«НЕ ШУТИТЕ ВЫ С ОГНЕМ, ЧТОБЫ НЕ ЖАЛЕТЬ ПОТОМ»
методическая разработка по окружающему миру (подготовительная группа)
КОНСПЕКТ ИГРОВОГО ЗАНЯТИЯ
«НЕ ШУТИТЕ ВЫ С ОГНЕМ, ЧТОБЫ НЕ ЖАЛЕТЬ ПОТОМ»
для детей подготовительной к школе группы
Педагог – психолог:
Таранова Л.В.
Образовательная область: социально-коммуникативная.
Цель. Расширять знания о профессии пожарного. Продолжать знакомить с правилами пожарной безопасности.
Образовательные задачи:
Закрепить знания детей о пользе и вреде огня, правилах пожарной безопасности.
О правилах поведения при возникновении пожара.
Формировать практические навыки действий в случае пожара.
Совершенствовать умение делать элементарные выводы.
Развивающие задачи:
Формировать у детей умение правильно действовать в различных ситуациях и обобщать знания о правилах техники безопасности в быту и на улице.
Развивать умение пользоваться полученными знаниями в повседневной жизни.
Развивать выразительность речи.
Развивать логическое мышление, сообразительность, творческие способности.
Воспитательные задачи:
Воспитывать ответственность за себя и за жизнь своих близких.
Воспитывать самостоятельность при анализе различных действий и поступков.
Желание соблюдать всегда и везде правила пожарной безопасности.
Воспитывать у детей уважение к профессии пожарных.
(Презентация про пожарную службу)
Интегрируемые образовательные области:
социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое, художественно-эстетическое.
Виды деятельности: игровая, коммуникативная, познавательно-исследовательская, восприятие художественной литературы и фольклора, музыкальная, двигательная активность ребенка.
Форма организации: подгрупповая.
Предварительная работа:
чтение произведений художественной литературы и разучивание стихов;
рассматривание иллюстраций;
беседы о причинах пожара;
экскурсия в пожарную часть;
просмотр мультфильмов.
Оборудование: ёмкости с водой, песком, землёй, спички, свечи, карточки для дидактической игры, интерактивная доска, цифры на карточках, костюм пожарного, «огоньки».
I Организационно-мотивационный момент
Слайд 1.
Воспитатель (обращает внимание на слайд).
- 30 апреля в России отмечается профессиональный праздник. Вы можете сказать какой?
Дети затрудняются.
Воспитатель.
- Это праздник работников пожарной службы.
- Кто такие пожарные?
Дети.
- Это люди, которые борются с огнём.
Воспитатель.
- Верно, вы знаете, что пожар легче предупредить, чем потушить? Пожарные занимаются не только тушением пожаров, но ещё и их предупреждением. Без разрешения пожарных, без их тщательного осмотра не строится ни один дом. Пожарные участвуют в осмотре магазинов, школ, детских садов, заводов, кафе и ресторанов перед их открытием.
Воспитатель.
.- Какими чертами характера должен обладать этот человек?
Дети.
-Силой, храбростью, бесстрашием, ловкостью, сообразительностью, решительностью (Слайд 2,3)
Воспитатель.
- Опасна ли профессия пожарного? Почему?
Дети.
- Могут обжечься, здание обрушиться и т.д.
(Слайд 4).
Воспитатель.
-Посмотрите и скажите, во что одет пожарный?
Дети.
- Он в каске, в специальном костюме.
Воспитатель
- Пожарный одет в брезентовый костюм, он не промокает и не горит в огне. Скажите, ребята, зачем пожарному каска?
Дети.
- Каска защищает голову от ударов, если на пожарного что-нибудь упадёт.
Воспитатель.
- Правильно. Когда случается пожар – это очень опасно. Поэтому необходимо соблюдать все правила безопасности.
Воспитатель. А вы хотели бы стать пожарными?
Дети.
(ответы детей)
(Слайд 5).
Воспитатель.
-. Для того, чтобы стать пожарным необходимо много знать и уметь. Поэтому я вам предлагаю пройти учения в Школе пожарных наук. Девиз школы: «Чтоб не ссориться с огнём, нужно много знать о нём». Повторите девиз.
У вас будет маршрутная карта. По ней вы должны пройти по всем точкам маршрута. После успешного прохождения нашего маршрута пёс Пожарик поднимется на самую верхнюю ступеньку.
Воспитатель.
- Какой должна быть команда, чтобы справиться со всеми трудностями? (ответы детей). Давайте произнесём клятву дружбы.
Аутотренинг.
Дети встают в круг, кладут руки друг другу на плечи и произносят слова:
Только смелый и упорный
Доберётся к цели бодро,
А ещё в дороге нужно
Знать секреты прочной дружбы.
Дети соединяют правые руки в центре круга, накладывая одну руку на другую, и говорят: «Один за всех и все за одного».
I ступень «Лаборатория пожарной безопасности»
Воспитатель.
-Мы с вами пришли в лабораторию пожарной безопасности, а о чём здесь будем говорить, вы узнаете из загадки.
У меня характер яркий,
Аппетит у меня жаркий.
Я могу съесть целый дом,
Улицу, микрорайон.
Мне достаточно искры,
Чтоб взметнулись вверх костры.
Ты рукой меня не тронь.
Обожжёшься! Я — … (огонь)
Воспитатель. Да, это Огонь. Хотите увидеть огонь?
Опыт 1
Воспитатель на металлическом подносе зажигает свечи.
Воспитатель.
- Когда мы зажгли свечи, что мы увидели?
Дети.
-Огонек.
Воспитатель. Огонёк. Он яркий, красивый, так и привлекает к себе внимание. Как вы думаете, можно ли к нему прикоснуться.
Дети. (ответы детей)
Воспитатель. Правильно. Огонь – стихия яркая, привлекательная, но в тоже время и очень опасная.
Опыт 2
Воспитатель.
-Если огонь становится опасным, как человек может с ним справиться?
Дети. Его нужно потушить.
Воспитатель. Чего же боится огонь?
Дети. (ответы детей)
Воспитатель.
- А давайте проверим правильность ваших утверждений.
Проведем опыт: на горящую свечу прольем немного воды. Что происходит и почему? Вывод: огонь погас, потому что он боится воды.
Опыт 3 и 4
Аналогичные опыты проводятся с другими материалами: песком, землей.
Опыт 5
Каким ещё способом можно справиться с огнём? Посмотрите на эту плотную ткань. (Показать, дать пощупать). Как вы думаете можно ей потушить огонь? Проверим? Что произошло? Вывод: огонь можно потушить плотной тканью. Почему? Я вам подскажу при помощи другого опыта.
Горящую свечу, мы плотно накроем стеклянной колбой. Что происходит с огнем? (Он гаснет). Почему наш огонек через некоторое время погас? Я подскажу: без воздуха огонь существовать не может. Поэтому когда доступ воздуха в колбу прекратился, огонь погас.
Воспитатель.
- Сегодня мы с вами зажигали свечу. Можно ли детям зажигать свечу? Чем она опасна?
Дети отвечают.
Воспитатель. Правильно, когда горит свеча, плавится воск, он горячий и им можно обжечься. Свеча может упасть и тогда произойдет пожар
Воспитатель.
-Первую ступень обучения вы прошли успешно. На карту я вам наклеиваю наклейку.
II ступень. Дидактическая игра «Огнеопасные предметы»
Карточки делятся между игроками. Задание: карточки нужно разделить на две группы: огнеопасные предметы и предметы, не представляющие угрозы для возникновения пожара.
Воспитатель. Если вдруг случится пожар, ваши действия.
Если огонь не большой, можно попробовать сразу же затушить его, набросив на него плотную ткань или одеяло, или вылить кастрюлю с водой.
Если огонь не погас, надо выбежать из дома в безопасное место и обязательно закрыть плотно двери, т.к. от воздуха огонь разгорится сильнее.
Надо сразу же сообщить о пожаре, позвонить по телефону «01».
При пожаре дым опаснее огня. Стоит вдохнуть его несколько раз и может закружиться голова. Нужно лечь на пол, т.к. дым поднимается к верху. Не надо прятаться от дыма в шкафу, под кроватью, — так от дыма не спастись, а пожарные долго не могут найти детей из-за этого.
Практические занятия
Выходят по одному ребенку и показывают практические знания по тушению пожара.
1) Что делать, если загорелся телевизор?
Прежде всего, загоревшийся электроприбор, по возможности, необходимо
отключить от сети, т.е. вынуть вилку из розетки
затем накрыть его плотным одеялом
бежать за водой
сообщить в пожарную часть.
2) Из костра в лесу выпал на траву уголек. Что делать?
Разгорающийся огонь можно залить водой, засыпать песком, землей или окопать.
3) В квартире (доме) горит занавеска на окне. Что делать?
сорвать занавеску с гардины
затем накрыть его плотным одеялом
бежать за водой
сообщить в пожарную часть.
Физкультминутка
Подвижная игра «Огонь и вода»
Одному-двум детям на руку надеваются голубые повязки, и они становятся «водой». Остальным дают красные ленточки, они — «огонь». Повязки прикрепляют к одежде сзади. Дети — «огонь» водят хоровод и произносят слова:
Разгорайся, огонь,
Пламя выше, пламя круче,
Достаёт до самой тучи.
Но появится вода, и огню тогда беда!
Раз, два, три! Вода, огонь туши!
После последних слов, дети с голубыми повязками должны собрать все красные ленты с убегающих детей, т.е. «потушить огонь».
Воспитатель.
- Вторую ступень обучения вы прошли успешно. На карту я вам наклеиваю наклейку.
III ступень Диспетчерская пожарной службы
Воспитатель.
- Мы с вами в диспетчерской пожарной службы. Как вы думаете кто здесь работает?
Диспетчер – очень важный человек в пожарной охране. Он сидит за пультом пожарной охраны. От их действий многое зависит.
Воспитатель.
- Ребята, а вы знаете по какому номеру звонить, если вдруг случился пожар?
Воспитатель.
- Сообщить о пожаре, можно позвонив по домашнему телефону 01, а если с мобильного помощь зовем, то уже номер другой наберем. Кто знает какой?
Практическое задание «Составь памятку»
Чтобы всегда помнить номера службы спасения разных операторов сотовой связи, у меня была памятка. Но ветер подул и номера перепутались. Помогите мне расставить правильно возле логотипов сотовых компаний номера: «Билайн» (001), «Мегафон» (010), «МТС» (010).
Дети расставляют номера.
Воспитатель.
- А теперь проверим, как вы умеете вызывать пожарных.
Игра «Вызов пожарных»
Дети по очереди подходят к телефону, набирают номер и называют свой домашний адрес.
Воспитатель.
- На этой ступени вы узнали очень много полезного. Третья ступень пройдена успешно. На маршрутную карту я вам наклею наклейку.
IV ступень «Помощники пожарных»
(Слайды 6,7, 8, 9)
Воспитатель.
- Ребята, а знаете ли вы помощников пожарных? Посмотрите на слайд, какие помощники здесь изображены?
Дети. (ответы детей)
Воспитатель.
- Почему пожарные машины и вертолеты красного цвета?
Дети. Красный цвет-цвет огня.
Воспитатель.
-И четвёртая ступень пройдена успешно. На маршрутную карту я вам наклею наклейку.
Воспитатель.
- Молодцы, ребята! Вы прошли весь маршрут по подготовке. Маршрутная карта заполнена и пёс Пожарик прошел вместе с нами .
- Не передумали быть пожарными? Я думаю, что вас можно зачислить в дружину юных пожарных.
Дети строятся в шеренгу. Воспитатель вешает медальки «Юный пожарный»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект открытого интегрированного занятия (развитие речи+ изо) по основам безопасности жизнедеятельности в средней группе по теме: «Не шутите вы с огнем, чтобы не жалеть потом»
Данное занятие проводилось на районном методическом объединении воспитателей. основная цель - закрепление основ пожарной безопасности, определение пользы и вреда огня....
Конспект интегрированного занятия по основам безопасности жизнедеятельности в средней группе, тема: «Не шутите вы с огнем, чтобы не жалеть потом»
- Воспитывать ответственность за свои поступки, осознанное желание соблюдать правила пожарной безопасности. - Закреплять знание о причинах возникновения пожара, правилах пожарной безопаснос...
Конспект занятия в средней группе на тему: "Не шутите вы с огнем, чтобы не жалеть потом"
Конспект занятия по формированию основ пожарной безопасности...
«Не шутите вы с огнем, чтобы не жалеть потом»
Воспитывать ответственность за свои поступки, осознанное желание соблюдать правила пожарной безопасности. Закреплять знание о причинах возникновения пожара, правилах пожарной безопасности, правил...
Конспект открытого занятия в старшей группе по ознакомлению с окружающим, тема: «Не шутите вы с огнем, чтобы не жалеть потом»
Воспитывать ответственность за свои поступки, осознанное желание соблюдать правила пожарной безопасности. Закреплять знание о причинах возникновения пожара, правилах пожарной безопасности, правилах по...
Конспект ООД с детьми «Не шутите вы с огнем, чтобы не жалеть потом…»
Конспект ООД с детьми «Не шутите вы с огнем, чтобы не жалеть потом…»...
Развлечение по пожарной безопасности «Не шутите вы с огнем, чтобы не жалеть потом»
Это развлечение по противопожарной безопасности для детей старшего дошкольного возраста...