Экологический проект во второй младшей группе
опыты и эксперименты по окружающему миру (младшая группа)
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ НОВОСИБИРСКОГО РАЙОНА НОВОСИБИРСКОЙ ОБЛАСТИ – ДЕТСКИЙ САД КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА «СОЛНЫШКО»
Экологический проект во 2 младшей группе.
с. Верх-Тула
2022
I. АННОТАЦИЯ ПРОЕКТА
Тип проекта: познавательный.
Вид проекта: групповой, исследовательский, творческий.
Участники проекта: дети II младшей группы, воспитатель группы, родители.
Социальная значимость проекта: приобщение детей к работе по выращиванию вместе со взрослым растений на подоконнике, развивать целеустремленность, наблюдательность, воспитание интереса к миру растений.
Целевая группа: дети дошкольного возраста, педагоги дошкольных учреждений, родители.
Цель проекта: формирование экологической культуры у детей и родителей, создание условий для познавательного развития детей через проектно-исследовательскую деятельность и организацию художественно-продуктивной творческой деятельности.
Вовлечение родителей в совместную исследовательскую деятельность.
Выполнение проекта:
Проект реализуется в три этапа – подготовительный, основной, заключительный.
Основные мероприятия проекта:
Цикл познавательных занятий (элементарные научные сведения) по изучению культурных и декоративных растений.
Исследовательская и практическая деятельность детей по изучению особенностей выращивания огородных и декоративных культур.
Презентация проекта «Огород на окне».
Продолжительность проекта: краткосрочный апрель-май 2022г.
Дальнейшее развитие проекта: проектная организация планируется и в последующих возрастных группах с посадкой новых огородных культур.
II. ОБОСНОВАНИЕ СОЦИАЛЬНОЙ ЗНАЧИМОСТИ ПРОЕКТА
Актуальность проекта: Многие родители, имеющие свои огороды (дачи), не подозревают, что зеленое царство начнет вызывать огромный интерес ребенка, если взрослые научат наблюдать за растением, видеть в зеленом ростке особое живое существо, жизнь которого целиком зависит от того, получает он уход или нет. Только с помощью взрослых дошкольник может понять, что жизнь растения зависит от наличия тепла, света и хорошей почвы, научится отличать здоровое и сильное растение от слабого, хилого, требующего «лечения». Научившись понимать состояние растений, ребенок будет сочувствовать и ухаживать. Таким образом, решаются задачи познавательно-исследовательского, социально-личностного, эстетического развития ребенка.
Маленькие дети любят действовать. Мир вокруг себя они познают практически, а свои действия с наблюдениями за результатами. Практической деятельностью является непосредственное участие детей в уходе за растениями. Приобщение к посильному труду по уходу за растениями – это, прежде всего развитие таких качеств, как ответственность за выполнение поручения, за полученный результат, обязательность, целеустремленность. А это очень важные качества для обучения ребенка в школе.
Однако проблема состоит в том, что дети младшего дошкольного возраста в недостаточной степени имеют представления о растениях, о том, где они растут, о необходимых условиях их роста, их интерес к познавательно-исследовательской деятельности недостаточно развит. Чтобы удовлетворить детскую любознательность, привить первые навыки активности и самостоятельности мышления, мы создали условия для поисково-исследовательской деятельности детей.
Ознакомление с ростом и развитием растений можно осуществлять в зимне-весенний период, выращивая в помещении детского сада различные культуры из семян и луковиц, используя для этого огород на окне.
III. ЦЕЛИ ПРОЕКТА
Цель проекта: формирование экологической культуры у детей и родителей, создание условий для познавательного развития детей через проектно-исследовательскую деятельность и организацию художественно-продуктивной творческой деятельности.
Вовлечение родителей в совместную исследовательскую деятельность.
Задачи проекта:
- формировать у детей знания о росте и потребности растений
- формировать умения наблюдать, ухаживать за огородными культурами;
- развивать любознательность, интерес к исследовательской деятельности, экспериментированию;
- воспитывать бережное и заботливое отношение к растениям;
- формировать партнерские взаимоотношения между педагогом, детьми и родителями.
IV. МЕТОДОЛОГИЯ ПРОЕКТА
Основные этапы и направления реализации цели проекта:
Подготовительный этап
Деятельность педагога:
- беседы с детьми (выявление уровня знаний о растениях);
- составление плана работы над проектом;
- сбор материала необходимого для реализации проекта;
- чтение художественной литературы (потешек, пословиц, поговорок, песен, связанных с огородом и овощами);
- организация предметно-развивающей среды по теме проекта;
- изготовление дидактических игр и пособий.
Деятельность детей:
- рассматривание иллюстративного материала, муляжей овощей по теме проекта.
Взаимодействие с семьей.
- сбор необходимого материала для создания огорода;
- совместное обсуждение мероприятий по выполнению проекта.
Практическая работа
Деятельность педагога:
- беседа с детьми познавательного характера;
- организация предметно-развивающей среды по теме;
- подготовка информации для родительских уголков.
Деятельность детей: - посадка семян томатов, салата, лука, укропа в землю;
- уход за растениями - полив, рыхление, прореживание, пикирование томатов;
- выполнение заданий в самостоятельных наблюдениях;
- игровая, двигательная деятельность;
- участие в практической деятельности;
- лепка овощей из пластилина;
- отгадывание загадок про овощи и фрукты.
Совместная деятельность взрослых и детей:
- рассказы воспитателя, чтение детской художественной литературы;
- различные виды изобразительной деятельности по тематике;
- просмотр фильмов о растениях;
- сбор коллекций семян;
- рассматривание дидактических картинок, иллюстраций об овощах;
- труд в огороде.
Подведение итогов
Деятельность педагога:
- итоговая беседа с детьми (анализ проделанной работы);
- презентация проекта;
- представление опыта.
Деятельность детей:
- участие в итоговой беседе о проделанной работе;
- участие в презентации проекта «огород на окне».
Распространение опыта:
- ознакомление педагогов МКДОУ с удачно выполненной работой;
- оформление альбомов, фотовыставок для родителей.
Мероприятия по реализации проекта
- Беседы:
- «Семена»,
- «Что такое «Огород на окне»,
- «Какие растения можно вырастить на подоконнике»,
- «Что такое огород и что на нём растёт».
2. Опытно-экспериментальная деятельность:
- «Строение растений»,
- «Рост и развитие растений»,
- «Вода и росток»,
- «Солнце и росток»,
- «Проращивание семян».
3. Практическая деятельность:
- Отбор и посев семян.
- Полив, уход и наблюдения за овощными культурами.
Экологические занятия по темам:
- «Семена»
- «Первые всходы»
- «Мир овощей».
5. Игровая деятельность:
- Дидактические игры: «Чудесный мешочек», «Отгадай по вкусу».
- Настольная игра «Парные картинки», «Овощи».
- Рассматривание иллюстраций с изображением различных растений, которые можно вырастить на подоконнике.
- Рассматривание различных семян.
- Сюжетно-ролевая игра «Овощной магазин».
6. Художественно-творческая деятельность детей.
- Раскрашивание картинок.
- Рисование «Лук от всех недуг».
- Аппликация «Помидоры в банке».
- Лепка «Овощи большие и маленькие».
7. Речевое развитие.
- Чтение сказок: «Репка», «Вершки и корешки», «Пых».
- Инсценировка – игра «Однажды хозяйка с базара пришла».
- Рассказ детей по теме: «А у нас в огороде».
- Разучивание с детьми стихов, загадок, пословиц и поговорок об овощах.
8. Оформление альбома
- «Наш лук от всех недуг».
9. Консультация для родителей
- «Помощь ребенка на огороде».
Ресурсное обеспечение.
1. Подборка методической и художественной литературы и иллюстраций.
2. Экологический уголок.
3. Методический инструментарий: конспекты занятий, картотека дидактических игр и т.д.
4. Технические средства: ноутбук, магнитофон, фотоаппарат и т.д.
Предполагаемое распределение ролей в проектной группе
Воспитатель: занимается подбором нужного материала, организует образовательные ситуации (посадка культур), эффективно развивает творческое и познавательное мышление детей дошкольного возраста, и привлекает родителей воспитанников для пополнения развивающей среды группы и знаний дошкольников.
Дети: участвуют в познавательной деятельности, занимаются наблюдением за прорастанием огородных культур.
Родители: приобрели землю, семена, материал для ухода за посадками, организовали развивающую среду для эффективного размещения в группе.
Риски: Болезнь детей, педагога, отсутствие материальных ресурсов и другие непредвиденные обстоятельства.
V. РАБОЧИЙ ПЛАН РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА
Этапы реализации проекта
1) Подготовительный (апрель)
- Определение цели и задач проекта.
- Анализ имеющихся условий в группе, детском саду.
Сбор информационного материала о растениях (загадки, поговорки, стихотворения) - Разработка комплексно - тематического плана работы.
- Создание условий для организации работы в «огороде на окне»
2) Основной (апрель, май)
- Рассматривание семян (укропа, салата, помидора) посадка семян и выращивание зелени лука.
- Исследовательская и практическая деятельность детей по изучению особенностей выращивания культурных насаждений: подготовка почвы, приобретение семян, посадка, полив, рыхление;
- Оформление огорода на окне;
- Наблюдение за растениями.
- Отражение результата через художественно-творческую деятельность.
3) Заключительный (май)
- Анализ полученных результатов.
- Составление фотоальбома «Наш зеленый огород!».
- Презентация проекта «Огород на окне».
VI. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Предполагаемые результаты: Из семечки, луковицы, зернышка можно вырастить растение. Создав огород на окне, мы вырастим зелень лука, горох, помидоры, огурцы и другие овощные культуры и садовые цветы. У детей появится интерес к растениям. Они смогут различать некоторые виды растений, узнают много интересного из жизни растений, исследуют опытным путем условия, необходимые для их роста. Дети научатся вести наблюдения и делать первые выводы.
Практической деятельностью является непосредственное участие детей в ходе за растениями. Приобщение к посильному труду по уходу за растениями – это, прежде всего развитие таких качеств, как ответственность за выполнение поручения, за полученный результат, обязательность, целеустремленность.
VII. ПЕРСПЕКТИВЫ ДАЛЬНЕЙШЕГО РАЗВИТИЯ ПРОЕКТА
Наш проект подтвердил, что и в дальнейшем необходимо способствовать слиянию ребенка с природой родного края, формировать эстетическое отношение к ней, углублять знания, совершенствовать навыки, поддерживать индивидуальность каждого ребенка. И тогда ребенок проявит интерес к исследовательской, познавательной деятельности, будут самостоятельно и творчески осваивать новые способы исследований для более точного результата.
В дальнейшем планируем проводить данный проект в последующих возрастных группах, так как в ходе проекта расширились представления детей о растениях, как живых организмах, об условиях, необходимых для роста и развития, развилось эстетическое чувство, умение радоваться красоте выращиваемых растений и результатом своего труда. Дети научились наблюдать, стали бережнее относиться к растительному миру, правильно взаимодействовать с растениями по принципу «не навреди». Все участники проекта (дети, воспитатели, родители) получили положительные эмоции от полученных результатов.
VIII. БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК:
- Иванова А.И. «Экологические наблюдения и эксперименты в детском саду. Мир растений», М.: 2005.
- Комарова Н.Г., Грибова Л.Ф. «Мир, в котором я живу», М.: 2006.
- Николаева С.Н. «Воспитание экологической культуры в дошкольном
- детстве», М. «Просвещение», 2005.
- Поддубная Л.Б. «Природа вокруг нас», М. «Корифей», 2006.
Интернет ресурсы.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Экологический проект во второй младшей группе "Зимующие птицы"
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение – детский сад комбинированного вида №9 «Олененок» муниципального образованияСтароминский район...
Экологический проект для второй младшей группы "Белый медведь - житель Арктики".
Краткосрочный экологический проект по фомированию у детей второй младшей группы заинтерисованного и бережного отношения к вымирающим животным Арктики - белым медведям....
Экологический проект во второй младшей группе на тему "Здравствуй, дерево!"
Проект экологической направленности предназначен для детей второй младшей группы. Цель проекта: развитие речи детей во время проведения прогулок, систематизация имеющихся у детей знаний о жизни деревь...
Экологический проект во второй младшей группе на тему: «Волшебный песок»
Федеральный государственный образовательный стандарт, к программе дошкольного образования настоятельно рекомендует проектную и экспериментальную деятельности. Конечно, по отношению к детям младшего до...
Экологический проект во второй младшей группе «Юные друзья природы»
Цель проекта – Формирование основ экологического мировоззрения и культуры детей второй младшей группы....
Презентация к экологическому проекту во второй младшей группе «Юные друзья природы»
Презентация к экологическому проекту во второй младшей группе «Юные друзья природы»...
Экологический проект во второй младшей группе "Насекомые"
Цель проекта: развивать познавательные и творческие способности детей в процессе реализации проекта....