Экологическое воспитание уголок природы в младшей группе
презентация к уроку по окружающему миру (младшая группа)

Актуальность исследования

•Дошкольное детство — начальный этап формирования личности человека, его ценностной ориентации в окружающем мире. В этот период закладывается позитивное отношение к природе, к себе и к окружающим людям.
•значимость создания предметно-развивающей среды для организации процесса экологического образования.
•экологическое образования почти в каждом учреждении используется недостаточно. В связи с этим тема нашего исследования особенно актуальна.

Цель исследования: создание условий в группе для организации совместной деятельности с детьми по ознакомлению с сезонными изменениями.

Объект исследования - расширение представлений детей младшего дошкольного возраста о сезонных изменениях.

 

Предмет исследования – деятельность с детьми в уголке природы по ознакомлению с сезонными изменениями.

Задачи:

1.  Изучить литературу по проблеме экологического образования детей младшего дошкольного возраста.

2.  Проанализировать подходы к созданию экологической среды в дошкольных учреждениях.

3.  Разработать план внесения временных объектов в уголок природы младшей дошкольной группы.

4.  Внедрить план внесения временных объектов в уголок природы младшей дошкольной группы в зимний сезон.

5.  Сделать выводы о влиянии созданной развивающей экологической среды  на формирование представлений детей младшего дошкольного возраста о сезонных изменениях.

Вывод:  Низкий уровень показали четверо детей из четырнадцати ,имея неточные представления, отвечали неуверенно, с помощью подсказки или наводящих вопросов давая неполный ответ, перечисляя отдельные признаки объектов уголка природы; не умея выделяли существенное в объекте (явлении).

 

Результаты исследования

В процессе наблюдений, во время формирования  представлений о сезонных изменениях, задания нашей системы были подобраны таким образом, чтобы они развивали у детей познавательный интерес; развивали наблюдательность. В этом нам помогали сами объекты природы. В процессе всей практики необходимо отметить, что во время взаимодействия  с детьми мы наблюдали интерес у детей к объектам природы, желание узнать о них, действовать, пробовать, экспериментировать. Это желание дало возможность раскрывать детям те явления и особенности сезона, которые раньше было трудно донести до сознания детей.

 

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

УГОЛОК ПРИРОДЫ КАК УСЛОВИЕ ОЗНАКОМЛЕНИЯ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С СЕЗОННЫМИ ИЗМЕНЕНИЯМИ В ПРИРОДЕ Мурзугалеевой.П.В Перетягиной.Т.В . ГБДОУ 122 Выборгского района г.СПБ

Слайд 2

Цель ,объект и предмет исследования Цель исследования: создание условий в группе для организации совместной деятельности с детьми по ознакомлению с сезонными изменениями. Объект исследования - расширение представлений детей младшего дошкольного возраста о сезонных изменениях. Предмет исследования – деятельность с детьми в уголке природы по ознакомлению с сезонными изменениями.

Слайд 3

Задачи исследования Задачи: 1. Изучить литературу по проблеме экологического образования детей младшего дошкольного возраста. 2. Проанализировать подходы к созданию экологической среды в дошкольных учреждениях. 3. Разработать план внесения временных объектов в уголок природы младшей дошкольной группы. 4. Внедрить план внесения временных объектов в уголок природы младшей дошкольной группы в зимний сезон. 5. Сделать выводы о влиянии созданной развивающей экологической среды на формирование представлений детей младшего дошкольного возраста о сезонных изменениях.

Слайд 4

Ход исследования Исследуя среду, ученые по разному определяли ее воспитательный потенциал: среда наполненная нравственно-эстетическими ценностями дает способ жить и развиваться, создает мир как бы заново, в ней есть сила и действие ( В.С.Библер ), формирует отношение к базовым ценностям. Это значит, что вся окружающая детей среда должна быть привлекательна, доступна и информативна для всех и для каждого ребенка в отдельности.

Слайд 5

1. Сущность и значение экологического образования дошкольников экологический уголок (комнатные растения и картотека к ним, коллекций, макеты, природный материал, оборудование для ухода за живыми объектами); минилаборатория (материалы для детского экспериментирования, микроскоп, природный материал); библиотека (познавательная литература о природе, подборка картин и иллюстраций из жизни животных, растений, по сезонным изменениям, а также видеоматериалы, аудиоматериалы); территория детского сада (игровые площадки для организации экологических праздников, экскурсий и игр, различные породы деревьев); огород, цветник (цветы, кустарники, овощные культуры); галерея (тематические выставки детских работ).

Слайд 6

2.Принципы построения предметно-пространственной среды, рекомендованные ФГОС ДО: - принцип активности самостоятельности, творчества; - принцип дистанции позиции при взаимодействии; - принцип стабильности – динамичности развивающей среды; - принцип вопрос организации предметно-развивающей среды ДОУ. Это связано с принципом комплексирования и гибкого зонирования; -принцип сочетания привычных и неординарных элементов в эстетической организации среды; - принцип открытости и закрытости (природе, культуре, Я - образ) - гендерный принцип реализует возможность для девочек и мальчиков проявлять свои склонности в соответствии с общественными нормами;

Слайд 7

3. Требования к организации экологической развивающей среды Предметную среду необходимо проектировать в соответствии с той программой, которая реализуется в образовательном учреждении. Уметь создавать среду должен сам педагог, владеющий знаниями по дошкольной педагогике и психологии. Так, воспитатель должен учитывать индивидуальные особенности развития каждого своего воспитанника, знать группу в целом, чтобы не задерживать дальнейшее развитие детей и вместе с тем не ставить перед ними неисполнимых для детей задачи (такие задачи могут погасить у ребёнка желание даже попробовать их разрешить, сдерживают развитие познавательного интереса).

Слайд 8

Постоянные и временные Постоянными обитателями уголка природы будут комнатные растения. В 1 младшей группе педагог привлекает внимание детей и показывает, как ухаживать за растениями. Рекомендуют такие растения с крупными листьями и ярко цветущие. В младшей группе из комнатных растений рекомендуют 4-5 видов неприхотливых растений. Это растения, которые красиво и долго цветут, с ярко выраженными стеблем, листьями и цветами. В каждой группе детского сада рекомендуется иметь календарь погоды. Отмечая погоду в календаре, дети закрепляют знания, полученные в ходе наблюдений в природе Педагог знакомит с комнатными растениями, привлекает к уходу и показывает. Дети должны знать название 2-3 комнатных растений. Временные обитатели уголка природы – это объекты, которые вносятся для наблюдений на непродолжительный отрезок времени: Осенью это будут осенние букеты и цветы из цветника, пересаженные в кашпо.

Слайд 9

5. Содержание представлений о сезонных изменениях в природе у детей младшего дошкольного возраста Младшие дошкольники должны понимать некоторые связи между явлениями природы: светит солнце – становится теплее, дует ветер – качаются деревья. Воспитатель учит малышей наблюдать за объектами и явлениями природы. При этом детям предлагаются задача наблюдения и план, которого следует придерживаться. По ходу наблюдения воспитатель учит детей обследовательским действиям. Очень важно приучить малышей рассказывать о результатах наблюдения. Задача воспитателя – формировать у ребят эмоционально-положительное, бережное отношение к природе (умение радоваться при виде цветка, птички, солнышка).

Слайд 10

Задачи: - Выявить уровень представлений о сезонных изменениях у детей младшего дошкольного возраста. - Разработать план внесения временных объектов в уголок природы младшей дошкольной группы. - Внедрить план внесения временных объектов в уголок природы младшей дошкольной группы в весенний сезон. - Сделать выводы о влиянии созданной развивающей экологической среды на формирование представлений детей младшего дошкольного возраста о сезонных изменениях.

Слайд 11

План по внесению временных объектов в уголок природы с целью формирования представлений о сезонных изменениях. 1. «Посадка лука» 1-2 неделя Цель: уточнить представление о том, что из луковицы-репки можно вырастить лук, если создать ей благоприятные условия;- что зеленый лук полезен людям, так как в нем много витаминов. 2. «Посадка семян фасоли» 2-3 неделя Цель: формирование представлений о том, что растения вырастают из семян; - научить узнавать фасоль, отличать ее от семян гороха; - закрепить знания об условиях, необходимых для роста фасоли (земля, вода, свет, тепло);

Слайд 12

Внедрение плана мероприятий в уголке природы с детьми младшего дошкольного возраста Цель 1 этапа: - уточнить представление о том, что из луковицы-репки можно вырастить лук, если создать ей благоприятные условия; - что зеленый лук полезен, так как в нем много витаминов. Цель 2 этапа: выявить изменения, которые произошли с луковицами за неделю, зарисовать увиденное в календаре по желанию. Цель 3 этапа : - обнаружить изменения в состоянии луковицы, росте корней и зелени; - связать эти изменения с наличием нужных для роста условий (тепла, воды, света); - сравнить луковицы и обнаружить различия в их состоянии; - зарисовать результаты наблюдения в календаре по желанию. Цель 4 этапа : - учить детей замечать изменения растущих луковиц, связывать их с факторами внешней среды; - замечать различия в росте зелени у разных луковиц, устанавливать их причины. Цель 5 этапа: - обнаружить дальнейшие изменения в росте луковиц, разницу в состоянии зелени, которая вызвана неодинаковыми условиями

Слайд 13

Как это было… Для выявления представлений детей младшего дошкольного возраста о сезонных изменениях была выбрана методика В. Синельниковой и О.М. Газиной. Цель диагностики : выявить характер, содержание и объем сформированных представлений детей о сезонных явлениях в природе.

Слайд 14

Вывод : Низкий уровень показали двое детей из четырнадцати ,имея неточные представления, отвечали неуверенно, с помощью подсказки или наводящих вопросов давая неполный ответ, перечисляя отдельные признаки объектов уголка природы; не умея выделяли существенное в объекте (явлении). Из четырнадцати детей большая часть ответили на средний уровень представлений о сезонных изменениях. Многие вопросы заставляли детей задуматься перед ответом. Восемь детей из четырнадцати способны к установлению некоторых связей и зависимостей, однако не всегда могут объяснить их; умеют анализировать предметы и явления природы, выделяют в них существенное, используя подсказку воспитателя. И только четверо из четырнадцати детей ответили на высокий уровень дошкольники уверенно отвечали на поставленные вопросы, рассматривали объекты (явления) целостно; способны к обобщениям, классификации, выявлению объективных связей внутри группы предметов или явлений, могли объяснить наблюдаемые в природе закономерности, привести примеры.

Слайд 15

Наблюдение за луком

Слайд 16

Вывод : В результате наблюдений можно сделать вывод , что выгонку лука необходимо осуществлять при отличном освещении и умеренном поливе. Свет и вода способствовали хорошему росту вегетативных органов: побега и корня. Недостаточное освещение и недостаточный полив замедлили бы рост вегетативных органов: стебля и листьев .

Слайд 17

Посадка семян фасоли

Слайд 18

Вывод : В результате посадки семян фасоли узнали ,что для прорастания семян необходима влага. Семена поглощают воду для того, чтобы получать питание для роста. Прорастание семян невозможно без присутствия воздуха. Необходимость воздуха объясняется тем, что семена дышат, то есть они поглощают кислород и выделяют углекислый газ. Для успешного прорастания семян кроме воды и кислорода, необходима благоприятная температура. Если семенам достаточно воды и воздуха, но не хватает тепла, они не прорастут и, в конце концов, погибнут. В дальнейшем, наблюдая за проросшими растениями, мы установили, что для дальнейшего роста и развития растениям, кроме воды, воздуха и тепла, необходимы солнечный свет и почва, которые являются источниками питания для растения. Исследуя данную тему, мы узнали много нового о растениях

Слайд 19

Результаты исследования В процессе наблюдений, во время формирования представлений о сезонных изменениях, задания нашей системы были подобраны таким образом, чтобы они развивали у детей познавательный интерес; развивали наблюдательность. В этом нам помогали сами объекты природы. В процессе всей практики необходимо отметить, что во время взаимодействия с детьми мы наблюдали интерес у детей к объектам природы, желание узнать о них, действовать, пробовать, экспериментировать. Это желание дало возможность раскрывать детям те явления и особенности сезона, которые раньше было трудно донести до сознания детей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Экологическое воспитание.Уголок природы

Ознакомление детей с природой в детском саду требует постоянного непосредственного общения с ней. Одним из условий, обеспечивающих это, является организация в детском саду уголков природы.Экологическо...

Уголок природы в младшей группе

В уголок природы младших групп помещают растения, имеющие четко выраженные основные части (стебель, листья) и ярко, обильно и долго цветущие. Это обыкновенная (или зональная) герань, фуксия, вечноцвет...

Консультация для родителей по экологическому воспитанию «Уголок природы в младшей группе»

Консультация содержит информацию по ознакомлению детей с природой в детском саду....

Уголок природы в младшей группе

Ознакомление детей с природой в детском саду требует постоянного непосредственного общения с ней.В дошкольном учреждении ребят знакомят с природой, происходящими в ней в разное время года изменениями....

Уголок природы 1 младшей группы

Уголок природы 1 младшей группы*Целью  создания уголка природы в I младшей группе является обогащение представления детей о многообразии природного мира, воспитание бережного обращения к ней. Общ...

Экологический проект «Уголок природы в нашей группе»

Наблюдая за детьми, нам захотелось, познакомить детей с природой, не выходя их группы, для этой цели был создан объект под названием: «Огород Почемучек», в котором представлены разнообразн...

Конспект непрерывной образовательной деятельности по экологическому воспитанию для детей 2 младшей группы «Природа наш дом».

Конспект непрерывной образовательной деятельности по экологическому воспитанию для детей 2 младшей группы «Природа наш дом».Программное содержание:• дать представление детям о взаимоз...