Конспект НОД экспериментирование с водой
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)

Русских Галина Михайловна

Конспект НОД

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_nod_eksperimentirovanie_s_vodoy.docx20.15 КБ

Предварительный просмотр:

Познавательно-исследовательская деятельность

«Экспериментируем с водой»

Основная образовательная область: «Познание».

Цель: Ознакомление детей со свойствами воды.

  1. Провести эксперименты для ознакомления со свойствами воды.
  2. Запомнить три состояния воды (твёрдое, жидкое, газообразное).
  3. Фиксировать результаты опытов.
  4.  Развивать умение делать выводы.
  5. Не мешать друг другу, не толкаться.

Оборудование и материалы: коробка, сито, термос с кусочками льда, деревянная доска, стакан с водой, скалка, бутылка с охлажденной водой, стаканы с водой и пустые на каждого ребенка, термос с кипятком, зеркало и стеклянный стакан, носовой платок, фен, свеча, спички, металлическая ложка, соль.

Ход опытно-экспериментальной деятельности.

Воспитатель: Ребята давайте поздороваемся с гостями и поприветствуем друг друга.

Собрались мы с вами в круг,

Добрый день всем вокруг!

Пожелаем нам настроения,

И интересного на день впечатления!

Воспитатель: Сегодня к нам в гости хотел прийти профессор Знайкин. Но, к сожалению, из-за большой занятости прийти не смог, а приготовил вам сюрприз. (Достать коробку)

Постановка проблемы. Открывается коробка, она пустая, только на дне мокрое пятно.

Воспитатель: Где же сюрприз? Что это? (Мокрое пятно) Как вы думаете из чего был сделан сюрприз? (Изо льда). Что с ним случилось? (лёд растаял).

Воспитатель: Ребята, наш профессор оказался не только очень умным, но и хитрым, так как приготовил для вас еще хитрый вопрос. Перед вами сито. Можно ли перенести в нём воду? Для этого мы отправимся в нашу лабораторию и станем учеными. А сначала вспомним правила безопасного поведения в лаборатории.

Опыт №1 «Твердое состояние воды»

Воспитатель: Так в сите можно пронести воду? Давайте проверим. Поможет Артур и Сеня. (переливают воду через сито). В каком состоянии воды её можно перенести? (замороженную, в виде льда). Давайте проверим. (Воспитатель предлагает выложить кусочки льда из термоса в сито). Почему кусочки льда лежат на сите? (ответы детей) Вода в этом случае какое имеет состояние? (твёрдое)

Воспитатель: Ребята, вот стакан с водой, как нам воду сделать твёрдой? (заморозить). Попробуем заморозить воду сами? Нам понадобится бутылка с охлажденной ходой, которая пролежала в морозильной камере 3 часа. (приносят охлажденную воду).

Воспитатель: Почему же вода не замерзает? Как вы думаете? (ответы детей). Дело в том, что эта вода очищенная, не содержит примесей необходимых для кристаллизации льда и поэтому может при температуре 10 градусов, оставаться в жидком состоянии. А теперь не большой фокус! (воспитатель бутылку с охлажденной водой, ударяет о стол, и начинается процесс кристаллизации). (дети наблюдают). Что произошло? Своим ударом, поменяли структуру воды, что привело к её кристаллизации.

Воспитатель: А вот, ребята, с обычной питьевой водой такой трюк не получиться, потому, что в ней содержаться растворимые соли. И вода начнет замерзать, находясь в морозильной камере. Какой вывод можно сделать? Какое состояние воды мы наблюдали? Давайте это зафиксируем в журнале.

Вывод: вода может иметь твердое состояние.

 Воспитатель: Делать научные открытия дело не из лёгких, поэтому в лабораториях бывают перерывы для отдыха. Неплохо бы немножко отдохнуть и нам.

Физминутка: музыкальная «Капельки прыг-прыг….»

Воспитатель: Ребята, мы с вами выяснили, что вода может быть в твердом состоянии. А каком состоянии вода может быть ещё? (ответы детей). Давайте проверим.  Для следующих опытов, нам необходимо вернутся в лабораторию.

Опыт №2  «Вода – жидкая, может течь»

Дети имеют по два стаканчика – один с водой, другой – пустой, и воспитатель предлагает аккуратно перелить воду из одного в другой.

Воспитатель: Что происходит с водой? Вода льется? Почему? (ответы детей). Конечно, потому что вода жидкая. Если бы вода не была жидкой, то она не смогла бы течь в реках и ручейках, не текла бы из крана.

Для того, чтобы дети лучше поняли, что такое «жидкая», предложите им вспомнить, что кисель бывает жидким и густым. Если кисель течет, мы можем его перелить из стакана в стакан, и мы говорим, что он жидкий. Если мы не можем его перелить из стакана в стакан, потому что он не течет, а вываливается кусками, то мы говорим, что кисель густой.  Что показал нам этот опыт? (ответы детей). Давайте вывод зафиксируем в нашем журнале.

Вывод: Поскольку вода жидкая, может течь, ее называют жидкостью.

Опыт №3  «Газообразной состояние воды»

Воспитатель: К следующему исследованию нам необходимо пройти к этим столам. Здесь моими помощниками будут Влас и Миша. В термосе горячая вода, откроем и посмотрим, что появляется над термосом? (пар). Давайте поднесем теперь зеркальце. Что произошло? (ответы детей). Правильно, на зеркальце образовались капельки воды. Пар охладился и превратился в капельки воды.

Воспитатель: А сейчас мне понадобиться помощь Юлии и Анастасии. Нам необходимо высыпать соль в воде и тщательно перемешать. Теперь с помощью спичек, я зажгу свечу, и начну нагревать солёную воду в ложке. Мы с вами будем наблюдать. (наблюдения детей). Что происходит? (вода закипает?) Почему вы так решили? (ответы детей). Что осталось на ложке? (ответы детей). Правильно вода испарилась, превратилась в пар, а осталась только соль.

Воспитатель: А теперь понаблюдаем, что произойдёт с мокрым носовым платком. Что происходит? (ответы детей). Влага испаряется, а значит преображается в невидимый пар. Фиксируем это состояние воды в журнале.

Вывод: вода может превращаться в газообразное состояние.

Рефлексия.

Воспитатель: Вода-одно из самых удивительных веществ на планете. Давайте мы встанем в круг, у меня есть капелька, будем ее передавать друг другу и поразмышляем, что было бы на нашей планете, если бы не было воды. (звучит музыка воды)                                                                                

Воспитатель: Без воды наша планета представляла бы безжизненный каменный шар, а благодаря воде на ней кипит жизнь. Вода-добрый друг и помощник человека. Поэтому воду надо беречь и охранять.                                                

Результаты: Называют три состояние воды. Фиксируют результаты опытов. Делают простейшие выводы. Не мешают друг другу, не толкаются. Проводят эксперименты с водой.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект нод - экспериментирование с водой

Программные задачи: Познакомить ребёнка со свойствами воды (вкус, цвет, запах, текучесть, вода растворитель.). Уточнить значение её для всего живого.Развивать любознательность, мышление и речь ребёнка...

Конспект занятия-экспериментирования "Свойства воды"

Знакомство детей подготовительной группы ЗПР со свойствами воды...

Конспект занятия — экспериментирования «Свойства воды» в старшей группе

Цель: Создать условия, способствующих развитию у детей познавательной активности, любознательности, стремления к самостоятельному познанию и размышлению через экспериментирование....

Конспект занятия "Экспериментирование с водой"

формировать элементарные представления об основных свойствах воды; развивать умение выделять отдельные признаки воды и интерес к экспериментированию; закрепить знания  о названиях предметов, дома...

Конспект занятия-экспериментирования «Волшебная вода, узнаем мы тебя» в подготовительной группе

Познакомить детей со свойствами воды (вкус, цвет, запах, уточнить значение воды для всего живого на земле....

Конспект по экспериментированию с водой в средней группе.

Цель: развитие познавательно-исследовательской активности детей, формирование навыков экспериментирования с водой....

Конспект по экспериментированию с водой во второй младшей группе "Путешествие с Капитошкой".

Тема: "Путешествие с Капитошкой". Цель: Формирование представления детей о разнообразных состояниях воды, вовлечение в элементарную исследовательскую деятельность.Программные задачи: ...