Конспект НОД экспериментирование с водой
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)
Предварительный просмотр:
Познавательно-исследовательская деятельность
«Экспериментируем с водой»
Основная образовательная область: «Познание».
Цель: Ознакомление детей со свойствами воды.
- Провести эксперименты для ознакомления со свойствами воды.
- Запомнить три состояния воды (твёрдое, жидкое, газообразное).
- Фиксировать результаты опытов.
- Развивать умение делать выводы.
- Не мешать друг другу, не толкаться.
Оборудование и материалы: коробка, сито, термос с кусочками льда, деревянная доска, стакан с водой, скалка, бутылка с охлажденной водой, стаканы с водой и пустые на каждого ребенка, термос с кипятком, зеркало и стеклянный стакан, носовой платок, фен, свеча, спички, металлическая ложка, соль.
Ход опытно-экспериментальной деятельности.
Воспитатель: Ребята давайте поздороваемся с гостями и поприветствуем друг друга.
Собрались мы с вами в круг,
Добрый день всем вокруг!
Пожелаем нам настроения,
И интересного на день впечатления!
Воспитатель: Сегодня к нам в гости хотел прийти профессор Знайкин. Но, к сожалению, из-за большой занятости прийти не смог, а приготовил вам сюрприз. (Достать коробку)
Постановка проблемы. Открывается коробка, она пустая, только на дне мокрое пятно.
Воспитатель: Где же сюрприз? Что это? (Мокрое пятно) Как вы думаете из чего был сделан сюрприз? (Изо льда). Что с ним случилось? (лёд растаял).
Воспитатель: Ребята, наш профессор оказался не только очень умным, но и хитрым, так как приготовил для вас еще хитрый вопрос. Перед вами сито. Можно ли перенести в нём воду? Для этого мы отправимся в нашу лабораторию и станем учеными. А сначала вспомним правила безопасного поведения в лаборатории.
Опыт №1 «Твердое состояние воды»
Воспитатель: Так в сите можно пронести воду? Давайте проверим. Поможет Артур и Сеня. (переливают воду через сито). В каком состоянии воды её можно перенести? (замороженную, в виде льда). Давайте проверим. (Воспитатель предлагает выложить кусочки льда из термоса в сито). Почему кусочки льда лежат на сите? (ответы детей) Вода в этом случае какое имеет состояние? (твёрдое)
Воспитатель: Ребята, вот стакан с водой, как нам воду сделать твёрдой? (заморозить). Попробуем заморозить воду сами? Нам понадобится бутылка с охлажденной ходой, которая пролежала в морозильной камере 3 часа. (приносят охлажденную воду).
Воспитатель: Почему же вода не замерзает? Как вы думаете? (ответы детей). Дело в том, что эта вода очищенная, не содержит примесей необходимых для кристаллизации льда и поэтому может при температуре 10 градусов, оставаться в жидком состоянии. А теперь не большой фокус! (воспитатель бутылку с охлажденной водой, ударяет о стол, и начинается процесс кристаллизации). (дети наблюдают). Что произошло? Своим ударом, поменяли структуру воды, что привело к её кристаллизации.
Воспитатель: А вот, ребята, с обычной питьевой водой такой трюк не получиться, потому, что в ней содержаться растворимые соли. И вода начнет замерзать, находясь в морозильной камере. Какой вывод можно сделать? Какое состояние воды мы наблюдали? Давайте это зафиксируем в журнале.
Вывод: вода может иметь твердое состояние.
Воспитатель: Делать научные открытия дело не из лёгких, поэтому в лабораториях бывают перерывы для отдыха. Неплохо бы немножко отдохнуть и нам.
Физминутка: музыкальная «Капельки прыг-прыг….»
Воспитатель: Ребята, мы с вами выяснили, что вода может быть в твердом состоянии. А каком состоянии вода может быть ещё? (ответы детей). Давайте проверим. Для следующих опытов, нам необходимо вернутся в лабораторию.
Опыт №2 «Вода – жидкая, может течь»
Дети имеют по два стаканчика – один с водой, другой – пустой, и воспитатель предлагает аккуратно перелить воду из одного в другой.
Воспитатель: Что происходит с водой? Вода льется? Почему? (ответы детей). Конечно, потому что вода жидкая. Если бы вода не была жидкой, то она не смогла бы течь в реках и ручейках, не текла бы из крана.
Для того, чтобы дети лучше поняли, что такое «жидкая», предложите им вспомнить, что кисель бывает жидким и густым. Если кисель течет, мы можем его перелить из стакана в стакан, и мы говорим, что он жидкий. Если мы не можем его перелить из стакана в стакан, потому что он не течет, а вываливается кусками, то мы говорим, что кисель густой. Что показал нам этот опыт? (ответы детей). Давайте вывод зафиксируем в нашем журнале.
Вывод: Поскольку вода жидкая, может течь, ее называют жидкостью.
Опыт №3 «Газообразной состояние воды»
Воспитатель: К следующему исследованию нам необходимо пройти к этим столам. Здесь моими помощниками будут Влас и Миша. В термосе горячая вода, откроем и посмотрим, что появляется над термосом? (пар). Давайте поднесем теперь зеркальце. Что произошло? (ответы детей). Правильно, на зеркальце образовались капельки воды. Пар охладился и превратился в капельки воды.
Воспитатель: А сейчас мне понадобиться помощь Юлии и Анастасии. Нам необходимо высыпать соль в воде и тщательно перемешать. Теперь с помощью спичек, я зажгу свечу, и начну нагревать солёную воду в ложке. Мы с вами будем наблюдать. (наблюдения детей). Что происходит? (вода закипает?) Почему вы так решили? (ответы детей). Что осталось на ложке? (ответы детей). Правильно вода испарилась, превратилась в пар, а осталась только соль.
Воспитатель: А теперь понаблюдаем, что произойдёт с мокрым носовым платком. Что происходит? (ответы детей). Влага испаряется, а значит преображается в невидимый пар. Фиксируем это состояние воды в журнале.
Вывод: вода может превращаться в газообразное состояние.
Рефлексия.
Воспитатель: Вода-одно из самых удивительных веществ на планете. Давайте мы встанем в круг, у меня есть капелька, будем ее передавать друг другу и поразмышляем, что было бы на нашей планете, если бы не было воды. (звучит музыка воды)
Воспитатель: Без воды наша планета представляла бы безжизненный каменный шар, а благодаря воде на ней кипит жизнь. Вода-добрый друг и помощник человека. Поэтому воду надо беречь и охранять.
Результаты: Называют три состояние воды. Фиксируют результаты опытов. Делают простейшие выводы. Не мешают друг другу, не толкаются. Проводят эксперименты с водой.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
конспект нод - экспериментирование с водой
Программные задачи: Познакомить ребёнка со свойствами воды (вкус, цвет, запах, текучесть, вода растворитель.). Уточнить значение её для всего живого.Развивать любознательность, мышление и речь ребёнка...
Конспект занятия-экспериментирования "Свойства воды"
Знакомство детей подготовительной группы ЗПР со свойствами воды...
Конспект занятия — экспериментирования «Свойства воды» в старшей группе
Цель: Создать условия, способствующих развитию у детей познавательной активности, любознательности, стремления к самостоятельному познанию и размышлению через экспериментирование....
Конспект занятия "Экспериментирование с водой"
формировать элементарные представления об основных свойствах воды; развивать умение выделять отдельные признаки воды и интерес к экспериментированию; закрепить знания о названиях предметов, дома...
Конспект занятия-экспериментирования «Волшебная вода, узнаем мы тебя» в подготовительной группе
Познакомить детей со свойствами воды (вкус, цвет, запах, уточнить значение воды для всего живого на земле....
Конспект по экспериментированию с водой в средней группе.
Цель: развитие познавательно-исследовательской активности детей, формирование навыков экспериментирования с водой....
Конспект по экспериментированию с водой во второй младшей группе "Путешествие с Капитошкой".
Тема: "Путешествие с Капитошкой". Цель: Формирование представления детей о разнообразных состояниях воды, вовлечение в элементарную исследовательскую деятельность.Программные задачи: ...