Дополнительная общеразвивающая программа «Познаем окружающий мир»
рабочая программа по окружающему миру (подготовительная группа)
Настоящая программа «Познаем окружающий мир» для детей в возрасте 5-7 лет рассчитана на два года обучения в учреждениях дополнительного образования. Программа носит вариативный характер и ориентирует на мотивацию к познанию и творчеству, к развитию воображения, внимания, памяти, расширяет кругозор и способствует самореализации ребенка в системе дополнительного образования детей, затрагивая не только интеллектуальную, но и эмоциональную сферу обучающихся.
Данная программа может быть успешно реализована при наличии необходимой материально-технической базы, заинтересованного отношения к данной образовательной деятельности как самого педагога, так и детей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Дополнительная общеразвивающая программа «Познаем окружающий мир» | 49.41 КБ |
Предварительный просмотр:
Дополнительная общеразвивающая программа
«Познаем окружающий мир»
По предмету «Окружающий мир»
Для детей 5-7 лет
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Настоящая программа «Познаем окружающий мир» для детей в возрасте 5-7 лет рассчитана на два года обучения в учреждениях дополнительного образования.
Программа носит вариативный характер.
Процесс обучения детей ориентирует на мотивацию к познанию и творчеству, к развитию воображения, внимания, памяти, расширяет кругозор и способствует самореализации ребенка в системе дополнительного образования детей, затрагивая не только интеллектуальную, но и эмоциональную сферу обучающихся.
Данная программа может быть успешно реализована при наличии необходимой материально-технической базы, заинтересованного отношения к данной образовательной деятельности как самого педагога, так и детей.
Актуальность, новизна, педагогическая целесообразность.
Актуальность программы состоит в том, что дошкольное воспитание и образование детей является важным звеном общей системы образования. Программа «Познаем окружающий мир» носит личностно-развивающий характер. Его цель – воспитание гуманного, творческого, социально активного человека, уважительно и бережно относящегося к среде своего обитания, к природному и культурному достоянию человечества. Педагогическая целесообразность состоит в том, что наиболее благоприятным периодом для начала приобщения детей к обучению является дошкольный возраст.
Воспитательный эффект занятий во многом зависит от того, как отобран и организован учебный материал.
Предлагаемые в программе виды деятельности являются целесообразными для детей дошкольного возраста, так как учтены психологические особенности дошкольника, уровень умений и навыков обучающихся, а содержание отображает познавательный интерес данного возраста.
Новизна программы заключается в организации процесса освоения образовательного материала:
В возрасте 5-7 лет ребенок постепенно выходит за пределы семейного круга. Его общение становится внеситуативным. Взрослый становится не только членом семьи, но и носителем определенной общественной информации. Желание ребенка выполнять такую же функцию приводит к противоречию с его реальными возможностями. Это противоречие разрешается через развитие игры, которая становится ведущим видом в этом возрасте.
У детей продолжает развиваться восприятие, однако они не всегда могут одновременно учитывать несколько различных признаков. Продолжают развиваться навыки обобщения и рассуждения, но они в значительной степени еще ограничиваются наглядными признаками ситуации. Продолжает развиваться воображение, внимание дошкольников, оно становится произвольным. Развивается связная речь.
Отличительной особенностью данной образовательной программы является вариативность внедрения в систему образования: как комплексная (входит в общий комплекс обучения, как неотъемлемая часть образовательной системы школы раннего развития детей), как интегрированная программа (взаимосвязана с другими учебными предметами),как отдельная программа ознакомления дошкольников с окружающим миром.
Цель и задачи программы
Цель программы: ознакомление детей с живой и неживой природой, формирование осознанно бережного отношения к ней, формирование начал экологической культуры.
Задачи:
1. Уточнение, систематизация и углубление знаний о растениях, животных и природных явлениях; о состоянии окружающей среды.
2. Формирование знаний о жизненных проявлениях всего живого (питание, рост, развитие) .
3. Формирование представлений о причинно – следственных связях внутри природного комплекса.
4. Развитие эмоционально – доброжелательного отношения к живым объектам природы в процессе общения с ними.
5. Формирование потребности заботиться об экологической чистоте своего двора, участка детского сада, группы, села.
6. Развитие осознанного отношения к себе как к активному субъекту окружающего мира.
7. Формирование привычки рационально использовать природные ресурсы.
8. Развитие умений правильно взаимодействовать с природой.
Развитие интереса к миру природы.
9. Формирование эстетического отношения к действительности, прежде всего к природе во всех ее проявлениях.
10. Расширение представлений детей о родном крае.
11.Воспитание уважения к людям разных национальностей и их обычаям.
Принципы построения программы
Программа построена на основе следующих принципов:
* Дифференцированного подхода.
Ведется совместная деятельность педагога и ребенка, основанная на началах сотрудничества.
Учитывается индивидуальность каждого ребенка.
*Учета возрастных особенностей.
Подбираются формы, методы, приемы соответственно возраста детей.
*Наглядности.
При обучении используется красочный демонстрационный и раздаточный материал.
* Доступности и креативности
Каждый ребенок подводится к самоанализу и самооценке.
Применяемые методы обучения соответствуют его содержанию. Отбор программного материала осуществлялся с опорой на принципы :
-энциклопедичность формируемых у ребенка представлений и знаний обо всем, что его окружает;
-природосообразность (человек- часть природы, и он подчиняется ее законам) ;
-воспитательная ценность знаний.
Умственное воспитание в программе организовано на принципах коммуникативно- познавательной деятельности детей и обогащено современным развивающим содержанием. Оно обеспечивает:
-формирование у ребенка целостной картины окружающего мира;
-развитие интереса к предметам и явлениям окружающей действительности (мир людей, животных, растений, местам обитания человека, животных, растений (земля, вода, воздух) ;
-ознакомление с предметами быта, необходимых человеку, их функциями и назначением (одежда, обувь, посуда, мебель и др.) ;
-формирование первоначальных представлений о себе, о ближайшем социальном окружении.
В процессе игры дети моделируют реальные и вымышленные ситуации в созданном ими мире. Как можно больше вопросов и как можно меньше рассказов - это нам важнейший принцип проведения занятий. Задавая вопросы, побуждающие фантазию и творчество детей, преподаватель незаметно руководит творчеством ребёнка, заставляя его самостоятельно открывать окружающий мир и его закономерности
На основе принципов построения программы определяются приемы и методы обучения и воспитания.
Методы
-словесный метод (рассказ, объяснение, беседа, работа с книгой и тетрадью).
-наглядный метод (показ картин, карточек, плакатов, презентаций и др.)
-метод дидактических игр
-проблемный метод
-частично- поисковый
В процессе реализации программы формируются ключевые и общепредметные компетенции:
-познавательная компетентность
-личностная компетентность
-самообразовательная компетентность
-социальная компетентность
-компетентное отношение к собственному здоровью, личностного самосовершенствования
-коммуникативная компетентность
-информационная компетентность.
Сроки реализации, объём программы
Программа «Познаем окружающий мир» предназначена для детей дошкольного возраста от 5 до 7 лет, рассчитана на два года обучения,36 часов в год. Наполняемость групп составляет от 5 до 8 человек в зависимости от подготовки и способностей учащихся.
Методическое обеспечение
В основе занятий лежит игра, так как для детей этого возраста игра - ведущая форма деятельности, наряду с которой важную роль играет слушание рассказов, сказок и стихов, рисование, лепка, аппликация. Программа по ознакомлению дошкольников с окружающим миром предполагает использование различных средств и методов. Прежде всего, это наблюдение (рассматривание, исследование, выявление свойств).
Большое внимание отводится беседам с детьми, во время которых педагог не только закрепляет знания, но и формирует у детей положительное эмоциональное отношение к содержанию беседы.
Основным видом деятельности по-прежнему остаётся игра. Большое значение приобретают дидактические игры и упражнения, развивающие мышление, внимание, воображение ребят. Они помогают детям не только закрепить полученные ими ранее знания, но и учат общаться друг с другом, быть увереннее.
В процессе игры дети моделируют реальные и вымышленные ситуации в созданном ими мире. Как можно больше вопросов и как можно меньше рассказов - это нам важнейший принцип проведения занятий. Задавая вопросы, побуждающие фантазию и творчество детей, преподаватель незаметно руководит творчеством ребёнка, заставляя его самостоятельно открывать окружающий мир и его закономерности.
Разработка процедуры организации учебной деятельности дошкольников ставит целью обеспечить комфортные условия для развития ребенка в процессе усвоения знаний, умений и навыков.
Способы определения и фиксации результатов:
В процессе реализации программы проводится тестирование детей, опрос родителей, составляется индивидуальная диагностическая карта обучающегося .
А также педагог отслеживает результаты детей с помощью ролевых игр, творческих заданий, открытых занятий, ситуационных игр. Целесообразным является проведение викторин, конкурсов.
Формы подведения итогов реализации дополнительной образовательной программы «Познаем окружающий мир»:
Подведение итогов реализации программы проводится в виде открытых занятий для родителей, тестовых заданий, анкетирования родителей, проектов обобщающего характера.
Учебно- тематический план
5-6 лет
№№ | Название разделов и тем | Теоретическая часть | Практическая часть | Количество часов |
1 | Я-гражданин России. Символы России. | 0,6ч | 0,4ч | 1ч |
2 | Откуда пошла Русская земля? | 0,6ч | 0,4ч | 1ч |
3 | Как жили люди на Руси. | 0,6ч | 0,4ч | 1ч |
4 | Богатыри- защитники Руси. | 0,6ч | 0,4ч | 1ч |
5 | Верования древних славян | 0,6ч | 0,4ч | 1ч |
6 | Уж небо осенью дышало. | 0,6ч | 0,4ч | 1ч |
7 | В гости к городецким мастерам | 0,6ч | 0,4ч | 1ч |
8 | Путешествия к мастерам хохломы. | 0,6ч | 0,4ч | 1ч |
9 | Филимоновская игрушка. | 0,6ч | 0,4ч | 1ч |
10 | В гости к мастерам гжели. | 0,6ч | 0,4ч | 1ч |
11 | Мастера- золотые руки. | 0,6ч | 0,4ч | 1ч |
12 | История русского костюма. | 0,6ч | 0,4ч | 1ч |
13 | Ярмарка | 0,6ч | 0,4ч | 1ч |
14 | Путешествие по стране. Выбираем транспорт. | 0,6ч | 0,4ч | 1ч |
15 | Путешествие на северный полюс | 0,6ч | 0,4ч | 1ч |
16 | Тундра. Растительный и животный мир. | 0,6ч | 0,4ч | 1ч |
17 | Обитатели тайги. | 0,6ч | 0,4ч | 1ч |
18 | «Идет волшебница зим…» Рождество. Новый год. | 0,6ч | 0,4ч | 1ч |
19 | Путешествие в смешанный лес. Полезные ископаемые. | 0,6ч | 0,4ч | 1ч |
20 | Степи. Степь- житница страны. | 0,6ч | 0,4ч | 1ч |
21 | Масленица. | 0,6ч | 0,4ч | 1ч |
22 | Возникновение Москвы. Москва- столица России. | 0,6ч | 0,4ч | 1ч |
23 | Экскурсия на Красную площадь. | 0,6ч | 0,4ч | 1ч |
24 | Памятники замечательным людям в Москве. | 0,6ч | 0,4ч | 1ч |
25 | Праздник Пасхи. | 0,6ч | 0,4ч | 1ч |
26 | Экскурсия в Третьяковскую галерею. | 0,6ч | 0,4ч | 1ч |
27 | Мы идем в театр. | 0,6ч | 0,4ч | 1ч |
28 | Искусство. Живопись. | 0,6ч | 0,4ч | 1ч |
29 | Великая Отечественная война. Центральный музей ВОВ. | 0,6ч | 0,4ч | 1ч |
30 | Улицы Москвы. | 0,6ч | 0,4ч | 1ч |
31 | Мой родной край. | 0,6ч | 0,4ч | 1ч |
32 | Весна в произведениях русских поэтов. | 0,6ч | 0,4ч | 1ч |
33 | Зоопарк России. | 0,6ч | 0,4ч | 1ч |
З4 | Широка страна моя родная. | 0,6ч | 0,4ч | 1ч |
35 | Конкурс эрудитов. | 0,6ч | 0,4ч | 1ч |
36 | Проект «Я люблю свою страну. | 0,6ч | 0,4ч | 1ч |
Содержание программы
5-6 лет
1. Я- гражданин России. Символы России. Ознакомление с символикой России. Герб, флаг, гимн. Президент России. Раскрашиваем Флаг. Заучиваем текст гимна России
2.Откуда пошла Русская земля. История возникновения славян, место жительства славян и их образ жизни. Основные занятия славян.
3. Как жили люди на Руси. Презентация о жизни славян. Жилище славян ( горница, полати, лучина, прялка…) Игра «Машина времени. Составление рассказа «Внутренний вид избы». Одежда древних славян.
4. Богатыри- защитники Руси. Как защищались славяне от врагов? Богатырские заставы, Былины и сказки, рассказ по репродукции В. Васнецова «Богатыри».
5.Верования древних славян. Добрые и злые духи, Хозяин леса- леший, водяной и русалка, Хозяин дома- домовой. Рисование их по представлению.
6 Уж небо осенью дышало… Систематизируем представления о характерных признаках осени. Задание «Сколько осенних месяцев», физкультминутка «Перелетные птицы», задание: «Заполните календарь природы, чтение стихов русских поэтов об осени.
7.В гости к городецким мастерам. Знакомство с особенностями изделий городецких мастеров, с историей возникновения этого промысла. Игра: «Мы- городецкие мастера», работа с пособием, игра «Найди лишнее».
8. Путешествие к мастерам хохломы. Знакомство с особенностями и этапами изготовления хохломских изделий, историей возникновения этого промысла. Игра «Накрой стол», рассказывание сказки о мужике- умельце. Задание «Как изготавливалась деревянная посуда».
9.Филлимоновская игрушка. Знакомство с особенностями и этапами изготовления филимоновской игрушки, с историей возникновения этого промысла, работа с пособием, задание «Раскрасьте».
10.В гости к мастерам гжели. Знакомство с особенностями изделий мастеров Гжели, с историей возникновения этого промысла, игра «Назови слово», рассказывание сказки «Поспорили зима с весной», работа с пособием, раскрашивание узоров.
11. Мастера- золотые руки. Знакомство с ремесленниками: ткачиха, гончар, кузнец, ювелир, резчик по дереву. Работа с пособием. Игра «Отгадай, кто это?» Задание «Что перепутал художник?
12. История русского костюма. Знакомство с историей русского костюма, с особенностями его внешнего вида, просмотр иллюстраций и изображение русских народных костюмов. Игра «Машина Времени» . учимся находить отличие в одежде мужского и женского костюма, чем отличаются костюмы людей из различных сословий. Творческая работа « Раскрась народный костюм». Задание «Чем отличается старинная одежда от современной.
13. Ярмарка. Продолжаем знакомство с народными обычиями и традициями, закрепляем представление о народных промыслах, Игра «Мы на ярмарке», инсценировка сказки «Как старик корову продавал», разучиваем потешки.
14.Путешествие по стране. Выбираем транспорт. Обобщить представления детей об особенностях передвижения человека, игра «Что такое путешествие?», задание «Разложи картинки», задание «Расскажи, где используется этот транспорт?»
15. Путешествие на северный полюс. Познакомить детей с особенностями природных условий Крайнего севера, игра «Лото животных», физкультминутка «Море волнуется раз…», работа с пособием на применение новых знаний.
16. Тундра. Растительный и животный мир. Познакомить детей с особенностями природных условий тундры, животный и растительный мир тундры, «Почему в тундре не растут высокие деревья?», работа с пособием на применение новых знаний.
17.Обитатели тайги. Познакомить детей с особенностями природных условий тайги, растительный и животный мир тайги, игра «Лото растений», Задание: «Покажите стрелками, чем питаются эти животные», игра «Кто из зверей хищник?».
18. «Идет волшебница зима…» Рождество. Новый год. Зима. Признаки зимы, описание зимы в русской поэзии, Что такое Новый год?, любимые новогодние персонажи, Рождество. Национальные игры и обряды, разучиваем колядки.
19. Путешествие в смешенный лес. Полезные ископаемые. Познакомить детей с особенностями природных условий смешанного леса, закрепить представление о лесе, как о зеленом доме для растений и животных, игра «Хищники и травоядные», задание6 «Объясните почему говорят «Лес- наше богатство?».
20.Степи. Степь- житница страны. Как родился хлеб. Познакомить детей с особенностями природных условий степи. Животный и растительный мир в степи, задание «Расскажите , как выращивали хлеб раньше..», работа с пособие на применение полученных знаний. Чтение стихотворения «Горбушка» Г. Алмазова, отгадывание загадок.
21. Масленница. Что это такое? Национальные игры и обряды. Прощаемся с зимой. Игры, потешки, чаепитие с блинами.
22.Возникновение Москвы. Москва- столица России. Презентация о возникновении истории Москвы, герб и гимн Москвы, святой Георгий Победоносец, работа со слайдами презентации.
23.Экскурсия на Красную площадь.: Для чего был построен Кремль, рассказ о Спасской башне, и кремлевских курантах, Собор Василия Блаженного, памятник Минину и Пожарскому, лобное место и Исторический музей. Игра «Я знаю пять названий».
24.Памятники замечательным людям Москвы. :Для чего сооружали памятники?, кто такой скульптор? Работа со слайдами презентации. Памятник Юрию Долгорукому, А.С. Пушкину; Петру I; М.И. Кутузову;
Ю.А. Гагарину и т.д. «Расскажи о памятниках, которые ты видел?»
25.Праздник Пасхи. Рассказ о главном религиозном празднике всех христиан. Символы праздника, заучивание стихотворения к празднику, раскрашиваем пасхальное яйцо.
26. Экскурсия в Третьяковскую галерею. Рассказ об основателях «Третьяковской галереи», братьях Третьяковых, знакомство с залами Васнецова, Шишкина и др. Составление рассказов по картинам.
27.Мы идем в театр. Знакомство с самыми известными театрами Москвы, с правилами поведения при их посещении. Большой театр. Физкультминутка «Танец маленьких лебедей», работа с пособиями.
28. Искусство. Живопись. Знакомство с произведениями художников- живописцев: портретами, пейзажами, натюрмортами. Пейзаж. Игра :«Рассмотри репродукцию и узнай жанр картины».
29. Великая Отечественная Война. Центральный музей ВОВ. Испытание для нашего народа- Великая отечественная война. Опрос детей «Что ты знаешь о Войне? Презентация о музее ВОВ. Зал диорамы «Контрнаступление советских войск под Москвой в декабре 1941 года; зал диорамы «Блокада Ленинграда», зал диорамы «Курская битва», зал диорамы «Штурм Берлина», зал Памяти, зал Славы.
30. Улицы Москвы. Отправляемся в путешествие по знаменитым по знаменитым улицам Москвы. Знакомство с историей возникновения некоторых улиц. Игра: «О чем название?», задание «Как менялись улицы Москвы»
31.Мой родной край. Игра «Путешествие по родному краю».
32. Весна в произведениях русских поэтов. Признаки весны. Игра «Когда это бывает?» Чтение и заучивание наизусть произведения А.С. Пушкина, Ф.И. Тютчева, Л.Н. Моздалевского о весне.
33. Зоопарк России. Закрепляем представление детей о многообразии животного мира России. Игра «Мы идем в зоопарк», физкультминутка «Море волнуется раз…»; чтение рассказа в. Бианки «Музыкант».
34. Широка страна моя родная. Закрепить представление о России, как стране городов, познакомить с принципами создания гербов. Игра «Рассмотрите гербы городов», задание «Какие реки в России ты знаешь?», физкультминутка «Из ручейков в море». Горы России.
35. Конкурс эрудитов.
36. Проект: «Я люблю свою страну. Путешествуем по стране. Вспоминаем особенности географического расположения местности, растительный и животный мир, названия городов, рек, озер и т.д, Задание «Где сделаны эти фотографии?», задание «Берегите природу!».
Первый год обучения
Ожидаемые результаты
По программе к концу первого года обучения, дети должны
знать:
*Знать дату своего рождения, свое отчество, домашний адрес и номер телефона ;
* имена и отчества родителей.
* Знать герб, флаг, гимн России. Иметь представления о Президенте, Правительстве России.
* историю возникновения Руси
* иметь представление о родном крае; о людях разных национальностей, их обычаях, о традициях, фольклоре, труде и т. д. На основе чувственного опыта или наглядного материала (картины, слайды, фильмы) познакомиться с картинами природы и жизни людей разных регионов родной страны, достопримечательностями столицы, узнавать их (Кремль, Красная площадь).
* виды транспорта;
* регионы России;
* История России;
Учебно- тематический план
6-7лет
№№ | Название темы | Теоретическая часть | Практическая часть | Количество часов |
1 | Воспоминания о лете | 0,6ч | 0,4ч | 1ч |
2 | Правила поведения в общественных местах. | 0,6ч | 0,4ч | 1ч |
3 | Правила поведения в природе. | 0,6ч | 0,4ч | 1ч |
4 | Правила поведения на улицах города. Дорожные знаки. | 0,6ч | 0,4ч | 1ч |
5 | Семья. Взаимоотношения в семье. Прием гостей. Правила хорошего тона. | 0,6ч | 0,4ч | 1ч |
6 | Наши помощники- службы помощи. Правила безопасности. | 0,6ч | 0,4ч | 1ч |
7 | Поликлиника. Врач и больной. Профессии врачей. | 0,6ч | 0,4ч | 1ч |
8 | Строение человека. Спорт и здоровье. Физкультура. | 0,6ч | 0,4ч | 1ч |
9 | Магазин. Продавец и покупатель. Разнообразие магазинов. | 0,6ч | 0,4ч | 1ч |
10 | Библиотека. Библиотекарь и читатель. Разнообразие магазинов. | 0,6ч | 0,4ч | 1ч |
11 | Транспорт. Виды транспорта. Правила поведения в транспорте. | 0,6ч | 0,4ч | 1ч |
12 | Знакомство с картой и глобусом. | 0,6ч | 0,4ч | 1ч |
13 | Путешествие в Европу. | 0,6ч | 0,4ч | 1ч |
14 | Великие европейские изобретения и открытия. | 0,6ч | 0,4ч | 1ч |
15 | Азия. Горы. Тропики. | 0,6ч | 0,4ч | 1ч |
16 | Великие изобретения: бумага, фарфор, арабские цифры, шелк. | 0,6ч | 0,4ч | 1ч |
17 | Путешествие в Америку. | 0,6ч | 0,4ч | 1ч |
18 | В гостях у индейцев. | 0,6ч | 0,4ч | 1ч |
19 | Путешествие в Африку. | 0,6ч | 0,4ч | 1ч |
20 | Что скрывали пирамиды. | 0,6ч | 0,4ч | 1ч |
21 | Путешествие в Австралию. | 0,6ч | 0,4ч | 1ч |
22 | Путешествие в Антарктиду. | 0,6ч | 0,4ч | 1ч |
23 | Полярники и метеорологи. | 0,6ч | 0,4ч | 1ч |
24 | Природные катаклизмы. | 0,6ч | 0,4ч | 1ч |
25 | По морю, океану. | 0,6ч | 0,4ч | 1ч |
26 | Путешествие на морское дно. | 0,6ч | 0,4ч | 1ч |
27 | Волшебница вода. | 0,6ч | 0,4ч | 1ч |
28 | Острова и материки. | 0,6ч | 0,4ч | 1ч |
29 | Космос. Дружная семья планет. | 0,6ч | 0,4ч | 1ч |
30 | Звезды и созвездия. | 0,6ч | 0,4ч | 1ч |
31 | Луна и солнце. | 0,6ч | 0,4ч | 1ч |
32 | Почему люди такие разные? | 0,6ч | 0,4ч | 1ч |
33 | От арабских цифр к роботам и компьютерам. | 0,6ч | 0,4ч | 1ч |
З4 | Голубая планета. | 0,6ч | 0,4ч | 1ч |
35 | Я – гражданин мира. | 0,6ч | 0,4ч | 1ч |
36 | Конкурс эрудитов. | 0,6ч | 0,4ч | 1ч |
Содержание программы
6-7 лет
1.Воспоминания о лете. Уточнить представления о летних месяцах, рассказы детей о летнем отдыхе, Игра «Где мы были, мы не скажем, а что делали- покажем!».
2. Правила поведения в общественных местах. Закрепление навыков поведения в общественных местах, игра «Мы идем на прогулку», работа с пособием: «Правильно ли поступают дети?».
3. Правила поведения в природе. Закрепление навыков поведения в природе. Игра «Мы идем в лес», знакомство с Красной книгой, физкультминутка «Аист», работа с пособием.
4. Правила поведения на улицах города. Закрепление навыков поведения на улицах города, вспоминаем правила дорожного движения, игра «Мы идем на прогулку, игра «Разбегалочки, работа с пособием «Правильно ли поступают дети?».
5. Семья. Взаимоотношения в семье. Прием гостей. Правила хорошего тона. Беседа на тему «Семья» , рассказы детей о своей семье, закрепление понятий о правилах хорошего тона, вежливости, игра «Секреты», работа с пособием.
6. Наши помощники- службы помощи. Правила безопасности. Работа с пособием: «Правильно ли поступают дети?», беседа о службах спасения, игра «Позвони».
7. Поликлиника. Врач и больной. Профессии врачей. Игра «Поликлиника», задание «что дети делают не правильно», чтение стихотворения А. Барто «Очки».
8. Строение человека. Спорт и здоровье. Физкультура. Беседа о внутренне строении человека, игра : «как мы устроены», физкультминутка «гимнастика», задание : «Кто из детей вырастет здоровым?».
9. Магазин. Продавец и покупатель. Разнообразие магазинов.
Беседа о способах классификации предметов по типовым признакам, игра « Мы идем в магазин», задание « Помоги оформить витрины магазинов».
10. Библиотека. Библиотекарь и читатель. Книги – наши помощники. Уточнить представление детей о библиотеке, развивать интерес к печатному слову, воспитывать бережное отношение к книге, игра «Библиотека», игра «Угадай сказку», работа с пособием.
11. Транспорт. Виды транспорта. Правила поведения в транспорте. Обобщить представления детей о видах транспорта, игра «Выбираем транспорт для путешествия», задание «где используется этот транспорт?».
12. Знакомство с картой и глобусом. Познакомить детей с глобусом, с условными знаками на глобусе и карте. Страны и континенты. Моря и океаны. Горы и равнины. Задание « Доктору Айболиту нужно добраться до своих пациентов».
13. Путешествие в Европу. Географическое расположение , животный и растительный мир Европы. Работа с пособием.
14. Великие европейские изобретения и открытия. Изобретатели и изобретения. Паровая машина, паровоз, воздушный шар, аэроплан, дирижабль. Физкультминутка «Олимпийские игры», работа с пособием.
15. Азия. Горы. Тропики. Формировать представление детей об особенностях природы Азии, о животном и растительном мире. Игра «Путешествие в Азию с Марко Поло», Гималаи и Тибет.
16. Великие изобретения: бумага, фарфор, арабские цифры, шелк. Учить находить взаимосвязи деятельности человека и с живой и неживой природой ( на примере возделывания риса, изобретения бумаги, Великого шелкового пути). Игра «Что где растет?», физкультминутка «Караван», работа с пособием.
17. Путешествие в Америку. Формировать представление детей об особенностях растительного и животного мира Северной и Южной Америки. Игра «Кто в теремочке живет?». Путешествуем по Америке вместе с Колумбом. Физкультминутка «Обезьянки», работа с пособием.
18. В гостях у индейцев. Знакомство с жизнедеятельностью индейцев. Игра «Колесо», игра «Кто внимательней»; взаимоотношения европейцев и индейцев. Игра «Маски».
19. Путешествие в Африку. Формировать представление об особенностях природы Африки. Растительный и Животный мир пустыни и саванн. Трехглавая гора Килиманджаро. Игра «Разбегалочки», Физкультминутка «Море волнуется раз..» , работа с пособием.
20. Что скрывали пирамиды. Учить находить взаимосвязи деятельности человека с живой и неживой природой на примере борьбы с пустыней, первых землевладельцев и разливов Нила, первых календарей. Игра :«Календарь» ,Египетские пирамиды, игра «Путешествие в пустыню».
21. Путешествие в Австралию. Закрепить представление об особенностях природы Австралии, формировать представление о взаимосвязи живых организмов от среды обитания на примере сумчатых животных. Игра «Лото», задание «найди животных, которые живут в Австралии».
22. Путешествие в Антарктиду. Формировать представление об особенностях природы Антарктиды. Игра «Птица, рыба или зверь?» физкультминутка «Пингвинята», Чтение стихотворения Г. Гоппе «Пингвин», игра «Придумаем герб для Антарктиды».
23. Полярники и метеорологи. Знакомство с деятельностью человека на антарктических станциях, наблюдений за изменениями в погоде, таянием ледников, работы служб предупреждения о природных бедствиях (ураганы, циклоны). Физкультминутка «Шторм», задание «Где теплее?».
24. Природные катаклизмы. Знакомство с работой служб предупреждения о природных бедствиях: цунами, землетрясениях, извержениях вулканов, наводнениях. Физкультминутка «Стихийное бедствие», работа в пособии на применение полученных знаний.
25. По морю, океану. Знакомство с понятием «Мировой океан». Игра «Море волнуется раз…», задание «Что можно найти на берегу океана?». Изготовление подарка для мамы: «Коралловые бусы
26. Путешествие на морское дно. Игра «Птица, рыба или зверь?», беседа о многообразии морских обитателей, игра «Кто из рыб на что похож?», задание: «Придумаем герб для мирового океана».
27.Волшебница вода. Знакомство детей со свойствами воды на примере занимательных опытов, беседа о важности воды в жизни животного и растительного мира. Игра :«Вода творит чудеса».
28. Острова и материки. Ознакомление детей с материками . Горы и равнины, Работа с глобусом и картой. Работа в пособии на применение полученных знаний.
29.Космос. Дружная семья планет. Знакомство детей с названиями планет, беседа о развитии космонавтики. Игра «Мы космонавты!». Планета Земля.
30. Звезды и созвездия. Беседа об астрономии. Игра «Звездочет», задание: «Назови созвездия».
31Луна и солнце. Луна- спутник земли. Лунный месяц. Многоликая луна. Солнце источник тепла и света. Работа в пособии на применение полученных знаний.
32.Почему люди такие разные? Закрепить представление детей о взаимосвязи живых организмов от среды обитания. Работа с картой. Игра «Кто где живет? Физкультминутка «Где мы были, мы не скажем, а что делали, покажем», игра « Чем люди отличаются друг от друга?», зарисовка портретов людей с разных континентов
33. От Арабских цифр к роботам и компьютерам. Беседа о значении открытий и изобретений в жизни человека. Игра «Загадай желание», Физкультминутка «Робот». Работа в пособии на применение полученных знаний.
34.Голубая планета. Закрепить представление детей о природе, как о едином целом. Человек- часть живой природы. Игра «Разбегалочки», Физкультминутка «Хорошо- плохо». Игра «Расставь по порядку».
35. Я – гражданин мира. Беседа о многообразии и индивидуальности каждого человека на земле, о взаимосвязи и взаимозависимости отдельных людей и народов друг от друга, о необходимости совместного проживания и взаимодействия, уважения к другим людям и их традициям.
36. Конкурс эрудитов. Игра «Кругосветное путешествие».
Второй год обучения.
Ожидаемые результаты
По программе к концу второго года обучения, дети должны
знать:
* Правила поведения в общественных местах и в природе; Знать название родного города, страны, столицы. Наблюдать отдельные достопримечательности своего города или села (парк, музей, памятник, площадь, места труда и отдыха людей).
*В ближайшем окружении наблюдать различные виды транспорта (машина, автобус, троллейбус, трамвай). Проявлять внимательность и осторожность на улицах и во дворах, знать некоторые знаки дорожного движения (пешеходный переход, «зебра», остановка транспорта), сигналы светофора. Уметь вести себя в транспорте (не кричать, держать за руку взрослого, спокойно сидеть и т. д.).
* Наблюдать трудовую деятельность взрослых, знать названия некоторых профессий людей и соответствующих этим профессиям трудовых действий.
* Участвовать в разных видах отдыха и свободного времяпрепровождения (экскурсии, спортивные мероприятия, праздники, субботники, театр, коллекционирование и др.). Принимать участие в национальных играх, обрядах и праздниках
*В процессе слушания книг и рассматривания иллюстраций расширять свои представления об особенностях литературы и искусства разных народов (сказки, песни, танцы, игры, предметы быта, костюмы).
* Ориентироваться на карте и глобусе, различать части света, их особенности месторасположение, население, растительный и животный мир.
Список использованной литературы:
1. Основополагающая литература для реализации программы :
1. Данилов, Д. Д., Белицкая, Г. Э., Иванова, Н. В., Кузнецова, С. С., Тырин, С. В. Окружающий мир. Человек и человечество.– М.: Баласс, 2010.
2. Вахрушев, А. А. Данилов, Д. Д. Окружающий мир. Человек и природа – М.: Баласс, 2010
3. Вахрушев, А. А. Наша планета Земля: методические рекомендации. – М.: Баласс, 2010.
4. Окружающий мир. Поурочные планы по учебнику / авт.-сост. Н. В. Кий-ко, Н. А. Порунова. – Волгоград: Учитель, 2010
5. Безруких М.М. Ступеньки к школе. Книга для педагогов и родителей. М.: Дрофа, 2007.
6. Авраменко О. В. Нравственное воспитание дошкольников в игре: Образовательно-профессиональные программы. - Елец, 2001. - 12 с.
7. Выготский Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте: Психологический очерк. М. : Просвещение, 1967.
8. Деркач Л. Н. Современные подходы к патриотическому воспитанию дошкольников // Дошкольная педагогика. – 2009. - №2.
9. Зеленова Н.Г. Мы живем в России.
10.Дыбина О.В. и др. Ребенок в мире поиска: Программа по организации поисковой деятельности детей дошкольного возраста. М.: Сфера 2005 г.
2. Рекомендуемая литература для воспитанников, родителей :
1. Большова Т.В. «Учимся по сказке» - СПб, 2010
2. Волков Б.С. Готовим ребенка к школе. СПб: Питер, 2008.
3. Караманенко Т.Н. «Кукольный театр дошкольникам» - М, 2008
4. Безруких М.М. Ступеньки к школе. Книга для педагогов и родителей. М.: Дрофа, 2007.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ваш ребенок познает окружающий мир
представлен материал консультации для родителей (в виде стендовой распечатки)...
Познаем окружающий мир! Южный и Северный полюса.
Конспект непосредственно- образовательной деятельности по познанию окружающего мира для старшей группы.Данная работа- совместная деятельность педагога и детей старшего дошкольного возраста, с использв...
Презентация проекта "Экспериментируя - познаем окружающий мир"
Наверное, каждый воспитатель за свою педагогическую практику не раз слышал от детей интересующие вопросы: «А откуда появляются сосульки? Откуда появилась лужа? «Почему качаются деревья?» Д...
Малыш познает окружающий мир
Статья о развитии детей раннего возраста...
Малыш познает окружающий мир
Статья о развитии детей раннего возраста...
Поэтапно-перспективный творческий план по самообразованию "Познаем окружающий мир через игры и эксперименты"
Дошкольники очень любят экспериментировать. это обусловленно тем, что у детей преобладает наглядно-действенное мышление. соответственно экспериментирование можно рассматривать как метод, всецело отвеч...
Программа "Познаешь себя - познаешь других"
России, ставят особые задачи перед системой дошкольного образования. Основным приоритетом сегодня выступает личностно-ориентированное взаимодействие педагога с ребенком — принятие и поддержка ег...