Конспект НОД по ОО «Познавательное развитие» в средней группе по теме «Подводный мир Волги»
план-конспект занятия по окружающему миру (средняя группа)

Гордина Евгения Александровна

Познакомить детей с особенностями жизни, питания, размножения распростроненных  рыб и некоторыми подводными растениями.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_nod_podvodniy_mir_volgi.docx44.2 КБ
Файл podvodnyy_mir_volgi.pptx781.86 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект НОД

по ОО «Познавательное развитие»  

в средней группе

 по теме «Подводный мир Волги»

https://img4.goodfon.ru/wallpaper/nbig/b/b1/fishing-fish-water-nature-underwater.jpg

Подготовила воспитатель:

 Гордина Евгения Александровна

Программное содержание

Цель – Дать понятие о реке Волге, как о природном сообществе, где совместно обитают разнообразные животные, растения, микробы. Все они связаны между собой, приспособлены к условиям жизни в реке. Помочь понять взаимозависимость живой и неживой природы. Воспитывать вдумчивое, бережное отношение к реке и его обитателям.

 Обучающие:

-Закрепить знания детей о рыбах и растениях р.Волга.

-Расширить представления, об образе жизни речных рыб. 

-Создавать условия для формирования умение делать выводы и         простые умозаключения.

-Расширять активизацию словаря дошкольника.

Развивающие:

Развивать речь, слуховое и зрительное внимание, память, наблюдательность;

-Умение взаимодействовать друг с другом в совместных играх.

Воспитывающие:

Воспитывать дружеские отношения;

- Воспитывать умение внимательно слушать воспитателя;

- Воспитывать любовь к природе, рыбам и растениям.

Здоровьесберегающие:

            -Воспитывать культуру здоровья дошкольников – правильного положения за столом      и правильной посадки на стульях.

- Повысить двигательную и умственную активность.

Оборудование.

- Набор масок (щука и караси), (сом и окуни)

- Презентация, доска, проектор.

Методы и приёмы:  сюрпризный момент, моделирование игровой ситуации с целью постановки проблемы и созданию мотивации, игровая деятельность, итог.

Ребята, скажите пожалуйста, как называется наш город? (Саратов)

Вы помните, что изображено на гербе нашего города? (три рыбки)

Почему там изображены рыбки?  

Правильно, потому, что наш город стоит на берегу большой и красивой реки.

Вы знаете, что Волга, самая большая река в Европе, ее еще называют ласково «матушка».

Скоро закончится весна и начнется жаркое лето. Вы поедете на пляж Волги, будете купаться и загорать, а может быть, кто то будет и нырять. Тогда вы сможете заглянуть, хоть и не надолго, в подводное царство.  Но нырять, это сложно, и долго находиться под водой без специального оборудования, невозможно.

Но у нас с вами есть волшебство, которое называется воображение. Нужно сказать волшебные слова и мы окажемся в подводном мире. Кто знает волшебные слова?

(Дети предлагают варианты, но они не срабатывают)

Давайте подумаем, кто живет в реке? (рыбы)

Какую волшебную рыбу вы знаете? (Щуку)

Из какой она сказки? (По щучьему велению)

Какие волшебные слова она сказала Емеле?

Давайте повторим эти слова вместе.

 «По щучьему велению, по нашему хотению оказаться в подводном царстве»

Посмотрите, мы оказались под водой!

А вот и наша знакомая щука. У щуки вытянутое тело и длинная голова с широким ртом. Во рту очень острые зубы. Ведь щука – рыба хищник, она питается другими маленькими рыбками. Скрываться среди водорослей щуке помогает ее окраска: спина у этой рыбы коричневая, а бока – чуть светлее, разрисованные поперечными полосками.

В густых темно-зеленых водорослях она похожа на длинную осклизлую палку, замирает и ждет, когда проплывет мимо карасик или веселая плотвичка. Как правило, щука выбирает больных или раненых рыбок, потому, ее зовут санитаром реки.

Обычно щука проводит всю жизнь в одном  облюбованном ею местечке. А живет щука очень долго, порой до ста лет.

Весной щука мечет икру, откладывая до пятидесяти тысяч икринок на стебли водорослей. Потом из них появляются мальки и вырастают  в зубастых щук.

Посмотрите, кто это выплывает из водорослей? Это карась. Давайте его рассмотрим. У карася высокая спинка с горбом, тело плотно сжато с боков, спина коричневая с зеленоватым блеском, а бока посветлее – желтовато-коричневые. Караси любят жить в тихих, неглубоких заводях, там, где много водорослей. Посмотрите, сколько их тут. Это – Спирогира,  нитчатая водоросль. Она похожа на зеленую вату. А вот еще одна разновидность водорослей это – элодея, она похожа на подводные кусты с листиками.

Питаются карасики листьями и  стеблями этих водорослей, могут перекусить и мелкой водяной живностью – жуками и их личинками.

Ой куда это наши карасики так быстро поплыли, это они от щуки прячутся.

Давайте и мы с вами поиграем в игру «Караси и щука»

Выбираем считалкой щуку. Остальные дети делятся на две команды. Одна команда караси, а другая камушки, за которые караси будут прятаться от щуки. Потом поменяемся.

Игра.

Продолжаем наше подводное путешествие.

Посмотрите:

На дне, где тихо и темно,

Лежит усатое бревно.

Сом в самом омуте живет,

Хозяин глубины.

Имеет он огромный рот,

А глазки, чуть видны.

Сом – самая крупная пресноводная рыба. Он вырастает до трех метров.  У сома вытянутое тело, большой рот с острыми зубами, два длинных усика на верхней челюсти и два коротких на нижней. Спина у него темная, почти черная, а брюшко белое с красноватым оттенком. Чешуи у сома нет, но его тело покрыто густым слоем слизи.

Сомы любят теплую, тихую воду. Днем они дремлют на илистом дне, под корягой или затопленным деревом, а в сумерках оживляются, важно и неторопливо проплывают вдоль дна, лакомятся лягушачьей икрой, лягушками, мальками или поедают погибшую рыбу. Может сом утащить и утенка.

С мая по июнь сомы мечут икру. Папа – сом роет на дне яму, а мама-сомиха откладывает в нее икринки.

Папа-сом построил дом

Для сомят на дне речном,

Он с сомятами играл,

От врагов оберегал.

Плавая у берегов,

Их учил ловить мальков.

Подросли чуть-чуть сомятки,

С папою играют в прятки.

Сейчас еще день и наш сом поплыл спать в свое жилище.

Но кто то к нем еще спешит..

«Много разной рыбы кипит у тростников. Но самые красивые, самые смелые — окуни» — написал о них Николай Сладков.

У Окуня  высокая спинка темно-серого цвета и светлые бока, украшенные поперечными полосками. Брюшко окуня розовое с серебристым блеском, а плавники красноватые.

Окраска делает окуня незаметным среди зеленовато-коричневых и серебристых подводных растений, где он любит скрываться, поджидая добычу. Еще бы! Ведь окунь — хищная рыба. С шумом и плеском, пугая мелкую рыбешку, выскакивает он из воды. Окунь будто «чавкает», захватывая ртом воздух, когда гоняется за мальками.

Как и щука, окунь любит охотиться из засады, но часто хватает не молодь, а рыбок постарше и покрупнее.

Шустрых рыбок рой

Пляшет под водой,

Беззаботные мальки

Вьются, словно мотыльки.

 

Важно и невозмутимо

Проплывает окунь мимо —

Вмиг рыбешки врассыпную

В глубину уйдут речную!

Эти рыбы живут и в речках, и в озерах, и в прудах. Но любят они чистую, прозрачную воду. Рыболовы хорошо знают, что в реке, «где у берега колода, там и окунь». Знают они и то, что «окунька лучше всего ловить на червяка».

Хотите поиграть с сомом и окуньками? Выходите и вставайте в круг. Считалкой выбираем сомов.

Играющие образуют круг с 2—3 водящими (сомами) в центре. В руках у водящих пластмассовые гимнастические обручи. Играющие движутся произвольно в любом направлении около водящих, пока учитель не даст сигнал: «Рыбки, рыбки, не зевайте, поскорее уплывайте! Сом усами шевелит. Прячьтесь быстро, он не спит!». Игроки стараются быстро удалиться от места обитания сомов, а водящие — догнать и осторожно надеть обруч на убегающих. Игрок, попавший в обруч, считается пойманным. Когда игра останавливается, отмечаются самые ловкие сомы, сумевшие поймать больше рыбок, и рыбки, ни разу не попавшиеся сомам.

Вот и закончилось наше подводное путешествие. Давайте скажем волшебные слова и вернемся в детский сад. «По щучьему велению по нашему хотению возвращаемся в детский сад».

  Вам понравилось наше путешествие?

Что вы расскажите маме и папе про окуня? (сома, карася, щуку).  

(Ответы детей)


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

ПОДВОДНЫЙ МИР ВОЛГИ

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по познавательному развитию в средней группе тема: «Берегите и цените воду»

Конспект занятия по познавательному развитию в средней группе тема: «Берегите и цените воду»...

Конспект занятия по познавательному развитию в средней группе Тема: "Путешествие по волшебному лесу".

Цель: Обучать детей ориентировке на листе бумаги. Уметь устанавливать разнообразные по содержанию связи. Развивать у детей конкретные представления о признаках животных, умения различать явления приро...

Конспект НОД по познавательному развитию в средней группе. Тема "Найди отгадку"

В ходе НОД применяется интеграция образовательных областей: познавательное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие, социально-коммуникативное развитие. детям предоставляется во...

Конспект занятия по познавательному развитию в средней группе тема: "Путешествие в зимний лес"

Задачи:1.     Познакомить детей с некоторыми правилами поведения в лесу;2.     Уточнить знания детей о диких животных;3.     Развить у детей...

Конспект занятия по познавательному развитию в средней группе Тема: « Цените и берегите воду»

: Познакомить детей со свойствами воды. Формировать естественные научные представления у дошкольников, путем проведения опытов...

Конспект ООД по познавательному развитию в средней группе Тема: «Подарок для друзей»

Задачи:1. Образовательная:повышать уровень развития детей; обобщать имеющиеся у детей знания о песке;продолжать знакомство детей со свойствами сухого и мокрого песка;формировать умение анализировать р...

Конспект занятия по познавательному развитию в средней группе Тема: «Вода и ее свойства»

Конспект занятия по познавательному развитию в средней группе                               Тема: «Вода и ее свойс...