Опыты и эксперименты с воздухом
опыты и эксперименты по окружающему миру (средняя, старшая, подготовительная группа)

Романовская Ирина Николаевна

Опыты и эксперименты с воздухом

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл opyty_i_eksperimenty_s_vozduhom.docx131.46 КБ

Предварительный просмотр:

Опыты и эксперименты с воздухом

Опыт 1. Что в пакете

Цель: обнаружить воздух.

Рассмотреть пустой пакет. Что находится в пакете? Набрать в пакет воздух и закрутить его, чтобы он стал упругим. А сейчас что в пакете? Почему казалось, что пакет пустой?

Результат. Дети наполняют пакеты воздухом, вкручивают их.

Вывод. Воздух прозрачный, невидимый, легкий.

Опыт 2. Игры с соломинкой

Цель: формировать представление о том, что внутри человека есть воздух, и его можно обнаружить.

Оборудование: соломинки, емкость с водой, карта – схема.

Предложить детям подуть в трубочку, подставив ладонь под струю воздуха. Что почувствовали? Откуда появился ветерок? Затем попросить опустить трубочку в воду, подуть в нее. Откуда появились пузыри куда исчезли?

Результат. Дети обнаруживают воздух внутри себя.

Вывод. Человек дышит воздухом. Он попадает внутрь человека при вдохе. Его можно не только почувствовать, но и увидеть. Для этого нужно опустить трубочку в воду и подуть. Из трубочки выходит воздух, он легкий, поднимается через воду вверх пузырьками и лопается.

Опыт 3. Лодочка

Цель: показать, что воздух обладает силой.

Оборудование: таз с водой, лодочка, карта-схема.

Предложить детям подуть на лодочку и ответить на вопросы: «Почему она плывет?», «Что ее толкает?», «Откуда появляется ветерок?».

Результат. Лодка плывет, если на нее дуешь.

Вывод. Человек выдувает воздух, он толкает лодочку. Чем сильнее дует, тем быстрее плывет лодочка.

Опыт 4. Поиск воздуха

Цель: обнаружить воздух.

Оборудование: флажки, ленточки, пакет, воздушные шары, соломинки, емкость с водой, карта-схема.

Предложить детям самостоятельно показать наличие воздуха. Например, подуть в трубочку, надуть воздушный шарик и т.д.

Результат. Если дуть на флажок и ленточку, они начинают двигаться под струей воздуха; если дуть в трубочку, опущенную в воду, в воде появляются пузырьки; при надувании шарика в него попадает воздух.

Вывод. Мы можем вдыхать и выдыхать воздух и видеть его действия

Опыт 5. Что в пакете

Цель: сравнить свойства воздуха и воды.

Оборудование: 2 пакета (один с водой, другой с воздухом), карта- схема.

Обследовать 2 пакета, узнать, что в них. Дети взвешивают их, ощупывают, открывают, нюхают. Обсуждают, чем похожи вода и воздух, а чем различаются.

Результат. Сходства: прозрачны, не имеют вкуса и запаха, принимают форму сосуда. Различия: вода — жидкость, она тяжелее, льется, в ней растворяются некоторые вещества. Воздух газ, он невидим, невесом.

Вывод. У воды и воздуха есть сходства и различия.

Опыт 6. Загадочные пузыри

Цель: показать, что воздух есть в некоторых предметах. Оборудование: емкость с водой, кусочек поролона, деревянный брусок, комочки земли, глины, карта-схема.

Дети рассматривают предметы и погружают их в воду. Наблюдают за выделением воздушных пузырьков.

Результат. Из поролона, глины, земли при погружении в воду выделяются пузырьки воздуха.

Вывод. Воздух проникает в некоторые предметы.

Опыт 7. Надувание мыльных пузырей

Цель:  ознакомить с тем, что при попадании воздуха в каплю мыльной воды, образуется пузырь.

Оборудование: соломинки длиной 10 см разного диаметра, крестообразно расщепленные на конце; мыльный раствор, карта- схема

Взрослый и дети по очереди опускают соломинки в мыльный раствор и надувают разные по размеру пузыри. Определяют, почему надувается и лопается мыльный пузырь.

Результат. Дети надувают разные по размеру пузыри.

Вывод. В каплю мыльной воды попадает воздух, чем его больше, тем больше пузырь. Лопается пузырь, когда воздуха становится очень много и он не помещается в капле, или когда задеваешь и рвешь его оболочку.

Опыт 8. Ветер в комнате

Цели:

- выяснить, как образуется ветер, что горячий воздух поднимается вверх, а холодный опускается вниз.

- показать, что ветер это поток воздуха.

Оборудование: 2 свечи, «змейка» из бумаги, карта – схема.

Взрослый зажигает свечу и дуют на нее. Дети выясняют, почему отклоняется пламя (воздействует поток воздуха). Предлагает рассмотреть «змейку» из бумаги, ее спиральную конструкцию и демонстрирует детям вращение «змейки» над свечой. (Воздух над свечой теплее, над ней «змейка» вращается, но не опускается вниз, потому что ее поднимает теплый воздух.) Дети выясняют, что воздух заставляет вращаться «змейку».

Результат. Пламя, на которое дуют отклоняется воздух над свечой теплее.

 Когда свечу подносят к дверному проему, то пламя отклоняется в разные стороны.

Вывод. Теплый воздух проходит вверху, так как он легкий, а холодный тяжелее, он входит снизу. Перемещение воздуха в природе определяет появление ветра.

Опыт 9.Воздух в стакане.

Цель: показать, что воздух занимает место.

Перевернуть стакан вверх дном и медленно опустить его в банку. Обратить внимание детей на то, что стакан нужно держать очень ровно. Что получается? Попадает ли вода в стакан? Почему нет?

Вывод: в стакане есть воздух, он не пускает туда воду.

Опыт 10. Воздух не видим и прозрачен.

Детям предлагается снова опустить стакан в банку с водой, но теперь предлагается держать стакан не прямо, а немного наклонив его. Что появляется в воде? (Видны пузырьки воздуха). Откуда они взялись? Воздух выходит из стакана, и его место занимает вода.                                        

Вывод: Воздух прозрачный, невидимый.

Опыт 11. Чем сильнее ветер, тем больше волны.

Приготовьте на столиках миски с водой на каждого ребёнка. В каждой миске - своё море - Красное, Чёрное, Жёлтое. Дети - это ветры. Они дуют на воду. Что получается? Волны.

Вывод: Чем сильнее дуть, тем больше волны.

https://images-na.ssl-images-amazon.com/images/I/71OpDBwOGFL._AC_SL1500_.jpg


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Опыты и эксперименты с воздухом.

Дать представление о том, что он занимает место и обладает свойствами, а также дать представление о том, что ветер – это движение воздуха...

Картотека опытов и экспериментов с воздухом

Картотека опытов и экспериментов с воздухомОпыт 1. Что в пакетеЦель: обнаруживать воздух.Рассмотреть пустой пакет. Что находится в макете? Набрать в пакет воздух и закрутить его, чтобы он стал упругим...

Опыты и эксперименты с воздухом

Опыты и эксперименты с воздухом и его свойствами...

Картотека опытов и экспериментов с воздухом для старших дошкольников

Опыты помогают развивать речь, мышление, логику, творчество ребенка, наглядно показывать связи между живым и неживым в природе. В связи с этим особый интерес представляет изучение детского экспер...

Картотека игр, опытов и экспериментов с воздухом

Картотека игр, опытов и экспериментов с воздухом, старший возраст....

Опыты и эксперименты с воздухом в старшей группе

Опыты расширяют представления детей о значении воздуха в жизни человека, знакомят детей с некоторыми свойствами воздуха и способами его обнаружения, активизируют и расширяют словарный запас детей....

Опыты и эксперименты с воздухом.

ВОЗДУХ - это смесь газов, главным образом азота и кислорода, образующая земную атмосферу. Воздух необходим для существования подавляющего числа наземных живых организмов:  кислород, содержащ...