Проект
проект по окружающему миру (старшая группа)
Предварительный просмотр:
Проект
«Времена года»
Тип проекта: познавательно-творческий
Продолжительность проекта: долгосрочный
Участники проекта: воспитатели группы, дети, родители
Сроки проекта: сентябрь - май
Актуальность:
Мир природы таит в себе большие возможности для всестороннего развития
детей. Продуманная организация обучения, прогулок, специальных
наблюдений развивает их мышление, способность видеть и чувствовать
красочное многообразие явлений природы, замечать большие и маленькие
изменения окружающего мира. Размышляя о природе под влиянием
взрослого, дошкольник обогащает свои знания, чувства, у него формируется
правильное отношение к живому, желание созидать, а не разрушать.
Воспитательное значение природы трудно переоценить. Общение с природой
положительно влияет на человека, делает его добрее, мягче, будит в нем
лучшие чувства. Особенно велика роль природы в воспитании детей.
На основе знаний о происходящих изменениях в природе в разные времена
года, у детей формируются такие качества, как реалистическое понимание
явлений природы, любознательность, умение наблюдать, логически мыслить,
эстетически относиться ко всему живому. Любовь к природе, навыки
бережного отношения к ней, ко всему живому.
Однако далеко не всё может быть правильно понято детьми при
самостоятельном общении с природой, далеко не всегда при этом правильно
формируется отношения к растениям и животным.
Ввести ребёнка в мир природы, сформировать реалистические представления
об её объектах и явлениях, воспитать способность видеть красоту родной
природы, любовь, бережное и заботливое отношение к ней – важнейшие
задачи работы детского сада.
В условиях введения Федеральных государственных образовательных
стандартов дошкольного образования особые требования предъявляются к
профессиональной деятельности педагогов, в том числе и по вопросам
ознакомления дошкольников с природой с учетом регионального
компонента.
Таким образом, актуальность проекта обусловлена:
- недостаточной разработанностью данной проблемы на современном этапе.
- важностью проблемы ознакомления дошкольников с сезонными
изменениями в природе в условиях введения ФГОС ДО
Предмет исследования: сезонные изменения в природе
Предполагаемый результат:
Формирование у детей целостного образа окружающего мира в рамках
проекта «Времена года»
Привлечение родителей к совместной с детьми исследовательской,
проектной, продуктивной деятельности в детском саду и дома,
способствующей возникновению познавательной активности ребёнка.
Создание продуктов детской творческой деятельности
Создание дидактических игр и пособий на тему «Времена года»,
рекомендаций по их использованию для родителей и специалистов детского
сада.
Цель: формировать знания и умения видеть и понимать красоту природы в
разное время года
Задачи:
Формирование у детей интереса и желания изучать сезонные изменения,
взаимосвязь в явлениях живой и неживой природы, используя различные
виды деятельности.
Формирование представлений о труде людей в различные времена года
(посев семян, посадка растений, уборка урожая, полив, уборка улиц и т.д.)
Обобщение всех полученных знаний и их использование в практической
деятельности (игры, детские праздники, рисование, аппликация и т.д.)
Воспитание любви к родной природе, эмоционально значимого отношения к
каждому времени года.
Воспитание потребности внимательно и бережно относится к природе,
развивая наблюдательность и интерес к окружающему, прививать чувство
единения с природой, ответственности за свои поступки.
Этапы реализации проекта
Подготовительный этап:
Подбор и анализ научно-популярной и художественной литературы по
данной теме.
Определение цели, исходя из интересов и потребностей детей.
Планирование предстоящей деятельности, направленной на реализацию
проекта.
Обеспечение дидактического комплекта для реализации проекта.
Основной этап:
Проведение цикла занятий, экскурсий.
Взаимодействие с родителями, направленное на знакомство с проектной
деятельностью.
Заключительный этап:
Открытое занятие.
Оформление календаря природы.
Оформление фотовыставки.
Оформление выставки рисунков посвященная родному краю.
Перспективный план
Сентябрь-октябрь-ноябрь
Рассматривание цветов на клумбе.
Цель: Уточнение и углубление знаний о
садовых цветах. Воспитывать ответственность, желание ухаживать за
растениями.
Экскурсия в осенний парк.
Цель: отметить дальнейшие изменения осенью (прекращение роста,
пожелтение и опадание листьев, наличие плодов и семян). Воспитывать
интерес к экскурсии, любовь к природе
Рассматривание сюжетных картины «Осенний день» и составление рассказов по ней.
Цель: совершенствовать умение детей составлять повествовательные
рассказы по картине, придерживаясь плана
Чтение художественной литературы, стихов, загадок. Цели: развитие
интереса детей к художественной и познавательной литературе.
Формирование умения внимательно и заинтересованно слушать рассказы,
сказки, стихи, запоминать загадки. А.К.Толстой «Осень, обсыпается весь наш
бедный сад» А. С. Пушкин «Уж небо осенью дышало»,Ф.Тютчев «Есть в
осени первоначальной»,С. Есенин «Нивы сжаты, рощи голы»,А. Фет «Еще
вчера на солнце млея», В.Бианки «Сентябрь», А. Майкова «Осенние листья
по ветру кружат», И. Бунина «Листопад».
Заучивание стихотворения И.Белоусова «Осень».
Цель: помочь детям запомнить и выразительно читать стихотворение.
Беседа «Наступила осень».
Цель: уточнить знания детей о признаках
наступления осени в живой и неживой природе, воспитывать уважение к
сельскохозяйственному труду.
Дидактическая игры «Что? Где растет?», «Насекомые», «Земля, вода, воздух, огонь», «Что это значит?», «Третий лишний», «Да или нет».
Цель: закреплять знания детей об осенних приметах, умение классифицировать и называть насекомых, птиц, животных.
Подвижные игры «Песенка стрекозы», «К названному дереву беги», «Голуби
и ястреб».
Цель: совершенствовать координацию движений, умение находить
растение по названию
Занятия по ИЗО:
- Рисование «Осеннее дерево».
Цель: продолжать знакомить с разными
видами деревьев. Учить рисовать ствол с расходящимися ветками, рисовать
листья разными способами.
- Аппликация коллективная «Грибы на лесной полянке».
Цель: продолжать учить детей составлять общую сюжетно-тематическую композицию.
- Лепка «Осенний натюрморт».
Цель: формировать умение создавать объемные композиции
- Рисование с натуры «Осенние листья».
Цель: учить детей рисовать с натуры, передавая форму и окраску осенних листьев.
- Аппликация симметричная «Листочки на окошке».
Цель: вызвать у детей
желание создать коллективную композицию из вырезанных листочков для
интерьера группы.
- Музыкальное развлечение «Осенняя пора».
Цель: Закреплять и расширять знания детей об осенних явлениях средствами музыки, поэзии, подвижных и развивающих игр.
Выполнение поделок из природного материала на конкурс «Осенний
фейерверк»
Заучить приметы про осень
Декабрь-январь-февраль:
Вечер загадок о Зиме.
Цель: через отгадывание загадок побуждать детей к
наблюдениям, размышлениям, познанию
Поделки из снега: «Змейка», «Лабиринт».
Цели: 1) Создать положительный эмоциональный настрой, вызвать интерес к
прогулке через двигательную, игровую, познавательную деятельность;
2) Воспитать доброжелательность и желание помогать ближнему
Экскурсия в зимний парк.
Цель: закреплять знания детей о характерных
особенностях природы зимой, научить видеть красоту природы в зимнее
время
Выставка открыток с зимними пейзажами.
Цель: знакомить детей с
искусством «зимних» пейзажей, закреплять знания о сезонных изменениях в
природе
Игры-забавы с санками
Цель: подвижные игры и игры-забавы зимой на
открытом воздухе доставляют детям огромную радость, приносят пользу их
здоровью. «Собери кегли», «Гонки на санках», «Сбей цель», «Санный круг»,
«На ровном месте».
Прослушивание аудиозаписей: П. Чайковский «Декабрь – святки», «Времена года», В. Шаинский - «Снежинки».
Цель: развитие у детей интереса и любви к музыке.
Прослушивание аудиозаписей литературных произведений: П.Бажов
«Серебряное копытце».
Цель: формирование эмоционального отношения к
литературным произведениям. Воспитание чуткости к художественному
слову.
Заучивание стихов С. Есенин «Береза»
Цель: воспитания у детей любви к
художественному слову, развивать умение воспринимать и выразительно
воспроизводить стихотворение.
Подвижные игры: «Льдинки», «Ветер и мороз».
Цель: развивать быстрый
бег, боковой галоп, поскоки.
Занятия по ИЗО:
- Аппликация «Снеговики в шапочках и шарфиках».
Цель: Побуждать детей
к декоративному оформлению созданного образа.
- Моделирование новогодних игрушек из ваты и бумаги «Снегири и
яблочки».
Цель: показать детям возможность лепки птиц из ваты (П
- Рисование «Зима».
Цель: учить детей передавать в рисунке картину зимы в
поле, в лесу. Развивать образное восприятие, образные представления,
творчество.
- Рисование «Большие и маленькие ели».
Цель: учить детей располагать
изображения на широкой полосе. Развивать эстетические чувства, образные
представления.
- Рисование «Снежинка».
Цель: формировать умение рисовать узор на бумаге
в форме розеты. Воспитывать самостоятельность. Развивать воображение,
радость от своего рисунка.
- Лепка «Зайчик».
Цель: закреплять умение детей лепить животных,
передавая форму, строение и величину частей, учить передавать простые
движения фигуры.
- Рисование «Зимние забавы».
Цель: учить создавать коллективную
сюжетную композицию из сделанных фигурок, цилиндрической формы.
- Лепка «Снегурочка»
Цель: учить детей передавать в лепке образ
Снегурочки. Упражнять в приемах лепки (раскатывание, оттягивание,
сглаживание мест скрепления). Воспитывать стремление доводить начатое
дело до конца. Труд на участке. Цель: воспитывать дружелюбие, умение
работать в коллективе детей, уметь договариваться, начатое дело доводить до
конца. Дети собирают снег в кучи. Нагребают снег для построек. Чистят
дорожки.
Взаимодействие с семьей:
Привлечь родителей к изготовлению новогодних костюмов.
Разучивание стихов о зиме с детьми
Беседы о зиме.
Рассматривание иллюстраций по прочитанному произведению
Март-апрель-май
Дидактическая игра «Времена года». Цель: закреплять представления детей о
последовательности изменений в природе весной, летом, осенью, зимой по
существенным признакам
Беседа на тему «За что мы любим весну?». Цель: закреплять знание о
весенних явлениях природы, уточнять и расширять представления об
изменениях в жизни растений и диких животных с наступлением весны,
умение активно участвовать в беседе.
Наблюдение за изменениями, происходящими в природе. Цель: формировать
представления о весне, как о пробуждении природы, развивать умения
замечать новые изменения в природе.
Занятия по ИЗО:
- Рисование гуашью «Ледоход на реке». Цель: расширять знания детей о
ледоходе.
- Лепка «Весенний ковер» - плетение из жгутиков. Цель: продолжать
знакомить детей с видами народного декоративно-прикладного искусства
(ковроделием). Учить лепить коврик из жгутиков, имитируя технику
плетения.
- Аппликация с элементами рисования «Нежные подснежники». Цель: учить
детей воплощать в художественной форме свое представление о первоцветах.
Составлять аппликативный цветок из отдельных элементов. Воспитывать
бережное отношение к природе
Взаимодействие с семьей:
Наглядная информация для родителей о весне
Привлечь родителей к подбору бросового и природного материала.
Июнь-июль-август
Разучивание песен о лете. «В траве сидел кузнечик», «Белые кораблики».
«Песенка о лете». Цель: развитие песенного музыкального вкуса.
Рассказывание из опыта «Как мы провели лето». Цель: закреплять у детей
представления о явлениях природы и деятельности детей в летний период
Занятия по ИЗО:
- Рисование «Картинка про лето». Цель: продолжать развивать образное
восприятие, образные представления. Развивать творческую активность.
Учить оценивать свои рисунки и рисунки товарищей.
- Рисование в технике монотипия «Бабочка». Цель: учить детей рисовать на
мокром листе бумаги
- Аппликация «Летние цветы». Цель: познакомить с цветами. Уметь
отгадывать загадки, развивать эстетическое восприятие, упражнять в
вырезывании разнообразными приемами. Беседа на тему «Лето в народном
календаре». Цель: Знакомить детей с летними народными приметами
Наблюдение за солнцем, небом, «Солнечными зайчиками», насекомыми,
дождем, ветром, птицами. Цель: формировать у детей умение сравнивать
осенние, зимние и летние явления природы, развивать способность
анализировать характерные изменения в живой и неживой природе в летний
период времени.
Взаимодействие с семьей:
1. Посещение леса. Цель: привлекать к отдыху на природе. Воспитывать
дружеские отношения между детьми и родителями.
2.Знакомство детей с правилами оказания первой помощи при ушибах и
укусах насекомых.
3. Подвижные игры. Цель: поощрение самостоятельной организации
знакомых подвижных игр детей вместе с родителями.
Заключение
Во время проведения занятий, наблюдений в природе у детей
сформировались представления о чередовании времен года, частей суток и
их некоторых характеристиках. Дети научились наблюдать за сезонными
изменениями. Осень - дети познакомились с тем, как некоторые животные
готовятся к зиме. На улице становится холодно, листья желтеют, часто идут
дожди.
Зима - научились наблюдать за особенностями зимней природы (холода,
заморозки, снегопады, сильный ветер).
Весна - наблюдаем за весенними изменениями в природе (тает снег,
разливаются реки, прилетают птицы, появляются первоцветы).
Лето - дети узнают о влиянии тепла, солнечного света на жизнь людей,
животных и растений. Природа расцветает.
Родители принимали участие в осеннем конкурсе, разучивали стихи по
временам года, готовили костюмы к праздникам.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Исследовательский проект «ВОЛШЕБНАЯ ВОДА» Участники проекта: педагоги и дети подготовительной группы. Руководитель проекта: воспитатель Тюленёва Т.А.
Большую роль в экологическом образовании дошкольниковиграет практическая, исследовательская деятельность вприродных условиях. К сожалению, современные дети, особенногородские, имеют весьма огран...
Социально-коммуникативное развитие младших дошкольников в рамках реализации ФГОС. Долгосрочный проект «Дорожная грамота». Паспорт проекта. Тип проекта- практико-ориентированный, коллективный. Вид проекта - долгосрочный, сентябрь 2018 года - май 2019 года
Актуальность проекта.Ежедневно в дорожно-транспортных происшествиях получают травмы, и гибнет много людей. Дошкольники составляют четвертую часть от общего числа пострадавших в ДТП дете...
Проект "Спортивная зима" Спортивно-познавательный проект «Спортивная зима» Цель проекта: Расширение представлений детей о зимних видах спорта. Задачи проекта: - создавать условия для сознательного изучения детьми здорового образа жизни; • ознакомление с
Спортивно-познавательный проект «Спортивная зима» Цель проекта: Расширение представлений детей о зимних видах спорта. Задачи проекта: - создавать условия для сознательного изучения детьми здоро...
Паспорт проекта «Пчёлкин огород». Тип проекта : среднесрочный, исследовательский. Участники проекта : дети, воспитатели, родители воспитанников. Возраст детей: 6 – 7 лет. Цель проекта: Создание условий в группе и на участке для развития познавательного и
Задачи проекта:Расширять знания детей и представления о культурных растениях и цветах (их строении и полезных свойствах овощей).Знакомить детей с особенностями выращивания цветов и культурных ра...
МАДОУЦРР д/c «Теремок» Проект «Волшебница вода» " в средней группе «Почемучки» Воспитатель: Ганшу О.А.. 2022г. Проект: краткосрочный (с1.02 -20.02.22) Тип проекта: познавательно – исследовательский. Участники проекта: дети средней группы, воспитат
Проблема: Отсутствие у детей представлений о значении воды в жизни всего живого на земле.Актуальность проекта: Экологическое воспитание, как никогда, является одной из актуальнейших проблем...
Проект в подготовительной группе на тему: «Зимующие птицы» Вид проекта: познавательно-исследовательский, информационно-творческий. Продолжительность проекта: краткосрочный (1 неделя. С 19.12.2022 – 23.12.2022) Авторы проекта: воспитатель Анисимова
Проект в подготовительной группе на тему:«Зимующие птицы»Вид проекта: познавательно-исследовательский, информационно-творческий. Продолжительность проекта: краткосрочны...
Тема проекта «Ярмарка профессий» Продолжительность проекта: среднесрочный (04.09-11.09.) Тип проекта: познавательный, творческо-информационный. Участники проекта: дети подготовительной группы, педагог, родители. Проблема – мы столкнулись с тем, что дети
Тема проекта «Ярмарка профессий» Продолжительность проекта: среднесрочный (04.09-11.09.) Тип проекта: познавательный, творческо-информационный. Участники проекта: дети подготовительной группы, пед...