Проект
проект по окружающему миру (старшая группа)

Кучеманова Анна Викторовна

Проект

«Времена года»

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_vremena_goda.docx23.22 КБ

Предварительный просмотр:

Проект

«Времена года»

Тип проекта: познавательно-творческий

Продолжительность проекта: долгосрочный

Участники проекта: воспитатели группы, дети, родители

Сроки проекта: сентябрь - май

Актуальность:

Мир природы таит в себе большие возможности для всестороннего развития

детей. Продуманная организация обучения, прогулок, специальных

наблюдений развивает их мышление, способность видеть и чувствовать

красочное многообразие явлений природы, замечать большие и маленькие

изменения окружающего мира. Размышляя о природе под влиянием

взрослого, дошкольник обогащает свои знания, чувства, у него формируется

правильное отношение к живому, желание созидать, а не разрушать.

Воспитательное значение природы трудно переоценить. Общение с природой

положительно влияет на человека, делает его добрее, мягче, будит в нем

лучшие чувства. Особенно велика роль природы в воспитании детей.

На основе знаний о происходящих изменениях в природе в разные времена

года, у детей формируются такие качества, как реалистическое понимание

явлений природы, любознательность, умение наблюдать, логически мыслить,

эстетически относиться ко всему живому. Любовь к природе, навыки

бережного отношения к ней, ко всему живому.

Однако далеко не всё может быть правильно понято детьми при

самостоятельном общении с природой, далеко не всегда при этом правильно

формируется отношения к растениям и животным.

Ввести ребёнка в мир природы, сформировать реалистические представления

об её объектах и явлениях, воспитать способность видеть красоту родной

природы, любовь, бережное и заботливое отношение к ней – важнейшие

задачи работы детского сада.

В условиях введения Федеральных государственных образовательных

стандартов дошкольного образования особые требования предъявляются к

профессиональной деятельности педагогов, в том числе и по вопросам

ознакомления дошкольников с природой с учетом регионального

компонента.

Таким образом, актуальность проекта обусловлена:

- недостаточной разработанностью данной проблемы на современном этапе.

- важностью проблемы ознакомления дошкольников с сезонными

изменениями в природе в условиях введения ФГОС ДО

Предмет исследования: сезонные изменения в природе

Предполагаемый результат:

Формирование у детей целостного образа окружающего мира в рамках

проекта «Времена года»

Привлечение родителей к совместной с детьми исследовательской,

проектной, продуктивной деятельности в детском саду и дома,

способствующей возникновению познавательной активности ребёнка.

Создание продуктов детской творческой деятельности

Создание дидактических игр и пособий на тему «Времена года»,

рекомендаций по их использованию для родителей и специалистов детского

сада.

Цель: формировать знания и умения видеть и понимать красоту природы в

разное время года

Задачи:

Формирование у детей интереса и желания изучать сезонные изменения,

взаимосвязь в явлениях живой и неживой природы, используя различные

виды деятельности.

Формирование представлений о труде людей в различные времена года

(посев семян, посадка растений, уборка урожая, полив, уборка улиц и т.д.)

Обобщение всех полученных знаний и их использование в практической

деятельности (игры, детские праздники, рисование, аппликация и т.д.)

Воспитание любви к родной природе, эмоционально значимого отношения к

каждому времени года.

Воспитание потребности внимательно и бережно относится к природе,

развивая наблюдательность и интерес к окружающему, прививать чувство

единения с природой, ответственности за свои поступки.

Этапы реализации проекта

Подготовительный этап:

Подбор и анализ научно-популярной и художественной литературы по

данной теме.

Определение цели, исходя из интересов и потребностей детей.

Планирование предстоящей деятельности, направленной на реализацию

проекта.

Обеспечение дидактического комплекта для реализации проекта.

Основной этап:

Проведение цикла занятий, экскурсий.

Взаимодействие с родителями, направленное на знакомство с проектной

деятельностью.

Заключительный этап:

Открытое занятие.

Оформление календаря природы.

Оформление фотовыставки.

Оформление выставки рисунков посвященная родному краю.

Перспективный план

Сентябрь-октябрь-ноябрь

Рассматривание цветов на клумбе.

Цель: Уточнение и углубление знаний о

садовых цветах. Воспитывать ответственность, желание ухаживать за

растениями.

Экскурсия в осенний парк.

Цель: отметить дальнейшие изменения осенью (прекращение роста,

пожелтение и опадание листьев, наличие плодов и семян). Воспитывать

интерес к экскурсии, любовь к природе

Рассматривание сюжетных картины «Осенний день» и составление рассказов по ней.

Цель: совершенствовать умение детей составлять повествовательные

рассказы по картине, придерживаясь плана

Чтение художественной литературы, стихов, загадок. Цели: развитие

интереса детей к художественной и познавательной литературе.

Формирование умения внимательно и заинтересованно слушать рассказы,

сказки, стихи, запоминать загадки. А.К.Толстой «Осень, обсыпается весь наш

бедный сад» А. С. Пушкин «Уж небо осенью дышало»,Ф.Тютчев «Есть в

осени первоначальной»,С. Есенин «Нивы сжаты, рощи голы»,А. Фет «Еще

вчера на солнце млея», В.Бианки «Сентябрь», А. Майкова «Осенние листья

по ветру кружат», И. Бунина «Листопад».

Заучивание стихотворения И.Белоусова «Осень».

Цель: помочь детям запомнить и выразительно читать стихотворение.

Беседа «Наступила осень».

Цель: уточнить знания детей о признаках

наступления осени в живой и неживой природе, воспитывать уважение к

сельскохозяйственному труду.

Дидактическая игры «Что? Где растет?», «Насекомые», «Земля, вода, воздух, огонь», «Что это значит?», «Третий лишний», «Да или нет».

 Цель: закреплять знания детей об осенних приметах, умение классифицировать и называть насекомых, птиц, животных.

Подвижные игры «Песенка стрекозы», «К названному дереву беги», «Голуби

и ястреб».

Цель: совершенствовать координацию движений, умение находить

растение по названию

Занятия по ИЗО:

- Рисование «Осеннее дерево».

 Цель: продолжать знакомить с разными

видами деревьев. Учить рисовать ствол с расходящимися ветками, рисовать

листья разными способами.

- Аппликация коллективная «Грибы на лесной полянке».

 Цель: продолжать учить детей составлять общую сюжетно-тематическую композицию.

- Лепка «Осенний натюрморт».

Цель: формировать умение создавать объемные композиции

- Рисование с натуры «Осенние листья». 

Цель: учить детей рисовать с натуры, передавая форму и окраску осенних листьев.

- Аппликация симметричная «Листочки на окошке».

 Цель: вызвать у детей

желание создать коллективную композицию из вырезанных листочков для

интерьера группы.

- Музыкальное развлечение «Осенняя пора». 

Цель: Закреплять и расширять знания детей об осенних явлениях средствами музыки, поэзии, подвижных и развивающих игр.

Выполнение поделок из природного материала на конкурс «Осенний

фейерверк»

Заучить приметы про осень

Декабрь-январь-февраль:

Вечер загадок о Зиме. 

Цель: через отгадывание загадок побуждать детей к

наблюдениям, размышлениям, познанию

Поделки из снега: «Змейка», «Лабиринт».

Цели: 1) Создать положительный эмоциональный настрой, вызвать интерес к

прогулке через двигательную, игровую, познавательную деятельность;

2) Воспитать доброжелательность и желание помогать ближнему

Экскурсия в зимний парк. 

Цель: закреплять знания детей о характерных

особенностях природы зимой, научить видеть красоту природы в зимнее

время

Выставка открыток с зимними пейзажами.

Цель: знакомить детей с

искусством «зимних» пейзажей, закреплять знания о сезонных изменениях в

природе

Игры-забавы с санками 

Цель: подвижные игры и игры-забавы зимой на

открытом воздухе доставляют детям огромную радость, приносят пользу их

здоровью. «Собери кегли», «Гонки на санках», «Сбей цель», «Санный круг»,

«На ровном месте».

Прослушивание аудиозаписей: П. Чайковский «Декабрь – святки», «Времена года», В. Шаинский - «Снежинки».

Цель: развитие у детей интереса и любви к музыке.

Прослушивание аудиозаписей литературных произведений: П.Бажов

«Серебряное копытце».

Цель: формирование эмоционального отношения к

литературным произведениям. Воспитание чуткости к художественному

слову.

Заучивание стихов С. Есенин «Береза» 

Цель: воспитания у детей любви к

художественному слову, развивать умение воспринимать и выразительно

воспроизводить стихотворение.

Подвижные игры: «Льдинки», «Ветер и мороз».

Цель: развивать быстрый

бег, боковой галоп, поскоки.

Занятия по ИЗО:

- Аппликация «Снеговики в шапочках и шарфиках».

Цель: Побуждать детей

к декоративному оформлению созданного образа.

- Моделирование новогодних игрушек из ваты и бумаги «Снегири и

яблочки».

Цель: показать детям возможность лепки птиц из ваты (П

- Рисование «Зима». 

Цель: учить детей передавать в рисунке картину зимы в

поле, в лесу. Развивать образное восприятие, образные представления,

творчество.

- Рисование «Большие и маленькие ели». 

Цель: учить детей располагать

изображения на широкой полосе. Развивать эстетические чувства, образные

представления.

- Рисование «Снежинка». 

Цель: формировать умение рисовать узор на бумаге

в форме розеты. Воспитывать самостоятельность. Развивать воображение,

радость от своего рисунка.

- Лепка «Зайчик».

Цель: закреплять умение детей лепить животных,

передавая форму, строение и величину частей, учить передавать простые

движения фигуры.

- Рисование «Зимние забавы». 

Цель: учить создавать коллективную

сюжетную композицию из сделанных фигурок, цилиндрической формы.

- Лепка «Снегурочка» 

Цель: учить детей передавать в лепке образ

Снегурочки. Упражнять в приемах лепки (раскатывание, оттягивание,

сглаживание мест скрепления). Воспитывать стремление доводить начатое

дело до конца. Труд на участке. Цель: воспитывать дружелюбие, умение

работать в коллективе детей, уметь договариваться, начатое дело доводить до

конца. Дети собирают снег в кучи. Нагребают снег для построек. Чистят

дорожки.

Взаимодействие с семьей:

Привлечь родителей к изготовлению новогодних костюмов.

Разучивание стихов о зиме с детьми

Беседы о зиме.

Рассматривание иллюстраций по прочитанному произведению

Март-апрель-май

Дидактическая игра «Времена года». Цель: закреплять представления детей о

последовательности изменений в природе весной, летом, осенью, зимой по

существенным признакам

Беседа на тему «За что мы любим весну?». Цель: закреплять знание о

весенних явлениях природы, уточнять и расширять представления об

изменениях в жизни растений и диких животных с наступлением весны,

умение активно участвовать в беседе.

Наблюдение за изменениями, происходящими в природе. Цель: формировать

представления о весне, как о пробуждении природы, развивать умения

замечать новые изменения в природе.

Занятия по ИЗО:

- Рисование гуашью «Ледоход на реке». Цель: расширять знания детей о

ледоходе.

- Лепка «Весенний ковер» - плетение из жгутиков. Цель: продолжать

знакомить детей с видами народного декоративно-прикладного искусства

(ковроделием). Учить лепить коврик из жгутиков, имитируя технику

плетения.

- Аппликация с элементами рисования «Нежные подснежники». Цель: учить

детей воплощать в художественной форме свое представление о первоцветах.

Составлять аппликативный цветок из отдельных элементов. Воспитывать

бережное отношение к природе

Взаимодействие с семьей:

Наглядная информация для родителей о весне

Привлечь родителей к подбору бросового и природного материала.

Июнь-июль-август

Разучивание песен о лете. «В траве сидел кузнечик», «Белые кораблики».

«Песенка о лете». Цель: развитие песенного музыкального вкуса.

Рассказывание из опыта «Как мы провели лето». Цель: закреплять у детей

представления о явлениях природы и деятельности детей в летний период

Занятия по ИЗО:

- Рисование «Картинка про лето». Цель: продолжать развивать образное

восприятие, образные представления. Развивать творческую активность.

Учить оценивать свои рисунки и рисунки товарищей.

- Рисование в технике монотипия «Бабочка». Цель: учить детей рисовать на

мокром листе бумаги

- Аппликация «Летние цветы». Цель: познакомить с цветами. Уметь

отгадывать загадки, развивать эстетическое восприятие, упражнять в

вырезывании разнообразными приемами. Беседа на тему «Лето в народном

календаре». Цель: Знакомить детей с летними народными приметами

Наблюдение за солнцем, небом, «Солнечными зайчиками», насекомыми,

дождем, ветром, птицами. Цель: формировать у детей умение сравнивать

осенние, зимние и летние явления природы, развивать способность

анализировать характерные изменения в живой и неживой природе в летний

период времени.

Взаимодействие с семьей:

1. Посещение леса. Цель: привлекать к отдыху на природе. Воспитывать

дружеские отношения между детьми и родителями.

2.Знакомство детей с правилами оказания первой помощи при ушибах и

укусах насекомых.

3. Подвижные игры. Цель: поощрение самостоятельной организации

знакомых подвижных игр детей вместе с родителями.

Заключение

Во время проведения занятий, наблюдений в природе у детей

сформировались представления о чередовании времен года, частей суток и

их некоторых характеристиках. Дети научились наблюдать за сезонными

изменениями. Осень - дети познакомились с тем, как некоторые животные

готовятся к зиме. На улице становится холодно, листья желтеют, часто идут

дожди.

Зима - научились наблюдать за особенностями зимней природы (холода,

заморозки, снегопады, сильный ветер).

Весна - наблюдаем за весенними изменениями в природе (тает снег,

разливаются реки, прилетают птицы, появляются первоцветы).

Лето - дети узнают о влиянии тепла, солнечного света на жизнь людей,

животных и растений. Природа расцветает.

Родители принимали участие в осеннем конкурсе, разучивали стихи по

временам года, готовили костюмы к праздникам.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Исследовательский проект «ВОЛШЕБНАЯ ВОДА» Участники проекта: педагоги и дети подготовительной группы. Руководитель проекта: воспитатель Тюленёва Т.А.

Большую роль в экологическом образовании дошкольниковиграет практическая, исследовательская деятельность вприродных условиях. К сожалению, современные дети, особенногородские, имеют весьма огран...

Социально-коммуникативное развитие младших дошкольников в рамках реализации ФГОС. Долгосрочный проект «Дорожная грамота». Паспорт проекта. Тип проекта- практико-ориентированный, коллективный. Вид проекта - долгосрочный, сентябрь 2018 года - май 2019 года

Актуальность проекта.Ежедневно в дорожно-транспортных происшествиях получают травмы, и гибнет много людей. Дошкольники составляют четвертую часть от общего числа пострадавших в ДТП дете...

Проект "Спортивная зима" Спортивно-познавательный проект «Спортивная зима» Цель проекта: Расширение представлений детей о зимних видах спорта. Задачи проекта: - создавать условия для сознательного изучения детьми здорового образа жизни; • ознакомление с

Спортивно-познавательный проект «Спортивная зима» Цель проекта: Расширение представлений детей о зимних видах спорта. Задачи проекта: - создавать условия для сознательного изучения детьми здоро...

Паспорт проекта «Пчёлкин огород». Тип проекта : среднесрочный, исследовательский. Участники проекта : дети, воспитатели, родители воспитанников. Возраст детей: 6 – 7 лет. Цель проекта: Создание условий в группе и на участке для развития познавательного и

Задачи проекта:Расширять знания детей и представления о культурных  растениях и цветах (их строении и полезных свойствах овощей).Знакомить детей с особенностями выращивания цветов и культурных ра...

МАДОУЦРР д/c «Теремок» Проект «Волшебница вода» " в средней группе «Почемучки» Воспитатель: Ганшу О.А.. 2022г. Проект: краткосрочный (с1.02 -20.02.22) Тип проекта: познавательно – исследовательский. Участники проекта: дети средней группы, воспитат

Проблема:  Отсутствие у детей представлений о значении воды в жизни всего живого на земле.Актуальность проекта: Экологическое воспитание, как никогда, является одной из актуальнейших проблем...

Проект в подготовительной группе на тему: «Зимующие птицы» Вид проекта: познавательно-исследовательский, информационно-творческий. Продолжительность проекта: краткосрочный (1 неделя. С 19.12.2022 – 23.12.2022) Авторы проекта: воспитатель Анисимова

Проект в подготовительной группе на тему:«Зимующие птицы»Вид проекта: познавательно-исследовательский, информационно-творческий. Продолжительность проекта: краткосрочны...

Тема проекта «Ярмарка профессий» Продолжительность проекта: среднесрочный (04.09-11.09.) Тип проекта: познавательный, творческо-информационный. Участники проекта: дети подготовительной группы, педагог, родители. Проблема – мы столкнулись с тем, что дети

Тема проекта «Ярмарка профессий» Продолжительность проекта: среднесрочный (04.09-11.09.) Тип проекта: познавательный, творческо-информационный. Участники проекта: дети подготовительной группы, пед...