук,
И становится вся пища несъедобной вдруг!
Если в ранку попадет – испытаешь боль.
Вы, конечно, догадались. Ну, конечно, это (соль)
2.Основная часть
Воспитатель: Соль - незаменимый продукт питания, о котором мы мало знаем.
-Ребята, а что вы знаете про соль? (Ответы детей).
Показ презентации.
Соль - полезное ископаемое, природный элемент. Соль бывает каменная, морская и поваренная (Слайд).
В древности люди добывали соль. Они сушили растения, которые имели солёный вкус, а затем сжигали на костре. Золу использовали в пищу. (Слайд)
Прошло очень много времени, прежде чем они научились получать соль из морской воды. (Слайд)
Так же соль добывают в соляных шахтах. Месторождения каменной соли находятся высоко в горах. Но очень давно на месте гор был океан. Со временем, в условиях жаркого климата, морская вода испарялась, и соль кристаллизовалась. И образовались горы. (Слайд)
Еще способ добычи соли — выпаривать морскую воду до тех пор, пока на её поверхности не образуются кристаллы, которые можно собрать в корзины. (Слайд).
Как вы думаете, нужна ли соль нашему организму?
Да, соль необходима человеку. Недостаток соли может привести к заболеваниям сердца, нарушением пищеварения, разрушением костной и мышечной ткани. (Слайд).
Соль была известна человечеству с древнейших времен, ценилась на вес золота, к ней всегда относились бережно и уважительно
Без соли человек жить не может, это плохо влияет на его здоровье.
Воспитатель:- Как вы думаете, где можно использовать соль?
Соль используют в народной медицине (ингаляции, промывание носа, солевые компрессы при ушибах, полоскание горла).
В приготовлении пищи: мы каждый день с вами солим пищу. Поэтому соль используется в кулинарии, в приготовлении различных продуктов питания ,в консервировании овощей.
На улице: На улице для безопасности человека дворники и специальные машины посыпают солью дорожки и лёд. Это нужно для того, чтобы человек идя по дорожке, не поскользнулся, не упал.
- А сейчас я приглашаю в нашу научную лабораторию. Надевайте фартуки и проходите за столы.
Прежде чем начать наши исследования, давайте вспомним правила проведения опытов.
Опыт № 1. «Соль сыпучая, без запаха»
У вас на столах, на тарелочках, 3 вида соли, давайте рассмотрим ее. Какого она цвета? (Она белого цвета). Пахнет? ( Не имеет запаха).
- Возьмите увеличительное стекло и рассмотрите соль, что вы увидели? (Соль похожа на зернышки, кристаллики). Да, соль – это кристаллическое вещество. Подуйте тихонько на соль через трубочку. Вывод: соль рассыпается, она сыпучая, белого цвета, не имеет запаха.
Опыт № 2. «Соль растворяется в воде»
- Ребята, перед вами стаканы с водой, потрогайте стаканы и скажите, что вы чувствуете? (В одном стакане вода холодная, а в другом тёплая)
- Молодцы, верно! В каждый стакан положите по три ложки соли, перемешайте и посмотрите, что получится. Да, ребята, соль растворилась в воде.
А кто заметил, в какой воде соль растворилась быстрее в тёплой или в холодной?
(В тёплой воде соль растворилась быстрее).
А Соль исчезла? (Нет, соль растворилась).
- Молодцы, вы очень внимательны. Какой мы сделаем вывод?
(Соль растворяется в воде; в тёплой воде соль растворяется быстрее).
Опыт № 3. «Плавающее яйцо».
Ребята, соленая вода похожа на морскую воду. А в обычной реке вода тоже солёная? (Нет, в речке вода пресная).
Воспитатель: Верно, молодцы. А вы знаете, что в солёной воде легче плавать. Хотите это проверить? (Да).
Поможет нам в этом обычное яйцо. Возьмите яйцо и опустите его в стакан с солёной водой. Что вы видите? (Яйцо не тонет).
А теперь возьмите другое яйцо и опустите его в стакан с водой, который остался на подносе, вода в этом стакане не солёная. Что вы видите? (Яйцо утонуло).
Какой вывод мы сделаем? (В солёной воде яйцо не тонет, а в пресной воде тонет. Значит, в солёной воде легче плавать).
Опыт № 4. «Соль – чистящее средство».
Оказывается с помощью соли можно мыть посуду.
Посмотрите у меня грязный бакал. На губку насыпали немного соли и, сейчас я почищу бокал. Посмотрите, он стал чистым, даже блестит на свету.
(Дети наблюдают за тем, как соль очищает посуду).
Физкультминутка.
Пять маленьких рыбок ныряли в реке (имитация рыб).
Лежало большое бревно на песке (развести руки в стороны).
Первая рыбка сказала:- нырять здесь легко (имитация ныряния).
Вторая сказала:- ведь здесь глубоко (грозят указательным пальцем).
Третья сказала:- мне хочется спать (руки лодочкой под ухо).
Четвертая стала чуть-чуть замерзать (потереть кистями плечи).
Пятая крикнула:- здесь крокодил (руками имитируют пасть крокодила).
Плывите скорее, чтоб не проглотил (убегают).
Для закрепления материала проводится игру «Что мы знаем о соли».
(Дети передают друг другу мяч и делятся полученными знаниями о соли).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия по опытно-экспериментальной деятельности в подготовительной группе "Удивительная соль"
Конспект занятия по опытно-экспериментальной деятельности в подготовительной группе "Удивительная соль"...
Конспект занятия по опытно-экспериментальной деятельности в подготовительной группе «Удивительная соль»
Конспект занятия по опытно-экспериментальной деятельности в подготовительной группе «Удивительная соль»заятие о том как появилась соль, как ее добывают, для чего она нужна. опыты с солью....
Конспект занятия по опытно-экспериментальной деятельности в подготовительной группе «Удивительная соль»
Данное занятие можно использовать как открытое занятие (для родителей или педагогов) ...
Конспект открытого занятия по опытно-экспериментальной деятельности в подготовительной группе «Удивительная соль».
Изучить с детьми особенности соли, ее свойства, качества и применение....
Конспект занятия по опытно-экспериментальной деятельности в подготовительной группе «Удивительная соль»
Конспект занятия по опытно-экспериментальной деятельности в подготовительной группе «Удивительная соль»...
Конспект занятия по опытно-экспериментальной деятельности в подготовительной группе «Удивительная соль»
Материал опытно-экспериментальной деятельности в ДОУ...
конспект занятия по опытно-экспериментальной деятельности для подготовительной группы "Удивительная соль" и презентация
Здравствуйте уважаемые коллеги! Хочу представить Вашему вниманию конспект открытого занятия по опытно-экспериментальной деятельности для детей подготовительной группы "Удивительная соль", пр...