«Познавательно-исследовательская деятельность детей подготовительной к школе группы»
опыты и эксперименты по окружающему миру (подготовительная группа)
Ребёнок дошкольного возраста - природный исследователь окружающего мира. Мир открывается ребёнку через опыт его личных ощущений, действий, переживаний. Существенную роль в этом направлении играет поисково-познавательная деятельность дошкольников, протекающая в форме экспериментальных действий. Экспериментирование становится для ребёнка 6-7 лет одним из ведущих видов деятельности и пронизывает все сферы жизни и деятельности детей, в том числе и игровую. Развитие познавательной активности у детей дошкольного возраста особенно актуально в современном мире, так как благодаря развитию познавательно-исследовательской деятельности развиваются и детская любознательность, пытливость ума и на их основе формируются устойчивые познавательные интересы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
plan_samoobrazovaniya_eksperimentirovanie_2021-2022g.docx | 32.96 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение города Абакана
Детский сад «Звёздочка».
Саранцева Светлана Александровна
(Ф.И.О. педагога)
Стаж работы 10 мес.
(стаж работы) (квалификационная категория)
Тема: «Познавательно-исследовательская деятельность детей подготовительной к школе группы»
(название темы)
2021 - 2022 учебный год
Тема: «Познавательно-исследовательская деятельность детей подготовительной к школе группы»
Цель: повышение уровня профессионального мастерства и компетентности. Создание оптимальных условий для развития познавательно-исследовательской деятельности старших дошкольников как основы интеллектуально – личностного, творческого развития; объединение усилий педагогов и родителей для развития познавательно-исследовательской деятельности старших дошкольников.
Задачи:
- формирование у детей дошкольного возраста диалектического мышления,
то есть способности видеть многообразие мира в системе взаимосвязей и взаимозависимостей;
- изучение методики, технологии по познавательно-исследовательской деятельности для развития собственного познавательного опыта в обобщенном виде с помощью наглядных средств;
- расширение перспектив развития поисково-познавательной деятельности детей путём включения их в мыслительные, моделирующие и преобразующие действия;
- поддержание у детей инициативы, сообразительности, пытливости, критичности, самостоятельности;
- развитие познавательной активности детей в процессе экспериментирования;
- развитие наблюдательности, умения сравнивать, анализировать, обобщать, развивать познавательный интерес детей в процессе экспериментирования, установление причинно-следственной зависимости, умение делать выводы;
- развитие внимания, зрительной и слуховой чувствительности.
Предполагаемый результат: переоценка педагогических ценностей, своего профессионального назначения; желание улучшить образовательный процесс; развитие собственного познавательного опыта.
Практический выход: конспект, фотоотчет, доклад на педсовете, публикации в социальных сетях.
Форма отчета: сообщение на педсовете по теме.
Раздел плана | Содержание | сроки | Отчет о выполнении |
Самореализация | 1.Изучение нормативных документов 2.Составление перспективного плана, разработка системы мер, направленных на решение проблемы. | Сентябрь- октябрь | |
3. Участие в конкурсах и выставках различного уровня. | В течение всего периода | ||
1. Самоанализ и самооценка проделанной работы в своей группе. 2. Публикация собственного опыта педагогической деятельности в социальной сети работников образования | В течение всего периода | ||
Работа с детьми | 1. Мониторинг по образовательной области «Познавательное развитие» 2. Эксперименты с камнями Сформировать представление детей о некоторых свойствах камней. 3. * Путешествие за секретами Здоровья. Обобщение и закрепление представлений детей о здоровье, здоровом питании, витаминах и полезных продуктах. * Наблюдение, исследование свойств воды в игровой деятельности, в повседневно-бытовых ситуациях, в исследовательской деятельности. Выявить вещества, которые растворяются в воде; познакомить со способом очистки воды фильтрованием; закрепить знания о правилах безопасного поведения при работе с различными веществами. Дать представление о том, что вода может приводить в движение другие предметы. 4. Изучение свойств воздуха в повседневных бытовых ситуациях, в игровой деятельности, в исследовательской деятельности -Воздух сжимается. - Воздух расширяется. Познакомить детей с причиной возникновения ветра - движением воздушных масс; уточнить представления детей о свойствах воздуха: горячий поднимается вверх - он легкий, холодный опускается вниз - он тяжелый 5. Познавательное занятие «Льдинка и снежинка» путём практического исследования (рассматривание снежинок и льдинок через лупу, изготовление цветных льдинок) побуждать детей делать выводы. Умение называть сходства и различия снега и льда, делать выводы и умозаключения 6. Игра-путешествие в страну «Витаминия». Формирование представлений детей о здоровье, как одном из главных ценностей человеческой жизни, закрепление знаний детей о пользе витаминов, оформление «Витаминного» уголка в группе 7. Сила тяготения. Упрямые предметы. Формирование представлений о существовании невидимой силы - силы тяготения, которая притягивает предметы и любые тела к Земле. Познакомить детей с физическим свойством предметов - инерцией; развить умение фиксировать результаты наблюдения. 8. Познавательный эксперимент «Чудо пуговка». Обобщение знаний детей о пуговицах в процессе познавательно-исследовательской деятельности, выставка поделок детей из пуговиц. | Сентябрь Октябрь Ноябрь-декабрь Январь Февраль Март Апрель Май | |
Работа с родителями | 1.Ознакомление родителей с работой дошкольного учреждения и задачами по познавательному развитию. Знакомство родителей с условиями, содержанием, методами воспитания по познавательному развитию. 2. Привлечение родителей к пополнению Центра «Экспериментирование» 3.Консультация для родителей на тему «Организация детского экспериментирования в домашних условиях». 4.Оформление папки передвижки «Эксперименты на кухне с детьми». 5.Участие родителей в оформлении прогулочной площадки «Снежный городок». 6.Содействие родителей в оформление «Витаминного» уголка в группе. 7. Распечатка фотографий с экспериментальной деятельности для оформления альбома «Юные исследователи» | Сентябрь-май. | |
Работа с педагогами | 1.Консультации для педагогов по теме. 2. Обобщение результатов на заседании педагогического совета ДОУ (отчет о проделанной работе). | Май 2022г. |
Обоснование выбора темы.
В настоящее время в нашей стране идет становление новой системы дошкольного образования. Роль современного воспитателя не сводится к тому, чтобы донести до ребенка информацию в готовом виде. Педагог призван подвести ребенка к получению знаний, помочь развитию творческой активности ребенка, его воображения. Именно в познавательно-исследовательской деятельности дошкольник получает возможность напрямую удовлетворить присущую ему любознательность, упорядочить свои представления о мире.
Актуальность.
Ребёнок дошкольного возраста - природный исследователь окружающего мира. Мир открывается ребёнку через опыт его личных ощущений, действий, переживаний. Существенную роль в этом направлении играет поисково-познавательная деятельность дошкольников, протекающая в форме экспериментальных действий. Экспериментирование становится для ребёнка 6-7 лет одним из ведущих видов деятельности и пронизывает все сферы жизни и деятельности детей, в том числе и игровую. Развитие познавательной активности у детей дошкольного возраста особенно актуально в современном мире, так как благодаря развитию познавательно-исследовательской деятельности развиваются и детская любознательность, пытливость ума и на их основе формируются устойчивые познавательные интересы.
Библиография:
- 1. Дыбина О.В., Рахманова Н.П., Щетина В.В. Неизведанное рядом: занимательные опыты и эксперименты для дошкольников/ Под ред. О.В. Дыбиной. - М.: ТЦ Сфера, 2004 - 64с.
- Баранова Е.В. Развивающие занятия и игры с водой в детском саду и дома. Ярославль: Академия развития, 2009. – 112с.: ил. (Детский сад: днем за днем. В помощь воспитателям и родителям).
- Дыбина О.В., Поддьяков Н.Н., Рахманова Н.П., Щетинина В.В., Ребенок в мире поиска: поисковой деятельности детей дошкольного возраста/Под ред. О. Дыбиной. - М.: ТЦ Сфера, 2005 - 64 с.-(программа развития).
- Короткова Н.А. Познавательно-исследовательская деятельность старших дошкольников //Ребенок в детском саду.2003 №3,4,5.2002 №1.
- Новиковская О.А. Сборник развивающих игр с водой и песком для дошкольников - СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС»,2006 - 64с.
Календарно-тематическое планирование работы с детьми
на 2021-2022год.
Период | Тема | Цель |
Содержание |
Сентябрь | «Путешествие в детскую лабораторию» | Уточнить представление о том, кто такие ученые (люди, изучающие мир и его устройство), познакомить с понятиями: «наука» (познание), «гипотеза» (предположение), об эксперименте (опыте), о назначении детской лаборатории, дать представление о правилах поведения в детской лаборатории | Игрушка дед Знай, баночка с водой, бумажные полотенца, стакан с водой, в которую добавлены чернила. Лупа, различные мелкие предметы, мелкие семена фруктов, овощей, листья деревьев, растений, кора деревьев. |
Октябрь | «Удивительные камни» | Познакомить детей с разнообразием мира камней и их свойствами. обратить внимание на особенности камней. Вместе с детьми классифицировать камни по признакам: размер (большой, средний, маленький); поверхность (гладкая, ровная, шероховатая, шершавая); температура (теплый, холодный); вес (лёгкий, тяжелый), плавучесть – тонет в воде. Нацелить детей на поисковую и творческую деятельность в детском саду и дома. | Фотографии, картины гор и горных ландшафтов. П/и.: сундучок ощущений. Выкладывание рисунков из камней. |
Ноябрь | «Лимон!» | Дать детям понятие о витаминах, иммунитете. 1. Воспитывать у детей здоровый образ жизни. 2. Закреплять знания детей о сезонных изменениях в природе. 3. Ввести в словарь детей слова «иммунитет», «лимонная кислота», «пищевая сода», ржавчина. 4.Продолжать вести наблюдение за погодой, закрепить знание сезонных примет. | Беседа «Мой иммунитет» Д/и «Заморожу» Опыты с применением лимона и пищевой соды. |
Декабрь | Свойства воды. Очищение воды. | Закрепить знания о процессе очистки воды разными способами, о давлении и силе воды. Воспитывать основы гуманно-ценностного отношения к природным ресурсам. Развивать умение организовать эксперимент и получить результат. Снижать утомление, статическое напряжение при выполнении заданий. | Знакомство с глобусом. Опыт «Водяная мельница» Изготовление работы «Голубая планета» |
Январь | «Воздух и вода» | Развивать познавательную активность в процессе экспериментирования; расширять знания о воздухе и воде, активизировать речь и обогащать словарь. | Опыты с использование мячика; стаканчика с водой и трубочкой и других предметов. Опыты: «Чудо прическа», «Волшебные шары», «Вертушка» |
Февраль | «Льдинка и снежинка» | Расширить представления детей о свойствах льда (тает в тепле); стимулировать самостоятельное формулирование выводов детьми. Формировать представление о снеге и его свойствах. Учить детей анализировать, делать выводы в процессе экспериментирования. Развивать мышление, интерес к зимним явлениям природы. Вызвать радость от открытий, полученных в результате опытов. | Бусинки, замороженные в кубиках льда, стаканы, теплая вода. Одноразовые тарелочки для снега (на каждом столе по глубокой и плоской тарелке), снег; лупа; по половине разрезанного яблочка на салфетке; ложка одноразовая; три емкости воды; кружочки разного цвета; наглядные модели снежинок с обозначением свойств снега; салфетки и полотенце; медальоны-снежинки для сюрпризного момента на каждого ребенка. |
Март | «Витаминия» | Формирование представлений детей о здоровье, как одном из главных ценностей человеческой жизни, закрепление знаний детей о пользе витаминов. | Игра-путешествие в страну «Витаминия». Оформление «Витаминного» уголка в группе |
Апрель | «Солнце, Земля и другие планеты» | Дать детям первоначальные представления о строении Солнечной Системы о том, что Земля уникальная планета. Развивать любознательность. На основе опытов дать представление о холодности планет. Чем дальше планеты от Солнца, тем они холоднее и чем ближе, тем горячее. | Беседа о космосе. Рассказ «Герои, покорившие космос» Создание макета Солнечной Системы (коллективная работа) Опыт с настольной лампой, шарами, схема Солнечной системы |
Май | «Чудо-пуговка» | Обобщение знаний детей о пуговицах в процессе познавательно-исследовательской деятельности | Познавательный эксперимент «Чудо пуговка», выставка поделок детей из пуговиц. |
Подведение итогов работы детской экспериментальной лаборатории | Выявить какие знания и умения приобрели дошкольники в процессе работы за год. | Беседа юных исследователей (обмен опытом и знаниями), оформления альбома «Юные исследователи» |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка совместной познавательно-исследовательской деятельности детей подготовительной к школе группы на тему: "Земля-кормилица".
Поисково-исследовательская деятельность, направленная на изучение почвы, определение опытным путем её состава и свойств....
Познавательно – исследовательская деятельность детей подготовительной к школе группы «Овощи на грядке – здоровье в порядке» Итоговое мероприятие сентябрь 2017 год
Закреплять знания детей об овощах, их полезных свойствах для здоровья человека и их роли в жизни человека....
Презентация на тему: «Познавательно-исследовательская деятельность детей подготовительной к школе группы»
ПРЕЗЕНТАЦИЯ ПО ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ...
Самообразование. Тема: «Познавательно-исследовательская деятельность детей подготовительной к школе группы»
Цель работы по теме самообразования: повышение своего теоретического уровня, профессионального мастерства и компетентности. Создание оптимальных условий для развития познавательно- исследовательской д...
Конспект организованно образовательной деятельности по развитию познавательно-исследовательской и конструктивно-модульной деятельности детей подготовительной к школе группы с нарушением речи (детей с овз).
Системный подход к развитию познавательно-исследовательской и художественно-эстетическойдеятельности. Обеспечивать психологический комфорт воспитанников с овз....
Развитие познавательно- исследовательской деятельности детей подготовительной к школе группы посредством детско- взрослых исследовательских проектов.
Развитие познавательных интересов дошкольников является одной из актуальных проблем дошкольной педагогики....
План по самообразованию воспитателя подготовительной группы «Познавательно-исследовательская деятельность детей подготовительной к школе группы»
Цель работы по теме самообразования: повышение своего теоретического уровня, профессионального мастерства и компетентности. Создание оптимальных условий для развития познавательно- исследовательской д...