Методы и формы ознакомления дошкольников с природой.
консультация по окружающему миру
Значение природы в жизни людей очень велико и многообразно. Восприятие красоты и гармонии форм, красок и звуков, наблюдение происходящих в природе явлений, вызывает чувство радости и даёт огромное наслаждение.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
deti_i_priroda.docx | 18.56 КБ |
Предварительный просмотр:
Методы и формы ознакомления дошкольников с природой.
Наглядные методы.
Наблюдение – целенаправленное, планомерное восприятие предметов и явлений окружающего мира. Это сложная познавательная деятельность, в ней участвуют восприятие, мышление, и речь, требуется устойчивое внимание. В понимании наблюдаемого явления существенное значение имеет опыт, знания и умения ребенка.
Для накопления знаний о росте и развитии растений и животных, о сезонных изменениях в природе используется более сложный ряд наблюдения — длительное наблюдение; дети при этом сравнивают наблюдаемое состояние объекта с тем, что было раньше.
Необходимо, чтобы наблюдение проходило при высокой умственной активности детей, заставляло их думать, искать ответы на поставленные вопросы, развивало любознательность, воспитывало интерес и бережное отношение к природе.
Наблюдение стоит начинать с выбора объекта. Объект наблюдения должен находиться в освещаемом месте, к нему можно свободно подойти.
Для наблюдения на участке или в ближайшем природном окружении необходимо выбрать наиболее удобное место, расположить детей так, чтобы всем было удобно наблюдать.
Наблюдение должно протекать в определенной последовательности. Руководя наблюдением детей за животным, воспитатель направляет внимание прежде всего на его поведение: «Что делает? Как передвигается? Что ест? Как?» И только в связи с каким-то действием рассматриваются внешние признаки животного: «Чем покрыто тело? Какие ноги — длинные или короткие? Какие глаза (форма, цвет)?»
К группе наглядных методов относятся рассматривание картин, демонстрация презентаций. Использование этих методов помогает решать разнообразные задачи: уточнять и конкретизировать представления детей, систематизировать и обобщать их, формировать эстетическое восприятие.
Рассматривание картин. Картины дают возможность подробно рассмотреть явления природы, длительно сосредоточить на них внимание, что часто бывает невозможно сделать при непосредственном наблюдении в силу динамичности и изменчивости природы. Кроме того, многие явления недоступны для непосредственных наблюдений; например, с дикими зверями, животными южных и северных стран детей можно чаще всего познакомить лишь через картины.
При ознакомлении детей с природой используются дидактические сюжетные, предметные, а также художественные картины.
Дидактические сюжетные и предметные картины специально созданы как наглядные пособия для обучения детей. К таким картинам относятся серии «Четыре времени года», «Домашние животные», «Дикие звери», «Травянистые растения» и др. Они используются с различными дидактическими целями.
Предметные картины в младших группах используют для уточнения и конкретизации представлений, их закрепления. Так, после наблюдения за кошкой с котятами проводится рассматривание соответствующей картины.
Практические методы.
Наряду с наблюдениями для расширения представлений детей о доступных явления и предметах природы широко используют разнообразные игры.
Дидактические игры способствуют развитию памяти, внимания, наблюдательности, учат детей применять имеющиеся знания в новых услових, активизируют разнообразные умственные процессы, обогащают словарь, способствуют воспитанию у детей умения играть вместе.
Настолько-печатные игры — «Зоологическое лото», «Ботаническое лото», «Четыре времени года», «Малыши», «Ягоды и фрукты», «Растения».
Словесные игры («Кто летает, бегает, прыгает», «В воде, в воздухе, на земле», «Нужно —не нужно» и др.) не требуют никакого оборудования. Проводятся они с целью закрепления знаний о функциях и действиях тех или иных предметов, обобщения и систематизации знаний. Эти игры развивают внимание, сообразительность, быстроту реакции, связную речь.
Подвижные игры.
Подвижные игры природоведческого характера связаны с подражанием повадкам животных, их образу жизни, в некоторых отражаются явления неживой природы. Это такие игры, как «Наседка и цыплята», «Мыши и кот», «Солнышко и дождик», «Волки и овцы» и т. д. Дети, подражая действиям, имитируя звуки, в этих играх глубже усваивают знания, а эмоционально положительный настрой способствует углублению у них интереса к природе.
Одним из видов творческих игр являются строительные игры с природным материалом: песком, снегом, глиной, мелкими камешками, шишками и т. д. В них дети, созидая, познают свойства и качества материалов, Этими играми надо руководить. В каждой возрастной группе создаются условия для игр с природным материалом во все времена года. Это песочные дворики и песочные столы, наборы формочек для игр с песком и снегом, резиновые фигурки людей и животных, фанерные силуэты домов, деревьев, шишки, веточки, желуди, металлические каркасы, служащие основой для лепки фигурок, печатки для создания «картин» на снегу, оборудование для изготовления цветного льда и т. д.
Литература
- Л.А.Каменева, "Как знакомить дошкольников с природой", М.
- Лучич М.В. Детям о природе. М.
- Сизенко-Казанец З.Д. Природа и дети. М.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Экологическая тропа одна из форм ознакомления дошкольников с природой родного края (из опыта работы)
Экологическая тропа одна из форм ознакомления дошкольников с природой родного края (из опыта работы)...
Методы и формы ознакомления детей с природой.
Формирование у детей научного познавания природы....
Консультация для педагогов «Моделирование, как форма, ознакомления дошкольников с природой»
Моделирование как активная самостоятельная деятельность используется при ознакомлении дошкольников с природой....
Статья на тему: «Методы и формы ознакомления дошкольников с лекарственными растениями Крыма»
методы и формы ознакомления дошкольников с лекарственными растениями Крыма...
Консультация для педагогов "Методы и формы ознакомления детей с природой"
Всесторонее развитие и воспитание детей осуществляется разными средствами. Одно из них- ознакомление с природой....
Методы и формы ознакомления дошкольников с объектами природы
Методы и формы ознакомления дошкольников с объектами природы В педагогике принято определять метод как способ совместной деятельности взрослого и ребенка, направленной на достижение определенного...