Конспект занятия в старшей группе на тему "Весна пришла"
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)

Машнова Анастасия Михайловна

Конспект занятия в старшей группе по теме приходы весны, закрепления признаков данного времени года, а также изучения каких-либо новых неизвестных сведений.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon zanyatie.doc50.5 КБ

Предварительный просмотр:

Занятие по  развитию речи детей в старшей группе  на тему: «Наступила весна»

Цель: формированы умения связно высказывать свои мысли, строить диалог и составлять небольшой рассказ на определенную тему.

Образовательные задачи:

  • расширять и уточнять знания детей о весне, весенних изменениях в природе, в жизни животных и птиц;
  • продолжать формировать у детей умение задавать вопросы, отвечать на них, аргументируя ответ; последовательно и логично, понятно для собеседников рассказывать о факте, событии, явлении
  • расширять и активизировать словарь детей;
  • развивать связную речь, грамматический строй речи;
  • упражнять детей в образовании названий детенышей животных;
  • закреплять навык практического употребления в речи существительных в косвенных падежах.

Развивающие задачи:

  • развивать речевую и познавательную активность, произвольное внимание, память, зрительное восприятие, логическое мышление, любознательность, навыки самоконтроля;
  • развивать у детей умение использовать элементы образной речи: сравнения, эпитеты
  • развивать  координацию речи с движением,  общую  и мелкую и моторику.

Воспитательные задачи:

  • воспитывать интерес к познанию окружающего мира.
  • воспитание навыков сотрудничества, доброжелательности, самостоятельности.

Воспитатель: Внимательно послушайте и, если я допущу ошибку, то исправьте её.

  • сейчас время года осень;
  • всего четыре весенних месяца, это: июль, сентябрь, декабрь и февраль;
  • весна – это самое тёплое время года;
  • весной птицы улетают на юг;
  • весной у некоторых диких животных появляются детёныши;
  • с приходом весны у людей поднимается настроение;

Ход занятия

Воспитатель: Ребята, сегодня утром у двери в нашу группу я обнаружила конверт с   надписью “Детям группы “Колобок”. Наверное, оно пришло от волшебника. Я решила дождаться вас и посмотреть, что за письмо к нам пришло. Давайте его вместе откроем и прочтем. А еще на конверте есть надпись – “Сказка”. Хотите узнать, что за сказка там спряталась?  Садитесь на ковёр.

Дети с воспитателем садятся на ковер и читают письмо.

Воспитатель: “Жили-были четыре времени года: Зима, Весна, Лето и Осень. Жили они дружно и по очереди правили всем миром: три месяца – Зима, три месяца – Весна, три месяца – Лето и три месяца – Осень. Но однажды Зима решила, что она самая главная и не захотела уступить место Весне. Загрустили под снежным покрывалом растения. Птицы перестали петь песни. Люди устали топить печи, чтоб хоть немного согреться. Забеспокоились Осень и Лето. А Весна сказала: “Не беспокойтесь, у меня есть чудо, которое поможет победить холод!”

Воспитатель: “Ребята, а дальше ничего нет. Листок оборван. Но в конверте лежат еще карточки, на которых нарисованы лампочка, костер и солнце. Как выдумаете, что из этого может быть чудом, которое поможет Весне? (Ответы детей – “Солнце” Если дети дают неправильный ответ, то воспитатель помогает им с помощью наводящих вопросов.)

Воспитатель: “Действительно, Солнце – самое большое и доброе чудо. А еще оно какое?

(Круглое, жёлтое, тёплое, ласковое)

Воспитатель: Ребята, встаньте на край ковра, я хочу поиграть с вами в игру с мячом “Сравни и назови”, я буду  начинать  фразу, а вы должны ее закончить.

– Солнце желтое, как… (одуванчик).

– Солнце круглое, как… (мячик).

– Солнце ласковое, как… (бабушка, мама).

– Солнце румяное, как… (блинчик).

– Солнце тёплое, как… (валенки)

– Солнце яркое, как

Воспитатель: “Ребята, как вы думаете, сказка закончилась? (Ответы детей.) Конечно, нет!

Как же Солнце помогло Весне? Что оно сделало, чтобы мир снова расцвел яркими красками?

Воспитатель обращает внимание детей на экран

Воспитатель: “Я, думаю, что эти иллюстрации  помогут нам с вами придумать продолжение сказки. Посмотрите внимательно на них и скажите: Как же Солнце помогло весне?” Начните свою фразу со слова «Весной…»

Дети рассматривают иллюстрации с признаками ранней весны.

Ответы детей:

– Солнце стало ярче и теплее, стало пригревать.
– Начал таять снег.
– Потекли ручьи.
– Зазвенела капель.

Воспитатель: “Да, ребята! Солнце растопило снег, и вода напоила землю! Как это помогло растениям?”

Воспитатель показывает изображением веток с набухшим и почками и лопнувшими.

Ответы детей:
– На деревьях набухли почки,  стали появляться листочки.

- появились из-под снега первые цветы: подснежники

Воспитатель показывает изображения первых цветов.

Воспитатель: У нас под березой тоже проклёвываются первые цветы на проталине. Помогите мне закрепить весенние первоцветы, называя их. Начните фразу со слов «Под берёзой распустились…»

Ответы детей:

-Ландыши, мать- и- мачеха, ветреница,  прострел.

Воспитатель: А какие цветы остались? Почему?( Пион – осенний цветок, а ромашка – летний.

Воспитатель выставляет изображение березы весной и с помощью детей закрепляет карточки с изображением цветов под изображением березы.

Воспитатель: “А сейчас я приглашаю вас на лужайку – на зеленую травку”.

Солнце стало пригревать,
(руки вверх, потянулись)
Стали капельки стучать.
(кулачки стучат)
Капля – раз, капля – два,
(руки поочерёдно вперёд, ладонью вверх)
Капли медленно сперва,
(хлопают в ладошки)
А потом быстрей, быстрей
Побежали ручейки.
Их попробуй, догони!
(бег на месте)

Воспитатель: “Солнце помогло распуститься первым весенним цветам! Кто из животного мира этому очень обрадовался? Насекомые. Какие?

Ответы детей:

– Гусеницы.
– Жуки.
– Муравьи.
– Мухи.

Игра «Один-много»

Воспитатель: Правильно, ребята, на полянке в траве мы увидели одного Жука, а потом много Жуков

Одну Бабочку – много бабочек

Одну Муху –  много мух

Одну Божью коровку – много

Одного Муравья – много муравьёв

Одного Комара – много комаров

Одного Кузнечика – много кузнечиков

 Одну Стрекозу – много стрекоз

Воспитатель: “А как вы думаете, кто обрадовался насекомым?”.

Ответы детей: “Птицы”. 

Воспитатель: «Закройте, пожалуйста, глаза и послушайте. Что вы слышите?» (Птичье пение)

Проводиться игра “Хорошо – плохо”.

Воспитатель: “А вы знаете, как называются птицы, которые осенью улетают, а весной возвращаются? (“ Перелетные”) Скажите, а что хорошего, что птицы осенью улетают от нас?”

Ответы детей:

– Зимой в наших краях холодно, птицам негде укрыться от ветра и снега, а на юге тепло.
– Зимой у нас птицам голодно, нечем питаться, потому что насекомые зимой спят, а в теплых странах бодрствуют круглый год.

Воспитатель: “А что плохого, в том, что птицы улетают от нас?

Ответы детей:

– Мы не видим птиц, не слышим их пения.
– Многие перелетные птицы погибают в пути, не выдерживают трудной дороги.

Воспитатель: “Посмотрите, к нашей березе тоже летят  птицы? Помогите мне разместить их на ветках, называя их. Начните со слов «Из тёплых стран прилетели…»

(Дети закрепляют птиц на берёзе, называя их.)

Ответы детей:

– Скворец.
– Стриж
– Грач.
– Ласточка

Воспитатель выставляет под березой карточку с изображением зайца после линьки.

Воспитатель: “Как Солнце помогло изменить вид диких животных с наступлением весны?

Ответы детей:

– Животные линяют: меняют теплый пушистый мех на более легкий и редкий.
– Некоторые животные меняют окраску: лиса, заяц и белка стали серыми.

Воспитатель: А так же у животных весной появились стали рождаться детёныши.

У волка –….. Волчата.

У белки – …..бельчата

У зайца  - ……зайчата

У барсука –….. барсучата

У лисы – …..лисята

У медведя - ….медвежата

У ежа - …..ежата

Воспитатель: “А как солнышко помогло понять детям, что наступила весна?  Во что одевались? В какие игры играют дети?”

Ответы : Дети одеваются в лёгкие куртки и резиновые сапоги. Дети прыгают на скакалке. Рисуют мелками на асфальте, катаются на самокате

Ну, вот мы и разложили все карточки по порядку. И сейчас все вместе продолжим сказку “Как солнце весне помогало”.

Ребёнок 1: Весной солнце светит ярко, греет. На крышах образуются сосульки. Снег тает. Бегут ручьи.

Воспитатель. Молодец. …, продолжи, пожалуйста, рассказ.

Ребёнок 2: Весной тает лёд. Расцветают первые цветы – подснежники. На деревьях появляются листья. Весной из тёплых краёв прилетают птицы.

Воспитатель Молодец, присаживайся. …, продолжи, пожалуйста, рассказ.

Ребёнок 3: Медведь и ёжик весной просыпаются. Заяц меняет шубку: зимой он был белый, а сейчас становится серый. Белка тоже меняет шубку: зимой она была серая, а весной становится рыжая.

Воспитатель: Замечательно, молодец. …, закончи рассказ о весне.

Ребёнок 4: Люди весной надевают лёгкую одежду и обувь: плащ, резиновые сапоги. Дети на улице прыгают через скакалку, пускают кораблики, рисуют цветными мелками на асфальте, катаются на самокате.

Воспитатель: Молодцы. Ребята, а про какое время года мы сейчас рассказывали?

Дети: Про весну.

Воспитатель: Правильно. Посмотрите ещё раз на картинки. Что мы сейчас называли, что это (воспитатель обводит рукой все карточки-схемы на магнитной доске)?

Дети: Это признаки весны.

Воспитатель: Верно.

Воспитатель: “Так в чем же главная причина того, что за зимой обязательно приходит весна?” (“Солнце поднимается выше, светит ярче и сильнее”).

Затем воспитатель приглашает детей пройти на лужайку и сесть в кружок.

Заключительная часть.

Воспитатель: “Скажите, вы любите весну?” Что вам больше всего понравилось на занятии? Что было интересным? Сложным?

Воспитатель вынимает и конверта бумажные солнышки и раздает и  их в благодарность от волшебника за то, что они помогли Весне победить холод.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия в старшей группе на тему: «Весна пришла, тепло принесла».

Конспект занятия в старшей группе на тему: «Весна пришла, тепло принесла»....

Конспект занятия в старшей группе "Лето к нам пришло"

Задачи: - развивать представления детей о сезонных изменениях в живой и неживой природе в летний период; - развивать память, мышление, способность правильно и грамотно высказывать свои мысли; - во...

Конспект занятия для старшей группы "Весна пришла"

Конспект для проведения открытого занятия по теме "Весна пришла"...

Конспект занятия в старшей группе «Золотая хохлома, ты от куда к нам пришла

Цель: Приобщение детей к русской народной культуреЗадачи: Познакомить детей с народным декоративно-прикладным искусством – хохломской росписью, историей ее возникновения, ее характерными о...

Конспект занятия в старшей группе по рисованию. «Весна пришла».

Конспект занятия в старшей группе по рисованию «Весна пришла» Возрастная группа: 4-5 лет.Продолжительность занятий: 25 минут.Цель: формировать умения использовать нужную цветовую...

Конспект занятия в старшей группе «Пришла весна»

Образовательные задачи:Закрепить понимание причинно – следственных связей в явлениях природы, взаимосвязи и временной последовательности происходящего в природе.Развивающие задачи:Ра...

Конспект занятия в старшей группе по теме " Весна пришла"

Рисование в старшей группе по теме "Весна пришла"...