КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ НА ТЕМУ : «ПТИЦЫ НАШЕГО КРАЯ»
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)
КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ НА ТЕМУ :
«ПТИЦЫ НАШЕГО КРАЯ» (Компенсирующая гуппа).
Воспитатель : Солодова О.Б.
ЦЕЛИ: -Уточнять и систематизировать знания детей о зимующих и перелетных птицах; активизировать словарь по данной теме; выявить экологические знания детей;
-познакомить с птицами нашего края
-расширять представление об особенностях внешнего вида птиц;
-развивать связную и диалогическую речь, коммуникативную функцию речи;
-развивать способность детей сравнивать, обобщать, логически мыслить;
-развивать чувство партнерства и сотрудничества;
-воспитывать бережное отношение к природе и заботу о птицах; воспитание чувства сопричастности к окружающей природе.
МАТЕРИАЛ: Картинки с изображением птиц, слова с заданиями, аудио запись голосов птиц, загадки о птицах.
ПРЕДВАРИТЕЛЬНАЯ РАБОТА: Наблюдение на прогулке за птицами, рассматривание картинок с изображением перелетных и зимующих птиц. Прослушивание записи пения птиц. Чтение сказок, где встречаются птицы .
Ход занятия:
Организационный момент.
Воспитатель. Ребята послушайте стихотворение А. Плещеева
Травка зеленеет,
Солнышко блестит;
Ласточка с весною
В сени к нам летит.
С нею солнце краше
И весна милей…
Прощебечь с дороги
Нам привет скорей!
Дам тебе я зерен,
А ты песню спой,
Что из стран далеких
Принесла с собой…
Воспитатель. Ребята, о каком времени года рассказывается в стихотворении? (о весне)
Воспитатель. Назовите, пожалуйста, характерные признаки весны? (Начинает греть солнышко. Небо стало голубое. Оживает природа, просыпаются животные от зимнего сна. Прилетают птички из теплых краев. Первые цветы появляются из-под мокрого снега.)
Воспитатель. Как называются птицы, которые прилетают к нам из теплых краев и которые зимуют у нас? (Перелетные и зимующие)
Игровое упражнение «Вопрос – ответ»
Воспитатель: Сегодня мы будем говорить о птице нашего Красноярского края..Ребята ответьте на вопросы:
• Каких перелетных птиц вы знаете? Ответы детей - скворец, соловей, жаворонок, грач.
• Почему они называются перелетными?
• Чем они занимаются, когда возвращаются домой? Ответы детей – проверяют старые гнезда, строят новые.
• Каких зимующих птиц вы знаете? Ответы детей – сорока, голубь, воробей, синица.
• Почему они называются зимующими?
Народные приметы.
Наблюдая за птицами, можно узнать много интересного. Многие народные приметы связаны с поведением птиц:
• Ворона сидит на верхушке дерева – к морозу;
• Воробьи громко чирикают – к оттепели;
• Вороны и галки садятся на низко растущие ветки – к ветру.
Опрос детей: приметы, которые запомнили.
Игра «Сундучок загадок»
«Птицы»
Воспитатель: В сундуке спрятаны картинки, на которых изображены птицы. Отгадав загадку вы выпускаете птицу на волю, или она остается зимовать (зимующие, или улетает в теплые края (перелетные).
Черный, проворный, кричит «крак», червякам враг. (Грач)
Грач летает на большие расстояния, но достаточно много времени проводит и на земле, отыскивая корм; гнёзда вьёт на деревьях в загородных пролесках или в городских садах. Грач – перелётная птица, она возвращается на родину в марте, и, как говорится, открывает весну. Объединившись в стаи, молодые грачи отыскивают на полях различного рода насекомых. Мы этому рады — как правило, это насекомые-вредители
2. Озорной мальчишка в сером армячишке
По двору шныряет крохи собирает. (Воробей)
3. Зимой на ветке яблоки!
Скорей их собери!
Но, вдруг, спорхнули яблоки
Ведь это… (Снегири)
4 .Мерзнет желтенькая пташка,
Накорми ее, бедняжку.
Дай и семечек, и сала,
Чтоб зимой ей легче стало. (Синичка)
5. На шесте дворец, во дворце певец. (Скворец)
Снова по законам вечным
В город к нам пришла весна.
Я повесила скворечник
На березе у окна.
Как-то утром, наконец,
Занял новый дом скворец.
И теперь у нас не тихо.
Целый день поют скворцы.
Есть у скворушки скворчиха
И горластые птенцы.
Скворчик — просто молодец,
Он — заботливый отец.
Воспитатель демонстрирует иллюстрацию скворца, скворечника
Вернулись скворцы из далеких теплых стран, где они весело коротали время, пережидая суровую русскую зиму. Скворец – птица говорливая и очень любит подражать всем звукам, которые она слышит. Чего только не услышишь, находясь рядом со скворчиной стаей! Тут и скрип колеса, и лай собаки и кудахтанье кур.
Но звуки звуками, а когда-то надо подыскивать место для выведения птенцов. В лесу скворцы занимают дупла деревьев, а в местах, где живут люди, с удовольствием селятся в скворечниках.
О скворечниках следует сказать особо. На Руси люди начали делать специальные домики для скворцов еще в давние времена, когда подметили, что скворец активно уничтожает насекомых, вредящих посевам. Чтобы привадить полезную птицу к своим полям, крестьяне стали делать простенькие домики из дерева. На передней стенке скворечника есть круглое отверстие, имитирующее вход в дупло, а под этим входом обычно делают небольшой шесток, похожий на сучок дерева.Скворцы прилетают в конце марта.
Пальчиковая гимнастика «Птицы» (в кругу, пальцы превращаются в птиц.)
Эта птичка – соловей
Эта птичка – воробей
Эта птичка – совушка
Сонная головушка
Эта птичка свиристель
Эта птичка коростель
Эта птичка – злой орлан (машут руками)
Птички, птички – по домам.
«Весенний лес»
Воспитатель:
Пришла весна. Одни птицы нашего края возвратились на родину после долгой разлуки, другие пережили суровую зиму и радуются весеннему теплу.
Набухают быстро почки
Появляются листочки
Всюду гомон, птичья трель –
Это к нам пришла весна.
Я приглашаю вас в весенний лес, который наполнился весенним пением.
Прослушивание аудиозаписи с пением птиц.
Физкультурная минутка « Грачи».
На этой неделе грачи прилетели. («летят» по кругу)
Хоть трудна была дорога, (останавливаются)
Старший грач прикрикнул строго: (грозят пальчиком)
«За работу! Дела много!» (повороты туловищем)
Помни сам, других учи,
Да по-настоящему: (машут «крыльями»)
Наши черные грачи («летают» по кругу)
Птицы работящие!
Словестная игра «Мама – птенец»
Воспитатель. Сейчас мы немного поиграем. Я буду называть птицу, а вы говорить, как называется ее птенец.У журавля — … (журавленок)
У скворца – … (скворчонок)
У лебедя –(лебеденок)
У грача – … (грачонок)
У утки — (утенок)
У аиста — … (аистенок)
У гуся – … (гусенок)
«Подбери слово».
- Ребята, если у птички белый бок, она какая? (Белобокая)
- А если у птички жёлтая грудка, она какая? (Желтогрудая)
- Если у птички красная грудка, она какая? (Красногрудая)
- Если у птицы толстый клюв, она какая? (Толстоклювая)
- Если у птицы короткий клюв, она какая? (Короткоклювая)
-Аист большой, а соловей … (маленький)
- У соловья серая грудка, а у ласточки (белая)
-У аиста длинная шея, а у кукушки … (короткая)
-Аист белый, а грач … (черный).
-У ласточки длинный хвост. Значит, она какая? (Длиннохвостая.)
-У грача острый клюв. Какой он? (Остроклювый.)–
-У ворона чёрное крыло? Значит, он… (Чернокрылый.)
Воспитатель с микрофоном.
Ребята я сейчас буду корреспондентом и буду брать у вас интервью о том, что вы знаете о птицах из жизни и из сказок. И так приступим:
-Скажите, кого называют птицами? (животных, тело которых покрыто перьями).
-Какие виды птиц бывают? (зимующие, перелетные, домашние).
-Где могут жить птицы? (в лесу, в поле, в горах, в воде).
-Почему улетают перелетные птицы? (плохо переносят холод, нечем питаться, так как исчезли насекомые).
-В какое время года они улетают в теплые края? (осень- время перелета птиц).
-Какие птицы не умеют летать? (пингвины, страусы).
Птица, лучший почтальон? (голубь).
-Птица, которая не растит своих птенцов? (кукушка).
-В каких сказках можно встретить птиц? («Гадкий утенок», «Лягушка – путешественница», «Дюймовочка», «Лисичка и журавль», «Серая шейка», «Сказка о кукушке», «Кугочка Ряба», «Гуси Лебеди»).
Какие птицы служили Бабе-Яге? (гуси- лебеди).
-Какая птица снесла бабе и деду золотое яичко? (курица - это домашняя птица).
С какой птицей дружит Винни-Пух? (с совой).
-В какую птицу превратился гадкий утёнок? (в лебедя).
-Какая птица славится своим необычным хвостом? (павлин).
- Птицы, которые взяли лягушку в теплые края. (дикие утки).
-Птица, клюв которой по силе можно сравнить с отбойным молотком. (дятел).
- Птенцы какой птицы не знают матери? (кукушка).
-Зачем грачи ходят по полю за пахарем? (собирают червей, личинок, жуков).
-Чем отличаются гнезда кукушки и соловья? (кукушка не вьет гнезда).
-Какая птица подбрасывает яйца в чужие гнезда? (кукушка).
-Какая птица умело подражает голосам птиц? (скворец).
Какая птица выводит птенцов зимой? (клест).
- Какие птицы перед дождем летают низко? (ласточки, они ловят насекомых, которых холодный воздух прибивает к земле.)
-Птица, призванная лучшим певцом в мире? (Соловей)
Игровое упражнение «Солнечный круг»
Воспитатель:
А сейчас подошли ко мне, сели в кружок на палас. Скажите, вы любите птиц? (ответы) Каждый будет говорить, за что он любит птиц и вытягивать ленту из круга: «Я люблю птиц, потому, что они поедают вредных насекомых»
(ответы детей)
Посмотрите, что у нас получилось (солнце). А вы, добрые, умные лучики, от которых всем тепло и радостно.
Чтение стихотворение.
Муса Джангазиев «Берегите птиц»
Не трогай ласточку! Она
Издалека летит сюда!
У нас растит своих птенцов,
Не разоряй её гнезда.
Будь другом птиц!
Пусть под окном
Поет весною соловей,
И над просторами Земли
Летают стаи голубей!
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zanyatie_ptitsy.docx | 25.16 КБ |
Предварительный просмотр:
КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ НА ТЕМУ :
«ПТИЦЫ НАШЕГО КРАЯ» (Компенсирующая гуппа).
Воспитатель : Солодова О.Б.
ЦЕЛИ: -Уточнять и систематизировать знания детей о зимующих и перелетных птицах; активизировать словарь по данной теме; выявить экологические знания детей;
-познакомить с птицами нашего края
-расширять представление об особенностях внешнего вида птиц;
-развивать связную и диалогическую речь, коммуникативную функцию речи;
-развивать способность детей сравнивать, обобщать, логически мыслить;
-развивать чувство партнерства и сотрудничества;
-воспитывать бережное отношение к природе и заботу о птицах; воспитание чувства сопричастности к окружающей природе.
МАТЕРИАЛ: Картинки с изображением птиц, слова с заданиями, аудио запись голосов птиц, загадки о птицах.
ПРЕДВАРИТЕЛЬНАЯ РАБОТА: Наблюдение на прогулке за птицами, рассматривание картинок с изображением перелетных и зимующих птиц. Прослушивание записи пения птиц. Чтение сказок, где встречаются птицы .
Ход занятия:
Организационный момент.
Воспитатель. Ребята послушайте стихотворение А. Плещеева
Травка зеленеет,
Солнышко блестит;
Ласточка с весною
В сени к нам летит.
С нею солнце краше
И весна милей…
Прощебечь с дороги
Нам привет скорей!
Дам тебе я зерен,
А ты песню спой,
Что из стран далеких
Принесла с собой…
Воспитатель. Ребята, о каком времени года рассказывается в стихотворении? (о весне)
Воспитатель. Назовите, пожалуйста, характерные признаки весны? (Начинает греть солнышко. Небо стало голубое. Оживает природа, просыпаются животные от зимнего сна. Прилетают птички из теплых краев. Первые цветы появляются из-под мокрого снега.)
Воспитатель. Как называются птицы, которые прилетают к нам из теплых краев и которые зимуют у нас? (Перелетные и зимующие)
Игровое упражнение «Вопрос – ответ»
Воспитатель: Сегодня мы будем говорить о птице нашего Красноярского края..Ребята ответьте на вопросы:
• Каких перелетных птиц вы знаете? Ответы детей - скворец, соловей, жаворонок, грач.
• Почему они называются перелетными?
• Чем они занимаются, когда возвращаются домой? Ответы детей – проверяют старые гнезда, строят новые.
• Каких зимующих птиц вы знаете? Ответы детей – сорока, голубь, воробей, синица.
• Почему они называются зимующими?
Народные приметы.
Наблюдая за птицами, можно узнать много интересного. Многие народные приметы связаны с поведением птиц:
• Ворона сидит на верхушке дерева – к морозу;
• Воробьи громко чирикают – к оттепели;
• Вороны и галки садятся на низко растущие ветки – к ветру.
Опрос детей: приметы, которые запомнили.
Игра «Сундучок загадок»
«Птицы»
Воспитатель: В сундуке спрятаны картинки, на которых изображены птицы. Отгадав загадку вы выпускаете птицу на волю, или она остается зимовать (зимующие, или улетает в теплые края (перелетные).
- Черный, проворный, кричит «крак», червякам враг. (Грач)
Грач летает на большие расстояния, но достаточно много времени проводит и на земле, отыскивая корм; гнёзда вьёт на деревьях в загородных пролесках или в городских садах. Грач – перелётная птица, она возвращается на родину в марте, и, как говорится, открывает весну. Объединившись в стаи, молодые грачи отыскивают на полях различного рода насекомых. Мы этому рады — как правило, это насекомые-вредители
2. Озорной мальчишка в сером армячишке
По двору шныряет крохи собирает. (Воробей)
3. Зимой на ветке яблоки!
Скорей их собери!
Но, вдруг, спорхнули яблоки
Ведь это… (Снегири)
4 .Мерзнет желтенькая пташка,
Накорми ее, бедняжку.
Дай и семечек, и сала,
Чтоб зимой ей легче стало. (Синичка)
5. На шесте дворец, во дворце певец. (Скворец)
Снова по законам вечным
В город к нам пришла весна.
Я повесила скворечник
На березе у окна.
Как-то утром, наконец,
Занял новый дом скворец.
И теперь у нас не тихо.
Целый день поют скворцы.
Есть у скворушки скворчиха
И горластые птенцы.
Скворчик — просто молодец,
Он — заботливый отец.
Воспитатель демонстрирует иллюстрацию скворца, скворечника
Вернулись скворцы из далеких теплых стран, где они весело коротали время, пережидая суровую русскую зиму. Скворец – птица говорливая и очень любит подражать всем звукам, которые она слышит. Чего только не услышишь, находясь рядом со скворчиной стаей! Тут и скрип колеса, и лай собаки и кудахтанье кур.
Но звуки звуками, а когда-то надо подыскивать место для выведения птенцов. В лесу скворцы занимают дупла деревьев, а в местах, где живут люди, с удовольствием селятся в скворечниках.
О скворечниках следует сказать особо. На Руси люди начали делать специальные домики для скворцов еще в давние времена, когда подметили, что скворец активно уничтожает насекомых, вредящих посевам. Чтобы привадить полезную птицу к своим полям, крестьяне стали делать простенькие домики из дерева. На передней стенке скворечника есть круглое отверстие, имитирующее вход в дупло, а под этим входом обычно делают небольшой шесток, похожий на сучок дерева.Скворцы прилетают в конце марта.
Пальчиковая гимнастика «Птицы» (в кругу, пальцы превращаются в птиц.)
Эта птичка – соловей
Эта птичка – воробей
Эта птичка – совушка
Сонная головушка
Эта птичка свиристель
Эта птичка коростель
Эта птичка – злой орлан (машут руками)
Птички, птички – по домам.
«Весенний лес»
Воспитатель:
Пришла весна. Одни птицы нашего края возвратились на родину после долгой разлуки, другие пережили суровую зиму и радуются весеннему теплу.
Набухают быстро почки
Появляются листочки
Всюду гомон, птичья трель –
Это к нам пришла весна.
Я приглашаю вас в весенний лес, который наполнился весенним пением.
Прослушивание аудиозаписи с пением птиц.
Физкультурная минутка « Грачи».
На этой неделе грачи прилетели. («летят» по кругу)
Хоть трудна была дорога, (останавливаются)
Старший грач прикрикнул строго: (грозят пальчиком)
«За работу! Дела много!» (повороты туловищем)
Помни сам, других учи,
Да по-настоящему: (машут «крыльями»)
Наши черные грачи («летают» по кругу)
Птицы работящие!
Словестная игра «Мама – птенец»
Воспитатель. Сейчас мы немного поиграем. Я буду называть птицу, а вы говорить, как называется ее птенец.У журавля — … (журавленок)
У скворца – … (скворчонок)
У лебедя –(лебеденок)
У грача – … (грачонок)
У утки — (утенок)
У аиста — … (аистенок)
У гуся – … (гусенок)
«Подбери слово».
- Ребята, если у птички белый бок, она какая? (Белобокая)
- А если у птички жёлтая грудка, она какая? (Желтогрудая)
- Если у птички красная грудка, она какая? (Красногрудая)
- Если у птицы толстый клюв, она какая? (Толстоклювая)
- Если у птицы короткий клюв, она какая? (Короткоклювая)
-Аист большой, а соловей … (маленький)
- У соловья серая грудка, а у ласточки (белая)
-У аиста длинная шея, а у кукушки … (короткая)
-Аист белый, а грач … (черный).
-У ласточки длинный хвост. Значит, она какая? (Длиннохвостая.)
-У грача острый клюв. Какой он? (Остроклювый.)–
-У ворона чёрное крыло? Значит, он… (Чернокрылый.)
Воспитатель с микрофоном.
Ребята я сейчас буду корреспондентом и буду брать у вас интервью о том, что вы знаете о птицах из жизни и из сказок. И так приступим:
-Скажите, кого называют птицами? (животных, тело которых покрыто перьями).
-Какие виды птиц бывают? (зимующие, перелетные, домашние).
-Где могут жить птицы? (в лесу, в поле, в горах, в воде).
-Почему улетают перелетные птицы? (плохо переносят холод, нечем питаться, так как исчезли насекомые).
-В какое время года они улетают в теплые края? (осень- время перелета птиц).
-Какие птицы не умеют летать? (пингвины, страусы).
Птица, лучший почтальон? (голубь).
-Птица, которая не растит своих птенцов? (кукушка).
-В каких сказках можно встретить птиц? («Гадкий утенок», «Лягушка – путешественница», «Дюймовочка», «Лисичка и журавль», «Серая шейка», «Сказка о кукушке», «Кугочка Ряба», «Гуси Лебеди»).
Какие птицы служили Бабе-Яге? (гуси- лебеди).
-Какая птица снесла бабе и деду золотое яичко? (курица - это домашняя птица).
С какой птицей дружит Винни-Пух? (с совой).
-В какую птицу превратился гадкий утёнок? (в лебедя).
-Какая птица славится своим необычным хвостом? (павлин).
- Птицы, которые взяли лягушку в теплые края. (дикие утки).
-Птица, клюв которой по силе можно сравнить с отбойным молотком. (дятел).
- Птенцы какой птицы не знают матери? (кукушка).
-Зачем грачи ходят по полю за пахарем? (собирают червей, личинок, жуков).
-Чем отличаются гнезда кукушки и соловья? (кукушка не вьет гнезда).
-Какая птица подбрасывает яйца в чужие гнезда? (кукушка).
-Какая птица умело подражает голосам птиц? (скворец).
Какая птица выводит птенцов зимой? (клест).
- Какие птицы перед дождем летают низко? (ласточки, они ловят насекомых, которых холодный воздух прибивает к земле.)
-Птица, призванная лучшим певцом в мире? (Соловей)
Игровое упражнение «Солнечный круг»
Воспитатель:
А сейчас подошли ко мне, сели в кружок на палас. Скажите, вы любите птиц? (ответы) Каждый будет говорить, за что он любит птиц и вытягивать ленту из круга: «Я люблю птиц, потому, что они поедают вредных насекомых»
(ответы детей)
Посмотрите, что у нас получилось (солнце). А вы, добрые, умные лучики, от которых всем тепло и радостно.
Чтение стихотворение.
Муса Джангазиев «Берегите птиц»
Не трогай ласточку! Она
Издалека летит сюда!
У нас растит своих птенцов,
Не разоряй её гнезда.
Будь другом птиц!
Пусть под окном
Поет весною соловей,
И над просторами Земли
Летают стаи голубей!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Диплом за конспект занятия по теме: "Богатства нашего края"
Я участвовала во всероссийском творческом конкурсе "Лира" для педагогов , в номинации конспекты занятий и вот результат: I место....
Конспект занятия на тему: «Птицы – наши друзья»
Умение лепить птицу, беседа о зимующих птицах....
Конспект занятия в подготовительной группе на тему: «Птицы нашего края»
Расширять знания детей о разнообразии мира пернатых. Учить узнавать и правильно называть птиц, живущих в данной местности. Формировать умение выделять характерные особенности разных птиц. Развивать по...
Конспект занятий в средней группе. Тема: «Птицы нашего края».
Конспект занятий в средней группе. Тема: «Птицы нашего края». ...
конспект занятия по экологии на тему:"Птицы нашего края" подготовительная группа
конспект занятия на тему: "Птицы нашего края"...
Конспект занятия в подготовительной группе на тему: «Птицы нашего края»
Любит семечки и сало,Во дворе с утра леталаЭта маленькая птичка.Отгадайте, кто? Двенадцатого ноября отмечается экологический праздник "Синичкин день". В этот день в разных уголках нашей...
Конспект занятия по экологии по теме "Птицы нашего края"
Конспект занятия по экологии по теме "Птицы нашего края"...