Отчет по самообразованию " Детское экспериментирование путь к познанию окружающего мира"
опыты и эксперименты по окружающему миру (младшая группа)
В 2021-2022 уч. году, я работала над темой «Детское экспериментирование путь к познанию окружающего мира», которая не только актуальна, но и очень интересна как детям, так и самому педагогу.
Дети дошкольного возраста по своей природе пытливые исследователи окружающего мира. В основе экспериментальной деятельности дошкольников лежит жажда познания, стремления к открытиям, любознательность, потребность в умственных впечатлениях, и моя задача удовлетворить потребности детей, что в свою очередь приведет к интеллектуальному, эмоциональному развитию. Детская экспериментальная деятельность направлена на выработку самостоятельных исследовательских умений, способствует развитию творческих способностей и логического мышления, объединяет знания, полученные в ходе учебно-воспитательного процесса и приобщает к конкретным жизненно важным проблемам.
Прежде, чем начать свою работу я подобрала и изучила необходимую литературу: О.В .Дыбина « Ознакомление с предметным и социальным окружением», О.А. Соломенникова « Ознакомление с природой» в средней группе.
Затем я определила цели и задачи своей работы.
Цели:
- Развитие познавательной активности детей в процессе экспериментирования.
- Создание условий для формирования основного целостного мировидения ребенка средствами эксперимента.
- Развитие наблюдательности, умение сравнивать, анализировать, обобщать; развитие познавательного интереса детей в процессе экспериментирования, установление причинно-следственной связи.
Задачи:
· Расширять представление детей о физических свойствах окружающего мира.
· Развивать представление об основных физических явлениях.
· Расширять представление об использовании человеком факторов природной среды.
· Расширять представления детей о значимости воды и воздуха в жизни человека.
· Создавать условия для возникновения удивления по отношению к наблюдаемым явлениям, для пробуждения интереса к решению поставленных; для возможности радоваться сделанному открытию.
Для реализации опытно-экспериментальной деятельности детей с своей группе создала мини-лабораторию « Мы- исследователи», в которой имеются необходимые инструменты для экспериментирования: специальная посуда ( стаканчики, трубочки, воронки, мерные стаканы, тарелки), бросовый материал ( камешки, песок, ракушки, семена), инструменты для опытов ( лупа, термометр, магнит, зеркало, песочные часы, фонарик и т.д.), огород.
С детьми проводились беседы на тему: « Необходимости и интереса к исследовательской деятельности», об экспериментировании с целью поддержки и развития интереса у ребенка к исследованиям, открытиям. Познакомила детей с необходимым оборудованием и материалами для исследовательской деятельности.
На протяжении всего учебного времени проводила НОД и опыты-эксперименты по темам:
· « Можно ли пить талую воду» - показала детям, что даже самый чистый белый снег грязнее водопроводной воды.
· « Хитрые семена» - познакомила со способами проращивания семян.
· « Ходит капелька по кругу» - дала детям элементарные знания о круговороте воды в природе.
· « В мире стекла» - помогала детям выявить свойства стекла( прочное, прозрачное, цветное, гладкое).
· « Дерево умеет плавать» - расширяла представление о дереве, его качествах и свойствах; учила устанавливать причинно-следственные связи между свойствами материала и способом его использования.
· « Сравнение стекла и пластмассы» - знакомила детей с качествами и свойствами пластмассы и стекла путем сравнения.
· « Волшебная вода» - расширяла знания детей о свойствах воды ( жидкость не имеет формы, запаха, вкуса, прозрачная, лед- это вода, пар- это вода).
· « Воздух невидимка» - дать представление о том, что воздух есть вокруг и внутри нас, обладает свойствами( невидим, легкий, не имеет запаха), прозрачный, бесцветный.
В соей работе создавала образовательные ситуации:
· « Спор игрушек» - учила детей описывать предметы и определять материал, из которого созданы эти игрушки. Выяснили, что стеклянными и керамическими игрушками не играют, они используются для украшения, т.к. они хрупки; бумажные можно порвать, намочить и память.
· « На чем полетят человечки» и учила выделять общие признаки резины на основе структуры поверхности, прочности, проводимости воздуха и воды, эластичности: сравнивали резину с тканью, доказывали зависимость функций предмета от материала, из которого он сделан.
Так же на протяжении своей исследовательской деятельности использовала дидактические игры:
· « Подбери материал для названного предмета»
· « Оглянись вокруг».
· « Расскажи о предмете».
· « Отгадай материал.»
· « Где спрятался воздух».
· « Что из чего будет».
В результате НОД и опытов-экспериментов дети владеют элементарными сведениями о живой и неживой природе и ее значении в жизни живых существ. Познакомились с явлениями природы ( явления погоды, снегопад, круговорот воды в природе. Уточняли знания детей о воде, о ее состояниях; познакомились со свойствами воздуха и его ролью в жизни человека, животных и растений, выяснили способы его обнаружения. Дети получили представления о свойствах ткани, резины и т.д. Познакомились со стеклянной посудой, с процессом ее изготовления. Дети с удовольствием высказывали предположения и вместе со мной делали выводы.
Для себя я поставила цель на будущее продолжать работу и изучить следующую литературу: Е.А.Мартынова, И.М.Сучкова « Организация опытно-экспериментальной деятельности детей 2-7 лет». О.В.Дыбина, Е.А.Сидякина, А.Ю.Кузина, С.Е.Анфисова, Л.В.Бадул « Познавательное развитие детей в дошкольной образовательной организации ( по ФГОС).
В ходе реализации поисково-исследовательской деятельности я реализовала следующие педагогические компетенции:
- интеллектуально-педагогическая компетентность
- информационная компетентность
- регулятивная компетентность.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План работы по самообразованию на тему: «Детское экспериментирование — путь к познанию окружающего мира».
Актуальность данной темы заключается в том, что современная теория обучения и воспитания все больше и больше обращается к личности ребенка, к тем внутренним процессам, которые формируются у него под в...
Отчет по самообразованию по теме: «Детское экспериментирование- путь к познанию окружающего мира».
Дети дошкольного возраста по своей природе пытливые исследователи окружающего мира. В основе экспериментальной деятельности дошкольников лежит жажда познания, стремления к открытиям, любознательность,...
План работы по самообразованию "Детское экспериментирование - путь к познанию окружающего мира" (средняя группа)
Актуальность выбранной темы «Детское экспериментирование — путь к познанию окружающего мира» для работы по самообразованию....
Индивидуальный маршрут педагога по самообразованию "Детское экспериментирование — путь к познанию окружающего мира".
Процесс познания маленького человека отличается от процесса познания взрослого. Актуальность данной темы заключается в том, что современная теория обучения и воспитания все больше и больше обращается ...
План по самообразованию "Детское экспериментирование- путь к познанию окружающего мира"
Сегодня в дошкольном образовании особенно остро стоит проблема организации основного ведущего вида деятельности в познании окружающего мира в период дошкольного детства – экспериментирования. Им...
Самообразование "Детское экспериментирование- путь к познанию окружающего мира"
Детское экспериментирование оказывает положительное влияние на эмоциональную сферу ребенка; на развитие творческих способностей, на укрепление здоровья за счет повышения общего уровня двигательной акт...
План работы по теме самообразования «Детское экспериментирование - путь к познанию окружающего мира».
Детское экспериментирование особенно актуально с введением Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (далее ФГОС ДО). Согласно ФГОС ДО программы дошкольных учреж...